Пятница 7-й недели Великого поста

            Страстная Пятница.

    В святую и Великую Пятницу вспоминаем страшные, спасительные страсти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которые Он, по Своей воле принял за нас. Оплевание, побои, пощёчины, оскорбления, насмешки, одевание в багряницу, удары тростью по голове, напоение с губки уксусом, прибивание гвоздями, пронзание копьём. И, наконец, главное из всего, это - крест и смерть. Вспоминаем также спасительное исповедание на кресте, распятого возле Него, благоразумного разбойника.
 
            Христос, после того за тридцать сребреников был предан Своим другом и учеником, оказался у архиерея Анны. Тот послал Иисуса к Каиафе, где Господь подвергся оплеванию, терпел пощёчины и насмешки. Здесь над ним издевались, говоря: «Прореки нам, Христос, кто Тебя ударил?». Привели и лжесвидетелей, рассказывавших, будто Он говорил: «Разрушьте этот храм, и Я в три дня его восстановлю», и то, что Он называл Себя Сыном Божиим. Тогда архиерей, назвав это богохульством, разодрал свою одежду. Поутру Христа отвели к Пилату в преторию (суд). При этом иудеи, пришедшие с Ним, не вошли, как пишет евангелист, чтобы не оскверниться, ибо намеревались вкушать пасху. Пасхой назывался весь (недельный) праздник, который и в те дни отмечался, как и всегда. Однако Христос совершил её днём раньше (прошлым вечером), для того, чтобы в пятницу Самому стать закланным Агнцем, истинной Пасхой.
 
    Выйдя к иудеям, Пилат спросил, в чём они обвиняют Иисуса, и проведя расследование, не нашёл ничего такого, что бы было похоже на обвинение. Тогда Пилат вернул Его обратно к Каиафе. Тот, однако, вновь направил Христа к Пилату, возбуждая при этом прокуратора казнить Его. Пилат молвил первосвященникам: «Сами возьмите Его, судите по вашему закону и распните». Они же сказали, что им нельзя никого убивать, настаивая на том, чтобы Пилат сам предал Его распятию. Тогда Пилат спросил Христа: «Ты - Царь Иудейский»? Тот признал Себя Царём, но вечным, говоря: «Царство Моё не от мира сего». Желая отпустить Его, Пилат сказал иудеям, что никакой вины, за которую можно было бы Иисуса казнить, он не нашёл. Затем предложил им, по праздничному обычаю, отпустить одного из узников на свободу, однако те выбрали Варавву.
 
    Тогда, в угоду иудеям, предал Пилат Христа на распятие. Перед казнью римские стражники (отвели Его внутрь двора), и, избив, одели в багряницу (как бы в царскую порфиру). Затем одели на голову Ему терновый венец, а в правую руку вложили трость (как бы царский жезл). Нарядив таким образом Иисуса, они стали издеваться над Ним. Нанося Ему удары, насмехались, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский!». Уже после изрядного надругательства над Подателем всех благ, Пилат вновь повторяет: «Никакой вины, достойной смерти, я в Нём не нашёл». Но архиереи не отступились, говоря, что Он достоин смерти, потому что называл Себя Сыном Божиим. При этом Иисус ничего не отвечал на все те обвинения, (которые выдвигали) против Него. Иудейская толпа кричала Пилату: «Распни, распни Его». Иудеи желали для Иисуса казни разбойника, чтобы народ не сохранил о Нём добрую память.
 
            Пилат, стыдя их, спросил: «Царя ли вашего распну?». Они ответили ему, что не имеют иного царя, кроме римского императора. Поскольку обвинения и хула на Иисуса не приносили должного результата, они приплели к делу императора, стараясь перевести свои претензии в политическую плоскость. И, излив, тем самым, свою бешеную ярость на Иисуса, добиться всё-таки Его казни. Иудеи сказали: «Всякий, делающий себя царём, враг римскому императору».
 
            Когда Пилат вершил суд, его жена, напуганная страшными снами, послала слугу, чтобы он передал прокуратору следующие слова: «Ничего не делай этому Праведнику, потому что ныне во сне я сильно за Него пострадала». Пилат умыл (перед народом) руки, говоря, что невиновен он в крови (Праведника). И отвечая ему, иудеи кричали: «Кровь Его на нас и на наших детях, если отпустишь Его, ты не друг римскому императору». (Испугался Пилат этих слов), хотя точно знал, что Иисус невиновен (что Он был предан в его руки из зависти). Связав Христа, он отдал его на смерть, отпустив Варавву. Тогда (предавший Спасителя) Иуда, увидев, что Тот осуждён, бросил (в храме) сребреники, и пошёл, чтобы удавиться. Он повесился на дереве, позже его тело, раздувшись, лопнуло.
 
    Римские стражники, взяв трость, били Иисуса по голове, так что Он был не в состоянии понести Свой крест. Тогда крест этот заставили нести Симона Киринеянина. Иисуса распяли в три часа дня (по-нашему, в 9 утра), на месте, называемом Голгофа («лобное место» или «лысая гора»). По обеим сторонам от Него распяты были два разбойника, так, чтобы Христос был ко злодеям причтён. Довершая меру своего беззакония, распявшие Иисуса стражники, делили между собой Его бедную одежду, (а чтобы решить) кому достанется цельный, не из кусков сшитый, хитон, бросали жребий. Но и это ещё не всё. Расположившиеся у креста (кивали головами на Распятого), злословя Его: «Разрушающий храм и в три дня его Созидающий, Спаси Самого Себя!». И ещё: «Других спасал, а Себя спасти не может». А также: «Если Он царь Израиля, пусть сойдёт с креста, тогда  уверуем в Него».
   
    Если бы они правду говорили, то безо всяких колебаний последовали бы за Ним, уразумев из тех знамений, которые произошли при распятии Христа, что Он не только Израиля Царь, но и всего мира. Ибо, для чего же ещё могло произойти трёхчасовое солнечное затмение посреди белого дня, как не для того, чтобы все уразумели, что страдает (Творец)? Земля потряслась и камни полопались для того, чтобы обличить окаменение иудеев. Тела многих усопших (святых) воскресли во уверение всеобщего воскресения и явления силы крестного Страдальца. Завеса в храме разодралась напополам (сверху до низу), будто сам храм пришёл в ярость от того, что Прославляемый в нём висит на кресте. Открывая, тем самым, доступ (в Святая святых) к недоступному для многих (созерцанию Бога). Христос был распят в третьем часу, а затем, «от шестого часа до девятого» (по-нашему, с 12 до 3 часов дня), как говорит евангелист Марк, всю землю покрыла тьма. Тогда и римский стражник, сотник Лонгин, наблюдавший сии великие знамения, особенно (произошедшие) с солнцем, свидетельствуя, воскликнул: «Воистину этот Человек был Сыном Божьим!».

    Один из казнённых вместе с Иисусом разбойников злословил Его, другой, напротив, унимал, (пристыжая) первого, и исповедовал распятого Христа Сыном Божиим. Спаситель воздал по его вере, обещая ныне же ему пребывание с Собою в раю. Ещё прежде, чем произошли все оскорбления (в отношении Христа), Пилат прибил на кресте табличку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Иудеи увещали Пилата, что следовало написать иначе, так, что, Он Сам, мол, провозгласил Себя царём. Однако Пилат (противореча им), ответил: «что написал, то написал». Когда Спаситель сказал: «Жажду», стражники подали Ему, смешав, иссоп с уксусом. Наконец, выдохнув, Христос воскликнул: «Свершилось», и, преклонив голову, предал дух.

    Когда все разошлись, у креста остались стоять Его Мать, сестра Мария Клеопова (Клеопе, умершему бездетным, её родил Иоаким) и любимый ученик Иисуса Иоанн. Безумные иудеи, не желая в великий день пасхи видеть на кресте распятых тел, просили Пилата (не оставлять так до субботы, но снять их), перебив голени распятым, чтобы те быстрее умерли. Таким образом, стражники у одних распятых перебили голени, поскольку они были ещё живы, но у Иисуса нет, ибо увидели, что Он уже умер.
 
            Однако, один из стражников в угоду иудеям размахнулся копьём и пронзил Иисусу рёбра с правого бока, откуда тотчас истекли кровь и вода. Первая, как у человека, по естеству, вторая – превыше естества. Кровь была дана нам для приобщения к Божественной природе, вода, символизировавшая Крещение, (для очищения от греха). Сей двуединый источник воистину является для нас Таинством. Иоанн, лично наблюдавший все эти события, свидетельствовал о них, и истинно свидетельство его, ибо писал он о том, что видел сам. Если бы Иоанн был заинтересован во лжи, то не писал бы того, что (на первый взгляд) является бесчестием Учителя. Говорят также, что когда это произошло, он сумел собрать в некий сосуд (св. Грааль) божественную кровь, истёкшую из ребра Жизнодателя.

     Когда завершились эти великие события и день клонился к вечеру, один из тайных учеников Иисуса Иосиф из Аримафеи, пришёл, не убоявшись, к Пилату, ибо был знаком с ним, и попросил Тело Христа. Пилат дозволил ему забрать Его, и тот, сняв Тело с креста, положил Его благоговейно (на землю). А когда уже надвигалась ночь, пришёл Никодим, и принёс наскоро приготовленный в это время (погребальный) состав из смирны и алоэ. Затем они, обвив (Тело Иисуса), как это делают иудеи, пеленами (плащаницей), положили Его тут же, невдалеке, в высеченном в скале, принадлежавшем Иосифу, новом гробу.
 
            В (этой каменной гробнице) никто ещё не был положен, чтобы воскресение Христово не было приписано никому другому. Евангелист также упомянул о смеси смирны и алоэ, желая обратить внимание на липкость данного состава. Чтобы люди, увидевшие плащаницу и сударь (повязку головы), оставшиеся лежать в гробу, не подумали, что Тело Иисуса украли (не только по причине стражи, оставленной у гроба, но и) в силу того, что невозможно было бы сорвать с Тела прилипшие к Нему погребальные пелены. Все эти события, произошедшие в ту приснопамятную пятницу, святые отцы заповедали сегодня вспоминать Церкви с умилением и состраданием.

    В пятницу, то есть, в шестой день недели распят был Господь, потому что в шестой день изначально был создан человек. В шестой час (от восхода солнца) Иисус был пригвождён ко кресту, потому что в этот час Адам простёр руки к запрещённому древу, прикоснувшись к которому, стал смертным. Ибо подобало, чтобы человек был воссоздан в тот же час, в который погубил себя. (Христос был погребён) в саду, потому что и Адам пал (через грех) в саду (райском). Горькое (уксусное) питьё на кресте символизировало вкушение запрещённого плода. Заушением Иисуса возвращалась человеку свобода. Оплевание, позор и бесчестие Его вернули человеку истинное достоинство. Терновый венец Спасителя стал (возвращением венца), избавлением от проклятия. Христос был одет в подобие императорской багряницы, символизируя тем возвращение нам, взамен кожаных риз, царской одежды.
 
            Гвозди, вонзённые в Тело Христово, означали нашу постоянную склонность (пригвождение) ко греху. Сам Крест знаменовал собой райское древо Жизни. Пробитое ребро Спасителя стало образом ребра Адама, из которого была создана Ева, решившаяся преступить заповедь. Копьём блокируется действие пламенного оружия (херувима, стоящего у входа в рай). Истекшая из рёбер Спасителя вода - символ Крещения. (Биение по голове тростью), и пролитая при этом кровь Христа, значили царственную подпись под дарственной на древнее Отечество, сделанное во удостоверение истинности, красными (кровавыми) буквами. (В древности священные договоры было принято скреплять кровью).

    На том месте, где был распят Христос – Глава человечества, погребена была (в земле) глава (череп) Адама. Таким образом, наш прародитель был крещён истёкшей Кровью Христа. Лобным место казни называется потому, что однажды, во время землетрясения, когда снизу вверх приподнялась земная почва, как некое чудо, явилась на обозрение кость Адама. Царь Соломон со своими воинами, выказав уважение к праотцу, с почестью погреб эту кость под грудой камней. Поэтому сие место с тех времен стало именоваться лифостротоном, иначе говоря, каменным помостом. Достойные доверия люди из числа (великих) святых также говорят, что Адам, по преданию, был погребён на том месте Ангелом. Где лежал труп, туда прибыл и орёл, Христос, Царь веков. Это - новый Адам, исцеливший древом креста, древом же получившего смерть, ветхого (Адама).

    По необычайной Твоей благости и бесконечному милосердию, Христос Бог наш, помилуй нас. Аминь.


Рецензии