Время смыслов. Глава 104

1. В прошлой 103й главе мы познакомились с социологом с рабовладельческого Юга США Дэниэлом Хандли и его книгой Социальные отношения в наших южных штатах (1860), в которой он описывает положение "белого мусора", обозначая этим термином нищающую и находящуюся внутри фрагментономной парадигмы идентичности (анализу которой и посвящены эти главы нашей книги)белую бедноту Юга.

2. Как я указывал в предшествующей главе Хандли был сторонником рабовладения и его книга содержит полемику с аболиционистами вроде Бичер Стоу, которая в своей весьма популярной в то время книге Ключ к хижине дяди Тома (1854) призванной служить документальным дополнением к ее знаменитому бестселлеру,возлагала на плантационнное рабство ответственность за деградацию бедняков Юга и их превращение в "белый мусор".

3. Хандли начинает свой рассказ о "белом мусоре" с атаки на
это утверждение северных аболиционистов:"...некоторые лица в свободных штатах все время упрекают Юг за его "особое учреждение" (принятое в то время на Юге условное обозначение рабства ЛБ)и они все перевернут, чтобы как нибудь уязвить "олигархов"(т.е. Южную рабовладельческую аристократию ЛБ). Было время когда эти почтенные персонажи клятвенно уверяли (и не без основания по свидетельству самих южан), что рабство невыгодно и поэтому его следует отменить. Но внезапно спрос на хлопок резко вырос, ценность рабов поднялась с пятисот до полутора тысяч долларов за штуку (piece), Юг теперь отвечает за три четверти нашего экспорта и "особое учреждение" стало несомненно самым выгодным и надежным средством инвестиций во всей стране.В результате этой неожиданно возникшей матовой ситуации обличители рабовладельцев должны были изменить свою тактику и теперь занялись новым видом пропаганды. Они теперь признают что присущая Югу организация труда благоприятна для рабовладельцев, но при этом утверждают, что рабство является проклятием для нерабовладельческой части белого населения и поэтому должно быть отменено. Посмотрите на бедных белых на Юге, кричат они, и вы увидите плоды рабства. И в то же время восклицают Долой олигархов, долой рыцарство! Они не дают себе труда выяснить каковы естественные причины существования на юге класса ленивых бродяг известных как бедные белые..." (Hundley 1860,253-254).

4. По мнению Хандли рабство здесь непричем. Белые бедняки просто продукт работных домов и тюрем Англии, они такими и приехали в Америку, у них не та, испорченная "кровь" (наследственность). Он исходит из той же лежневой теории общества Хэммонда утверждая неизбежность социальной иерархии и связанной с ней нищеты и пассивности масс бедного населения любой расы. Рассказывая о поселениях бедных южан на бесплодных поросших соснами холмах он заявляет что они не были вытеснены туда плантаторами, а поселились там сами неизвестно почему, в силу собственной идиосинкратический прихоти.

5. Автор явно не желает принимать это отселение как результат стремления бедноты избежать унижений и притеснений со стороны общества, которое все, не исключая и рабов и уж конечно самого автора относилось к "белому мусору" с крайним презрением, а просто рассматривает такое отселение как естественное выражение присущей бедноте лености, своенравия и тупости. Так или иначе по сути дела речь идет о сепаративной контекстной установке фрагментономной парадигмы идентичности в терминах разрабатываемой в этой книге матрицы идентичности и связанного с ней метода исторической контекстологии. (О том как можно графически представить сепаративную контекстную установку на рисунке матрицы см. главу 103).

6. Вот как он описывает поселения "белого мусора".

Бедный белый мусор это целиком сельское явление, поэтому Юг навсегда обезопасен от аграрного движения, ибо такое насильственное движение толпы всегда возникает в городах, где собирается вместе не способный думать сброд (автор имеет в виду, что у южных бедняков вполне достаточно земли и они поэтому не заинтересованы в том, чтобы отнять эту землю или часть ее у богатых и аристократии, как это пытались сделать при поддержке люмпенизированного, обезземеленного и частью переселившегося в города римского крестьянства братья Гракхи или как этого добивалось мощное крестьянское движение во время русской революции ЛБ)…Белая беднота Юга живет вместе в сельской местности, в основном в холмистых и гористых районах, в своих общинах, вдали от богатых и утонченных поселений…мы полагаем поэтому,что господа оборванцы селятся там по природному чувству, по собственной прихоти, и сами не могут обьяснить, зачем им нравится строить свои хижины из сосновых бревен на бесплодных песчаных холмах…они редко живут больше чем милю или две друг от друга. Каждый домохозяин или глава семьи ставит себе маленькую избу из бревен, заполняя пространство между ними глиной смешанной с соломой…кладет пол из обрезков бревен и создает чердак из досок, заполняет внутренность убогого жилища несколькими шаткими стульями,длинной скамьей, одной или двумя грязными кроватями, прялкой (ткацкий станок если он есть будет снаружи под навесом)сковородкой, печью, кастрюлей, треугольным столом в углу и крюком на двери,на который он вешает "серебряные пятки" т.е. семейное ружье…расчищает пять акров земли вокруг своего места обитания, которые он якобы обрабатывает, сажая там только кукурузу,тыквы и какие нибудь садовые овощи. Потом он ставит грубую конуру для своей собаки или собак,примитивный хлев для старой Бекки, своей коровы и курятник для кур.(Hundley 1860, 258-260)

7. Автор отмечает, что южные бедняки таким образом выгодно отличаются от городских бедняков и рабочих в Европе или на Севере США, они имеют свой дом и могут проводить там весь год. Скученные условия жизни семьи в одной небольшой комнате все же не сравниваются с городской нищетой.

   
В следующей 105 главе мы продолжим анализ контекстных установок фрагментономной парадигмы идентичности на основании рассказа о жизни белой бедноты в книге Даниэла Хандли.


Рецензии