Диалоги о Пушкине. Вопрос 15

                «Дана мне лира от богов»

   В каком стихотворении Пушкин обосновал право поэзии на предвидение?

В ночь на четвертое сентября 1826 года в Михайловское неожиданно явился офицер с письмом от Адеркаса – губернатор вызывал Пушкина в Псков. Там ждал поэта фельдъегерь с «высочайшим повелением» препроводить его в Москву, готовившую коронацию Николая I – Романова.
Пушкин давно ждал этого момента и внутренне готовился к нему. Но каким он будет, с кем ему предстоит встреча и что его ждет – он не мог знать.
 Воля?..
 Или, быть может, еще более горькая неволя?
В качестве «пробного шара» он решил взять с собой предмет своих забав – пистолеты, рассуждая, очевидно, так: «Если позволят взять – значит, воля, если нет…»
 Позволили.
 Вот уже и замелькали версты, а в кармане (есть и другая версия о сочинении этого стихотворения в дороге) – стихотворение «ПРОРОК» (1826г.)
…И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, Пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

– Стихотворение, в котором вполне завершилось самосознание и самоопределение поэта; стихотворение - программа творческих устремлений на всю оставшуюся жизнь, да и потомкам-поэтам – тоже; стихотворение, в котором вечные мудро-пророческие тексты Библии, помноженные на убежденную страстность поэта, действительно жгут сердца людей.
А.О.Смирнова вспоминает рассказ поэта: «Я как-то ездил в монастырь «Святые горы», чтобы отслужить панихиду по Петре Великом… На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу – это был Иезекииль… Я прочел отрывок, который перефразировал в «Пророке». Он меня внезапно поразил, он преследовал меня несколько дней, и раз ночью я встал и написал стихотворение».
Точны ли воспоминания А.Смирновой?
Ведь поэт поставил дату 8 сентября 1826 года – день встречи с Николаем I в Чудовом дворце Кремля. (Пушкин не всегда точно ставил даты).
Но так или иначе, и содержание, и ритм стиха очень близки Иезекиилю, особенно бесконечным повторением (16 раз) союза «и» в начале строки.
Дабы не утомлять читателя полными текстами посланий пророков, выбранных поэтом, ограничимся монтажом главных фрагментов, вполне дающих представление об их сущности:
Иеремия: «И бысть слово Господне ко мне… пророка во языки постави тя...»
Исайия: «…прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жаровни и коснулся уст моих…»
Иезекииль: «…и дам вам сердце ново и дух мой дам в вас…»
Иеремия: «И востани и глаголи к ним…»

А Николай I, что он знал о Пушкине? Не слишком много, и в том числе
 характеристику, данную его августейшим братом Александром I: «Пушкин – бездельник, одаренный крупным талантом». Теперь предстояла встреча поэта и царя.
Сама белокаменная взволновала поэта:

Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!

8 сентября 1826 года в четыре часа пополудни поэт предстал перед царем. В уютном кабинете пылал камин, а поэт был озябшим, небритым и пыльным с дороги, но при всем этом твердо решившим сохранить чувство собственного достоинства. Он еще из Михайловского писал друзьям о том, что духовные силы его достигли полного развития, и он может творить. К этому времени Пушкин действительно созрел как поэт, чувствующий и понимающий свое гражданское предназначение.
Аудиенция длилась около двух часов, а вечером, на балу у французского посланника Николай скажет Блудову: «Я нынче говорил с умнейшим человеком России, с Пушкиным».
Судя по этому высказыванию, поэту удалось выдержать выработанную заранее линию поведения и заставить монарха уважать себя.
 Однако из рук Николая I он получил лишь полусвободу и материальную помощь, очень тяготившую поэта всю оставшуюся жизнь, но головы он не склонил и остался
 Пушкиным.


Рецензии
Отличный ответ на вопрос! Очень понравился.

Николай Иванович Кирсанов   25.08.2016 13:54     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Николай Иванович, за глубинное вникание во всё, касаемое Пушкина.
Не теряйте этого вектора.
Успехов!
Нелли.

Нелли Мельникова   25.08.2016 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.