Как помирить буквы. Глава 15

Предыдущая глава:http://www.proza.ru/2016/05/01/915

Раннее утро. Ваня беспокойно мечется по кровати шепча:
– Бобик! Бобик!
 Вот он резко садится:
– Бобик, ты где?
 Мальчуган встаёт и начинает что-то искать, повторяя одно и то же:
– Бобик, ты куда спрятался? Выходи! Я знаю, что ты здесь!

 Непоседа залезает под кровать, открывает дверцы шкафа, заглядывает под стол и стулья, потом падает на кровать и заливается слезами.
– Нет Бобика! Нет Бобика! – повторяет он сквозь слёзы.
 Вбегает Таня, она слышит невнятное бормотание, садится на кровать и произносит:
– Ванечка, Бобик остался дома. Там, в другой жизни. Там, где мама и папа, где наш дом.
 
Всхлипы внезапно умолкают, Ваня поворачивается к сестре:
– Что ты сказала? Повтори!
– Я кое-что вспомнила,
– Что, что? Говори!
– Хорошо, слушай. Мы с тобой жили с мамой и папой в загородном доме, где был большой сад. Тебе подарили щенка. Ты любил с ним играть, но наступило первое сентября, и мы пошли учиться. Нам это совсем не нравилось. Мы были ленивыми и упрямыми. Мама с папой не ругали нас, а пытались привить усидчивость, но мы не слушались. Помнишь, как учительница огорчалась, что мы к концу года  не научились хорошо  читать?!
– Неужели? Разве так бывает?!
– Вот и родители разводили руками, когда их вызывали в школу.
– А как мы попали сюда?
– Пока не знаю, но чувствую, что мы должны измениться, стать трудолюбивыми и усердными.
– Усе-рд-ны-ми?
– Старательными, неленивыми.
– Ты многое вспомнила, а я только Бобика, –  всхлипывает мальчик.
– А я про Бобика вспомнила только, когда услышала твой возглас, – утешает его сестра.

Мальчик решительно встаёт, одевается:
– Будем усердными, будем трудолюбивыми!
 Он подходит к шкафу, открывает его, водит пальцем по корешкам книг:
– Я  про машины буду читать.
– А я люблю сказки, – говорит Таня. – Но мы должны не только научиться читать, но и стать вежливыми людьми, культурными.
– Как это?– удивляется мальчик.
– Я вечером нашла книгу про неумывайку Витю*
– Опять начнёшь говорить о чистоте? Надоело! Не люблю умываться! Что я запачкался сильно, что ли?
– Но…
– Знаю, знаю! Сейчас начнёшь: микробы, вирусы… Когда ты только узнала про них.
– Не узнала, а прочитала.
– Мы в сказочной стране. Здесь нет микробов. Ничего не случится, если не умоюсь разок. Лучше книжку прочитаю.

Ваня достаёт книгу, но она начинает двигаться, а затем спрыгивает на пол и прыгает вновь в шкаф.
– Ничего себе!
– Вот тебе и волшебная страна! – смеётся Таня. – Совсем как у Чуковского в «Мойдодыре».
– Когда ты успела прочесть столько книг? – Ваня задумчиво посмотрел на сестру, потом пошёл умываться.

 Во время завтрака он искоса бросал взгляды на принцесс, пока Уста не спросила:
– Ваня у тебя есть к нам вопрос?
 Мальчик смущённо прошептал:
– А в стране Забвения сказки оживают?
– Люди часто говорят: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». И это правда, ведь много открытий совершено по идеям из сказок.
– Да?! – недоверчиво воскликнули дети.
– Конечно! – подтвердила Письма. – В сказках ковёр-самолёт, а в жизни воздушные суда и ракеты. В сказках сапоги-скороходы,  а в жизни…
– Машины, скейтборды, мотоциклы, велосипеды, –закончил мальчик.
– Молодец! – похвалила Письма. – Прочёл книги?
– Не все, – смутился Ваня и честно добавил:
– Успел пока только картинки рассмотреть.
– Ничего, прочтёшь всё, что захочешь! Главное, было бы желание, – сказала Уста. – А в стране Забвения случаются разные чудеса. Разве ты не удивился, когда буквы и звуковички заговорили с вами?
– Ой! Я как-то забыл об этом. Кажется, что так и должно быть.
– Конечно, люди быстро привыкают к чудесам, – засмеялась Уста, а за ней и все остальные.
 
После завтрака дети уединились в своих комнатах, каждый выбрал книги по интересам и уселся на любимое место: Таня в кресло, Ваня – за стол.
 Принцессы сидели в беседке, пили сок и разговаривали:
– Буквы на месте? – спросила Письма.
– Все здесь! – отозвался Мягкий знак, возникнув на одном из цветков.
– А звуки? – спросила Уста.
– Все здесь, кроме звуковичков (а) и (у), – сообщил Твёрдый знак, повиснув рядом с братом.– Они около детей.
– Спасибо! – воскликнули сёстры.
– Уже два часа читают. Не вредно ли это для их здоровья? – спросил Твёрдый знак.
– В мире людей, конечно, нельзя столько времени детям читать, а у нас можно, мы следим за их здоровьем, – ответила Уста.
– А сколько должны читать дети? – поинтересовался Мягкий знак.
– Всё зависит от состояния здоровья и беглости чтения. Для лучшего усвоения полезно читать по 50 страниц в день с перерывами и упражнениями для глаз.
– Не много ли? – усомнился Мягкий знак.
– Сейчас дети стали мало читать, больше времени проводят у телеэкранов и компьютеров. Это ещё вреднее, –сказала Письма. – Родители должны контролировать занятия детей.

– Тише, тише,  – зазвенели звуковички.– Таня с Ваней идут.
– Добрый день! – громко поприветствовали всех дети.
– Добрый день! Добрый день! Добрый день! –послышалось со всех сторон.
– А я прочитал книгу о машинах. И правда, люди превращают сказочные чудеса  в жизнь,– сказал Ваня, показывая книгу с большими цветными картинками.
– А я читала сказки. Во многих начало одинаковое: жили–были, – сказала Таня.
–Такое начало в русских народных сказках, а ещё там часто повторы есть, – сказала Уста.
– Да-да, повторы по три раза, –    Таня раскрыла книгу. – Например, три девицы, три сына, три задания выполняют. А мне интересно стало, почему в слове «жили» после буквы «жэ» всегда стоит буква «и», – девочка внимательно посмотрела на принцесс, ожидая ответа.
– Вы говорили, что после твёрдых согласных всегда пишутся гласные первого ряда, а «жэ» всегда твёрдая, разве не так?!
– Я тоже удивился такому написанию, – сказал Ваня. – В слове «машина» после «ша» стоит «и». Я подумал, что здесь ошиблись, да?

Принцессы во время высказывания детей переглядывались и удовлетворённо улыбались.
–Вот и наступила пора новых правил, – сказала Уста,  а Письма предложила:
– Присаживайтесь, сегодня мы расскажем вам удивительную историю о буквах.
– Как люблю разные истории, – сказала Таня, усаживаясь на стул.
– И я, – сказал Ваня, устраиваясь рядом с сестрой на соседний стул.

– Давным-давно у Феи Грамматики были два ученика, братья-близнецы Грамматикусы. Они очень усердно учились, но сильно соперничали друг с другом. Особенно этим отличался Грамматикус-2. Он переживал, что брат родился на пять минут раньше его и считался старшим, – начала рассказ Уста.
– Узнал о разногласиях братьев злой колдун Ошибникус и задумал воспользоваться их слабостью, ведь ссоры и недовольство всегда делают людей слабыми, уязвимыми. Превратился он в обыкновенного мальчика и решил подружиться с братьями.
 
– Как-то раз играли они в парке.  Подошёл к ним мальчик их возраста. Он казался обыкновенным мальчуганом, но если присмотреться, то можно заметить жёлтые огоньки в глазах и четырёхпалые руки. Но дети ничего не заметили, устроив догонялки с новым знакомым. Грамматикус-1 скоро ушёл, сообщил, что не доделал уроки, а его брат остался, заинтересовавшись рассказами о чудесах, что рассказывал Оши. Так представился колдун детям.

– Всё больше времени проводил младший брат с новым другом, хотя Фея уже сделала ему замечание за не выученный урок. Опомнился Грамматикус-2 и не ходил несколько дней в парк, а потом забылся и встретился с Оши. Тот подарил ему необычный шар, показывающий мультфильмы, – продолжила рассказ Письма.
– Грамматикусу-2 так понравились фильмы, которые показывал шар, что он забыл обо всём на свете, часами разглядывая сказки. Он решил отблагодарить нового друга, но не знал, как это сделать. Оши сообщил, что не нужно никаких подарков, просто он очень ценит дружбу мальчика.
 
– С этого дня Грамматикус-2 ещё больше времени проводил с новым товарищем. Он рассказывал о своих занятиях в Школе, об одноклассниках. Оши очень интересовали уроки, которые проводила Фея Грамматики. Сначала он внимательно слушал рассказы мальчика, а потом стал делать замечания и давать советы, как выкрутиться, когда не сделал уроки. Геометрикус-2 был в восторге, потому что советы Оши помогали избегать наказаний и недовольства учителей.

 – Грамматикус-1 видел, как брат становится ленивым и невежливым. Он пытался доказать ему, что лень – вредный помощник.  Ничего хорошего от неё ждать не приходится, но брат не слушал его. Он смеялся над усердием Геометрикуса-1, называл его зазнайкой и зубрилкой.

– В таком духе прошло несколько дней. Однажды Оши предложил Грамматикусу-2 принести подаренный им шар в класс, чтобы похвастаться перед товарищами. Ребята заинтересовались новой игрушкой. Они просили показать её Фее, чтобы смотреть сказки на уроках, но Грамматикусу боялся, что Фея отберёт игрушку.
– Когда  закончились уроки, мальчик не смог найти удивительный шар, сколько не искал его. Он поспешил в парк, чтобы сообщить об этом Оши, но не нашёл его.

Грустный и недовольный собой вернулся мальчик в Школу, где начался настоящий переполох: пропали все буквы. Было отчего испугаться: все книги оказались с чистыми страницами.
 Фея Грамматики Буквида собрала всех учеников и преподавателей в актовом зале**и сказала:
– Такое событие не могло произойти случайно. Только злой человек мог похитить буквы. Прошу вас всех подумать, не произошло ли чего-то необычного в последнее время. Переглянулись собравшиеся и пожали плечами: с ними  ничего исключительного не происходило.

 Вот тут-то и понял Грамматикус-младший, что его провёл Оши. Он встал и честно рассказал о встрече  в парке.
 Не стала Фея его ругать, только покачала головой и сказала:
– Нельзя доверять незнакомцам, а тем более брать у них какие-то вещи.
 Буквида собрала Круг Фей, который соединил силы и выяснил, что похитил буквы колдун Ошибникус. Много сил понадобилось волшебникам страны Грамматика, чтобы отыскать пропажу. Наконец, они обнаружили буквы в темнице в далёкой стране гор. Открыть её не удалось даже с помощью волшебства.
– Но не думайте дети, что Грамматикус-2 только переживал. Нет, он предложил одноклассникам устроить воображаемый диалог с буквами и позвать их. Долго сидели дети в классе, пытаясь разрушить заклятье. К ним присоединились ученики других классов и преподаватели. Общими усилиями они прорвались сквозь колдовской экран. Буквы услышали их зов и вернулись.
 
– Они были испуганы и больны, но живы. К сожалению, не  оказалось среди них букв я, ю, ы. После того как всех пленниц вылечили, они встали на свои места в книгах и тетрадях. Но как быть с пропавшими? Решила Буквида поставить вместо них другие буквы на время, пока не найдутся е, я, ю, ы. Согласились заменить их подруги. Вот и стали люди читать вместо «чя» «ча», вместо «чю» «чу», вместо «жы» «жи», вместо «шы» «ши».
– Несколько дней не было известий о пропавших буквах. Грамматикус-2 очень переживал, ведь не всегда можно заменить буквы в словах. Как люди будут читать книги?
– Круг Фей вычислил Ошибникуса и заставил вернуть оставшиеся буквы. И тут произошло удивительное событие: в некоторых сочетаниях буквы так подружились, что не захотели расставаться. Вот так и стали сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши правилами. Их знают и правильно читают и пишут все грамотные люди.
– И мы запомним эти правила! – закричали Таня с Ваней.
_________________________
*А.Головин. «Про неумывайку Витю»
 **Актовый зал — помещение с плоским полом  и сценой для проведения различных массовых мероприятий

 Следующая глава:http://www.proza.ru/2016/05/15/1347


Рецензии
С удовольствием прочитал все 15 сказок. Счастливы дети, у которых в школе такие учительницы-сказочницы.

Петр Панасейко   15.05.2016 22:05     Заявить о нарушении
Большое спасибо!Прочитать все главы трудновато. Я читаю не очень много-глаза устают.
Всего доброго и светлого! Радости и вдохновения!!!

Еремеева Валентина Владимировна   16.05.2016 11:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.