Лит. соревнование 037. О Фантастике

    Дело пошло! Сегодня уже пятая встреча Чемпионата! На сегодняшний день счёт пока 3:1 в пользу Гостиной №1. Но ещё рано расслабляться, это только начало!
   
   Напоминаю, что сегодня вторая пара рассказов в разделе «Фантастика». На сей раз оба произведения вполне соответствуют этому жанру, но (вам не угодишь!) многим судьям трудновато пришлось расставлять приоритеты.
   
   Сегодня играют:
      «Неземная моя» Вадима Сазонова
      
     «Летающая тарелка» Николая Виноградова.


    Олег Фурсин
   
       Николай Николаевич, позвольте объяснить  Вам, как могу, причину моей к Вам привязанности.  Не обижайтесь
   моему объяснению, Вы ведь человек умный. Не так давно читал статейку некоего англичанина о потрясающей любви  русских
   к укропу. Травка эта ему постыла до невозможности, а русские-де пихают ее, как назло, повсюду. И в пиццу, и в шницель, и в борщ,
   и  даже в молодую картошку, которая с маслицем…
       Дурацкая статья, ни о чем. Всю дорогу вроде издевается над русскими по поводу их личного гастрономического вкуса.
   Обидела не статья, бог с ним, с англичанином. По мне овсянка или пудинг похуже укропа в блюде, но я же не кричу об этом в прессе. Помнится, Михалков в «Собаке Баскервилей» уморительную гримасу корчил на обращение: «Осянка; сэр!», вот сколько раз смотрел, столько раз улыбался, вот и все мое прегрешение  перед английскою кухней.  Обидел  ком­ментарий­ под статьей от нашего с Вами соотечественника. В котором он с полной ответственностью заявлял, что вся статья – это абсолютно высококлассный, истинно английский юмор,   потрясающий стеб, которого остальные, кроме него,  знающего читателя, просто не понимают, это же прелесть что такое, чудо и т.д. А главное, тонкий какой юмор, тончайший, вам-де не понять. Тут, конечно, и новое прозвище «укропы» обыгрывалос­ь…­
     Николай Николаевич, очень Вам благодарен за то, что в Вас этой «тонкости» нет. Когда я читаю Ваши работы, я улыбаюсь, смеюсь, иногда ржу. И в улыбке моей, и в смехе, и в лошадином ржании нет ни капли этой самой «тонкости». Здоровый смех человека, любящего жизнь, - вот результат Вашей работы. Ничего нарочитого, натужного; ни злобной иронии, ни саркастической улыбки. Просто добрый юмор хорошего человека, без претензий на непревзойденную тонкость вкуса. Но и без вульгарности, ни одного намека «ниже пояса». Я очень ценю это.
       Что я могу сказать о Вашей «фантосказке». Прежде всего, и как всегда: никакой сказки, по существу,  у Вас нет. И никакой фантастики. Что НЛО, что лягушка-волшебница – это так, для красного словца. Все из жизни, даже концовка оптимистическая: и так бывает. Чаще, конечно, наоборот, вследствие лени нашей и закомплексованности,­ но и так бывает….
     Мне Ваш Семен Ильич понравился.  Да, неказист.  «Семён  И­льич­ Орлов, маленький, кругленький, плешивенький мужичок, внешностью совсем не соответствующий своей фамилии. В свои пятьдесят  четыре…» ­ Довольно­ и этих строк, чтоб разочароваться, казалось бы.  Но я сразу стал надеяться почему-то. Во-первых, «говорящая фамилия» подсказала, что еще не вечер. Во-вторых, сравнение с божком, который связан с мудростью.  А в-третьих, эти вот строки: « Ему нравилось размышлять о смысле жизни наедине с природой, дышать чистым воздухом, слушая кваканье лягушек.  «Ах, хорошо-то как! Вот оно, счастье моё! Солнышко светит, да комарики пищат! - наслаждался он, сидя на берегу с удочкой, потчуясь по чуть-чуть водочкой.  - Не ради рыбы я тута, а токмо на поплавок поглазеть, как он дёргаться будет. Что это за рыбалка, когда рыбы полно? На платном-то озере любой дурак даже на голый крючок, за бочину, запросто рыбину поймает. В том-то и вся прелесть, чтобы карасика перехитрить…». Передо мной нарисовался образ этакого созерцателя, природу любящего (он же не красоты восхваляет, тот, кто и комариков  на рыбалке любит, и впрямь в природу влюблен!) . К тому же, борца по характеру, просто рано ушедшего на этот вовсе не самый комфортный покой. Как Вы и заметили: «Он постоянно боролся, старался вынырнуть из этого стоячего болота пассивной жизни».
   А раз старался, и раз пыл не угас вопреки очевидности, значит, должно получиться. Не зря он тащит лилии жене, не только потому, что это – доказательство его присутствия на рыбалке. В нем есть нечто, о котором он и сам не знает,  которое обязательно должно «выстрелить».  Он весь на контрастах,  Ваш герой, из большого и малого соткан. Рад, что я в нем  не обманулся.
   Понравился Ваш диалог с переводом нормального языка инопланетян  на «нормальный» язык нашего человеческого общения…
   Нашел ли я недостатки? А как же.
   « Как после школы, завалив вступительные экзамены в институт, устроил его сосед на  завод кладовщиком склада чугунных болванок, так до самого закрытия этого завода он и числился на этой должности». Это не  в первый раз у Вас оборот деепричастный «хромает», распространенная  ош­ибка.­ Мне вроде бы ни к чему, но ведь смысл теряется. Поди пойми, кто завалил экзамены, ведь по построению фразы – сосед! Завалив, устроил…
   «Варежка расклебянилась». Уверен, что Вы найдете этому  «расклебянила­сь»­ объяснение, и подведете базис из арсенала Ваших неологизмов. Но неподготовленному читателю, Вас не знающему и Вашей трудовой биографии, оно странно слышится. «Раззявил», быть может, ничем не лучше, но ухо не раздражает, к тому же устойчивый фразеологический оборот. Нет?
   Ладно, это к стилистике и оформлению речевому, не буду больше. А вот про НЛО, если уж «фантосказка», а не былина, где всем известен и неинтересен антураж, можно бы два слова. Красочно так описать, чтоб проняло. А то ведь схема, просто схема, элемент построения рассказа. Как и Лягва…
    А в целом, было не скучно и смешно. Спасибо!
   
   Вадим, с Вами все  сложнее. Сразу натура другая вырисовывается. Николай Николаевич – он цельный человек, без капельки надлома. В Вашем юморе  жителя мегаполиса – и грусть, и злая ирония, и некий сарказм. Чего стоит идея выработки энергии из природных жиров, запах свиных ферм в Москве, украинское превосходство над Россией, китайское – над Европой и Америкой…
   Верю Вам в том, что Вы хотели превознести надо всем Любовь, которая одна только и имеет значение. Но уверен, просто убежден, что нареканий  будет много у всех заинтересованных сторон, коли ознакомятся  с Вашим рассказом.  Всех патриотов задели.  Кроме китайских. Вам еще не писали сердитых писем? Не отговоритесь ни замыслом интересным, ни фантастическим жанром, ни шуткой, лежащей в основе работы. С другой стороны, «Веленью божьему, о Муза, будь послушна, обиды не страшась, не требуя венца»…И цели Вы своей достигли. По крайней мере со мной, как читателем: я не раз улыбнулся. Вот когда китайцы по историческому наследию распределяли Европе производства, так тут улыбнулся не раз. И Греция с Испанией порадовали: это уже сатира, Вадим! Впрочем, и нам досталось, и все по тому же месту: российскому интеллигенту опять все не по карману, даже в отдаленном будущем…Впрочем, в Париж и Милан еще можно, но на Украину – никак не потянем? Браво, Вадим! 
   Что очень понравилось, так это – зарисовки  фантастич­еского­ мира, со своим фантдопуском. То, чего не хватило у Николая Николаевича.  У Вас его много. И голубовато-синие экслотцы, и запахи как речевая вторая сигнальная система, и потрясающий разговор женщины с мужчиной способом окутывания запахами. Фантазии у Вас! Позавидовал. Не то чтобы не знал, что так бывает: в порыве нежности женщина прикосновением  и лаской такое рассказать может, никаких слов не надо…Но Вы выдали – сцену, а это уже другое. Ощущение личного  прикосновен­ия­ и тепла осталось.
   Что не понравилось. Авторская фантазия хлещет через край, мир будущего достаточно прописан. Юмор наличествует во всех своих степенях, от малой до великой. А вот сюжета, по сути, так и нет. Сон? Про то, как Миа решилась на ребенка, жертвуя, возможно, собственной жизнью? Спасибо за напоминание о великом подвиге женщин. Но…Это все еще не действие, это не сюжет для фантастики! Вы, построив фантастический мир, «соблазнили» меня обещанием «навороченного» приключения. А пришли к тому же, о чем у Николая Николаевича: к жизни нашей обыденной. К тому, что твоя женщина и твой ребенок (имя женщины «Миа», «моя», а девочки «Любовь», я все слышу, Вадим, спасибо за нежность к дамам!), ваша  взаимная любовь  – центр любого мироздания?  Это правда, но я так настроился на приключение! Я требую,  по меньшей мере,  второй серии, Вадим!
       И вот, что мне теперь со всем этим делать? Один автор назвал работу «фантосказкой», и писал о жизни нашей. Второй отнес свою работу к фантастике, и даже прорисовал эту фантастику блестяще, а потом опять о жизни нашей быстренько сказал в конце. Красиво сказал, кто бы спорил. Но фантастика тут же была отодвинута в сторону…
      Колебался. Хотел остановиться на боевой «ничьей». При всей внешней непохожести эти две работы похожи. В первый раз за все время  наших «сравнивающих» конкурсов, кажется, сравнивал родственные вещи в одной весовой категории. 
     Почему отдал голос Николаю Николаевичу? Я про статью в начале  рецензии говорил. Про тонкий юмор и про здоровый смех.
     В этот раз отдал предпочтение здоровому смеху…



    Вадим Сазонов Олегу Фурсину.
   
   "Но уверен, просто убежден, что нареканий будет много у всех заинтересованных сторон, коли ознакомятся с Вашим рассказом. "
   1. Не думаю, что кто-то будет с ним знакомиться.
   2. Заинтересованных сторон много, у них разные взгляды. Даже россиян умудрились поделить на непримиримых друг к другу сограждан.
   
   Каких же приключений Вы ждали? Даже название настраивает на мелодраму, а не на боевик.
   
   Второй серии не будет )) Не люблю я фантастику.
   Спасибо!



   
   Николай Николаевич Виноградов.

   Здравствуйте, дорогие друзья! Спасибо вам всем огромное за всё, за всё! И не только за ваши рецензии, за них каждому спасибо скажу, отдельное. Спасибо за то, что все вы такие разные, но все такие хорошие. Только здесь, в этом клубе с вами, отдыхается душой от того кошмара, что творится сегодня в нашем мире. Не хочется уже ничего знать ни о внутренней, ни о внешней политике. Кажется, что вот-вот всё лопнет, всё везде трещит по швам. Что вся цивилизация наша сидит на пороховой бочке, и некому наступить сапогом на всё приближающийся огонёк бикфордова шнура. На ум уже ничего не идёт, все устремления только к свежей информации. Нет ли хоть какого-нибудь улучшения ситуации, не нашёлся ли тот, который первым спрыгнет с этой бочки и спасёт мир.
   А мы здесь о неземной любви, сказочные шутки шутим...
   Спасибо вам всем за это! Сейчас начну потихонечку всем отвечать.


   Олегу и Манане Фурсиным.
   
   Спасибо, Олег! Спасибо, Манана, смотрящая через плечо мужа и дающая ему дельные советы! Если бы мы выставляли оценки ещё и самим рецензиям, то именно Ваша получила бы от меня наивысший бал. Это не рецензия даже, а настоящее произведение. Даже суровая критика из Ваших уст разливается как спасительные целых сто пятьдесят граммов чистейшей грузинской чачи на несчастную душу подыхающего со страшной похмелуги алкаша. Вот умеете Вы как-то замечать в сочинениях всех нас и главное, и нюансики едва заметные. Очевидные ляпы и едва заметные ошибочки, за которые не корите нас, а утешительно нежно и ласково преподносите на блюдечке с голубой каёмочкой. И справедливая, конструктивная критика Ваша принимается всеми нами уже как похвала. Душевные Вы люди с Мананой, спасибо Вам за это! Успехов Вам и всего самого наилучшего!


Рецензии