Алькасар и Альгамбра
«В е ч н о ц в е т у щ и й п р и ю т в е с н ы».
Так образно отозвался один из героев произведения «Хромой бес» испанского писателя Луиса Велеса де Гевары о одной из многих достопримечательностей города Севильи - Алькасаре. А сколько восхваляющих эпитетов и сравнений написано арабскими историками и поэтами, да и не только ими, в адрес его необыкновенной красоты.
В этом на каждом шагу убеждаешься, побывав и своими глазами увидев чудеса Испании, перефразировав изречение арабского историка Ал Сакунди: «И бывал и видел…» Наверно не даром в шумном богатом красавце – городе, втором в то время после Марракеша, считавшемся неофициальной столицей испано – берберской Империи, на живописной местности, привлёкшей ещё римлян, а затем и вестготов, альмохадский правитель Абдерахман III начал строительство укреплённой крепости Алькасар, позднее разросшегося дворцового комплекса с садами, доходившего до самой реки Гвадалквивира при Абу Якубе. Однако, основные помещения, какими мы видим их в наше время, с некоторыми изменениями выстраивались уже испанцами при короле Педро Жестоком в XIV веке с привлечением мавританских мастеров.
Едва попав за ворота Алькасара, как- бы переносишься в сказочный арабский мир, где тенистые сады ар – риады – место вечного блаженства с водоёмами – каналами и прудами, с изящными внутренними двориками – патио, заставляют забыть о настоящем бытии. Огромный Апельсиновый двор ( Патио де лос Наранхос ) является образцом андалузского двора – сада, служившего когда – то для ритуальных омовений. Вообще, планировка Алькасара – целый ряд больших и малых помещений, построенных вокруг внутренних дворов. Проходя Гипсовый дворик, дворы Кукол (Лас Муньекас), Знамени (Лас Бандерас), залы Принца, Послов ( по – другому – Полуапельсина, где купол подобен разрезанному апельсину и выполнен из лиственницы), не перестаёшь восхищаться умением древних мастеров, использующих для их оформления изразцы, алебастр, инкрустацию. Все стены помещений комплекса украшены разнообразными комбинациями красочных линий, сложенных в арабески.
Самый значительный двор Алькасара - центр официальной жизни стал называться двором Девушек (Лас Донсельянос) после того, как в нём состоялся смотр красавиц, полученных в уплату дани халифом Кордовы. С верхнего яруса этого двора девушки могли видеть происходившие внизу приёмы и визиты важных гостей.
Алькасар сыграл большую роль в истории самой Испании, в его стенах произошло объединение страны в единое королевство. В 1987 году он стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
«И з у м р у д Г р а н а д ы».
Другим великим городом после занятия Кордовы испанцами стала в 1238 году Гранада – последний оплот мавров и столица всего эмирата. Размещение города на трёх холмах подобно раскрытому плоду граната обусловило его название. Удостоенная ярких эпитетов, один краше другого – «Королева городов», «Часть неба, упавшая на землю», «Истинный рай Магомета», «Западный Дамаск», Гранада прослыла «серебряной вазой, наполненной изумрудами». Пожалуй, самым крупным изумрудом в ней стала Альгамбра – крепость и дворцовый комплекс с садами Хенералифе.
Арабское слово «ал хамра» означает «красная», предполагают, что своё название она получила от красных кирпичей, укладываемых в крепостную стену, да и при её строительстве, которое велось и днём, и ночью, используемые факелы отбрасывали красный отсвет. Мавританские правители от Мухаммеда I до Мухаммеда VII строили Альгамбру с XIII по XV века, потом за неё взялись испанский король Фердинанд и королева Исабелла.
Дворцовый комплекс Альгамбры, также как и Алькасара изобилует парадными залами и помещениями с внутренними двориками, но в украшениях зданий Алькасара отсутствуют многочисленные фрагменты камнерезного искусства, так часто встречаемые в залах Альгамбры, где стены выполнены из плит голубого мрамора, карнизы покрыты позолотой, а своды декорированы резными сталактитами. Повсюду встречаются орнаменты и арабские надписи.
Подобно большому зеркалу, обрамлённому двойной рамой из камня и миртовыми деревьями с широкими кронами, предстаёт перед нами водоём Дворца Мирт. В нём отражаются окружающие его стройные галереи. Через арку с позолоченными наростами в виде сталактитов попадаем в зал де ла Барка (Судна), где необычный потолок напоминает днище корабля. Ещё несколько переходов, и мы – в Зале Послов . Его купол выполнен из кедрового дерева и украшен звёздами. Орнамент стен подобен пёстрому ковру – альфомбре и насчитывает свыше ста пятидесяти видов узора. Название зала говорит само за себя, здесь, сидя на троне, мавританские правители принимали послов, когда – то он стал свидетелем важных событий: последнего совета Боабдила с приближёнными о сдаче Гранады, подписания Фердинандом и Исабеллой акта о путешествии Колумба в Америку. Посещаем Зал Бань с мраморным бассейном, где после купания, в небольшом помещении – Лас Камас (Ложе) важные вельможи отдыхали на подушках, укладываемых в специальные ниши.
Чудесен Львиный Дворик, в котором чаша фонтана покоится на спинах двенадцати львов, окружённый ста двадцатью четырьмя стройными тонкими колоннами. Говорят, что украсить фонтан фигурами львов правившему султану посоветовал его визирь, знавший о двенадцати львах, поддерживающих трон царя Соломона. К Львиному Дворику с южной стороны примыкает Зал Абенсеррахов, названный в память о семье, несправедливо оклеветанной и обезглавленной во время пира, устроенного правителем Боабдилом.
Подлинным шедевром тонкой резьбы и орнамента на камне является Зал Двух Сестёр с куполом из сотен ячеек, подобным цветку. Этот зал стал пристанищем для двух сестёр – христианок, которые умерли, тоскуя по своим возлюбленным.
Прекрасны Зал Водоёма (зал двойных окон) и Мирадор де Дараха или Двор Линдараха (от арабского «глаза дворца султанши»), украшенный арабской надписью на стене: «Как прекрасен сад, где земные цветы соперничают со звёздами небесными! Что может сравниться с чашей того алебастрового фонтана, который наполнен водою? – Ничего, кроме луны, сияющей на безоблачном небе!» В ХIX веке здесь жил американский писатель Вашингтон Ирвинг, писавший: Альгамбра – это огромное сооружение в арабском стиле, находящееся в центре христианской земли, мавританский дворец среди готических католических соборов, напоминащий о смелых, умных и красивых людях, которые покорили эти земли, царствовали здесь и здесь же умерли!»
Каменистая дорога, подобная высохшему руслу реки, соединила Альгамбру с Херералифе (Высоким садом). Согласно преданию он возник для уединения сына мавританского правителя подальше от женских взоров, ибо, в противном случае его по предсказанию постигнет несчастье. Проходя по этому огромному саду, ощущаешь, что он и вправду создан для одного человека – замкнутые дворики, скрытые в лабиринтах фонтаны, апельсиновые и миртовые деревья, яркие чудесные цветы заставляют перенестись в сказочные сады халифа, и невольно вспоминаешь слова стихов арабской поэзии: «Я, сад, созданный красотой первых утренних
часов… Блистают звёзды, сгорая от желания перенестись в этот уголок и покинуть небесный свод!»
Увидев всё это, ты уже никогда не забудешь «вечно цветущий приют весны» - Алькасар и «изумруд Гранады» - Альгамбру.
Пояснения к тексту:
Изречение арабского историка Ал Сакунди звучит так: «Кто не видел Севильи, тот не видел чуда!»
Дараха - дочь правителя Малаги, подчинявшегося гранадскому государю, имела собственные покои во дворце.
Боабдил (1492 – 1536) – последний арабский правитель Гранады из династии Насридов (Мухаммад ХI), сдавший её испанцам.
Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №216050901740
Хочется добавить, что у замечательного испнского гитариста Франсиско Тарреги (1852 - 1909) есть очень красивый этюд-тремоло "Воспоминание об Альгамбре". Есть много хороших исполнителей, так как среди гитаристов эта вещь известная и любимая. Достаточно ввести название в поисковик.
Всего Вам самого доброго и с наступающими праздниками!
С уважением, Виктор
Виктор Афсари 18.12.2016 15:16 Заявить о нарушении
Вячеслав Прытков 18.12.2016 19:23 Заявить о нарушении