рассказ

- А ты портрет-то где взял? – улыбаясь, спросил подросток. - Ты же детдомовский.
- В инете скачал, а чё, нельзя? – грубо буркнул второй подросток. - Лучше смотри, какие девчонки стоят, давай замутим?! Я скажу им, мол, мой прадед был герой войны.
- Ну-ну, - немного грустно посмотрел на него первый подросток. - А вот мой прадед по-настоящему был герой войны!
- Ну, и чё с этого? - поставив транспарант с портретом фронтовика на асфальт, грубо буркнул второй подросток. - Ты сюда на кой пришел? Фотку пронести или с подругами познакомится?
- Да пошел ты, -  обиженно буркнул первый и отошел от друга к общей массе людей, каждый из которых держал фотографию и медленно шел.
Человеческая река, неиссякаемая и длинная –  с фотографиями, рисунками, фамилиями и именами героев и просто убитых на большой войне людей –  неторопливо текла по центральной улице города. Бок о бок живые шли с портретами мертвых, странное чувство переполняло меня при виде этого шествия. Хотя я тоже сжимал в руках рамку с фотокарточкой прадеда-блокадника Ленинграда, но я видел глаза живых людей, а над ними нескончаемой лавиной плыли портреты мертвых, и где-то в глубине души - это пугало. Я понимал, что да – память, да – дань предкам, но ничего не мог с собой поделать.
Вечером, когда по всей стране раскатами гремели салюты, возвращаясь из парка, я –  то тут, то там возле мусорных баков – встречал брошенные фотокарточки на деревянных дощечках. Некоторые из них были поломаны и разорваны.

- Негоже над мертвыми так, - пробубнила пожилая женщина возле мусорного бака, собирая портреты погибших в войне людей.

Я подал ей поломанную пополам фотографию и молча посмотрел в её мудрые серо-голубые глаза.

- Прям, как в библии, - посмотрев на меня, прошептала бабушка и тут же добавила. - И мертвые встанут и будут идти рядом с живыми.
- Думаете? - с дрожью в голосе прошептал я.

Но бабушка сделала вид, что не услышала мое замечание, и, забрав все поднятые фотокарточки, не сказав больше ни слова, просто ушла во мрак неосвещенного дворика где-то рядом с центром города.
май 2016 г.


Рецензии