Власть слова

                Я словом могу вознести тебя...
                Я словом могу тебя уничтожить...



 Я си­дел за сво­им ра­бочим сто­лом, еле на­ходя за гру­дами книг, пи­сем и не­нуж­ных бу­маг мес­то для сво­его ста­рень­ко­го но­ут­бу­ка. Зна­ете, го­ворят – по­рядок в до­ме – по­рядок в го­лове. По­лагаю, это очень точ­ное оп­ре­деле­ние, и я с ним пол­ностью сог­ла­сен. Но, увы, в мо­ей го­лове сей­час тво­рит­ся пол­ная не­раз­бе­риха и ха­ос, что­бы убе­дить­ся в этом, сто­ит лишь взгля­нуть на мой ка­бинет. Хо­тя, за­чем так да­леко хо­дить, прос­то пос­мотри­те на мой стол, и сра­зу всё ста­нет по­нят­но. Я вот уже би­тый час пы­та­юсь сос­ре­дото­чить­ся на на­писа­ние сво­ей но­вой кни­ги. Ра­ботать с из­да­тель­ством прек­расно, но у ме­ня пе­ред ним есть обя­затель­ство - я дол­жен вы­пус­кать ми­нимум три кни­ги в год. Ска­жете ма­ло? По мер­кам де­тек­ти­вов, воз­можно. Но для хо­роше­го ро­мана – это впол­не се­бе дос­та­точ­но. Моя пос­ледняя кни­га «Иг­ра в прят­ки» ра­зош­лась мил­ли­он­ным ти­ражом. И это дол­жно ме­ня ра­довать, а за­од­но я дол­жен гор­дить­ся, ведь есть чем. Но нуж­но быть от­кро­вен­ным хо­тя бы с са­мим с со­бой – она выш­ла ху­же пре­дыду­щей, нам­но­го ху­же. И де­ло не в за­тас­канном сю­жете или скуд­ности пись­ма, нет. Ме­ня сму­ща­ют и од­новре­мен­но пу­га­ют собс­твен­ные пер­со­нажи. Так стран­но иног­да пе­речи­тывать свои кни­ги, осоз­на­вать, что вот этот пси­хичес­ки не­урав­но­вешен­ный убий­ца – плод тво­его во­об­ра­жения. Он мыс­лит, чувс­тву­ет и го­ворит бла­года­ря те­бе. И, сто­ит ска­зать, не­кото­рые его мыс­ли – это твои мыс­ли. Воз­можно, глу­боко скры­тые, в ко­торых ты бы ни­ког­да, да­же под уг­ро­зой смер­ти, не приз­нался. По­нача­лу это ме­ня вов­се не пу­гало. Я и зна­чения это­му не при­давал. Ведь они же вы­мыш­ленные, не­нас­то­ящие. Ма­ло ли что воз­никнет в го­лове в ча­са так два но­чи (в это вре­мя я обыч­но и пи­шу свои «ше­дев­ры»). По­том я стал ссы­лать­ся на поз­днее вре­мя, ког­да мозг го­тов ра­ботать, а Му­за сто­ит ря­дом и шеп­чет мне на ухо. Чем боль­ше книг я пи­сал, тем мень­ше дей­ство­вали эти от­го­вор­ки. За­тем, для боль­шей про­дук­тивнос­ти и яс­ности мыс­ли, я стал ра­ботать ис­клю­читель­но днём. И что же? Мои ге­рои ста­нови­лись ни­чуть не ме­нее злоб­ны­ми и не­нор­маль­ны­ми. Тог­да нас­та­ло вре­мя за­думать­ся. Мо­жет по­казать­ся, что я раз­ду­ваю из все­го это­го це­лую тра­гедию прос­то так. На пус­том мес­те. И мой брат счи­та­ет имен­но так. Мол, ты лич­ность твор­ческая и те­бе уже ме­рещит­ся бог весть что. Ну­жен от­дых. В об­щем-то, он от­части прав. От­дых мне и в са­мом де­ле был ну­жен. Но вот толь­ко не в оди­ночес­тве. Ина­че я точ­но свих­нусь.      
 Глав­ное пре­иму­щес­тво оди­ночес­тва, ведь ка­кое? Пра­виль­но, сво­бода. От лю­дей, от проб­лем, су­еты. Ты пол­ностью рас­тво­ря­ешь­ся в се­бе. А оно мне на­до? Нет, нет и ещё раз нет. Я по­ка пи­шу и так че­рес­чур рас­тво­ря­юсь в се­бе. По­это­му я взял от­пуск. Ре­шил про­вес­ти его кру­гу семьи. Она у ме­ня, к сло­ву, не даст ску­чать и уж точ­но не ос­та­вит те­бя од­но­го хоть на ми­нут­ку в оди­ночес­тве. Но, как наз­ло, все друж­но ре­шили, что мне нуж­но ра­ботать над но­вым ро­маном. Да­же вы­дели­ли от­дель­ную ком­на­ту. Все мои по­пыт­ки про­вес­ти вре­мя в их шум­ной ком­па­нии не увен­ча­лись ус­пе­хом. Все де­ло в том, что мой стар­ший брат, ещё до мо­его при­ез­да, пре­дуп­ре­дил род­ных о мо­ём «осо­бом сос­то­янии» - так в мо­ей семье на­зыва­ют прис­ту­пы вдох­но­вения. А пос­коль­ку Ге­орг поль­зу­ет­ся осо­бым ав­то­рите­том, то его при­каз ис­полни­ли очень хо­рошо. Так хо­рошо, что мне приш­лось у­ехать из ро­дитель­ско­го до­ма об­ратно к се­бе. И вот те­перь я си­жу в сво­ем ка­бине­те, на­ходясь в пле­ну сво­их мыс­лей. За­бав­но, прав­да? Ко все­му про­чему мой из­да­тель тре­бу­ет как мож­но ско­рее от ме­ня но­вый ро­ман. Буд­то он счи­та­ет, что пи­шу я их за один при­сест, а всё ос­таль­ное вре­мя соз­даю вок­руг се­бя а­уру твор­ца. Мо­жет по­казать­ся со сто­роны, что у ме­ня так на­зыва­емый «твор­ческий кри­зис» или как я его на­зываю – «твор­ческий за­тор», но это не так. Идеи для ро­мана у ме­ня есть. И да­же боль­ше, чем обыч­но. Вон, весь стол ими за­вален. У ме­ня нет же­лания. Вер­нее, нет же­лания соз­да­вать но­вых ге­ро­ев. По­нима­ете, у пи­сате­лей есть один та­кой стран­ный бзик – они при­вязы­ва­ют­ся к сво­им пер­со­нажам. И ча­ще все­го не к тем, что на­до. Ну, всё как в жиз­ни. Мы вы­бира­ем не тех лю­дей, соз­да­ем им аре­ол ан­ге­лов и не от­пуска­ем. Бук­валь­но цеп­ля­ем­ся мер­твой хват­кой. Вот со мной так и слу­чилось.       В кни­ге «Иг­ра в прят­ки» я соз­дал вто­рос­те­пен­но­го пер­со­нажа - Ми­нак­са. И, в прин­ци­пе, я мог бы впи­сать его в но­вый ро­ман, ес­ли бы не од­но ма­лень­кое и су­щес­твен­ное «но» - я его убил. Вот так прос­то. Взял и из­ба­вил­ся от проб­ле­мы од­ним ра­зом. Па­ра фраз и не­дав­но дей­ству­ющий пер­со­наж ис­че­за­ет нав­сегда. Воз­ни­ка­ет впол­не ло­гич­ный воп­рос – за­чем? За­чем уби­вать пер­со­нажа, ес­ли так при­вязал­ся к не­му? На то бы­ло, ес­ли быть чес­тным, мно­го при­чин. Во-пер­вых, он был глав­ным ан­та­гонис­том ро­мана, а пос­коль­ку в прош­лом ро­мане по­беди­ло так на­зыва­емое «зло», мой из­да­тель нас­то­ял на по­беде доб­ра в этом. Во-вто­рых, это бы­ло са­мой ло­гич­ной кон­цовкой. По­верь­те, я ис­про­бовал мно­жес­тво ва­ри­ан­тов, и эта под­хо­дила иде­аль­но. В-треть­их, он пу­гал ме­ня. Пу­гал прос­то до дро­жи в ко­лен­ках, до внут­ренне­го воя. И да, я про­верял­ся у вра­ча, я не псих. Да­же спра­воч­ка есть. Ва­ля­ет­ся где-то в сто­ле.
      
 Ми­накс был не по­хож на мо­их пер­со­нажей. Он был не прос­то оку­тан ть­мой и ка­кой-то зло­вещей тай­ной, он из­лу­чал её. Ть­ма жи­ла где-то глу­боко внут­ри его. Она пи­талась им са­мим. Но всё это не са­мое страш­ное. Са­мое страш­ное – он был мо­им от­ра­жени­ем. Двой­ни­ком из за­зер­калья, где все твои глу­боко за­капан­ные мыс­ли воп­ло­ща­ет­ся в об­ра­зе вот та­кого Ми­нак­са. Я по­нял на­ше сходс­тво не сра­зу. Прос­то впи­сал его в об­щий текст, сде­лал ан­ти­подом глав­но­го ге­роя, у ко­торо­го, к сло­ву, то­же есть греш­ки. Зна­ете глав­ное от­ли­чие хо­роше­го ге­роя от пло­хого? Это вов­се не на­личие ним­ба над го­ловой у пер­во­го. Прос­то хо­роший па­рень ис­прав­ля­ет свои ошиб­ки, гре­хи, как угод­но, рас­ка­ива­ет­ся в них, а пло­хой при­нима­ет их и жи­вёт с ни­ми. Вот и в мо­ём ро­мане Аш «ис­пра­вил­ся», встав на сто­рону бе­лых, а его брат-близ­нец Ми­накс встал во гла­ве чер­ных. Че­го гре­ха та­ить, я, во вре­мя на­писа­ния ро­мана, ас­со­ци­иро­вал се­бя с Ашем. Он, как мне по­нача­лу ка­залось, был мо­им ре­зонё­ром. Я вкла­дывал в его сло­ва свои мыс­ли. На­делил его сво­ими чувс­тва­ми. И я да­же не осоз­на­вал, что всем этим об­ла­дал и Ми­накс. Толь­ко в дру­гом, ис­ка­жен­ном ви­де. Я не от­да­вал се­бе от­чёт и в том, что имен­но Ми­накс мне был по-сво­ему до­рог и бли­зок. Прос­то так бы­ва­ет всег­да. Он был из­го­ем в вы­думан­ном мной ми­ре, и я все­го лишь жа­лел его. Но из­го­ем был Аш и его ок­ру­жение. А мир был во влас­ти Ми­нак­са.      

 «Иг­ру в прят­ки» я пи­сал бук­валь­но на од­ном ды­хании. Та­кого при­лива вдох­но­вения и по­лета фан­та­зии у ме­ня не бы­ло со вре­мен мо­ей пер­вой кни­ги. Но ес­ли что-то де­ла­ет­ся слиш­ком лег­ко, дол­жен быть под­вох. В мо­ей жиз­ни всег­да так. И сей раз не стал ис­клю­чени­ем. Дой­дя до фи­нала, я за­думал­ся над раз­вязкой. Ведь Аш с каж­дой гла­вой про­иг­ры­вал в иг­ре всё боль­ше и боль­ше. Ми­накс да­вил на не­го ре­аль­ностью ми­ра. И с этим бо­роть­ся бы­ло не так прос­то. Из­на­чаль­но, я пла­ниро­вал борь­бу двух брать­ев-близ­не­цов ме­нее тра­гич­ной и кро­вожад­ной. Их враж­да дол­жна бы­ла быть рож­де­на про­тиво­речи­ем во взгля­дах. В це­лом, так оно и выш­ло. Да вот толь­ко Ми­накс свои до­воды под­тверждал очень наг­лядно. Он ста­вил эк­спе­римен­ты на лю­дях. Зас­тавлял их рас­кры­вать свою ис­тинную сущ­ность пос­редс­твом экс­тре­маль­ных си­ту­аций, ког­да не ду­ма­ешь, что хо­рошо, а что пло­хо, а прос­то де­ла­ешь всё, что­бы вы­жить. Са­мое про­тив­ное в том, что он, в боль­шинс­тве сво­ём, был прав. Аш же дей­ство­вал бо­лее гу­ман­но и, увы, до­воды при­водил по­рой не­лепые. Наб­лю­дая за людь­ми всё боль­ше и боль­ше, я при­ходил к вы­воду, что встаю на сто­рону Ми­нак­са. Это пу­гало ме­ня. Я пы­тал­ся бо­роть­ся с этим. Но тщет­но. Я бо­рол­ся с пус­то­той. А мой «враг» сто­ял в сто­роне и наб­лю­дал за про­ис­хо­дящим. Поз­дно спох­ва­тив­шись, я на­чал ис­прав­лять си­ту­ацию. Пе­репи­сать нес­коль­ко глав вов­се не труд­но. Ку­да слож­нее по­менять своё ми­ровоз­зре­ние. Сер­дцем, чем-то внут­ри, я по­нимал, что мо­гу убить Аша. Я бук­валь­но был го­тов к это­му. Ему не бы­ло мес­та в этом ми­ре. Слиш­ком он для не­го слаб. Ми­накс вов­се не яв­лялся зло­де­ем в об­щепри­нятом смыс­ле. Ему вов­се не бы­ло чуж­до сос­тра­дание и лю­бовь. Вот толь­ко и их он про­яв­лял ина­че. Брат для Ми­нак­са был всем. И он бы ни­ког­да и ни за что не при­чинил вре­да ему. Вот, прав­да, боль­ше ни на ко­го это не рас­простра­нялось. Ми­накс прос­то хо­тел по­казать всё не­совер­шенс­тво ми­ра, его обо­рот­ную, зер­каль­ную сто­рону. Ка­жет­ся, я на­чинаю за­щищать его. Сно­ва. Я слиш­ком поз­дно осоз­нал, что борь­ба бы­ла не­рав­ной. И тог­да приш­лось до­бав­лять Ашу си­лы. У не­го по­яви­лись со­рат­ни­ки. Тог­да ча­ши ве­сов срав­ня­лись. Те­перь по­нима­ете, по­чему я бо­ял­ся Ми­нак­са? Их бы­ло пя­теро, а он один. И прав­да, мер­зкая, гряз­ная прав­да бы­ла на его сто­роне. Всё еще на его. Мне не ос­та­валось ни­чего ино­го, кро­ме как са­мому вме­шать­ся в иг­ру. Ещё бы чуть- чуть, и Ми­накс на­шел Аша, неп­ре­мен­но на­шёл. И тог­да бы он убил его. Убил, что­бы спас­ти. Ог­ра­дить от ть­мы. Ог­ра­дить от са­мого се­бя. Так бы­ло пра­виль­но. И Ми­накс стой­ко ожи­дал, ког­да его ру­ки омо­ют­ся в кро­ви род­но­го бра­та. Но я не мог. Не дол­жен был. Я за­пус­тил об­ратный от­счет, тем са­мым да­вая хо­рошим пар­ням вре­мя на ре­ша­ющий ход. К то­му вре­мени я знал Ми­нак­са слиш­ком хо­рошо. Он был мо­им за­зер­каль­ным от­ра­жени­ем. Это я уже по­нял. Всё еще бо­ял­ся при­нять, но по­нял. И я знал его сла­бые мес­та. Знал, как об­хитрить, как об­ма­нуть его. У ме­ня был все­го один единс­твен­ный ход. Один шанс из­ба­вить се­бя от этой му­ки. Из­ба­вить се­бя от прав­ды. И тут Аш не под­вел. Сде­лал всё, как по­лага­ет­ся.

      Ми­накс был убит сво­им же ме­тодом – он не про­шёл эк­спе­римен­та. Стран­но, да? Но ус­ло­вия бы­ли под­лы­ми. Учас­тни­ки бы­ли лжи­выми. Ми­накс не смог пре­дать бра­та. И поп­ла­тил­ся за это. Ка­кой жут­кий ок­сю­морон! Пло­хой па­рень не спо­собен на пре­датель­ство. Смеш­но... Но Ми­накс умер толь­ко на бу­маге. Ког­да он ус­мехнул­ся преж­де, чем вздох­нуть пос­ледний раз я по­нял, – он вер­нется. Аш ос­та­нет­ся в кни­ге. В сво­ем
   Они оба оп­равда­ли дан­ные мной име­на – один и пос­ле сво­его ис­чезно­вения прес­ле­ду­ет ме­ня, уг­ро­жая мо­ей пси­хичес­кой сох­раннос­ти, а вто­рой сго­рел в этой иг­ре, не су­мев вы­дер­жать бре­мя по­беды, ос­та­вив пос­ле се­бя лишь пе­пел.
    
 Иног­да Ми­накс при­ходит ко мне, ког­да я на­чинаю пи­сать. Ста­новит­ся по пра­вую сто­рону от Му­зы и шеп­чет. Та­ким ти­хим, заг­робным го­лосом шеп­чет, что мне не не­куда бе­жать от се­бя. Я в ло­вуш­ке. А Му­за лишь тя­жело взды­ха­ет. Она сог­ласна с ним. Я знаю, как ос­во­бодить­ся из этой ло­вуш­ки. Да вот толь­ко я трус для это­го. В этом мы с Ашем по­хожи. Я и Мин зна­ем, что мне хва­тит си­лы лишь на то, что­бы за­переть его, зап­ря­тать в тем­но­те сво­ей ду­ши. Но сколь­ко на это уй­дёт вре­мени и на­дол­го ли? А? Мо­жет, хоть Вы мне от­ве­тите?

***
Стоит пояснить значение имён персонажей (с латыни):
Ash (Аш) — пепел
Minax ( Минакс, Мин) — угроза


Рецензии