Спартак. Трагедия. Действие 5. Сцена 3

По одноимённому роману Рафаэлло Джованьоли

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

В лагере Красса.

Красс

Решил себе присвоить Муммий славу! 42
В итоге он разбит. С остатками бежал. 43
Как опозорил римскую державу
Бездарный заместитель мой! Скандал!
До Рима добежали трусы эти.
Какой поднялся шум и тарарам!
Сенат напуган. Вот ведь как на свете
Рождается от глупых действий срам!
Устрою децимацию. Пусть жребий 44
Решит в десятках, кто будет казнён,
И сами же убьют десятого. С отребьем
Не справились! Весь Рим наш возмущён.

К Крассу обращается один из воинов, которому
выпал жребий быть убитым.

Эмилий Глабрион

О славный Красс! Прошу тебя, не надо:
Меня от розги ликтора избавь. 45
Пусть голову отрубят лишь – наградой
Мне станет это, раз велит устав.

За Эмилия Глабриона заступается другой воин.

Валерий Аттал

Он, раненый, отважно защищался,
Но, вынужденный, тоже побежал.
Казни меня, чтоб он живым остался,
Хочу, чтобы герой не пострадал.

Красс

От розог храбреца освобождаю.
Но от закона – не могу никак.

Эмилий Глабрион

О славный Красс! Я гордо умираю.
Благодарю, что умираю так!

Крассу сообщают, что его хочет видеть гонец от гладиаторов.
В шатёр входит Эвтибида.

Эвтибида

Ты узнаёшь меня, мой ненаглядный Красс?

Красс

Ты?.. Эвтибида?.. Ты… в доспехах… здесь…

Эвтибида

Мои объятья не забыл? Сейчас
Я оказать хочу тебе услугой честь.
Спартак – мой враг заклятый, а не друг.
Я помогу тебе его разбить.
Бой с Эномаем – дело моих рук:
В ловушку удалось мне заманить.
Там десять тысяч потерял Спартак.
Три года битв – пора уж с ним кончать.
Всё возитесь – не справитесь никак.
Придумала, как в клещи его взять.
Контубернал у Крикса я теперь
И твой агент – со мной согласен ты?
Придумала я план, ты мне поверь:
Спартак стоит у гибельной черты.
Известно мне, что фракиец сейчас
Замыслил против Рима в эти дни:
Он слух пустил, чтоб ты услышал, Красс:
Спартак ушёл, мол, Крикс теперь один.
А сам в засаде сзади будет ждать,
Когда же ты на Крикса нападёшь.
Хитёр! Но ты не дашь ему напасть.
Он сам в свои же сети попадёт!
Отсюда утром в Сипонт уходи.
Спартак ждать будет сведений моих
О продвижении. А я скажу, что ты
Не думал уходить. У Крикса буду вмиг.
Скажу ему, что приказал Спартак
Идти к горе Гарган, и если нападёшь,
Чтоб отбивал твои атаки там,
Пока Спартак на помощь не придёт.
Пока Спартак затем к нему идёт,
Ты Крикса разгромишь, ну, а потом
И Спартака разбить придёт черёд.
Ну, как мой план?

Красс

Мне верится с трудом,
Что ты его сумела сотворить!
В Эреба самой страшной глубине
Такой бы план никто б не смог родить.
Теперь тебе поверил я вполне.
И если всё по плану выйдет так,
Я щедро награжу тебя. Сенат
Узнает от меня, как был разбит Спартак.
Благодарю. Я встрече нашей рад.

Эвтибида

Что мне награды ваши! – Не нужны.
Победа ваша – это месть моя.
Восставшие на смерть обречены.
И в этом смысл и радость вижу я.

22 июня 2015 г.

----------
   Вверху представлена обложка книги
Владимира Тяптина, выполненная лауреатом
Государственной премии Удмуртской
Республики, автором Герба и Флага УР
Юрием Лобановым.


Рецензии