Даниил Кравченко Авторецензия

Даниил Кравченко     "Авторецензия" 

Народное творчество времен СССР предписывало: «Не думай! А если подумал — не говори. Если сказал, то не пиши. А если написал — то не печатай. А если напечатал — то кайся!»  Однако не внял я многократно апробированным добрым народным советам - написал и обнародовал  молитву свою.  Теперь - пришло время "исповедоваться" ...

Поскольку отзывов  на  одну из  моих "молитв"  было высказано, как мне виделось, недостаточно,  да и были они большей частью не удобовразумительные, как бы написанные к собственной погибели ((2Пет.3:16) не утвержденными невеждами,  возникло непреодолимое, хотя и противоречивое,   желание  самому написать  рецензию  на молитву. 


В рецензируемой работе  рассматривается извечный,  для многих, далеко не самоочевидный вопрос  о силе  молитвы,  исполняемой многими молящимися в определенное, заранее ими "согласованное", в том числе,  и  с помощью всемирной системы объединенных компьютерных сетей, время,  на каждом индивидуально им доступном месте,   например, в уединенной тихой комнате с   надежно затворенной дверью  (Матф.6:6),  либо для активных верующих, - во время церковных богослужений (Матф.18:20 ) с тем, чтобы  "отец твой, видящий  тайное, воздал тебе явно"!

Автор допускает, что такая  молитва "страждущих", сотворенных по образу и подобию Божьему (Быт. 1:27),   может обладать как бы интегральным, резонансно кумулятивным свойством.  Коллективно молящиеся верят,  что  если среди тысяч молящихся найдется хотя бы один искренне верующий, имеющий, как написано, веру Божию (Мар.11:23),   то  вероятность достижения  ушей Господа  у  такой молитвы значительно больше, чем у молитвы маловера!   При этом немаловажен и  факт того,  что молящиеся чуть ли не дословно понимают, а в ряде случаев  и исполняют новозаветное указание:  "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..."  (Матф.7:7; Матф.21:22; 1фесс.5:15) и др.   

Вопросы о  «степени  подобия» человека Богу (Быт. 1:1-3); о критериях подобия; о "гносеологических" философских аспектах познания "творческих" способностей человека и Бога; о том, что, как многие считают, Бог "элементарно" создал мульти вселенную и все что наполняет её, - создал "словом"; создал из "ничего" (Быт.2:4 ; Пс.32:6 ; 2Пет.3:5; Иоан.1:1),  а все "сотворенное" им человечество, имея в своем ресурсе как бы бесконечное множество  миров, хотя пока еще им не достижимых,  ценой невероятных усилий,  построив, например,  большой адронный коллайдер, сподвигло себя  только на открытие  элементарной  "частицы бога" (бозон хиггса), свойства которой предрекают  кончину всего мироздания со всеми его законами, что  в целом не противоречит словам:   "Тогда небеса с шумом прейдут, стихии  же, разгоревшись, разрушатся, земля и все  дела на ней сгорят  (2Пет.3:10).

Мыслящий род людской выполнил множество серьезных исследований, но так и не смог до настоящего времени синтезировать даже простейшую живую клетку; изначально не "создал" ни одного атома  вещества  (речь не идет о радиоактивных элементах, расположенных в периодической системе элементов  Д.И.Менделеева  за ураном, то есть с атомным номером выше 92),  не познал и скорее всего никогда не познает самого себя, - эти и бездна других вопросов интересуют, допускаю, не только автора.  Но, как говорил ветхозаветный Давид собранию израильтян (1 Пар.13:2), - "если на то будет воля Господа Бога нашего...". При этом автор конечно же отдает себе отчет в том, что даже сама попытка "рассмотреть" выше    несколько  сумбурно перечисленные  вопросы, уже может иметь для него непредсказуемые   последствия...

Именно в силу  "этого" как бы  аксиоматизированного эволюционного "сходства" человека и Бога, можно сделать предположение, что сама тема о молитве, когда молящийся человек может внятно, искренне и проникновенно в молитвах своих "просить", "искать" и "стучать", преимущественно когда эти упрашивания Бога о помощи, многократно усиливаются в процессе одновременной упорядоченной, по теме и времени "исполнения",   молитве многих молящихся, является актуальной, хотя в ряде случаев она ими и воспринимаются, в некотором роде, на уровне мироощущений, и конечно же, на степени дарованной им (к глубочайшему сожалению дарованной далеко не всем!!!) Вере, элементах коллективного гипноза, самовнушения  и   пр.

Мысленно возвращаясь к  анализу  "молитвы"  отмечу, что при первом   "прочтении"  она  удивляет, напрягает и озадачивает.  Очевидно, что автор знаком с историческими первоосновами христианского учения, в том числе и о силе молитвы и жизни первых новозаветных христиан (Деян.11:26). Как следствие, в качестве "самопомощи" он искренне стремился своим будущим читателям  если не дать, то хотя бы   напомнить о некотором подобии  "удочки", а не уже о пойманной  и со вкусом приготовленной, фигурально выражаясь, "рыбе". (проанализируй, например, ссылки: (Пс.85:1; 2 Пар.30:27; 2 Пар.36:24; Ис.7:13; Пс.16:1; Пс.34:13; Пс.85:1; Пс.87:3; Пс.101; ;Ион.2:8 ; деян.10:31 ; Иак.5:15; 1 Иер.4:7 и др.). 

Напоминая возможным читателям о тысячелетиями апробированном молитвенном пути "выхода" из затруднительных форс-мажорных ситуаций, читателям, которые в тяжелой борьбе с житейскими повседневными и повсеместными трудностями, временами испытывают свое гневное бессилие перед "внешними", уже - общеевропейского масштаба, силами, перед теми, кто ежечасно продолжает терять свою надежду на возможное эффективное решение комплекса сложнейших  социально значимых и бездны других вопросов, неожиданно свалившихся на головы множества приведенных в движение, людей (от беженцев и переселенцев, до проживающих на оккупированных территориях), - автор по существу не предлагая ничего нового, считает необходимым лишний раз напомнить, что путь "коллективного" одномоментного усиленного молитвенного обращения к Богу со своими нуждами, может при наличии веры Божией (Мар.11:23) заметно облегчить психофизическое, материальное и душевное состояние страждущих. Повторяю: при наличии веры!!!

В то же время складывается впечатление, что можно только догадываться об истинных, как бы умышленно сокрытых, причинах личностного характера автора, которые, по-видимому, этот вариант "молитвы" и сделали именно таким откровенно персоналистическим. 

Так как большая группа людей (социум), состоит из множества отдельных граждан, "личностный" характер "рассказа-молитвы" о коллективном одновременном обращении к Богу, скорее следует признать достоинством, а не её недостатком.

 К недочетам рассказа допустимо отнести некоторую трудность восприятия отдельных его абзацев и  их осмысление, хотя, с другой стороны, эта лингвистическая "сложность" вынуждает читателя в процессе прочтения, а еще лучше, - вдумчивого многократного повторения и заучивания наизусть, быть более сосредоточенным, побуждает его погрузиться в раздумья над целой чередой вопросов, в том числе и над поиском возможных активных протестных "земных", энергичных путей выхода из сложных житейских ситуаций.

То, что у автора, имеющего до сотни печатных работ и изобретений в различных областях науки и техники, на "религиозную" тему до последнего времени еще не было опубликовано ни одной, как мне кажется, делает, высокопарно и доверительно выражаясь, честь такому исключительно демократичному изданию, как "Проза.ру". 

Как уже отмечалось, автор предоставляет читателю возможность лишь догадываться об истинных причинах "переключения" его внимания с научно-технической тематики на религиозную. Независимо от этого, считаю уместным поддержать автора в его начинаниях с тем, чтобы этот первый "рассказ", не стал единственным и последним! Дабы этого не случилось, хочу надеяться, что критически мыслящая семья читателей Проза.ру  все же не станет излишне сурово, а тем более, не совсем справедливо, оценивать эти первые его "литературные потуги".

Это пожелание автора в первую очередь относится к ныне живущим ортодоксально настроенным "фарисеям и книжникам", не видящим "бревна в глазе своем...", коих не счесть и в наше суетное время, призывающих церковь и близких к молитве за них и их родственников, особенно проникновенно взывающих к Богу, когда их настигает большая беда , и не доверяя ему и не надеясь на него в должной мере, когда жизнь "налаживается" и протекает относительно благополучно, действуя, как им видеться, по более надежному, многократно раннее ими апробированному даже в условиях домашнего очага, житейскому принципу: аминемъ  квашни не замесишь: молитву твори, но муку клади!!! 

Такое поведение - близоруко, не мудро, скверно, да еще и опасно, поскольку может привести не к удовлетворению просьб  Всевышним, а к нежелательному, гневному, яростному наказанию за уклонение от путей праведных, за бесконечные никчемные, пустяковые, суматошно тленные обращения к Нему с такими просьбами, беспрестанно пытаясь ими, как написано в Ис. 7:13, лишь "затруднять Бога".    Человек,  сотворенный по образу и подобию Божьему", априори обязан заботится о себе и хотя бы некий минимум повседневных вопросов в своей далеко не каждый миг радостной жизни, все же решать самостоятельно! Ведь недаром одна из заповедей гласит (Исх.20:7):  "не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя его напрасно". Пусть имя Господне непрестанно живет в душах молящихся, в их сердцах и мыслях, но не касается "языка" просителей, за исключением серьезных, имеющих принципиальное, жизненно важное значение, случаев.

И в заключение... Еще в прошлом столетии пролетарский поэт, описывая ситуацию подобную моей с написанием  этих  «воззрений», сказал:  "ну ни в цвет, ну ни в такт, ни в струю"!   И все же считаю, что применить к автору и его рассказу эту строку в полном объеме будет не совсем справедливо, поэтому данную  "работу"  оцениваю положительно, а его публикацию на Проза. ру - оправданной.  Те из читателей, которые сочтут возможным и смогут критический анализ "рассказа" выполнить более качественно, - пусть делают! Но если честно, я в таком сподвижничестве читателей крайне сомневаюсь, ибо бескорыстие  и отзывчивость к «чужим», увы, на Проза.ру уже давно не в моде!  И это факт!


Одесса
2015 -2016


Рецензии