Один день жизни моей тогда в понимании сегодня

Введение.
 Давно  это  было,  когда  в  конец   великого  монстра -  СССР  верили  только  во  время  обострений   пациенты  психбольницы , лечебницы   удачно  расположившейся  в  бывших  бараках  сталинской   исправительной  колонии. А  что ?  Проверено  и  не  сбежишь,  чтоб  сеять  смуту. Некоторые  понимали,  что  Чингиз –хан  вечен  в  поколениях  и  настраивались  на  то,  чтобы  найти  веские  причины  для  уехать  или  если  остаться,  то  уважительно  пристроиться. Остальные  были  заняты  желанием  выжить  и  самим  себе  устраивать  небольшие  праздники.
Одесса – это  не  совокупность  районов,  это  целый  и  неделимый  организм  способный  к  саморегуляции.   Это  я  к  тому,  где  обитал  в  школьные  годы.
   Мы  жили  тогда  на  ударными  темпами  строящихся  Черёмушках.  И  Вы  сейчас  подумаете,  что  - это  не  событие ? Что  такое  везде  есть  от  района  Москвы  до   посёлка Черёмушки  в Хакасии,  посетить  который   не  то  что  не  тянет,  а  даже  наоборот.  Есть,  есть  некоторые  недальновидные   историки,  которые   упоминают  имение  Голицыных   ,доставшееся  им  от  Меньшиковых – некие  Черёмушки,  от  которого  и  пошло  распространение   жилого  района. О  как  коротка     память  человеческая ! Они  взяли  клубок,  выдернули  произвольную  нитку ,  перекусили  её,  слюнявя    и  начали  распутывать   изначально  не  запутанное  ,  а  аккуратно  намотанное. За  род  Меньшиковых  говорить  не  буду,-   молоды.  А  вот  Голицыны,- это  да! От  Киевского  князя  Владимира,/  что  крестил  Русь,  если  кто  не  знает/,  пошёл  этот  род. Дальше  ,  этот  род,  удачно  и  неудачно  на  разных  этапах  представлял  Киев  то  в  Москве,  то  в  Питере. Так  Черёмушки  - от  времён  тех  дальних , через  Голицына,  что  родом практически  из  Киева  в Москве  имеются.   В  Москве  подумали  и  решили  построить  образцовые  Черёмушки ,  чтоб  пропасть  отличия  была  так  велика, как  колбаса  с  Привоза  и  магазинная с этой  непробиваемо -  непромокаемой бумагой  на  которой  взвешивают  и  которую  передают  вместе  с  купленной  колбасой. И  где  это  можно  построить,  если  реально,  да  так ,  чтоб  с  самолёта  какое – то  приличное  слово  читалось  и  жили  приличные  люди ?  Вот  так  и  возник  Киев,  потому ,  что  через  него  в  Великий  Город  из  Москвы  дорога  ведёт. А  и  то  правда -  что  думать,  если  его  видно  и  не  надо  искать ,_  Одесса.
Если  говорить  слогом  наших  книг,  то  Одесса  родила  Черёмушки, как  Авраам  родил  Исаака. Одесса  родила  Черёмушки  через  Ближние    Мельницы. Это  я  так  считал,  копируя  тех, кто  разбирался. Если  Вы  служили,  т о  в  любой  части  во  всех  обозримых  местах,  под  стеклом  был  плакат  ПУТЬ  ВЛИНСКОЙ  СЛАВЫ  НАШЕЙ ЧАСТИ.  Это  они  от  нас  переняли.  Что  Вы думаете Черёмушки  с  неба  на  поле  свалились -  застроились ? Начало  пути  и  реперные  точки  как  раз  и  привели  к  нужному  эпицентру.    От  Привоза,  через  Молдаванку к  Алексеевскому   рынку Далее  по  мосту  через  Январское  Восстание  мы  выходим  прямо  на  милые  Ближние  Мельницы  , совсем  немного   и  мы  уже  на  Черёмушках,  где  я  жил  на  улице   имени  Ионы   Эммануиловича  Якира, который  родился  и  вырос  в  Кишинёве,  а  потом  немного  работал  токарем  на  заводе  в  Одессе,  с  тех  пор  город  про  него  забыл,  так  нет,  -  нашлись  умники,  выпендрились,    напомнили,-  назвали  улицу,  где  я  удачно   жил  в  пятиэтажке.
Но  к  одной  цели  порой  ведут  разные  дорожки. А  можно  было  считать  и  по  другому.  От  рыбных  рядов  Привоза , цепляя  через  сквер  ж/д  вокзал,  по  Водопроводной -  прямой  дорогой  до  Первой  станции Черноморки   и  резко  направо.. Был  там  такой  коридор    из  каменных  стен,  ограждающих  два  кладбища  «нашего  и  их» ,  и  мы  движемся  между  ними  в  две  стороны : В  сторону или  Черёмушек,   или  Привоза  и  дальше  по  потребностям  влекомые . Еврейское  кладбище  было  в  жутком  запустинении, хмель  и  лианы  сделали     траурные   джунгли  не  проходимыми,  упавшие  и  покосившиеся  памятники,  проваленные  могилы,  перекосившиеся  склепы  могли  лицезреть  только  экстрималы,  поэтому   захоронения  велись на  «нашем» и  в  больше  части  на  Таировском  кладбище,  под  которое  выделили    поле  такого  размера,  что все  волнения отпадали  сами  собой,  да  ещё  при любезных  услугах  крематория.
Вот  теперь  можно  перейти  к  сути,  иначе у  Вас  всё  перепуталось  бы  в  головах   так,  как  у  тех,  кто считает  мальчика,  любящего  сладенькое  -   Мальчишом  Плохишом.

итак:

Был  в  нашей  компании  парень  на  три  года  старше  нас. Папа -  капитан, бросил  маму,  мама  вышла  замуж  и  ушла  к  мужу,  а  Игорю  оставили  в  10  классе  трёхкомнатную  квартиру,  где  мы  и  собирались. Если  кто  и  обладал  даром  рассказчика ,   на  фантазиях,  близких  к  реальности   настоянных,  то  это  был  он. Эрудирован,  поклонник  Джека  Лондона  и  верящий  в  удачу,  которую  нужно  просто  увидеть  и  поднять,-  заразил  нас    заманчивой  идеей.
Всё  просто.  Второе  еврейское  кладбище.  Склепы  и  ввалившиеся  могилы.  Покосившиеся  памятники  и  таинственные  «ямы  -  в  никуда».  Вот   скажите,  куда  в  Одессе  могли  запрятать  клад,  если  не  туда ?  И  центр  и  нет.  Все  знают, но  никто  не  ходит.»  «Ни  в  жисть    никто  не  догадается». Идеальное  место  для  клада.  Идеальное  место. От  раскулаченных,  до  дворян  и  воровских  шаек  прошлого!  Долго  обсуждались  детали,  возможные  приметы   места   схорона ,  что  брать  с  собой для  работы,  и  как  замаскировать  выносимое,-  вопросов  было  очень  много  и  мы  тщательного  готовились.  Про  интернет   никто  не  слыхивал  и  мы   рылись  в  домашних  библиотеках,  дабы  найти  что -  то  важное. Три  напряжённых  дня  трое   решившихся   провели  в  горячечной  подготовке  и  я,  заканчивающий  седьмой  класс ,-  в  том  числе.
      Время  выбрали  обеденное и  на  то  были  причины. На  работе  все  ждут  обеда  ,  скучают  и  потому  в  окно  всё  замечают,  а  за  час  обеда  много  чего  надо  сделать,  поэтому  взрослые  рассеяны,-  это  же  очевидный  факт.  Сундук  можно  было  вести  в  трамвае,  говоря,  что  это  в  исторический  музей….  Мы  всё  продумали  и  приступили  к  реализации.  Логически,  хотелось  посмотреть,  что  за  высоченным  забором, но  в  глубоко  в  душе  была  вполне  реальная  надежда  найти  если  не  клад,  то  что – то  очень   ценное.
Родной  четырнадцатый  трамвай / тогда  кроме  10 был  и  14/   вёз  нас  по  родным  Ближним  Мельницам, дальше     вдоль  стен  нашего  кладбища,  нас  молча  стоящих   и  готовящихся  совершить  поступок,  который  будет  знаковым  навсегда.
Сквозь  дебри  джунглей  шли,   уворачиваясь  от  лиан  дикого   виноградника  и  поваленных   деревьев. Рано  или поздно  мы  должны  увидеть  клад,   краем  сундука  выглядывающий  из  ввалившейся    ямы. Мы  шли  в  глубь,  ничего  не  боясь  и  в  мыслях  тратя  нашедшие  деньги  на  благородные  цели. От  сильного  напряжения  нам  казалось  ,  что  мы  пришли  в  самый  центр ,  а  дальше  прорываться,-  просто  опасно   . В  самом  деле  отошли  мы  от  ворот  метров  на  пятьдесят  , не  более  и  не  сговариваясь  остановились  ,  услышав  впереди  шорох. Решение  остановиться  и   осмотреть  первое  же  подходящее  место   пришло  одновременно  сразу  в  три  головы.   Яма  была  конусообразной   формы  с  крутыми,  обвалившимися  краями   и  в  центре   совершенно   очевидно  виделся  край ржавого  уголка,-  таким  обычно    сундуки  с  богатством  оббивают.    Видимо,  для  вентиляции,  чуть  поодаль  было   круглое   ухоженное  отверстие  для  вентиляции ,  края  затёрты,  чтоб  грунт не  ссыпался. По - хозяйски  сделано!             Мы  спрыгнули  внутрь,  и  не  думали  при  этом   о   том  ,   как  вылезти  из  крутых   боковин.  Как -  нибудь, а   с  сундуком  выберемся, это  был  второстепенный  вопрос. Втроём  обступили    край  сундука, в  том,  что  это  сундук  сомнения  вообще  не было. 
Игорь  дёрнул  край   чего-  то,  что  по  нашему  разумению  и  был  край  сундука  с  богатством.  Из  норки  выбежали  три громадные   крысы и  уставились  на  нас.  Крыс  мы   в  своей  жизни  никогда  не  видели  и ,  не  сговариваясь,  совершив  вертикальный  взлёт  ,  ринулись  ко  входу,  упрекая  родителей,  что  только  пара  не  достаточно  длинных  ног  явились  нашим  рычагом  к  спасению.  Входные  железные  ворота ,  на  цепи,  позволяющей  выскользнуть  в  щёлку,  оставили  на  каждом  прощальный  синяк  и  бег  нашей троицы  продолжился  вдоль  Водопроводной,  вплоть  до  Старого  Моста. Почему  мы  туда  бежали -  не  понятно. Была  какая  то  забытая,  теперь  утерянная  логика. Бег  перешёл  на  шаг,  к  Чумке   мы  успокоились  и  решили  ехать  обратно. Хотелось  ехать,  пусть  и  совершив  круг ,  а не  идти, хотя  через   Чумку  , идти  было  два  шага. Говорить  не  хотелось.  Мальчишеское  воображение  было  полностью  занято.  Масштабы  происшедшего были  настолько  велики,  что  требовали  самостоятельного  осмысления. Точно  не  сейчас.  Мы  сели  в  трамвай  и   молча  ехали  домой. Обратный   маршрут  трамвая  пролегал     сектором   округ  кладбища ,  как  и  пару  часов  назад ,  но      мы   смотрели  на  всё  это  совсем  другими  глазами :  Что  это  было ? Нас  трое  и  трое  этих  жутких  бесстрашны  существ, по  одному  на  каждого!  Их  маленькие  глазки  концентрированно   ,  с  угрозой,  смотрели  в  глаза  каждому из  нас ,  я  запомнил  те,  что  смотрели на  меня  так  жутко,  что  кровь  стыла.
Мы  вышли  на   Ефимова.  Мишка с  Игорем  пошли  домой  через  Мельницы,    мне  же   нужно  было  алиби. Дома  бабушка  сразу  бы  почувствовала  неладное  и  учинила  допрос,  где  бы  я  непременно  прокололся  и  тогда  пойди  узнай,  как  всё  восприймет  отец  и  каков   будет  размер  ожидаемых  санкций.   На  Ефимова  была  парикмахерская ,  где  меня  стригли,-  это  и  должно  было  стать  оправданием. У  входа  стояла  вечная  досточка,  единственный  предмет,  который  я  помню  с  рождения.  Её  ставили  на  подлокотники  и  малыша  садили  на  досточку.  Это  было  очень  высоко  и  опасно,  потому  мама  или  бабушка  стояли  рядом  , придерживая  будущего  Гагарина  или  Терешкову. Зайдя  в  открытые  двери,  я  увидел  у  стены  знакомую  досточку. Ту  самую,  отшлифованную   до  состояния  стекла. Клиентов  не было.
- Боже  мой!  Такой  приличный  юноша  с  такой  немытой  головой! И  эта  грязная ,  потная  голова  пришла  ко  мне  стричься! Нет,  я  помню  эту  стрижку,  этот  проход  с  машинкой  через  дебри. Ты  принёс  деньги  или  в  долг?
- Мама  дала.  В  кармане.
- Что  значит  приличные  родители  при  грязной  голове! Я  помою  тебе  голову  не  по  прейскуранту,  чтоб  эта  верхняя  пыль   ушла  как  и  пришла.  Где  ты  был,  гулёна?!  Как  можно  превратить  голову  в  мусорку ,  я  не  имею  ввиду    взгляды  на  жизнь! Я  начинаю,  а  потом  дашь  то,  что  в  кармане,  если  найдёшь!
Пожилой  парикмахер  относился  к  детям -  клиентам   как  родственник   и  стриг   многих  бесплатно  или  в  абстрактный    долг.  Чем  он  руководствовался  -  не  знаю.  Но  помню  точно,  что    можно  прийти  к  нему  со  словами « мама  постричь  прислала»  и  он  пострижёт  и  скажет «  скажи  маме ,  что  да» . Не  понять  мне  теперь,  кто  отдавал  ему  деньги,  а  кто -  нет,  зачем он  стриг  без  денег  и  мыл  наши  грязные  подростковые  головы ,-  не  понять  теперь.  Всё  что  могу  сказать -  спасибо  и    низкий  поклон!  От  одесситов!  Спасибо  тебе,  мудрый  человек!
 Белая  простыня  и  разговоры
- Вот   я  тебя  стригу  и  думаю,  что  с  тебя  выйдет ?   Хитрый  бандит  или  человек  ,  принесущий   радость  городу ? Вон, Юлика -  стриг  и  стриг , -  а  не  помогло-  сидит  за  грабёж.  А  то,  ещё  хуже… Нет,  не  сидит,  но  лучше  чтоб  сидел… Ты  запомни,  ты  на  Ефимова   стригся,- это  значит  то  же,  что  почти  обрезание…  Приписан  и  записан.  Твои  два  вихра  я  ночью  в  маразме  смогу  опознать. Стриг  тебя  с  детства. И  папину  лысину  помню. Сынок,  помни  это  твой  город  и  тебе  в  нём  жить,  хотя  и   мы ,  пока  не  уходим. Я  тебя  обпшыкаю   деколоном,  чтоб  все  знали  - не  шкет,  а  примерный  юноша. Всё,  вставай,  хватит. Поищи  в  кармане  деньги, ты  говорил,  что  есть
- Вот.
-  Я  тебе  оставлю  четыре  копейки -  с  той  стороны  будочка-  воды  с  сиропом  выпьешь. Ты  помнишь  как  меня  зовут ?
-…
- Дядя  Боря  с  Ефимова.
Боже,  чтоб  я  не  дал   чтоб  увидеть  тебя  «дядя  Боря  с  Ефимова»  !!!!!  Услышать  тебя!  Дядя  Боря,  я  не  молодой  уже  человек ,  хочу  спросить  тебя -  как  жить  так ,  как   ты? Так,  чтобы  все  Мельницы  и  Черёмушки  знали  за  дядю  Борю  с  Ефимова ?! Как  мне  перенять  эту  мудрость  быть   востребованным  городом?!   Как ?
Ты  передал,  а  я  не  понял, о  чём  с  надрывом  жалею,  как  о  невосполнимой     потере, без  которой  многое  теряет  смысл. Вот  скажи  мне,  требовательный  читатель,    есть  ли  у  тебя  знакомые,  такой  души?  Получить  расчёт,  а  какие  барыши  у  советского  парикмахера  на  углу  Ефимова ,-  все  понятно  и  сколько  мои  могли  выделить  для  постричься,- то  же  не  секрет,  выделить    мальчишке, даже  не  со  своего  района   из  оплаты четыре  копейки  на  воду  с  сиропом,  что  напротив,  через  дорогу,-  это  сродни  подвигу,  я  так  думаю.  А  мыть  голову  бесплатно,  а  после  кладбища  можете  представить  себе  эту  чистоту  растительности  на  голове ?!   
Я   дождался  трамвая,  чтобы  зайцем  доехать  домой ,  по  дороге  сочинив  историю  про  синяк  и  ссадину .
Вот  такая  история  без  продолжения,  но  чтоб  уже  не  возвращаться  на  Ефимова ,  расскажу  ещё  одну  историю,  которая   то же  засела  в  памяти  так,  что  не  вытащишь,  а  теперь  и  вытаскивать  не  хочется.
    В  нашей  компании  я  был  младшим,  хотя  МАЛЫМ  меня  никто  не  называл . Тогда  мы  все  объединялись  в  мелкие  компании,  которые  между  собой  были  в  очень  сложных  отношениях.  И  вот  ,  такие  конкуренты,  меня  жестоко  разыграли,  за  что  я  и  подрался   опосля.
Мне  показали  пустую  капсулу  ,  вероятно  от  таблеток.  Вот  в  такую  капсулу,  удачно  сворачивались  шпоры ,-  об  этом  знали  все  старшие  классы. И  не  важно  какие  лекарства  там  были,  главное,  чтобы    колбы   были  не  стеклянные.  Такие  штуки  продавались  только  на  Ефимова,  а  Юлика  уже  застукала  там  химичка  и  потому  надо  было,  чтобы  пошёл  кто – то  другой. Повторюсь,  я  заканчивал  седьмой  класс  и  в  шпорах  ,  пока,  не  нуждался.  Потому  и  просьба  мне  показалась  безобидной  ,  без  подвоха. Группа  этих   лекарств  называется  трудным  словом   контрацептивы  / три  штуки/ . Почему  не  оказать  услугу ?  Тем  более,  что  я  там  часто  бывал,  идя  к  маме  на  работу  мимо  магазина,  где  продавали  какао  в  брикетах,  которое  я  поглощал  прямо  так,  по  дороге.
Напротив    упомянутой  ранее   парикмахерской,  через  трамвайные  пути,  рядом  с  будочкой , где  продавали  воду,  то  же  на  углу  была  аптека. Аптека  как  аптека – ничего  удивительного. Но  туда  я  с  детства,  после  того  случая,   не  захожу -  стесняюсь. Как  я  потом  узнал,  там  работала  Юлика  троюродная   сестра  и  они  ждали  её  рассказа.  Я смело  зашёл  в  пустую  аптеку  и  попросил  мне  продать  то,  что  они  просили  тщательно  выговаривая  трудное  слово.
- А  на  что  они  тебе ?
- Лечиться / это  же  аптека, значит  это  какое  то  лекарство,  что  логично/.
- Это  больным  не  помогает, это  только  для  здоровых.
- Вы  без  рецепта  не  отпустите ?
- Нет,  почему ?  Рецепт  тут  не  при  чём,  просто  хочу  поинтересоваться  -  то  ли  ты  покупаешь  и  знаешь  ли  как  пользоваться,  чтобы  был  эффект. Ты  себе  берёшь  или  для  кого - то ?
Из  склада  вышли  две  женщины  слушать,  кассир  давилась  со  смеху. Я  понимал,  что  что - то  не  то  происходит,  но  что  именно  не  так -  не  понимал.
- Конечно  себе ,- нагло  соврал  я.
В  зале  все  уже  откровенно  смеялись.
- Тебе  какой  размер?
- Ну,  чтоб  нормально  было.
- Боюсь,  что  переоценю  твои  возможности, хотя  сейчас  раннее  созревание  и  кто  знает.  Может  возьмёшь  четыре,  а  вдруг  три  мало  будет?
- Три   хватит.
-  Понимать  свои  силы  - это  очень  важно . Не  переоценивать  себя,  так  сказать,  как  многие  между  прочим… Не  много  и  не  мало -  три. 
Кассир  ,  пытаясь  унять  истерический  смех,  вся  вздрагивая,  вышла  в  зал  ко  мне  , положила  руку  на  плечо  и  выдавливая  сквозь  истерику  смеха  отдельные  слова  сказала
-  У  меня  давление… Не  могу… Сынок… Это  когда  мужчина  и  женщина… Понимаешь?..
Аптека  заходилась  в  смехе. Кровь  бросилась  мне  в  лицо  и  я  выбежал  оттуда. Возмущение  настолько  завладели  разумом,  что  я  практически  бежал  к  дому.  Планы  кровной  мести  один  жёстче  другого  осиным   роем   желающих  ужалить  обидчика  пчёл  и  готовящих  продуманное  наступление   как  в   гнезде  ютились  в  моём  возмущённом   мозгу.  Путь  домой  я  тогда  не  запомнил.  Увлечённый  обдумыванием  ответного  удара. На  третий  день    встретились . Я  бил,  а  он  слабо  оборонялся , давясь  от  смеха.  Потом  их  старший  разнял  нас  и  сказал:
-  Извини,  жестоко  пошутили.  Не  со  зла.  Мы  не  правы. Пожмите руки. Без  обид.
Я  кивнул.  Он  в  крови,  а  руку  пожал  с  чувством.  А  вот  сейчас  так  же ?  Извинится  ли   тогда   уже  не  школьник, теперь  одиннадцатиклассник   перед    семиклашкой,  да  прилюдно ?
С  той  давней  поры, для  меня  Ефимова – не  пустой  звук.

Вот  так  прошёл  один  день той  насыщенной  жизни,  когда  краски  были  такими  яркими  ,  а  формы  такими  контрастными,  что   жилось «взахлёб».  Хотя :  всему  своё  время.


Рецензии