Спасти солдата Олланда? Невозможно! И бесполезно

Сергей ЖИРНОВ, политолог

Спасти солдата Олланда? Невозможно! И... бесполезно!
Итог 4 лет олландизма и прогноз на ближайшее будущее.
(обратный авторский перевод статьи, написанной для французского читателя http://www.proza.ru/2016/05/10/790 )


Самоубийственный синдром Лионеля Жоспэна.

Франсуа Олланд - умный, честный и искренний человек. Бесспорно. Но всем известно, что в политике искренность и честность не окупаются. Особенно в романских странах, у европейских южан, у католиков. Ещё куда ни шло у скандинавов или англо-саксов, у северян, у протестантов - у ответственных людей.

Наиболее яркий пример этого был преподан Лионелем Жоспэном весной 2002. В день его позорного поражения в первом туре президентских выборов против Жака Ширака, которому все причли поражение, и Жан-Мари Ле Пэна, который сам не желал никогда достичь высших полночмочий страны, слишком искренний социалистический премьер-министр Жоспэн сделал свое удивительное заявление: «Я беру на себя полную ответственность за моё поражение и ухожу навсегда из политики!»

Это была самая красивая и искренняя вещь, которая когда-либо происходила во Франции! Это был шекспировский театральный и очень патетический жест! Это была античная греческая трагедия! Но политически в современном мире это была глупость, ошибка, слишком эмоциональный жест.

Но создаллось безвыходное положение: после такой публичной декларации, для честного и искреннего человека больше на было возможности поменять своё мнение, пойти на попятную. Это было публичное политическое самоубийство. Все это поняли, и люди извлекли из этого случая универсальный урок: не следует никогда говорить публично о подобных вещах во французской политике.

Однако синдром политического суицида Жоспэна оказался крайне заразным (дурной пример заразителен), и сразу два французских политических деятеля почти незамедлительно последовали этому дурному примеру: бывший президент Николя Саркози и новый президент Франсуа Олланд.

Первый, после своей неудачной попытки переизбраться на второй срок в 2012 году, заявил, что он окончательно уходит из политики, чтобы стать обычным обывателем и отцом семейства. Это было понятно: Саркози ведь не проиграл свои первые выборы, а просто не смог переизбраться на второй срок. И его жест не был ни красивым, ни патетическим, ни катастрофическим, как у Жоспэна.

Так как Саркози от звонка до звонка отсидел в Елиссейском дворце свой пятилетний срок и теперь, до конца своих дней, по действующим во Франции правилам имел право на сохранение статуса бывшего президента Французской Республики, гарантированное кресло в Конституционном совете с зарплатой в 10 тысяч евро в месяц, плюс право на свою президентскую зарплату в 20 тысяч евро в месяц, а также право на бесплатный государственный оффис, телохранителей и служебную машину с шофером, оплачиваемых из госбюджета.

Когда "Сарко" очень скоро изменил мнение и нарушил публично данное слово, это не удивило и не покорёжило никого. Если у него всегда и была репутация искреннего и откровенного деятеля, то это совершенно не касалось его честности. За ним давно тянется длинная череда скандалов, его шкафы "полны скелетами". Он считается жутким прохиндеем, которому некуда ставить пробу, что в его собственной партии рассматривается скорее как положительное качество, чем как недостаток

Зато удивление было всеобщим, что касается нынешнего президента Франсуа Олланда. Ничто его не обязывало самому брать на себя какое-то дополнительное политическое обязательство, в добаворк к его официальным 60 обязательствам, провозглашенным во время предвыборной кампании. Особенно во Франции! Тем более - в самом начале президентских полномочий. И он поразил всех, когда сообщил по собственному желанию, что не станет выдвигать свою кандидатуру для переизбрания на новый срок, если кривая безработицы не будет перевернута, повышательная тенденция повернута вспять.

Это было уже второе политическое самоубийство – красивое, патетическое и, простите нас, глупое – совершённое публично французским социалистом. Однако Олланд - вовсе не глупец! Что самое удивительное: это было самоубийством авансом - хроникой заранее объявленного самоубийства. Бог знает, что приключилось с Олландом! Но он сам связал себе руки и заранее сжёг мосты за собой. Как если бы он сам хотел заранее лишить себя потенциального продолжения своей президентской карьеры, до окончания свой первого срока, который предчувствывался не вполне удачным.


Как же выйти из безысходной ситуции (спасти Олланда, социализм и развернуть кривую безработицы), не потеряв лицо?

Это глупое обязательство нынешнего президента сразу же создало проблему для Социалистической партии и для всех друзей Олланда, которые, в отличие от него самого, вовсе не хотели заранее отказываться от переизбрания их лидера и от их собственных, высоких и хорошо оплачиваемых постов в исполнительной власти.

Лишь экономическое чудо могло бы развернуть эту чертову кривую безработицы! Но ни мировая, ни французская рыночная конъюнктура не предусматривают ничего такого на горизонте 2017 года! Следовательно, остаются подлоги, махинации, интеллектуальное и административное мошенничество – макияж цифр безработицы, чтобы искусственно заставить поверить в несуществующее или маловероятное изменение к лучшему.

Для этого существует 5 методов:
1. Махинации с категориями безработных.
2. Махинации с надуманными исключениями из списков безработных из-за несоблюдения мелких формальностей ежемесячного переучёта.
3. Махинации с добровольными исключениями из списков безработных отчаявшихся найти работу людей.
4. Махинации с дутыми "стажировками", оплачиваемыми из государственного кармана.
5. Махинации с дутыми "рабочими местами", искусственно созданными за счёт госдотаций.

Друзья Олланда и его советники давно толкают его к этому пути (который министр труда Мишель Сапэн безуспешно пытался проводить в 2012-13 годах). Но спасти солдата Олланда всё равно уже невозможно. Даже если он позволит убедить себя (и всё указывает на то, что он это уже сделал), это больше не приведёт ни к чему хорошему. А только наверняка и ещё больше заставит его потерять лицо (как это произошло с Саркози), в добавление к тому, что Олланд уже и так потерял.



Следовало бы бросить солдата Олланда на произвол судьбы и попытаться спасти солдат Валльса или Московиси, если мы не хотим увидеть возвращение фашистской тени маршала Петэна.


Французам уже глубоко наплевать, сумеет ли Олланд развернуть эту хренову кривую безработицы или нет. Он уже потерян для будущего. У Олланда больше нет будущего. Не как у обычного политического деятеля, но как у потенциального нового кандидата в президенты в 2017 году. В 2012 году у него был один-единственный шанс. Только потому, что Доминик Стросскан был заранее устранен от участия в президентской гонке вследствие громкого сексуального скандала и судебных преследований в США.

В 2012 году Франция не избрала Франсуа Олланда, в том смысле, что Франция тогда проголосовала не ЗА Олланда, а ПРОТИВ Николя Саркози. Следовательно, Олланд был избран только за неимением лучшего. И он со своими друзьями надеется на повторение той же ситуации, этакого 2002 года "наоборот" (когда 82% французов было вынуждено проголосовать за не имевшего никаких шансов Ширака только для того, чтобы помешать избранию Жан-Мари Ле Пэна). Но сейчас всё изменилось. И теперь Франция психологически готова скорее уж попробовать Марину Ле Пэн, чем переизбрать Олланда. Да и Ален Жюппе явно лучше нынешнего президента.

У Олланда нет подлинной харизмы. У него нет политического величия. Он всегда тщетно пытался имитировать своего кумира Миттеррана, но все прекрасно понимали, что Олланд - только бледная копия. У него нет собственной политической доктрины, никаких оригинальных и революционных идей. Олланд - "хорошист", средний ученик, который может к месту рассказать пару анекдотов и удачно подвести среднюю черту под чужой дискуссией. Ничего более. Он сумел сыграть на своей "нормальности" однажды – в 2012 году, на фоне невыносимо активного и "ненормального" Саркози. Но это не может повториться.

Олланда ценят за границей, но иностранцы не голосуют во Франции. В течение 4 лет внутри страны Олланд преуспел только в одной-единственной вещи: стать самым непопулярным, высмеиваемым и презираемым президентом 5-ой Республики. Это ужасно огорчатительно, потому что он вовсе не всё испортил, а на международном уровне у него было даже немало побед. Французы его даже не ненавидят или не опасаются, как де Голля, Миттеррана или Саркози. А это - самое худшее для политического деятеля. И это - окончательно. Это уже навсегда запечатлено во французском общественном сознании. Из этого политического тупика возрата нет.

Даже лёгкие всплески популярности после терактов в январе и ноябре 2015 года были очень временными и скоротечными. Из-за него социалисты проиграли абсолютно все выборы после 2012 года. 8 французов из 10 не хотят больше видеть Олланда в Елисейском дворце; 7 французов из 10 не интересуются больше тем, что он мог бы ещё сказать или предложить; даже 6 социалистов из 10 его больше не поддерживают. Он не может заинтересовать ни правые партии, ни центристов. А у всего левого лагеря за 4 года остался только горький привкус глубокой измены социалистическим идеалам. И развернуть вспять эту кривую невозмонжо! Для этого нужно быть гением (хотя бы злым гением, как Миттерран), а Франсуа Олланд - не гений.

Самая большая проблема: Олланд этого совершенно не понимает и даже не желает понимать. Он витает в своих собственных облаках. И окружение Олланда изо всех сил толкает его на ложный путь, нашёптывая ему «Франция пошла на поправку!», «Не надо слушать пессимистов!» и «Не надо не терять надежду!». Старый метод политических заклинаний ...

Если бы Олланд, чётко и незамедлительно, с 2016 года, освободил бы своё политическое место в ближайшей президентской гонке Манюэлю Валльсу, Пьеру Московиси или Жан-Люку Меланшону, это могло бы дать неплохой результат даже в "трудном" 2017 году. Нынешний министр экономики и бывший президентский совеник Эммануэль Макрон это правильно понял, уже сейчас предав Олланда, чтобы попытать свой шанс на этом вакантном месте, но у него нет ещё достаточно широких крыльев, чтобы полететь высоко в одиночку.

Олланд, как большинство нерешительных и неуверенных в себе людей, часто впадает в недостаток упрямства, который он (неправильно) принимает за настойчивость, за упорство борца и реформаторский волюнтаризм. И когда подобное к ними случается, такие люди упорствуют в самой плохой альтернативе – Олланд это уже сделал с неудачей по развороту кривой безработицы в 2014 году, с "продавливанием силой" закона о новых условиях труда, который фактически хоронит исторические социальные завоевания Леона Блюма и Народного фронта, с неудачей конституционной ревизии ради того, чтобы бесполезно внести в Конституцию ненужные нормы о чрезвычайном положении и о лишении гражданства.

Разумеется, Франсуа Олланд будет до конца надеяться повторить невозможное чудо переизрания 1988 года своего кумира Франсуа Миттеррана и ни за что не уступит место кому-либо другому, несмотря на очевидности и прагматизм. И это его личное, слепое упрямство, поощряемое циничными и оппортунистскими социалистическими "друзьями", откроет широкую дорогу к президентскому креслу в 2017 году в лучшем случае Алену Жюппе, а в худшем - Марине Ле Пэн.


Париж, май 2016 года.



- http://www.proza.ru/2016/05/10/790 Sauver le soldat Hollande ? Impossible ! Et ... inutile !
- http://www.proza.ru/2016/05/19/1789 Спасти солдата Валльса? Поздно!
- http://www.proza.ru/2016/05/15/1774 Sauver le soldat Valls?

- http://www.proza.ru/2016/05/31/671 Предохранитель Валльс должен немедленно перегореть
- http://www.proza.ru/2016/05/30/847 Le fusible Valls doit sauter! Et el Khomri avec!


Рецензии