Придя ни с чем, уйду ни с чем - фильтры восприятия

Что такое фильтры восприятия? Это набор неких убеждений и точек зрения, которые и формируют нашу личность. Это похоже на то, как если бы ты взял цветное стекло и приблизил его к глазам — ты увидишь мир окрашенным в цвета этой стекляшки.

Само по себе это не плохо. Фильтры бывают полезны и нужны на определённых этапах нашей жизни. Но следует уточнить: мир через стекло смотрится с некоторым искажением восприятия, реальность видится в неверном, неточном свете.

То есть это закрывает от тебя картину настоящего мира — объективную, не придуманную, природную. В природе существует гармония. А если ты смотришь на неё через фильтры восприятия, ты не видишь гармонии.

Фильтр — это механическое устройство, призванное отделять одни вещества от других, отсеивая ненужное. Например, есть водные фильтры: их задача сделать воду более чистой, очищенной от примесей и вредных веществ. Вода проходит через несколько этапов фильтрации, на каждом из которых последовательно становится всё чище и чище, в соответствии с возможностями самого фильтра.

Фильтры восприятия имеют ту же задачу: пропустить в сознание человека ровно ту информацию, которую он может и хочет усвоить в данный момент. Всё лишнее сознание отметает как ненужный мусор. Приоритет отдаётся только определённой информации, которая является для всех разной — в соответствии с их потребностями, интересами, навыками, убеждениями, вероисповеданием, традициями, а также физическими, умственными и творческими способностями, доминированием левого или правого полушария (логик или интуит), альтруист/эгоист и прочее.

Факторов много, и все они в совокупности создают уникальный рисунок личности, неповторимый для каждого человека, его идентичность. Идентичность определяет: как и кем я вижу себя, где я нахожусь, отношение к миру, окружающим людям, социальным сферам жизни. Отношение к себе и к вечным вопросам жизни. Идентичность формирует уникальную психологию каждого отдельного человека.

Фильтр восприятия — это когда изначально объективная, поступающая из мира информация окрашивается сознанием в субъективные цвета моего отношения к ней — какой я хочу её видеть, и что я вообще хочу воспринимать от мира в целом. Но здесь есть одно «но»: мы перестаём замечать подлинную действительность, настоящий реальный мир, который живёт и движется независимо от наших убеждений о нём. Независимо от того, что нам нравится или не нравится, что мы думаем и в каком свете смотрим на все эти вещи вокруг.

Можно сказать, мы надели «розовые очки» и настолько отождествились с ними, что забыли про них: забыли, что смотрим на мир через искусственные линзы; забыли, что раньше мир для нас выглядел совершенно иначе, мы видели его в других цветах, он мог быть более цветным и насыщенным, более живым; и мы ощущали от мира большую обратную связь.

Люди могут настолько отождествиться с искусственными очками-фильтрами, что совершенно забывают, какими они были прежде, какими категориями мыслили и воспринимали окружающий мир. С какого-то периода жизни мир стал видеться в неверном свете. Очки могут быть «розовыми», «чёрно-белыми», с «прозрачными» линзами, но неизменно искажающими картину мира. Само по себе это ни плохо, ни хорошо. Это опыт, который многим необходим в процессе роста самоосознания.

***

Вот другая аллегория: жизнь это море, а ты сидишь в моторной лодке и тебе необходимо доплыть с одного берега моря на другой. Ты должен стойко выдержать и ледяные волны, могущие потопить тебя, и сильные ветры, и даже безветрие, штиль, должен пройти сквозь все шторма, остаться на плаву и в полной безопасности, находясь в самом сердце неспокойной стихии.

По мере плавания ты находил останки других лодок, да что там, целые кладбища кораблей, которые всё же затонули, подбирал разбросанные доски, части обшивки и другие предметы. Ими ты укреплял свою лодку и постепенно она стала герметично закрытой со всех сторон. И вот теперь ты почувствовал себя в настоящей безопасности — никакая внешняя сила не могла тебя потопить в море жизни.

Это хорошо. Здесь лодка это твоё сознание. Ты укреплял его по мере своего роста, встраивал в его конструкцию разные концепции, убеждения, предрассудки, психологические комплексы и тому подобное, формируя фильтры восприятия. Но вот в чём дело: в благом стремлении обрести герметичную защиту и безопасный островок своего разума посреди бушующих волн, ты полностью закрылся от остального мира.

Это принесло тебе как плюсы, так и минусы: плюсы в том, что всё откровенно плохое и для тебя не нужное ты не пропускал в своё сознание, изолировал себя от многих вещей, явлений и людей, могущих причинить тебе вред и иные проблемы, подчас серьёзные и даже опасные. Минус же в том, что вместе с плохим ты перестал впускать и всё то хорошее, что могло бы войти в твою жизнь и этим сделать её лучше. Ты стал закрытой системой.

Закрытый ум отличается от умеющего различать и избирательно впускать в себя то, что ему нужно, обходя ненужное*. Закрытый ум не впускает в себя ничего нового — ни плохого, ни хорошего. И на определённом этапе, на завершающем этапе своего путешествия, когда ты уже видишь на горизонте далёкие очертания другого берега, это становится проблемой.

* Сноска: здесь есть некий парадокс и абсурдность в попытке передать словами разные ощущения. Может показаться, что закрытый ум и различающий ум есть одно и то же явление фильтров восприятия, и до какого-то момента это так, но далее возникает развилка, кардинально всё меняющая: первый продолжает жить в рамках фильтров, а второй находит выход за их пределы, возвращаясь к утраченному естеству. *

Проблема в том, что ты замуровал себя в искусственной громоздкой конструкции из всевозможных ментальных и эмоциональных «досок», «балок», «арматуры», «кирпичей» и т.д., набранных отовсюду и собранных кое-как, лишь бы держалось и обеспечивало твою защиту от агрессивного мира. И мы приходим к концепции принцессы, запертой в собственной башне. Или удерживаемой против воли в пещере дракона. Фольклорные образы не важны, важна суть, а именно: ты замуровал своё сознание, фактически заживо похоронил себя в склепе.

И чтобы исполнить, собственно, цель всего твоего путешествия по волнам жизни, чтобы выйти на противоположный берег, тебе нужно будет «откопать себя», пробиться наружу, к свету. Сквозь все те конструкции, что ты так бережно и практично выстраивал в своём сознании всю жизнь, в течение всего плавания.

Это неимоверно сложно. Сложно выстроить свою уникальную идентичность, но ещё сложнее решиться разрушить её до основания, когда приходит время. И ты осознаёшь себя в тупике:

«Как разрушить, почему?! Я столько лет выстраивал своё земное "я", холил его и лелеял. Я не могу от него отказаться, это несправедливо! Для чего? Почему я не могу высадиться на том берегу самим собой, земным человеком, вместе со всем, что приобрёл в этом плавании?!»

А тебе говорят с того берега: «Это не Ты. Земной "ты" — это не Ты. Настоящий Ты пришёл на Землю ни с чем и уйти тоже должен ни с чем, потому что Ты не от Земли».

И пока «ты» не обретёшь потерянного Себя, то не сможешь причалить к берегу «того» света — придётся вернуться обратно, на противоположный земной берег, чтобы разобраться с громоздкой конструкцией «своей» земной идентичности.

Кто этот Ты? Попробуй вспомнить свои детские годы. Вспомни себя, каким ты был изначально, после рождения, и в последующие несколько лет, в течение которых ты уже был способен осознанно ощущать себя и мир вокруг.

У детей, особенно в ранние годы, есть одна отличительная черта, которая совершенно не вписывается в человеческое общество и полностью им отрицается во взрослом человеке. Это невинность. Посмотри на личико любого ребёнка, понаблюдай за ним. Ты увидишь, что ребёнок пребывает в состоянии абсолютной невинности. Это его качество, его естество, с которым каждый новый человек приходит в этот мир.

И именно эту невинность человек утрачивает по мере своего взросления и социализации. Ребёнок выходит из состояния невинности, наблюдая за своими родителями, воспитателями, учителями и другими людьми, как губка впитывая в себя всё, что он когда-либо видел, слышал и ощущал.

Человек забывает о своём первоначальном естестве. И чтобы восполнить потерю, он начинает выстраивать в своём сознании искусственную конструкцию новой, уже земной идентичности, стремясь обрети защиту от агрессии окружающего мира, испытывая потребность в безопасности. Ирония в том, что пытаясь защититься от мира, ты встраиваешь в себя элементы этого небезопасного мира. Совершенно забыв о том, что наилучшей защитой для тебя являлась твоя невинность.

Пока ты ощущал свою невинность, ты «пребывал в мире», но не был им затронут, то есть был «не от мира сего». В Новом Завете Иисус и апостолы оставили людям такие подсказки:

Матф. 18: 1 — 4

1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

3. И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

4. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном.

***


1 Кор. 14: 20

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

***


1 Пет. 2: 2

Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение.

***


2 Пет. 1: 11

Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

***

Очевидно, что говоря о «становлении ребёнком», Новый Завет имеет в виду возвращение человеком утраченной невинности, присущей всем детям от рождения. Земная идентичность вступает в серьёзный конфликт с этой концепцией и этим поиском забытой невинности. Это угроза существованию земного «я» человека, тому, что мы также называем словом «эго».

Вот что на это отвечает Новый Завет:

1 Иоанн. 2: 15 — 17

15. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

16. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

17. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

***

Здесь отчётливо говорится: не привязывайся к выстроенной земной идентичности, это не Ты настоящий; земное «я» — «от мира сего», а потому ему надлежит умереть, ибо оно не имеет реальности в Боге.

Позволь земному чувству «я» умереть. Эго убеждает тебя, что если оно умрёт — умрёшь и ты, но это ложь и заблуждение. Ты, истинный ты, родился на Земле без эго, без земной идентичности. Но мир исподволь обманом убедил тебя забыть об этом, забыть своё исконное естество, свою невинность.

А когда ты поддался и забыл, мир убедил тебя, что для восполнения этой утраты и обретения защиты от агрессии внешнего мира тебе необходимо впустить этот мир в себя, в своё сознание, и стать частью его.

Нельзя однозначно сказать, что это было плохо. На самом деле, это действительно сильно помогает новому человеку длительный период его жизни. Но истина в том, что вечно так продолжаться не может, когда-нибудь тебе придётся столкнуться с необходимостью превзойти свою земную идентичность, разобрав её по камешку, дабы обнажить свою дремлющую невинность.

Только так ты успешно завершишь это долгое земное путешествие, придя ни с чем и уйдя ни с чем. Придя без чувства земного «я» и уйдя без чувства земного «я». Запомни этот постулат, и когда настанет время, постарайся исполнить его в совершенстве, дабы на законных основаниях пришвартоваться к «тому» берегу.


Рецензии