Штрафбат

Я всегда аккуратно и чуточку настороженно относился к фильмам о войне. Неприкрытая правда всякой войны настолько ужасна (взять, хотя бы, документалистику Светланы Алексиевич), что абсолютно не кинематографична – недаром, сами ветераны скупо вспоминали о ней, зачастую недоговаривая.

Разумеется, советский кинематограф, начиная с первой картины «Падение Берлина», спродюсированной фактически Сталиным, взял предсказуемый курс на мифологизацию Великой Отечественной вкупе с явным приоритетом государственного над личным: в полотнах масштабных сражений, героических атак, дальновидных генералов и мудро-афористичного вождя в потёртом кителе с неизменной трубкой было совсем не разглядеть – ни людей, ни судеб, ни подлинных драм страшной войны, ни (в конечном итоге) – самой сути подвига нашего народа.

Конечно, вплоть до распада СССР картинки-мифы о войне (взамен подлинного кинематографа) были фактически неизбежны, по идеологически-тоталитарным причинам. Хотя даже в те годы сумма талантов режиссёров и сценаристов (как травинка сквозь асфальт) случалось, пробивала стену кинематографических оков.

«Служили два товарища» (о гражданской войне), «Проверка на дорогах», «Приказ огонь не открывать», «Приказ перейти границу» – и, конечно, «17 мгновений весны» – эти картины, непостижимым образом свободные от условностей мёртвой историко-контекстовой идеологии, я с удовольствием пересматриваю и сегодня. Именно потому, что они, в первую очередь, – о людях, судьбах, характерах и величии человеческого духа. Интересно отметить и то, что наиболее достоверными выходили пост-военные картины – как, например, «Место встречи изменить нельзя», «20 дней без войны» и «Белорусский вокзал».

Начиная с эпохи 90-х контекст сменился, всякая цензура – рухнула, но пришедшая творческая свобода вовсе не означала торжества вкуса. Уже российский кинематограф пустился в предсказуемую слабость, смещая акценты в военных картинах от мифологической идеализации СССР до нигилистического отрицания. В одном случае, воды было так много, что не заметили ребёнка, в другом – выплеснули дитя вместе с водой. Помимо всего прочего, российские режиссёры увлеклись компьютерными эффектами а-ля «Спасение рядового Райна», но зрелищность, как известно, не в силах компенсировать отсутствие глубины.


***


Своё понимание войны, вспоминая дедушек и их братьев, бабушек-тружениц тыла, я сформулировал (в общих чертах) лишь после 30-ти.

Что такое Война в метафизическом смысле?

Для меня – искупление всех земных грехов без всякого суда Там, потому что суд (как и выбор) вершатся на войне – квинтэссенции лишений и страданий человека. «Долг Родине» – очень высокий мотив, но только средство на пути к Небесному.

Война – это страшный Крест. К которому никогда не стремятся, но, попав на него, – не пытаются сойти. В этом и благо, и проклятие любой войны. Искупление – да. Спасение – да. Но страшной ценой. Вечная диалектика этой жизни...

Вы меня простите, но при таком понимании войны все эти товарищи (разменивающие человеческие жизни во имя благ и погон), да ещё с претензиями на «сакральность» – Сталин, Жуков, Жданов – просто и уверенно идут вон из моей души. Доблестно воевать, не труся, это никоим образом не мешает.

Я вспоминаю отношение к Сталину своих воевавших дедушек, их родных братьев. Двое – откровенно не жаловали вождя, третий – тихо иронизировал, четвёртый – отмалчивался, но его молчание супруга понимала с полуслова. Это всё современники Сталина, прошедшие войну. Имеющие право судить о нём.


***


Очень долго в отечественном кинематографе попросту не было картины, более-менее полно отображающей вот эту метафизическую проблематику войны. Пока в 2004 году режиссёр Николай Досталь не снял 11-серийное полотно «Штрафбат». Период, вероятно, идеальный для появления картины: российский кинематограф уже переболел нигилизмом 90-х, но ещё не качнулся в сторону неумного имперского реваншизма с обожествлением скелетов в шкафу Истории, как (увы) происходит в наши дни.

Досталь всегда отличался масштабностью замысла и воплощения: в другой его картине, «Раскол» (которую я уже пересмотрел трижды, наталкиваясь всякий раз на новые размышления), как и в «Штрафбате», почти два десятка не второстепенных персонажей, и множество ёмких, но запоминающихся ролей второго плана – благодаря богатому сценарию Эдуарда Володарского. История комбата Василия Степановича Твердохлебова (Алексей Серебряков) неотрывно связана с судьбами его однополчан, среди которых – и политические заключённые, и зеки, и даже священник, отец Михаил, примкнувший к батальону в ходе наступления на освобождённой от немцев территории.

Я не стану пересказывать суть и хитросплетения сюжета – отмечу лишь, что готов простить картине все исторические неточности не только из понимания огромной сложности для кинематографа отобразить всю правду о войне. А прежде всего, за расстановку акцентов картины: режиссёр Досталь и сценарист Володарский удивительно точно отображают суть: Великую Победу для страны принесли и выстрадали не генералиссимус Сталин, маршалы Жуков и Рокоссовский – и, тем более, не штабные генералы и полковники, пьющие чай с консервами в землянке, двигающие стрелки на карте и отдающие (зачастую) невыполнимые приказы.

Фильм поэтапно-достоверно показывает, как абсолютно разные люди (взгляды, воспитание, происхождение, идеология, биография) – от коммуниста Твердохлебова, священника отца Михаила, книжного мальчика Савелия до вора в законе Антипа Петровича, его подельников и политических диссидентов сталинщины – в минуты страшных испытаний обретают качества и благодать того самого Народа, о котором так высоко писал Солженицын. Вот эта – и правда, и героизм, и неподдельные (до дрожи) судьбы, сомнения, характеры многосложной человеческой натуры и отсутствие риторики с пафосом «хроники бесконечных побед мудрых генералов и Вождя» та самая причина, по которой я неизменно вспоминаю и пересматриваю «Штрафбат» каждый год в Дни Памяти о тех, кто принёс нам Победу.



PS:

На фото – кадр из фильма, когда комбат Твердохлебов (в чёрно-белом сне) вспоминает свою жизнь и семью до войны.

Картина Досталя не раз ставит прямой вопрос перед персонажами – зеком, вором, политзаключенным – почему они взялись защищать государство, навязчиво отождествляющее себя с Родиной и чудом не уничтожившее до войны их самих? И только двое, комбат Твердохлебов и отец Михаил (также едва не раздавленные НКВД) отвечают на вопрос не словами, а самими поступками, самою жизнью на войне.

Финал аллегоричен: в страшной мясорубке (когда батальон Твердохлебова бросили на растерзание превосходящим силам немцев ради отвлекающего маневра при наступлении) выживают комбат и священник. Твердохлебов (как собирательный образ народа) и затоптанная, но не уничтоженная церковь.

А над ними – Небеса. Они выжили, но как жить с этим прошлым дальше…

Ответа – нет. Начинаются титры со списками погибших в годы войны «штрафников»...


Рецензии
Уважаемый Константин, фильм снят с претензией на достоверность событий.
Достоверности практически нет. Штрафной батальон - это не толпа под командованием человека без знаков различия.
----------
Штат № 04/393 отдельного штрафного батальона действующей армии:
Личный состав:
Постоянный состав: Нач состав -54, Младший начсостав – 22, Рядовой состав – 14.
Переменный состав: Младший начсостав – 186 Рядовой состав- 583 Обозных - 49
----------------------------------
Вооружение: 7,62 мм винтовок обр. 1891/1930 г. г. - 397 .
7,62 мм снайперских винтовок с оптическим прицелом - 18
7,62 мм пистолетов-пулемётов ППШ - 139
7,62 мм пулемётов ДП - 36
7,62 мм пулемётов «Максим» - 9
7,62 мм пистолетов ТТ, 7,62 мм – 53 , револьверов «Наган» - 53
14,5 мм противотанковых ружей ПТРД – 16
26 мм ракетниц - 6
82 мм батальонных миномётов – 9
50 мм ротных миномётов - 9
----------------------
Имущество и принадлежности:
Биноклей 6х30 – 26
Перископов «Разведчик» - 9
Буссолей упрощённых – 4
Компасов Андрианова – 188
Коробок с лентами к пулемёту «Максим» - 35
Принадлежности и ЗиП к ПТРД - 7 к-тов
Принадлежности и ЗиП к пулемётам «Максим» - 5 к-тов
Принадлежности и ЗиП к пулемётам ДП - 13 к-тов
Принадлежности к 82 мм миномётам - 9 к-тов
------------------------------------
Утверждено Приказом наркома обороны СССР № 298 28 сентября 1942 года
Положение о штрафных батальонах Действующей армии
I. Общие положения
1. Штрафные батальоны имеют целью дать возможность лицам среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава всех родов войск, провинившимся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, кровью искупить свои преступления перед Родиной отважной борьбой с врагом на более трудном участке боевых действий.
2. Организация, численный и боевой состав, а также оклады содержания постоянному составу штрафных батальонов определяются особым штатом.
3. Штрафные батальоны находятся в ведении военных советов фронтов. В пределах каждого фронта создаются от одного до трех штрафных батальонов, смотря по обстановке.
4. Штрафной батальон придается стрелковой дивизии (отдельной стрелковой бригаде), на участок которой он поставлен распоряжением военного совета фронта.
II. О постоянном составе штрафных батальонов
5. Командиры и военные комиссары батальона и рот, командиры и политические руководители взводов, а также остальной постоянный начальствующий состав штрафных батальонов назначаются на должность приказом по войскам фронта из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников.
6. Командир и военный комиссар штрафного батальона пользуются по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и военного комиссара дивизии; заместители командира и военного комиссара батальона – властью командира и военного комиссара полка; командиры и военные комиссары рот – властью командира и военного комиссара батальона, а командиры и политические руководители взводов – властью командиров и [c. 615] политических руководителей рот.
7. Всему постоянному составу штрафных батальонов сроки выслуги в званиях по сравнению с командным, политическим и начальствующим составом строевых частей Действующей армии сокращаются наполовину.
8. Каждый месяц службы в постоянном составе штрафного батальона засчитывается при назначении пенсии за шесть месяцев.
III. О штрафниках
9. Лица среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава направляются в штрафные батальоны приказом по дивизии или бригаде (по корпусу – в отношении личного состава корпусных частей или по армии и фронту – в отношении частей армейского и фронтового подчинения соответственно) на срок от одного до трех месяцев.
В штрафные батальоны на те же сроки могут направляться также по приговору военных трибуналов (Действующей армии и тыловых) лица среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава, осужденные с применением отсрочки исполнения приговора (примечание 2 к ст. 28 Уголовного кодекса РСФСР).
О лицах, направленных в штрафной батальон, немедленно доносится по команде и военному совету фронта с приложением копии приказа или приговора.
Примечание. Командиры и военные комиссары батальонов и полков могут быть направлены в штрафной батальон не иначе, как по приговору военного трибунала фронта.
10. Лица среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава, направляемые в штрафной батальон, тем же приказом по дивизии или бригаде (корпусу, армии или войскам фронта соответственно) (ст.9) подлежат разжалованию в рядовые.
11. Перед направлением в штрафной батальон штрафник ставится перед строем своей части (подразделения), зачитывается приказ по дивизии или бригаде (корпусу, армии или войскам фронта соответственно) и разъясняется сущность совершенного преступления.
Ордена и медали у штрафника отбираются и на время его нахождения в штрафном батальоне передаются на хранение в отдел кадров фронта.
12. Штрафникам выдается красноармейская книжка специального образца.
13. За неисполнение приказа, членовредительство, побег с поля боя или попытку перехода к врагу командный и политический состав штрафного батальона обязан применить все меры воздействия вплоть до расстрела на месте.
14. Штрафники могут быть приказом по штрафному батальону назначены на должности младшего командного состава с присвоением званий ефрейтора, младшего сержанта и сержанта.
Штрафникам, назначенным на должности младшего командного состава, выплачивается содержание по занимаемым должностям, остальным штрафникам – в размере 8 руб. 50 коп. в месяц. Полевые деньги штрафникам не выплачиваются.
Выплата денег семье по денежному аттестату прекращается, и она переводится на пособие, установленное для семей красноармейцев и младших командиров Указами Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. и от 19 июля 1942 г.
15. За боевое отличие штрафник может быть освобожден досрочно по представлению командования штрафного батальона, утвержденному военным советом фронта.
За особо выдающееся боевое отличие штрафник, кроме того, представляется к правительственной награде.
Перед оставлением штрафного батальона досрочно освобожденный ставится перед строем батальона, зачитывается приказ о досрочном освобождении и разъясняется сущность совершенного подвига.
16. По отбытии назначенного срока штрафники представляются командованием батальона военному совету фронта на предмет освобождения и по утверждении представления освобождаются из штрафного батальона.
17. Все освобожденные из штрафного батальона восстанавливаются в звании и во всех правах.
18. Штрафники, получившие ранение в бою, считаются отбывшими наказание, восстанавливаются в звании и во всех правах и по выздоровлении направляются для дальнейшего прохождения службы, а инвалидам назначается пенсия из оклада содержания по последней должности перед зачислением в штрафной батальон.
19. Семьям погибших штрафников назначается пенсия на общих основаниях со всеми семьями командиров из оклада содержания по последней должности до направления в штрафной батальон.
(ЦАМО. Ф. 4. Оп. 12. Д. 105. Л. 689–696).

Александра Вежливая   05.08.2022 20:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.