Тонкава - Народ почитающий волка. индейцы Техаса

                ТОНКАВА
                «НАРОД  ПОЧИТАЮЩИЙ ВОЛКА»

      Старейший народ Техаса – Первые контакты - Традиционная жизнь - Танцы и церемонии – Каннибализм

 Tрадиционно тoнкава  считались старейшим племенем Техаса, однако, новые данные свидетельствуют о том, что они в конце семнадцатого века мигрировали с высоких равнин. Кроме того, собственно тoнкава, являются лишь небольшим фрагментом нескольких племен, которые мигрировали в Техас. Это могло бы объяснить явное отсутствие связи между языком тонкава и любым из окружающих племен. Мало что известно о социальной или политической организации тoкава до их консолидации.
   Их племенная структура похожа на многие индейские племена Равнин, особенно кроу. Каждая группа избирала ведущего их вождя, и вполне вероятно, что во время войн выбирались дополнительные военачальники. После консолидации, тoнкава выбрали главного вождя племени. Основной единицей в обществе тонкава были материнские кланы. Дети становились членами родов своих матерей, а мужчины жили в кланах жён. В связи с тем, что каждый род видел себя в качестве отдельной семьи, браки внутри клана были невозможны.
    Как и во многих других индейских племенах, тонкава практикавали левират, по которому брат женится на жене своего покойного брата. Если умерший не имел брата, эти обязанности выполнял другой мужчина из его клана, как правило - сын сестры. В результате, любой такой мужчина  назначался «братом», независимо от разницы поколений.
    Такое же отношение родства переносится на женское начало семьи - практиковалась система в которой сестра выходила замуж за мужа покойной сестры. Следуя этой же схеме, когда человек умирал, собственность покойника распределялась среди детей его братьев и сестер, а не между своими - с тем, чтобы имущество могло оставаться в пределах  клана. Сироты оставались в клане матери. Таким образом была разработана система гарантированной заботы о вдовах и сиротах.
      Впервые встретившись с европейскими исследователями тонкава насчитывали около 1500 человек. Их враги- команчи, были в начале девятнадцатого века 20000 народом. Оказавшись между команчами на севере, западе, и поселенцами на востоке, тонкава были обречены на вымирание. Шансы на выживание ухудшала склонность этого племени к каннибализму, что делало их непопулярными среди других индейских групп и «новых техасцев».

    В 1601 г. члены экспедиции Оньяте были первыми европейцами, вступившими в контакт с тонкава, к северу от современного Техаса. Первые испанские письменные списки тoнкавов - группа из трех или четырех различных племен включая Mayeyes, Yojuane, Ervipiame и др -  к западу от кaранкавов, которые жили между устьями рек Нечес и Нуэсес на побережье Мексиканского залива.
    Возможно, в этой ранней группе тогда было около 2000 человек. Они называли себя Titska Waticsh, Titskan-watich, Tickanwaticor, Titskanwatich, что приблизительно означает - «туземцы» или «большинство мужественных людей». О тонкава, также известные в некоторых свидетельствах как «Toncahuas» и «Tonkaway» говорится, что они могли быть связаны с некоторыми липан, кaранкава, вичита и другими группами, которые объединились в начале восемнадцатого века. Тонкава этого периода также упоминаются, как сражающиеся за охотничьи угодья с племенем кэддо в Восточном Техасе, и живущие к востоку от современного Сентервилля - примерно на полпути между современным Хьюстоном и Далласом. Тонкава помнят ряд подразделений, которые, возможно были подплеменами, но не родами, а именно: Awash, Choyopan, Haiwal, Hatchuknni, Kwesh, Nilhailai, Ninchopen, Pakani, Pakhalateh, Sanukh, Talpkweyu, Titskanwatichatak.

    Первым европейцем, встретившим племена тонкавской языковой семьи, стал в начале XVI века потерпевший караблекрушение Кабеса де Вака. Французы из Форт-Сент-Луи, дали первую определенную информацию о племени, когда в 1687 году упомянули  об индейцах майейе. Экспедиция Алонсо де Леона в 1690 году начала период регулярных испанских контактов с группами тoнкава.
    В 1691 году тонкавы и йохуаны упоминались Франсиско Касаньяс де Хесус Мария как враги асинаев. Следующее упоминание о тонкавах мы находим в записях французской экспедиции Лагарпа в 1719 году, где отмечается, что танкаойи (тонкавы) являлись самыми известными воинами из всех окрестных племен, а тела их вождей покрыты боевыми шрамами. Они вели кочевой образ жизни, следуя за бизоньими стадами. С этой поры тонкавы в основном дружили с французами.
    Первые тесные контакты с испанцами у тонкавов начались со строительства в 1746-1749 годах христианских миссий на р. Сан-Ксавьер (Сан-Габриель) в Техасе. В ответ на их запрос, францисканский отец Франциско Ано де-лос-Долорес в 1748 году в их интересах создал миссию Сан-Франциско Ксавье де Хоркаситос (Horcasitas) на реке Сан-Хавьер (ныне Сан-Габриэль), примерно в девяти милях к северо-западу от настоящего Рокдейл Ниламко, штат Техас. Вскоре после этого, тонкава вместе с другими племенами Центрального Техаса, очень пострадали от эпидемии оспы. Миссия также пострадали от нападений липан апачей, вследствие этого и других эпидемий, большинство из них около 1755 года  перебрались в миссию на реке Гваделупе. С 1746 по 1755 г. испанцы построили для тонкава три миссии на реке Сан-Габриэль (тогда она называлась Сан Хавьер). К 1756 году эти  миссии были заброшены, и гарнизон испанских солдат перевели в новую миссию на Сан-Саба, построенную для липанов. Тонкавы в 1758 году вместе с  племенами команчей, вичита, кэддо  атаковали апачскую миссию Сан-Саба, убили там тридцать пять человек и сожгли постройки. С тех пор они стали врагами испанцев.

                ТРАДИЦИОННАЯ ЖИЗНЬ ТОНКАВА
 
    Охота. Наиболее важным животным добываемым тонкава, несомненно был бизон. Бизон предоставлял им большую часть пищи, а шкуры использовались при изготовлении одежды и типи. Они продавали бизоний жир, мясо и шкуры, кости шли на изготовление утвари. Олень наряду с бизонами также использовался  для  мяса и шкур.
    Тонкава имели табуны лошадей, которые использовались для транспортных целей и в бою, некоторые из них были приобретены в набегах. На диких лошадей охотились для того, чтобы пополнять стада,  иногда в ход шли только волосы из гривы и хвоста, от остального животного отказывались ради мяса.
    Тонкава не охотились на волка и считали, что они были введены в мир этим животным, или даже спустились с него. Тем не менее тонкава, имели много шкур волка, которые использовались при исполнении «танца волка». Тонкава утверждают, что если убить волка, то потеряещь зрение,  временно сойдёшь с ума или заболеешь лихорадкой, если не применить специальную «магию».
    Когда тонкава встречали волка, они просили его предоставить им оленя, на предстоящей охоте. После охоты, когда мужчины возвращались в лагерь, они вешали туши на деревья, и в первую очередь проводили специальные обряды для защиты добытого, от кражи волками. Тонкава утверждали, что однажды член племени убил оленя, но прежде, чем подвесить  добытое мясо, забыл выполнить необходимые церемонии. Когда он вернулся, мяса уже не было, в то время, как  принадлежавшие другим индейцам туши остались нетронутыми.
    Видимо табу на убийство волков  в некоторых случаях распространялось и на койота. Серого волка называли «Хозяин Земли», и когда охотники выходили на новые охотничьи угодья, то спрашивали его разрешения.
     Сбор и рыбалка. Собирательство  в экономике тонкава стояло рядом с охотой, а в первой половине девятнадцатого века как средство обеспечения пищей принимало все более важное значение. Они собирали множество трав, корнеплодов, желуди и дикие фрукты. В большом количестве собирали пекан (разновидность ореха). Время от времени ловили рыбу и устриц.
     Сельское хозяйство. Тонкава - кочевая группа, которая мало опиралась на сельское хозяйство. По их легендам, они получили предписание от волков, которые якобы привели их в этот мир,  - не сажать культурные растения или строить постоянные жилища, а вести хищное существование этих животных, поэтому тонкава старались следовать этому совету. Они практиковали разовое сельское хозяйство, но исторические данные показывают, что эти попытки были редкими и недолгими.
     Приготовление пищи. Мясо в большинстве случаев  приготовлялось путем обжига. Сушеная оленина или мясо бизона иногда смешивались с пеканом, чтобы сделать пеммикан, основную пищу тонкава, когда они находились в пути или на тропе войны. Прежде чем съесть опунцию, с неё должны быть удалены шипы, для этой цели тонкава использовали  клещи из осколков рога оленя. Иногда пищу приправляли перцем чили, ягодами. Устрицы готовили как  «шашлык», в своей скорлупе.
    Жилище. Поскольку тонкава вели кочевой образ жизни, их постройки были довольно простыми, и почти всегда носили временный характер. Как правило, у них имелись, небольшие типи - изготовленные из жердей, покрытых бизоньими шкурами. Очевидно, тонкава использовали их в восемнадцатом веке больше, чем в девятнадцатом, материал для типи уменьшался вместе с количеством бизонов.
    Также применялись жилища из веток. Это были небольшие, временные постройки, которые забрасывались, когда индейский лагерь переезжал. Сначала делали раму формируя конус из шестов и легких побегов. Затем сооружение покрывали  меньшими ветвями, корой, хворостом. Иногда это покрытие было соломенным травяным или покрыто несколькими шкурами бизонов. Единственным упоминанием о внутреннем устройстве было то, что огонь располагался в центре. Эти постройки от пяти (5) до семи (7) футов в высоту, плоские на вершине, и открыты с одной или двух сторон. Участник мексиканской экспедиции обследовавшей границы, так описывает деревню тонкава:
   Она располагалась в центре густой рощи у входа в которую было привязано несколько лошадей, с виду все очень хорошие ... Их маленькие хижины, числом около тридцати, все конической формы, выполнены из легких ветвей, также покрыты материей и случайными шкурами буйвола. В центре каждой находится очаг ... (Цитируется по Jones 67-68). 
     Другой отчет члена той же экспедиции сообщал:
   Их палатки из кожи или хижины из зеленых ветвей. В двух ранчериях я заметил, что дома были конусообразными, примерно 5 футов и 8 - 10 футов в диаметре. В них теснились мужчины, женщины, молодые девушки и младенцы, по меньшей мере до 15 в доме, так как каждая семья насчитывала множество членов. В центре хижины находился очаг, а вокруг него кровати, выстеленные испанским мхом (Tillandsia usneoides) и покрытые мехами (Berlandier 147).
Для определенных церемониальных целей тонкава возводили специальные дома из веток - большой дом танца, родовые жилища, и менструальные палатки.
    Toнкавы носили мало одежды, кроме как для защиты от холода.  Дети часто ходили полностью обнаженными. Взрослые мужчины носили длинные breechclout(набедренные повязки), дополненные мокасинами из оленьей кожи или бизоньей шкуры, лосины, кожаные рубахи, в зависимости от погоды, а также шапки украшенные блестящими рогами и оперением.
    Женщины носили короткие юбки из кожи, с дополнительным снаряжением, когда вынуждали погодные условия. Мужчины носили серьги, ожерелья и другие украшения из кожи, костей, перьев, ракушек.  Хотя тонкава уделяли мало внимания одежде, они любили татуировать себя и раскрашивать свои  торсы (Ньюкомб). Поселенцы и другие наблюдатели часто писали об этом аспекте проявления у тонкава. Жан-Луи Берландье отметил, что тонкава «в частности чрезмерное внимание уделяется татуировке» (Berlandier). И «наиболее отличительной чертой [тонкава] женщин является их способ украшения своего лица чёрной краской, начиная со лба,  через ноздри и вниз к подбородку. Груди расписаны многочисленными концентрическими кругами вокруг сосков».
    Мало что известно о жизненном цикле тонкава. Вскоре после рождения, к голове ребенка привязывали кусок дерева, чтобы сгладить её. Пока дети росли, они узнавали об отношениях соответствующих полов. Редкими знаниями о брачных обычаях тонкава, видимо является отсутствие акцента на церемонии. Обряды связанные со смертью, по-видимому, получили наибольшее внимание, по крайней мере в существующих письменных свидетельствах. Когда человек приближается к смерти, его друзья собираются и образуя концентрические кольца вокруг умирающего, поют  раскачиваясь, пока человек не скончается. Умершего хоронили, вместе со многими из его или ее ценными вещами. Как и у других равнинных индейцев, над могилой прославленных воинов, иногда выстрелом в голову убивали его лошадь. В течение трех дней группа оплакивала покойного, родственники сильнее, чем другие, а затем проводилась четырехдневная курительная церемония, которая должна была очистить всех от «загрязнения» смертью. Эта церемония также позволяла перестроить общество и реинтегрировать себя после потери одного из участников.
     Ремесла. Некоторыми дополнительными элементами материальной культуры тонкава были ремни и арканы сделанные из шкур бизонов. К ним относятся веревки из хвоста и гривы лошадей, а также веревки и грубые ткани изготовленные из внутренней части тутового дерева. Они также плели корзины и травяные  коврики, делали горшки из обожженной глины. Тонкава изготовляли трубки. Музыкальные инструменты - это погремушки сделанные из тыквы, содержавшие внутрии  гальку или картечь, и барабаны, состоящий из металлического контейнера обтянутого кожей оленя, или просто оленьей кожей плотно натянутой на обруч. Торгуя с испанцами салом, оленьими и бизоньими шкурами, одеждой из кожи, они в конце 18 века, получали огнестрельное оружие.
    Оружие. Важным оружием был лук и стрелы, которые использовались при военных действиях,  в охоте на бизонов и оленей. Тетива, как правило, делалась из сухожилий бизона. Стрелы были якобы «отравленны»  соком листьев омелы (это значит - не ядовитые). Другим видом оружия являлись копья и пики, использовавшиеся в военном деле и охоте на бизонов. Здесь тоже использовался «яд» из листьев омелы. Как оборонительные доспехи тонкава носили «куртки», шлемы и щиты из шкур.

                ТАНЦЫ И ЦЕРЕМОНИИ

   Особенно важными среди тонкава были танцы связанные с войной. Мужчины, собиравшиеся в военный поход проводили «Танец Разведчиков». Танец начинался с наступлением темноты. Воины участники вставали кольцом вокруг большой не дублёной коровьей шкуры, по которой они в унисон ударяли палками около двух футов длинной.
    В рамках этой церемонии в течение приблизительно десяти минут мужчины неоднократно вставали и садились, после чего они курили. В ходе обряда воины пели то в низкой, то высокой голосовой тональности. Они имитировали крики животных представляющих объект их охоты. Мужчины дважды пели рядом с типи каждого воина, который должен участвовать в походе, а затем переходили к типи следующего человека.
   Есть несколько описаний «Танца Скальпа». В одном из них воины, одетые в свои лучшие набедренные повязки и украшены военной раскраской, образовали круг вокруг головы, покрытой краской и насаженной на острие копья, которое держала женщина. Каждый из мужчин должен был держать какой-то музыкальный инструмент. Все они играли в унисон, и ударяли в барабан, состоящий из оленьей кожи плотно натянутой на обруч. При этом индейцы «скандировали», в такт музыке одновременно поднимая и опуская свои тела, что указывает на сходство с танцем разведчиков.
   Элементы других танцев скальпа:  Тонкава скальпировали команча, отрезали руки и положил тело на костер из бревен. Волосистая части головы(скальп) и руки привязали к шесту, поднятому вверх во время церемонии. В следущем слючае использовали два скальпа, но один был разрезан на восемь частей.
    Другой танец скальпа  отмечался каждый вечер в течение одного или нескольких месяцев, но его можно было  проводить с перерывами в течение примерно месяца. Тем не менее, этот танец в корне отличался от описанных выше - в нём не упоминается использование скальпа. Кроме того, танцевали женщины, а мужчины смотрели. Возможно для церемонии использовалась вода, певцы повторяли слова: «Женщины идите, носить воду для танцев».
   Описано несколько других военных танцев. Одним из них был танец «Держащий Щит», имеется в виду  используемый в обряде щит из бизоньей кожи. Участвовали только мужчины. Под музыку издаваемую кожаным барабаном, они перемещались по кругу вокруг костра, выкрикивая военные возгласы. Еще в одном танце мужчины ездили по кругу верхом на лошадях. Во время военных танцев пели специально импровизированные песни. Иногда они рассказывали о подвигах и важных событиях в истории племени. Танцоры военных церемоний носили специальные головные уборы из перьев и ткани, украшенные пуговицами и вышивкой.

    Особенно важной церемонией среди тонкава был «Танец Волка», который символизировал «происхождение» или «создание» человека-тонкава. «Танец волка» проводился в большом доме для танца. Эту торжественную церемонию старались держать  в тайне от посторонних. Участвовали только мужчины.
    Один из этих «танцев волка» был засвидетельствован управляющим по делам индейцев в Техасе, который временно жил с тонкава. По его отчету, в нём участвовали пятьдесят воинов с головы до ног одетых в шкуры волков. Они были тщательно задрапированы, чтобы танцоры как можно больше напоминали волков. Тонкава входили, вставали на одном месте, а затем переходили на четвереньках с места на место, рыча и воя как волки. Время от времени, они опускали свои носы к земле и «нюхали» в различных направлениях. Вдруг один человек остановился, резко вскрикнул и начал царапать землю в определенном заранее месте. Другие собрались вокруг и тоже начали рыть руками. Через несколько минут они обнаружили индейца-тонкава, который был похоронен там до начала церемонии. Волки-танцоры бегали, с напряженным интересом нюхали и изучали его. Далее, некоторые из танцоров, представляющие старших - важных волков, встретились на совете, чтобы определить, что следует делать с этим индейцем-тонкава, и наконец, посоветовали ему жить так, как живут волки  -  убийством и воровством. Они поместили ему в руки лук со стрелами, говоря, что он должен  использовать это, чтобы обеспечить себя пищей и одеждой. Он должен был бродить, как волки, и никогда не строить постоянного жилья, не возделывать почву, а если он воспротивится, то непременно умрет.

    Еще одной важной церемонией был «Танец Бизона». Мужчины одевали шапки с бизоньими рогами, другие шапки или шляпы, и танцевали под бой барабана. Некоторые из танцоров использовали пистолеты и ружья «стреляя» в других, которые представляли бизонов, эти последние «ловили» пули своими руками, показывая места ранения. В это время другие индейцы изображали движение копья пронзая  танцоров-бизонов. Эта церемония продолжалась всю ночь.
  Также тонкава исполняли «Танец Оленя», в котором участвовали мужчины, и женщины. О нем мало известно, кроме того, что танцоры во время церемонии ели красную фасоль дикого мескитового растения. В еще одном обряде танцевали женщины, каждая держала длинную палку к которым были прикреплены оленьи «пальцы». Этими палками они ударяли по земле.
    И мужчины, и женщины участвовали в «Танце Диких Свиней». Главной особенностью обряда было поедание луковиц растения, которое произростало в Мексике. Хотя оно не идентифицировано, возможно, это были луковицы пейота. Музыка исполнялась барабанами, которые покрывались «увлажненной» кожей, так, чтобы создавать только приглушенные звуки.
    В «Церемонии Индейки» женщины танцевали в кольце, подражая ходящей по кругу индейке. Некоторые из женщин принимали участие в «Танце Зубчатой Палки». Они тёрли  зазубренный кусок дерева,  производя шум, который служил для вызова на танец других женщин.
    В танце под названием «Поют Все» использовались погремушки. В ходе этого действа, женщина  выбирает мужчину, который ей нравится и поёт вместе с ним. Это напоминает церемонии, где женщины танцевали в кругу вокруг четырех или пяти человек, исполняя специальные песни.
    «Танец Шажками» - также для женщин, мужчины здесь были зрителями. В ряде других церемоний, женщины выстраивались в ряд позади мужчин. Затем вся группа, в унисон, переходила либо вперед-назад или из стороны в сторону. Иногда они также пели под  музыку, производимую барабанным боем и стуком по тыкве.
    Тонкава стали одними из первых племен к северу от Мексики, кто использовал плоды пейота в «Пейотном Обряде». Внутри церемониального типи разрешено находиться только тем индейцам, кто облачён в одеяние «духов»: из специальных трав, с раскрашенными лицами;  также одетым в набедренные повязки, леггины и рубашки из оленьей кожи. Вход в типи обращён на восток. Передвигались в типи по направлению часовой стрелки.
Большинство из тех, кто принимали участие в церемонии, сидели вокруг peyotes, которые были выложены на куске оленьей кожи расстеленной внутри плоской корзины. Peyotes  передается по кругу всегда в направлении по часовой стрелке. В промежутках, индейцы молились и получали видения. Те лица, кто должен петь - сидели в ряд. Каждый певец исполнял четыре песни, и в то же время бил по барабану, сделанному из большого металлического контейнера, верхняя часть которого была плотно обтянута оленьей кожей. Когда один из певцов заканчивал, он передал своему соседу  погремушку из тыквы. И после того, как сосед  заканчивал пение, погремушка передавалась далее. Церемония длилась четыре дня и четыре ночи.
    Тонкава также проводили «Танец Солнца». У них он отличался от типичного Танца Солнца равнинных индейцев, прежде всего тем, что тонкава не смотрели на солнце и не практиковали «истязания», в любой форме. Кроме этого, нам известно, что церемония была ограничена только мужчинами, которые били палкой по коровьей шкуре.
     «Танец Духов» (Ghost Dance), стал свидетельством того, что тонкава постоянно проживавшие в агентстве Окленд в Оклахоме, находились в контакте с рядом равнинных племен. Во время этого обряда, некоторые мужчины пели, а другие били в барабаны. Они входили в «транс» и читали «видения» об уходе белого человека и повторном появления на равнинах исчезнувших бизонов.
 
                КАННИБАЛИЗМ

    Второй наиболее старой проблемой было пристрастие тонкава к поеданию человеческой плоти. Эта каннибальская особенность, кажется, мало влияла на белых, связанных с тонкава. В самом деле, официальные отчеты почему-то об этом умалчивают. Индейцы которыми «питались» тонкава, обычно происходили из племени команчей, чей совершенно иной взгляд на эту тему, в конце концов, оправдывал уничтожение в 1862 году более половины населения тонкава.
    Ноа Смитвик, автор ранней истории Техаса и житель округа Уильямсон, описал церемонию тонкава 1840-х гг., в течение которой был съеден убитый команч:
    «Эта церемония, которой однажды я когда-то стал свидетелем в прерии Уэббера, по случаю убийства команча из одного конокрадского отряда угавшего лошадей Бастропа. Они (тонкава) энергично преследовали их, и рассуждая о лошадях, как китаец о сапогах -  резонно решили, что самая большая, естественно, должна быть лучшей... они нацелились на воина сидевшего на большой лошади Мэнлава, которая стала частью добычи, оставленного позади в арьергарде для прикрытия, пока остальные гнали украденных лошадей дальше.
    Toнкава присоединились к погоне, а когда преследователи заметили одиноко отставшего воина, три самых опытных воина тонкава ринулись догонять этого команча. Вскоре они настигли его медлительного коня. Убив его и скальпировав, тонкавы отказались продолжать преследование, заявив, что им необходимо вернуться домой, чтобы отпраздновать это событие пиром и Пляской Скальпа. Ободрав с трупа всё мясо, они взяли у Пасса Уэббера большой котел, в который побросали мясо команча, а также много маиса и картофеля - самое отвратительное месиво, которое когда-либо видели мои глаза. Когда мясо было готово и достаточно остыло, для того, чтобы его можно было вытаскивать руками, вокруг собралось все племя, запуская в котел руки и поедая содержимое с такой жадностью, словно были не людьми, а свиньями. Нажравшись на этом восхитительном пиршестве, они разлеглись и проспали до вечера, после чего завершили веселье Пляской Скальпов. Воины встали в боевой раскраске в своих лучших набедренных повязках. Три воина собрались в круг, каждый из них вооружился пытающим ухо инструментом, которыми они действовали в унисон с барабаном, сделанным из высушенной кожи оленя, плотно растянутой на обруче.  Монотонно, в ногу, одновременно поднимая и опуская свои тела, так что оценили бы даже французские мастера танца, каждый их мускул, казалось, дергался гармончно. Между тем, скво, в свою очередь, демонстрировали руки или ноги  мертвого врага, которые они  злобно кусали, ловя  зубами и покачиваясь. А высоко над всеми, махала копьем со скальпом, патриотичная, парадно разодетая и раскрашенная скво. Оргия продолжалась, пока исполнители совсем не устали». (Smithwick, 1900, p. 245.)
    В 1840 году, после битвы с команчами на Плам-Крик, тoнкава занялись разделкой убитых врагов, обжаривая и поедая части их тел. В другом отчете, в главе «Вопрос решен», даны сведения о команче убитом тoнкавами на реке Браши, руки и толстые части бедер были отрезаны и доставлены в их лагерь, на праздник для женщин и детей. Toнкава утверждали, что все дикие индейские племена едят мясо своих врагов. Липаны называли тoнкавов «Maneaters» -«Людоеды». Подобные же сообщения относятся к сражению на Антилоп Хиллс 1858 года.

    Антропофагия или каннибализм в Западном полушарии или конкретно в Северной Америке не был исключительной чертой только тонкава. Слово каннибал происходит от искажённого названия карибских индейцев, которые были бичом Антильских островов, когда испанцы впервые прибыли в Новый Свет. В восточной части Соединенных Штатов и Канады поедание человеческой плоти было связано с военными церемониями. У индейцев майами существовало общество каннибалов, члены которого были обязаны съедать предоставленных им пленников. (Муни, 1901, стр. 550.) На равнинах поедание человеческого мяса практиковали шайенны и кайова. В церемонии шайеннов владельцы некоторых щитов могли снять табу при поедании сердца врага. Сердце нарезают и сушат, затем толкут до состояния порошка. (Grinnell, 1923, стр. 199-200.) Кроме того, у кайова было тайное братство, члены которого давали клятву съесть сердце первого врага убитого ими в бою. (Муни, 1901, стр. 551.)
    Побережье Техаса и прилегающая страна, видимо, были оплотом каннибализма. Человеческую плоть употребляли атакапа, уичита, липан и каранкава, а также тонкава. Французские пленные из экспедиции Ла Салля стали свидетелями пира каранкава. В миссии Сан-Антонио в 1760 году, священники добавили к катехизису вопрос «Вы ели человеческое мясо?» (Ibid., Стр. 551.)
    Почему же тогда каннибализм, имевший довольно широкое распространение, у тонкава так пристально рассматривался их соседями? Напрашивается один ответ, видимо из-за того, что они не скрывали эту практику, и не связывали с обрядностью как у соседей. В своём описании Смитвик указывает, что в этом участвовали все члены племени: мужчины, женщины и дети. К тому же другие племена были недовольны сотрудничеством тонкава с белыми,  и возможно, использовали их каннибализм в качестве предлога для мести. Несостоятельность подобной логики в том, что индейцы часто воевали друг с другом и без необходимости оправдывать войну странными привычками своих врагов. Даже в последние годы при обсуждении тонкава в Музее индейцев Южных Равнин в Анадарко, Оклахома, индейцы выразили к ним общую нелюбовь. Одна женщина назвала их «колдунами».

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"


Рецензии