Джочи

Старшего сына Чингис-хана называли Дзоцци[1] (Дзоцци – осет. имя) и Tоссук-кан[2] (Тассо – осет. имя), тасан – поддаваться. Джочи-хан  имел очень мягкий характер, о котором знали все. Кроме того, летопись рассказывает, что его внезапное появление на свет и определило его первое имя, стоящее в источниках как Дзоцци, просто мать родила его на корточках (дзоццaг, осет.).
      Старший сын Джочи-хана Орду появился на свет от супруги, которую звали Сартак из племени хонхират. Но правой рукой Джочи был второй сын – Бата, матерью которого была Уки-уджин (удджын – духовная) тоже из хонхират. Орду был согласен на восцарение Бату, даже сам способствовал этому. Его имя в переводе означает волосок, капилляр (арду). Возможно, он не отличался крепким здоровьем и телосложением. У Орду был внук, которого источник называет Куинджи[3]. Он был очень тучным. Его вес не выдерживала ни одна лошадь. Он передвигался на повозке, а телохранители постоянно наблюдали за его состоянием. Имя Куинджи можно объяснить, используя осетинское слово куынц – кузнечный мех, который раздували при изготовлении изделий из железной руды. Жены Куинджи были из монгольских племен хонхират, джаджират и меркит.

Третьего сына Джочи звали Берке. У Берке не было сыновей. Этот внук Чингис-хана  прославился тем, что три дня простоял на коленях под палящем солнцем,пытаясь принять ислам, а в качестве испытания ему на голову вылили нечистоты.Ислам Берке принял,но и получил кличку баеркъа - помет, отходы . О том,что его не простили монголы,нет никаких сомнений.

Четвертый сын Джочи-хана носил имя Беркечер. Имена третьего и четвертого сыновей имеют похожее звучание и  близкие понятия. Имя Беркечер искажено и  в переводе с осетинского языка могло означать изобилие (баркадджын). Пятый сын Джочи был Сабан (Шейбан), шестой – Тангут, седьмой – Богал (богал – силач, боец).  Вероятно, восьмой сын Джочи  Джилаукан (Джилау-хан) был самым крепким и интересным из всех его сыновей. Его имя можно перевести как ханская порода (дзилла у). Но детей у этого сына Джочи не было, может быть, поэтому его имя в источнике встречается в другом написании  – Джилаукун[4] (кунаг – скудный).  А вот  имя девятого сына Шингкура[5](Сонкура) говорит о его физическом развитии (синг – важный, знатный;  кур – силач). Десятый сын был Чимбай, одиннадцатого назвали  Мухаммедом, но все  называли его скифским именем Буре[6] (бурэ –  рыжий). Двенадцатого сына Джочи звали Удур (уд ур – дух камня). Похожее имя было и у царя алан XI века, которого звали Урдур. Тука-Тимур (туку – кошка) и Сингкум[7] были самыми младшими. Примечательно, что имя Сингкум можно перевести как главный очаг (синг – важный, знатный;  къум – очаг, жилище), а именно младший сын у «светлых» монголов мог претендовать на основную долю имущества своего отца. Но Сингкум не смог порадовать своих родителей, у него не было детей.
      Сын Джочи Бату-хан (Бата – осет. имя) основал ханство «Золотая Орда». Его сын Сартак был так назван, видимо, из-за того, что тайно перешел в христианство (сартаг – легкомысленный), хотя сам Сартак это всегда  отрицал. Имя Сартак (Сартактай)  скифское. Внук Джочи от его сына Богала носил  имя покровителя волков из Нартского эпоса осетин – Тутар[8] (Тутыр). У Богала тоже был внук Тутар[9], сын Мингкадара. Большинство имен внуков и правнуков Джочи-хана можно перевести: Муртад-Токдай [10] (муртад – язычник), Абай [11] (Абай – осет. имя), Чаган-Бука (цагъана – облепиха, Бука  – сарматское имя) и Йису-Бука[12] (йас – пожилой, истинный), Макудай[13] совсем не имел детей (ма – мой, Къудай – осет. имя), Урунг (урунг – грозный), Анбарджи[14](анбарзан – покрывало, кровельщик), Саты-Бука[15] (сата – слюна, Бука  – сарм. имя), Сасык[16] (Сасыкка – осет. имя), Джурмакай (дзур-ма – скажи-ка, кай – что, кого; скажи-ка что-нибудь). Имя знаменитого полководца Джурмагуна и имя сына Орды Джурмакая[17], конечно, являются  именами с общим корнем дзур – слово, разговор. Правнуки Джочи Мунга-Тимур и Туда-Мунга имели в качестве дополнительного имени слово муга, буква «н» лишняя, т.к. это имя часто встречается в тексте летописи именно в таком написании. «Светлые» монголы большое значение придавали рождению сыновей и внуков, слово "муга" в переводе означает семя. Согласно «Сокровенному Сказанию», средневековые монголы взывали к Богу, когда просили у него сыновей: «Все мы, втайне домогаясь сына, моления и жертвы приносим, «абай-бабай»  твердим, вознося усердные молитвы»[18]. Но в Нартском эпосе осетин мы встречаем: «И могучие нарты с пением «алай-булай» привели ему в жены Акула-красавицу»[19]. Очевидно, что «абай-бабай» искаженное «алай-булай», где алай – торжественный обряд брачного пира, булай – вокруг, непрерывной цепью. Поэтому «алай-булай» –   пожелание продолжения себя в  своих  потомках.

 
1.Рашид-ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 69.
2.Иоанн де Плано Карпини. Гл. 6. § II. С. 22.
3.Рашид-ад-Дин. Т. 2. С. 66.
4.там же. С. 76.
5. там же. С. 66.
6. там же. С. 77.
7. там же. С. 78.
8. там же. С. 82.
9. там же. С. 81.
10.там же. С. 74.
11.там же. С. 78.
12.там же. С. 74.
13.там же. С. 69.
14.там же. С. 77.
15.там же. С. 67.
16.там же. С. 76.
17.там же. С. 70.
18.Сокр.Ск. § 174.
19. Нарты. С. 268.


http://www.proza.ru/2016/02/27/1888
Все переводы осуществляются с осетинского языка. Но букву "ае" пришлось заменить на "а", т.к. ее не поддерживает формат.


Рецензии