КАК хохлы навозу наелись...

"Знаете ли вы украинскую ночь?
 О, вы не знаете украинской ночи!
 Всмотритесь в нее!" (Н.В.ГОГОЛЬ).

     КАК ХОХЛЫ НАВОЗУ НАЕЛИСЬ...

  Знаете ли вы украинскую ночь?! Ну, разумеется, - кто ж не знает знаменитое восклицание великого русского писателя Гоголя! А теперь скажите - а знаете ли вы загадочную украинскую душу?!
НЕ ТОРОПИТЕСЬ С ОТВЕТОМ.
Сначала послушайте историю, которую рассказал кум КАЛЕНИК. Он хоть и приврал маленько, но в целом трагикомедия эта похожа на правду, потому как все знают - и по ту, и по эту сторону Днепра - что некоторые наши сородичи в пылу спора, особенно если дело происходит на ярмарке в Сорочинцах, Полтаве, Середина-Буде или того хуже - в Нежине или Конотопе, готовы сьесть ведро вареников с вишнями, триста сырых яиц, пару жареных поросят и даже...
 Но не будем забегать вперед!
 
 *** Земля вся в серебряном свете - небесный свод раздался, раздвинулся, и на долины, реки и леса низвергнулся океан благоуханий. И на душе у всякого доброго казака и необьятно, и чудно, и хочется ей гулять и петь! Но сейчас на дворе - глухая полночь. Благочестивые люди давно спят. Как очарованное дремлет село. Песни девчат давно умолкли, потухли узкие приветливые окошки белоснежных хат. Дремлют божественные рощи черемух, тихи и покойны пруды, спит ночной ветер, спит даже неугомонная суетливая речка!
 И только окошки одной хаты светятся желтым светом.
    То не запоздалая семья довершает свой поздний ужин. И не осторожный русский купец ворочается на чужой перине, периодически ощупывая приятное холодное лезвие топора под подушкой. То не многоопытный жыд, накрывшись одеялом, тайно пересчитывает выручку, принесенную ему шинкаркой Фросей, истинной дщерью вавилонской.
    - Да гопак не так танцуется! - Надрывается всем известный ХВЫЛЯ. - Вишь, не клеится у тебя ничего!
    - А як же вин танцуется?! - Кипятится Черевик, который от негодования даже остановился. - Покажи, будь добр! А то мы люди отсталые.
    - Не клеится у тебя ничего! - Рычит Хвыля и встает из-за стола. Его качает из стороны в сторону. - А вот так надо - гоп, трала, гоп, трала, гоп, тралала! А я пью, а я танцую! И мне весело!
    - Вот одурел человек! - Кричит Черевик. - Добро бы лихой хлопец какой, а то старый кабан! Курам на смех. Или котам. Да хто ж так танцует?! Да тебя девки в Нежине и Конотопе обсмеют. И ты с горя удавишься. И отец Кондрат не поставит за твою грешную душу даже грошовую свечку...
    - А, сукины дети, что с вами разговаривать! - Машет рукой Хвыля. - Да вы даже в Полтаве ни разу не были, и потому не знаете, как там танцуют порядочные люди.
    - Это ты что ли, сушеная тыква, порядочный человек?!
    - А то хто ж! Уж не ты ли?!
    - Да я тебя за такие речи...
    - А я пью, я танцую, як могу и як хочу! - Кричит в ответ Хвыля, все ближе продвигаясь к двери, так как увидел в руке у спорщика рогач. - У меня в голове сложилась славная песня, и я выйду на улицу и порадую ею народ. А я пью, а я гуляю, где хочу и что найду!
    - Иди, иди, мил человек, - отвечает ему поднявший от стола голову Мыкола Хлыщиборщ. - Дидько б утысся его батькови, трясця его матери! Я сам себе голова! Вот убей меня гром. Вот что важно, а те то важно, что не важно. Кум Черевик, давай спать - утром рано вставать...
    Утром Черевик и Мыкола, позавтракав на скорую руку яичницей с домашней колбасой и грушевым квасом, запрягли быков и поехали в город - на ярмарку.
Сдав на руки перекупке мешки с пшеницей, повернули они назад.
Едут лесом. Едут молча. В голове после вчерашнего гудит. Как будто колокола звон дают. Стараются друг на друга не смотреть. Через час молчание становится невыносимым.
     Первым не выдерживает Черевик. Он сначала беспокойно вращает головой в разные стороны, потом хмыкает.
     - Чудны дела, твои господи!
     - Кой черт? - Спрашивает его Мыкола. - Тебе послышался крик свояченицы?
     - Та ни! - Мотает головой Черевик. - Вот хлопцы намедни срамные песни у меня под окном распевали. Подняли с постели проклятые сорванцы!
     - Ну и что?
     - Шо, шо, шо! - Передразнивает Черевик. - Пока шаровары нашел - их и след простыл. И так три раза! Вот треклятые! Поймал бы - морду сажей намазал.
     - Была бы в твоей башке хоть капля мозгов, стал бы с ухатом около окна.
     - Так я и стоял! Не поверишь - битый час стоял, так никто и не пришел. А стоило лечь - как опять приперлись!
     - Да, брат, тяжелая у тебя жизнь.
     - Слышь, Мыкола, - меняет тему Черевик, - а гарни у тебя быки. Вот ты бы сменял их на мои сапоги, пестрядевые шаровары и жилетку цвета винных дрожей? Не, ты погляди! Я за сукно в Полтаве платил по шесть рублей за аршин.
     - Ну , брат, ты загнул!
     - Да вот те крест, ежели вру.
     - Все равно не сменяю. Хоть в Париже сукно покупай!
     - А цэ далэко от Конотопа?
     - Три тыщи верст.
     - Эт надо ж - яка глушь! И шо - и там люды живут?
     - Живут. Только вместо жареных поросят лягушек едят.
     Помолчали. Проехали еще версту.
     - А у меня дома есть турецкое ружжо. - Начал опять Черевик. - Таки як даст выстрел - так дюжина ляхов чи турок сразу падает. Вот ты бы сменял быков на то ружжо?
     - А зачем мне то ружжо?
     - Куропаток стрелять. Или диких кабанчиков.
     - Куропаток я и так голыми руками наловлю. А кабанчиков куплю у Параськи. Гарни у ней кабанчики! Сам Пузатый Пацюк их хвалит.
     - А зачем тебе покупать? Я тебе впридачу к турецкому ружью дам свинью. Ты знаешь, яка она агромадна! И каждый год она будет приносить тебе по дюжине поросят!
     - Не, брат, не хочу. Быки дороже. Да и роднее!
     - Слышь, Мыкола, - подал голос Черевик после долгого молчания, - а давай поспорим, шо я за твоих быкив зьим кусок навозу!
     - Да ладно!
     - Вот те крест, сьем!
     Поспорили - Черевик сьел, вытер рот, поплевался.
     Проехали еще версту. Мыкола пригорюнился.
     - Я вот думаю, - он с трудом подбирал слова, - шо я своей бабе скажу? Она ж спросэ: а гдэ быкы? А шо я ей скажу? ЦЫгане вкралы или пропыл? Слышь, кум, а давай, я зьим кусок навозу, и ты вернешь минэ быков!
     Мыкола остановил быков, слез на землю, подобрал валявшуюся на дороге коровью лепешку посуше и, давясь, сьел ее.
     Проехали еще три версты. Показалось родное село.
     - Да, кум, - сказал Черевик, - яки мы вумни! И поспорили, и навозу наелись, и быки целы! Не то что у Полещука или Хвыли, будь они ни ладни!
     - Навозу наелись всухомятку, а вот у меня есть бальзам.
     - Из Нежина?! - Сердце соседа от радости аж остановилось.
     - А то откель же! Так ходим выпьем!
     Через час хата гудела...

**************************************
    


Рецензии
Суровая проза жизни...

Петр Евсегнеев   04.10.2016 00:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.