Отец

Как вспоминаю его, он был всегда жизнерадостный, весёлый человек. Детство у него прошло тяжёлое, маму потерял в пять лет, дед через десять лет женился. Отец жил с мачехой, маленькими детками, которые родились после него. Обо всех  нужно  заботиться и кормить младших, сестёр и братьев, их было трое без него. Жизнь была тяжелая, как у всех. Работал на стройке в метро, они были с моим дедом отделочными мастерами высокого класса. Одна из работ их была лепнина на станции метро Маяковская,  залы считающей шедевром советской эпохи. Когда я бываю там, с гордостью шагаю по этой станции, где руки приложили мой отец и дед.
   Отец всегда шутил, вспоминал, как начальник по смене в метро попросил с отделкой квартиры, которую он получил. Их бригада постаралась на славу,  всю квартиру сделали  отлично, а начальник смены тянул  оплатой отделки её, которой должен он въехать на днях. Мой дед не растерялся, когда понял, что работала бригада бесплатно, после смены работы в метро - замуровали по яйцу в каждой комнате, проткнув их, заделав так, что комар носу не подточит. Через какое - то время у  начальника смены пошёл запах тухлых яиц. Они его немного помучили, чтобы он понюхал аромат, делали вид, что ничего не знают о причине запаха в доме. Когда он заплатил, пошли и всё устранили,  тот молча наблюдал, как вскрывали стены и вытаскивали их сюрприз.
    Когда мы шалили и не хотели учиться, отец напоминал нам, как сидел после рабочей смены в метро в пахнущей  бытовке дома в бараке, портянками, сапогами и нижнем бельем, он был рад, что у него был уголок, где он мог учить латынь и все медицинские термины.  В комнате с маленькими детьми таких возможностей не была, а у вас, напоминал он, есть все условия чтобы учиться. Закончив в войну медицинский институт, попал в сорок втором на фронт. С гордостью говорил о стране, которая давала возможность, как он рабочим паренькам, поступить, учиться, получать хорошую специальность, занимать потом хорошие посты в нашей стране.
   Он вспоминал, как его отец дал возможность ему учиться, поддерживал его во всём, гордился им, что тот закончил десять классов. Истратил на него все свои сбережения, которые не один месяц откладывала семья. Мой дед купил ему дорогой костюм, что не по карману было его семьи. И вспоминал со смехом, как шёл на экзамены в ботинках, которых приобрёл на блошином рынке. Его новые друзья объяснили, что это фасон женских туфель у него на ноге. Он не предполагал, что у девиц бывает нога сорок первого размера, в срочном порядке продал, купил другие, так как приличной обуви другой у него не было.
   Он все экзамены сдал хорошо, а вот немецкие не знал, ребята подсказали, что, как он хватает среди них. Выучив подсказанную ими фразу немецком языке, которая гласила, что он не знает язык, им автоматически ставили три. На первом курсе их набралось целая группа, они занимались отдельно с учителем.  Потом все наверстали язык,  сдавали  экзамены за первый курс. Наша страна, срочно порядке готовила кадры, которые понадобились в войне.
   До войны на пятом курсе, ему довелось поработать в карете скорой помощи, так машину окрестили в простом народе. Он был весельчаком, помог одному парню вылечить острохобию, который боялся мертвецов и закрытых пространств. Поступил он к ним работать шофёром скорой помощи. Одному отцу спускаться в мертвецкую  иногда с трупом, было несподручно, тяжело таскать всё на себе. Паренька постепенно приучил, хотя бы доходить до этого помещения, таскал тела с медсестрой. Подговорил отец знакомого патологоанатома, помочь ему в этом деле. Когда они шли с очередным трупом, его знакомый врач разговорил  шофёра около двери, когда тот положил носилки  у этого помещения, впихнули они его вдвоём в мертвецкую, к тому же там был выключен свет. Тот сидел тихо, не было слышно и стука, которого они ожидали, подумали, что он лежит без сознания. Ворвались через пять минут в дверь, он преспокойно стоял  у двери. Сказал, что  мол, вроде вытерпел. С тех пор, стал заходить в это помещение с отцом при включённом свете, чем порадовал его.
   Они с мамой вспоминали  смешные  истории из их жизни, как ехали в загс на какой - то кобыле, которой  раздобыл отец, он подшутил в очередной раз над ней, дав ей вожжи в руки, отошел от неё. Мама в первый раз управляла лошадью, которая плелась, не слушалась её до загса, норовила  постоять. Отец посмеялся над ней,  шёл недалеко от неё. Наконец, лошадь доползла до загса, они расписались.
 Часто вспоминали, как впервой раз выиграли по лотерейному билету, был дефолт, нечего было купить в магазине. Люди от  отчаяния в протест, жгли старые деньги. Они на выигранные деньги, пошли ресторан, гуляли весь вечер. Как потом они вспоминали всю жизнь, хорошо посидели в этот вечер. Им так подфартило  первый раз в жизни.
   Они не говорил с мамой, с которой познакомились в Германии в сорок пятом, о тяжёлой работе на фронте. Иногда мелькало в их разговоре, как мама  провожала лётчиков, которые гибли тучами впервые дни войны. И как, ходили военные почтить память людей погибших  Освенциме в Германии. Она  побывав там,  от потрясения не спала три ночи подряд. Они не хотели говорить о войне, больше вспоминали о весёлом, которого в их молодости, так мало было, потому что их застала война. Они молчали о войне, может потому, что там гибли их сверстники, которых знали они в лицо. Им было больно вспоминать своих, хотели огородить нас детей, не вспоминать ужасов войны, которые видели сами.
   Они  дали нам светлого будущего, чистого неба и счастливой судьбы, своим детям, за это им низкий поклон. Тем кто сражался и победил фашизм.


Рецензии