Мимолётно о постоянно сопутствующем

Современное общество постоянно меняет своё отношение к устройству разнообразных сторон своего бытия, меняя, тем самым, и их характеристики (отличительные качества). Это постоянство в переменах, усугубляется скоростью, с какой они следуют друг за другом. Причём, наблюдается тенденция к увеличению этой скорости. Быстрая смена антуража, не даёт нам времени для глубокого анализа и правильной оценки результатов очередного социального эксперимента. В результате, то, что ещё вчера было для нас неприемлемым и даже мерзким, сегодня становится нормой. И наоборот – устоявшиеся ценности отбрасываются как пережитки прошлого или как заблуждения. Относительность и субъективность начинают ПРЕИМУЩЕСТВЕННО влиять на восприятие нами, нами же трансформированной действительности, и наше отношение к её свойствам – как старым (до изменений), так и новым.

        Человеческая сущность крайне противоречива. Признавая непреходящую ценность моральных установок, – выстраданных собственным опытом и переходящих из поколения в поколение; от одного уклада к другому – мы практически ежедневно вытираем о них свои ноги. Это неоспоримый факт. Отсутствие БЕЗУСЛОВНОСТИ наших реакций на типичные ситуации,  наглядно показывает, насколько двойствена наша натура. Она, собственно, и является генератором двойных, и более стандартов, при формировании нашего отношения к какому либо деянию (как великому, так и противоправному). Новые обстоятельства существования создают предпосылки для возникновения в обществе новых условностей, сочетающихся с этими обстоятельствами. Если хоть ненадолго отстраниться от повседневной суеты, можно заметить, как легко и непринуждённо люди приспосабливают к новым условиям принципы классической нравственности – что выдаёт её НЕЕСТЕСТВЕННОЕ происхождение. Нет сомнения в том, что некогда, нравственность была создана нами искусственно – для использования её в качестве «образующего начала»  наших социальных связей, и для предохранения общества от деградации и распада. Тем не менее, понятия о нравственности тех или иных поступков меняются, что можно расценивать как изменение отношения к этим поступкам: или как мимикрию, или даже перерождение самой нравственности. То, что она не проявляется в нас как безусловный рефлекс – подтверждает её неприродное начало. Представляют ли её изменения закономерность, или они отражают всего лишь метания заблудившегося, а возможно и заболевшего общественного сознания?

        Очень запутанное переплетение духовности с материальной заинтересованностью, изрядно затрудняет «разбор полётов». С одной стороны, Человек, вроде бы, не червь. Но с другой стороны, в основу своей цивилизации он заложил не «дум высокое стремленье», а элементарный паразитизм. Он понятен и простителен на ранних этапах развития разумной жизни, но на том уровне, какого мы достигли на данный момент, ему нет объяснения; а значит, и оправдания.

        Победившая почти повсеместно нынешняя хозяйственно-экономическая модель, призванная быть нашей стартовой площадкой в очередное «светлое будущее», в общем-то, таковой не стала и, скорее всего, не станет никогда. Эта модель ТРЕБУЕТ компромиссов, а природе они чужды. Природа создаёт великолепные образцы замкнутых систем, равновесие в которых заложено в самой их конструкции. Появление всего слабого, неустойчивого и дестабилизирующего ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, но НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ею.  Такие элементы Природа безжалостно изымает из своих систем, предотвращая тем самым их разрушение, связанное с развитием и умножением дефектного материала. Мы же, в пику Природе, создали свою псевдосистему, базирующуюся на множестве переменных величин искусственного происхождения, которые – в усугубление их собственной нестабильности – сами же дополнительно и произвольно изменяем. Один из «кирпичиков» этой системы – пресловутый «рынок», который с началом перестройки в СССР был представлен нам как саморегулирующееся производство.

        Впоследствии оказалось, что он всё же ТРЕБУЕТ управления. Но рынок, это хаос, а управлять хаосом – безнадёжное занятие. Можно создать на некоторое время видимость благополучия за счёт резервов и административного давления на больную мозоль буржуазии, но в итоге всё закончится ОЧЕРЕДНЫМ кризисом. Такова данность капиталистической системы – интересы и прихоти буржуа превыше всего. Когда-нибудь, люди это поймут и вернутся к плановому хозяйству, сделав государство единственным собственником ОСНОВНЫХ средств производства: естественно, если к тому времени  идеологи и рулевые рыночной экономики окончательно не утопят их разум в болоте своих фантасмагорий.

        УТИЛИТАРНАЯ ориентированность наших идей, нашей социальной и экономической деятельности, медленно, но верно подталкивают нас к бесславному концу. Человечество вполне ОСОЗНАННО и очень настойчиво нарушает равновесие связей на планете, давшей ему жизнь, но не являющейся при этом, ни его творением, ни его собственностью. Примеров тому множество, но из-за собственной жадности, помноженной на близорукость и стремление к сиюминутной выгоде, оно не замечает их: более того – подозреваю, что оно НЕ ХОЧЕТ замечать их. Отрицание очевидного даёт ощущение могущества, блаженства и благополучия. Это можно понять, – с шорами на глазах живётся комфортно и безмятежно; но разумно ли скрываться от действительности в уютном самообмане? По меньшей мере, это небезопасно.

        Мы обманываем себя повседневно; мы рады обманываться – пребывание в блаженном неведении уже вошло в привычку. Нет, мы, конечно же, реагируем на возникающие угрозы, но стараемся при этом не затрагивать базовых установок своего уклада (неважно какого – абсолютно сбалансированного ещё не было), хотя именно ОТТУДА эти угрозы проистекают. Сервантес гениально предвидел грядущие бои человечества с ветряными мельницами.

        Борьба с экономическими преступлениями, с наркоторговлей, терроризмом и прочая, прочая, будет бесконечной и бесплодной, ибо основывается на ЛОЖНЫХ предпосылках. Она продемонстрирует общественности скорее похвальные намерения государств, нежели их возможности. Как можно успешно бороться с международным терроризмом, когда он, по сути, является замаскированной войной между государствами? Все эти разношёрстные вооружённые группировки не имеют СОБСТВЕННЫХ целей: они, в большинстве своём, отстаивают интересы чужих правительств, которые их создали, и которые по соображениям большой политики, не могут открыто объявить, кому либо, войну. Как можно бороться с хищениями в области крупного бизнеса, когда именно хищения составляют фундамент этого бизнеса? Наивно полагать, будто бы можно собрать свой стартовый капитал, торгуя спичками. НЕ СУЩЕСТВУЕТ таких зарплат, которые позволили бы добыть СВОИМ трудом миллиарды долларов. Давно всем известно, что крупные состояния – не от трудов праведных. Система, некогда давшая возможность отдельным людям УКРАСТЬ и ИСПОЛЬЗОВАТЬ в личных целях ОБЩЕЕ достояние, просто не может не иметь «душок» – подобное рождается подобным. Имея гнилые корни, невозможно бороться с гнилью; даже если желание извести её – искренне.

        Основания  прочих уродливых явлений – необходимость борьбы, с которыми, признана официально – сложены всё теми же базовыми установками капиталистической системы. Для противостоящих сторон они есть не что иное, как священная корова, – на которую не только молятся, но ещё и доят. Это объясняет, почему борьба нередко выглядит как сведение счётов между непримиримыми конкурентами. Триумф модернизированного капитализма будет недолог именно в силу его глобальной победы (Северная Корея и Куба не в счёт; это политический рудимент социализма).  Могущественная Советская империя косвенно сдерживала негативные процессы, разъедающие нашу цивилизацию, но и она не устояла перед напором меркантильности. Впрочем, ценности социалистической системы не смогли утвердиться по той простой причине, что советское государство – при всех своих преимуществах – совершало ТЕ ЖЕ ошибки, которые присущи «проклятым капиталистам».

        В результате; советский народ без сожаления отбросил свои убеждения и мировоззрение  ради привлекательного блеска НЕИСПЫТАННОГО образа жизни – хотя определённо сознавал, что не всё-то золото, что блестит. Сожаление пришло позже, когда ДОБРОВОЛЬНОЕ массовое умопомешательство разрешилось первыми горькими плодами, а повернуть вспять стало уже невозможно. Крушение СССР – самый наглядный пример двойственности человеческой натуры и той опасности, которую она представляет.             

        Трагедия государства, это всегда трагедия народа: но ЗНАЯ это, он всё-таки «ведётся» на посулы красноречивых провокаторов, и помогает им дестабилизировать обстановку в стране. Так что есть массовый всплеск внезапного слабоумия и беспринципности; – плод скрытой враждебной деятельности наших «друзей и партнёров», эпидемия неизвестного инфекционного заболевания или результат неправильной методики воспитания? Полагаю, что это признак СЕРЬЁЗНЫХ недостатков в селекции и воспитании ЭЛИТЫ. Её крайне низкое качество передаётся плебсу. Мы ведь, по-прежнему, склонны к некритичному восприятию пропаганды; нас усыпляет публичный оптимизм политиков, что, собственно, выражает нашу готовность рассматривать миражи, как реальность. А потому, не случайна наша  симпатия к сказочным персонажам: трудолюбивой простушке Золушке, которая неожиданно для себя стала принцессой, и записному халявщику  Ивану-дураку, получившему блага от жизни, не слезая с печи. Не испытывая симпатии к олигархам, мы, тем не менее, симпатизируем их богатству – следовательно, симпатизируем ВОРОВСТВУ и всему, что ему сопутствует. И в этом опять проявляется наша двойственность, которая, с одной стороны кричит нам – «Воровать нехорошо, неправильно!»; а с другой стороны нашёптывает – «Если я украл, это хорошо; а если у меня украли, это плохо».

        Стыдиться этого не следует: инстинкт присвоения естественен, и наряду с сексуальным влечением, заложен в нас  прочно и глубоко – это очень древний инстинкт. А противостоит ему только ВОСПИТАНИЕ – более позднее детище человеческого разума, призванное развить и сохранить нашу цивилизацию. Инстинкт и воспитание ВСЕГДА будут находиться в состоянии конфликта, ибо противоречат друг другу. Установки воспитания могут трансформироваться в установки инстинкта, но для этого необходим ОЧЕНЬ длительный период социального покоя, в условиях которого должно прожить множество сменяющих друг друга поколений. Речь идёт, как минимум, о нескольких сотнях лет – возможно и больше. Мы же, живём под гнётом ПОСТОЯННОЙ чехарды незрелых идей, невнятных целей и бесконечных переустройств. Никто и никогда не разворачивал работ по исследованию условий, необходимых для создания СТАБИЛЬНОГО общества. В его основание, кстати, входит та самая социальная справедливость, которую мы никак не можем найти, ибо ОШИБОЧНО рассматриваем её, как нечто ИТОГОВОЕ и всеобъемлющее, а не как одно из условий равновесия, в котором социальная справедливость – ЭЛЕМЕНТ государственной системы, а не социально ориентированное государство. Улавливаете разницу?

        По сравнению с возрастом Вселенной, возраст человечества исчезающе мал. Его разум даже не младенческий – он ещё «внутриутробный»: но он уже активен, самонадеян и амбициозен. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что наш разум очень быстро развивается. Плохо же, то, что мы ещё НЕ УМЕЕМ им пользоваться. В то время как перед нами стоят поистине космические задачи, мы уподобились мартышкам с крошечного острова, которые на последней пальме дерутся за последние бананы. И, несмотря на все наши научно-технические и культурные  достижения, возразить этому пока нечем. Остаётся надеяться, что мы повзрослеем прежде, нежели дружно совершим акт суицида.

 


Рецензии