Алькасар и Альгамбра

         М А В Р И Т А Н С К И Е     Д В О Р Ц Ы     И С П А Н И И.            

   
            «В е ч н о     ц в е т у щ и й     п р и ю т     в е с н ы».               

Так  образно  отозвался  один  из  героев  произведения  «Хромой  бес»  испанского  писателя  Луиса  Велеса  де  Гевары  о  одной  из  многих  достопримечательностей  города  Севильи  - Алькасаре. А  сколько  восхваляющих  эпитетов  и  сравнений  написано  арабскими  историками  и  поэтами, да  и  не  только  ими, в  адрес  его  необыкновенной  красоты.   
В  этом  на  каждом  шагу  убеждаешься, побывав  и  своими  глазами  увидев  чудеса  Испании, перефразировав  изречение  арабского  историка  Ал  Сакунди: «И  бывал  и  видел…»  Наверно  не даром  в  шумном  богатом  красавце – городе, втором  в  то  время  после  Марракеша, считавшемся  неофициальной  столицей  испано – берберской  Империи, на  живописной  местности, привлёкшей  ещё  римлян, а  затем  и  вестготов, альмохадский  правитель  Абдерахман  III  начал  строительство  укреплённой  крепости  Алькасар, позднее  разросшегося  дворцового  комплекса  с  садами, доходившего  до  самой  реки  Гвадалквивира  при  Абу  Якубе. Однако, основные  помещения, какими  мы  видим  их  в  наше  время, с  некоторыми  изменениями  выстраивались  уже  испанцами  при  короле  Педро  Жестоком  в  XIV  веке  с  привлечением  мавританских  мастеров.   
Едва  попав  за  ворота  Алькасара, как- бы  переносишься  в  сказочный  арабский  мир, где  тенистые  сады  ар – риады – место  вечного  блаженства  с  водоёмами – каналами  и  прудами, с  изящными  внутренними  двориками – патио, заставляют  забыть  о  настоящем  бытии. Огромный  Апельсиновый  двор  ( Патио  де  лос  Наранхос )  является  образцом  андалузского  двора – сада, служившего  когда – то  для  ритуальных  омовений. Вообще, планировка  Алькасара – целый  ряд  больших  и  малых  помещений, построенных  вокруг  внутренних  дворов. Проходя  Гипсовый  дворик, дворы  Кукол  (Лас  Муньекас), Знамени  (Лас  Бандерас), залы  Принца, Послов  ( по – другому – Полуапельсина, где  купол  подобен  разрезанному  апельсину  и  выполнен  из  лиственницы), не  перестаёшь  восхищаться  умением  древних  мастеров, использующих  для  их  оформления  изразцы, алебастр, инкрустацию. Все  стены  помещений  комплекса  украшены  разнообразными  комбинациями  красочных  линий, сложенных  в  арабески. 
Самый  значительный  двор  Алькасара  - центр  официальной  жизни  стал  называться  двором  Девушек  (Лас  Донсельянос)  после  того, как  в  нём  состоялся  смотр  красавиц, полученных  в  уплату  дани  халифом  Кордовы. С  верхнего  яруса  этого  двора  девушки  могли видеть  происходившие  внизу  приёмы  и  визиты  важных  гостей. 
Алькасар  сыграл  большую  роль  в  истории  самой  Испании, в  его  стенах  произошло  объединение  страны  в  единое  королевство. В  1987  году  он  стал  объектом  Всемирного  наследия  ЮНЕСКО.   

                «И  з  у  м  р  у  д      Г  р  а  н  а  д  ы».      

Другим  великим  городом  после  занятия  Кордовы  испанцами  стала  в  1238  году  Гранада – последний  оплот  мавров  и  столица  всего  эмирата. Размещение  города  на  трёх  холмах  подобно  раскрытому  плоду  граната  обусловило  его  название. Удостоенная  ярких  эпитетов, один  краше  другого – «Королева  городов», «Часть  неба, упавшая  на  землю», «Истинный  рай  Магомета», «Западный  Дамаск», Гранада  прослыла  «серебряной  вазой, наполненной  изумрудами». Пожалуй, самым  крупным  изумрудом  в  ней  стала  Альгамбра – крепость  и  дворцовый  комплекс  с  садами  Хенералифе.   
Арабское  слово  «ал  хамра»  означает  «красная», предполагают, что  своё  название  она  получила  от  красных  кирпичей, укладываемых  в  крепостную  стену, да  и  при  её  строительстве, которое  велось  и  днём, и  ночью, используемые  факелы  отбрасывали  красный  отсвет. Мавританские  правители  от  Мухаммеда I  до  Мухаммеда  VII  строили  Альгамбру  с  XIII  по  XV  века, потом  за  неё  взялись  испанский  король  Фердинанд  и  королева  Исабелла.
Дворцовый  комплекс  Альгамбры, также  как  и  Алькасара  изобилует  парадными  залами  и  помещениями  с  внутренними  двориками, но  в  украшениях  зданий  Алькасара  отсутствуют  многочисленные  фрагменты  камнерезного  искусства, так  часто  встречаемые  в  залах  Альгамбры, где  стены  выполнены  из  плит  голубого  мрамора, карнизы  покрыты  позолотой, а  своды  декорированы  резными  сталактитами. Повсюду  встречаются  орнаменты  и  арабские  надписи.
Подобно  большому  зеркалу, обрамлённому  двойной  рамой  из  камня  и  миртовыми  деревьями  с  широкими  кронами, предстаёт  перед  нами  водоём  Дворца Мирт. В  нём  отражаются  окружающие  его  стройные  галереи. Через  арку  с  позолоченными  наростами  в  виде  сталактитов  попадаем  в  зал  де  ла  Барка  (Судна), где  необычный  потолок  напоминает  днище  корабля. Ещё  несколько  переходов, и  мы – в Зале  Послов . Его  купол  выполнен  из  кедрового  дерева  и  украшен  звёздами. Орнамент  стен  подобен  пёстрому  ковру – альфомбре  и  насчитывает  свыше  ста пятидесяти  видов  узора. Название  зала  говорит  само  за  себя, здесь, сидя  на  троне, мавританские  правители  принимали  послов, когда – то  он  стал  свидетелем  важных  событий: последнего  совета  Боабдила  с  приближёнными  о  сдаче  Гранады, подписания  Фердинандом  и  Исабеллой  акта  о  путешествии  Колумба  в  Америку. Посещаем  Зал  Бань  с  мраморным  бассейном, где  после  купания, в  небольшом  помещении – Лас   Камас  (Ложе)  важные  вельможи  отдыхали  на  подушках, укладываемых  в  специальные  ниши.   
Чудесен  Львиный  Дворик, в  котором  чаша  фонтана  покоится  на  спинах  двенадцати  львов, окружённый  ста  двадцатью  четырьмя  стройными  тонкими  колоннами. Говорят, что  украсить  фонтан  фигурами  львов  правившему  султану  посоветовал  его  визирь, знавший  о  двенадцати  львах, поддерживающих  трон  царя  Соломона. К  Львиному  Дворику  с  южной  стороны  примыкает  Зал  Абенсеррахов, названный  в  память  о  семье, несправедливо  оклеветанной  и  обезглавленной  во  время  пира, устроенного  правителем  Боабдилом. 
Подлинным  шедевром  тонкой  резьбы  и  орнамента  на  камне  является  Зал  Двух  Сестёр  с  куполом  из  сотен  ячеек, подобным  цветку. Этот  зал  стал  пристанищем  для  двух  сестёр – христианок, которые  умерли, тоскуя  по  своим  возлюбленным.
Прекрасны  Зал  Водоёма  (зал  двойных  окон)  и  Мирадор  де  Дараха  или  Двор  Линдараха  (от  арабского  «глаза  дворца  султанши»), украшенный  арабской  надписью  на  стене: «Как  прекрасен  сад, где  земные  цветы  соперничают  со  звёздами  небесными! Что  может  сравниться  с  чашей  того  алебастрового  фонтана, который  наполнен  водою? – Ничего, кроме  луны, сияющей  на  безоблачном  небе!» В  ХIX  веке  здесь  жил  американский  писатель  Вашингтон  Ирвинг, писавший: Альгамбра – это  огромное  сооружение  в  арабском  стиле, находящееся  в  центре  христианской  земли, мавританский  дворец  среди  готических  католических  соборов, напоминащий  о  смелых, умных  и  красивых  людях, которые  покорили  эти  земли, царствовали  здесь  и  здесь  же  умерли!»
Каменистая  дорога, подобная  высохшему  руслу  реки, соединила  Альгамбру  с  Херералифе  (Высоким  садом). Согласно  преданию  он  возник  для  уединения  сына  мавританского  правителя  подальше  от  женских  взоров, ибо, в  противном  случае  его  по  предсказанию  постигнет  несчастье. Проходя  по  этому  огромному  саду, ощущаешь, что  он  и  вправду  создан  для   одного  человека – замкнутые  дворики, скрытые  в  лабиринтах  фонтаны, апельсиновые  и  миртовые  деревья, яркие  чудесные  цветы  заставляют  перенестись  в  сказочные  сады  халифа, и  невольно  вспоминаешь  слова  стихов  арабской  поэзии: «Я, сад, созданный  красотой  первых  утренних   
часов… Блистают  звёзды, сгорая  от  желания  перенестись  в  этот  уголок  и  покинуть  небесный  свод!»   
Увидев  всё  это, ты  уже  никогда  не  забудешь  «вечно  цветущий  приют  весны» - Алькасар  и  «изумруд  Гранады»  - Альгамбру.   


 
Пояснения  к  тексту:            

Изречение  арабского  историка  Ал  Сакунди  звучит  так: «Кто  не  видел  Севильи, тот  не  видел  чуда!»         

Дараха  -  дочь  правителя  Малаги, подчинявшегося  гранадскому  государю, имела  собственные  покои  во  дворце.   

Боабдил  (1492 – 1536) – последний  арабский  правитель  Гранады  из  династии  Насридов  (Мухаммад  ХI), сдавший  её  испанцам.   

                Вячеслав  Прытков.


Рецензии
Спасибо, Вячеслав! Вы пишете о прекрасном.
Хочется добавить, что у замечательного испнского гитариста Франсиско Тарреги (1852 - 1909) есть очень красивый этюд-тремоло "Воспоминание об Альгамбре". Есть много хороших исполнителей, так как среди гитаристов эта вещь известная и любимая. Достаточно ввести название в поисковик.
Всего Вам самого доброго и с наступающими праздниками!
С уважением, Виктор

Виктор Афсари   18.12.2016 15:16     Заявить о нарушении
Спасибо большое,Виктор,за отзыв и поздравления.Произведение Ф.Тарреги обязательно послушаю.Вам успехов в творчестве и также с новогодними праздниками.Заходите ещё.С признательностью,Вячеслав.

Вячеслав Прытков   18.12.2016 19:23   Заявить о нарушении