Брак поневоле

   Пожилая пара заказала кофе с яблочным пирогом. Официант поторопил бармена, хотелось побыстрее подать кофе пожилым людям.  Его вежливо поблагодарили, но не притронулись к  еде. Мужчина что - то рассказывал, иногда замолкал, потом снова продолжал говорить. При этом ни он, ни она не смотрели друг на друга, только изредка женщина качала головой, словно удивлялась чему – то. Мужчина перестал говорить, они,  молча, посидели ещё несколько минут, расплатились и ушли.  Остывший кофе остался на столе.

   После войны он вернулся колченогим, правая не сгибалась в колене. Жена работала председателем колхоза, она сменила его на этом посту в начале войны. Всю войну одна тянула троих детей, на работу выходила первой, изработалась.  Дождалась мужа, думала,  сменит её, но после ранения он больше по больницам. Так и тянула председательскую лямку. Ещё и забеременела, а что, дело житейское. Родила мальчика, слабенького, еле выходили. И опять забеременела. Умерла вскоре после родов, ребёнок сразу мёртвым родился. Остался колченогий инвалид с четырьмя, младшему три года. Одеть, обуть всех трудно, одного сына после семилетки отправил в город в ПТУ, с буханкой хлеба и десяткой в кармане. Но и троих поднимать трудно. Познакомился в больнице с санитаркой. Не красавица, особенно, против покойной жены,  но женщина работящая, своих детей у неё нет. Да и откуда им взяться, до войны замуж не вышла, а после войны не за кого. Сошлись. Мачеха оказалась заботливее иной родной  матери. Работала, растила, любила как родных, но сама так и не родила.

   После ПТУ сын ушёл в армию. К этому времени окончил  вечернюю  школу. Мечтал после армии  поступить в военное училище. Провожала девушка, первая любовь, обещала ждать. Писала каждую неделю. На третьем году службы был в отпуске. Уговорились пожениться, как только он поступит в училище. Незадолго до дембеля подал рапорт на имя командира части с просьбой направить в училище. Но вдруг перестали приходить письма, он писал, она не отвечала. Парень нервничал, но не побежишь узнавать, что случилось, армия. А тут сержант предложил халтуру, вольнонаёмной женщине дрова поколоть и сложить. Взводный разрешил. Дрова перекололи, сложили в поленницу, их посадили за стол. Проснулся утром в постели с дочерью хозяйки. Было что - то или нет, ничего не помнил. Как позже выяснилось, ему подсыпали снотворное в самогон, выпил то всего рюмочку, с устатку, как сказала хозяйка. Сержант с хозяйкой  крутил, знал, что парень в военное училище поступает, договорились подложить хозяйскую дочь, потом женить, вот и офицерская жена в будущем. Любимая писать перестала, а тут ещё обвиняют в том, что с девчонкой переспал. Мать к замполиту обратилась, мол, использовал девчонку, она беременна. Замполит посоветовал, чтобы шуму не было, жениться на обесчещенной девушке. Иначе направления в военное училище не получит, да и комсомолец, а поступок то аморальный, и,  опять же, дитя будет.  Расписался, поехал в училище. По дороге к отцу заехал, тот со всем семейством теперь в городе жил, к жене переехал. У неё небольшая квартирка в полуподвальном помещении была, они потом и век там доживали. Узнал, что его любимая внезапно замуж вышла и уехала с мужем в другой город. Почему она так сделала, любовь же была, выяснилось позже. Оказывается,  ей письмо пришло, как бы от его жены, где сообщалось, что он женился и скоро родится ребёнок. Это мать  постаралась, она перехватила письмо, сержант помог. Узнала адрес  и написала. Парень тогда ещё не расписан был с её дочерью. Мамаша заботливая, дочери жениха готовила, и чтобы офицера в будущем. Проучился год, всё ждал известия о ребёнке, и получил. Оказалось, что ребёнок родился через год после того, как он уехал. Сообщил отцу о рождении внука. Там удивились, двенадцать месяцев женщины не вынашивают ребёнка, был скандал. Отец поехал к невестке разбираться, но её мамаша оказалась такой бойкой особой, что и рта раскрыть не дала. В документах записано, что муж, значит и отец ребёнку, может дочь ездила к нему, только он не признаётся. Отчество дали по отцу, записанному в паспорте. Семейная жизнь не получилась. Вместе не жили, но сыну помогал. Когда парень вырос, отца перерос на две головы и похож был, как две капли воды на сержанта. Тот, видно, не только к матери ходил, но и дочку  утешал.

   Время шло, ребёнок рос, отец одну учёбу закончил, другую начал, жил в общежитиях.  Законная супруга у матери с ребёнком. Сама мать на собственное замужество уже не надеялась, менялись сержанты, сверхсрочники, ей больше военные нравились, пусть и не в офицерском звании. А тут дочь с ребёнком под ногами путается, работать не работает, муж  ей не такие уж большие деньги присылает, к себе не забирает, мол, куда в общежитие с ребёнком. Поймав момент, когда зятёк закончил очередную учёбу, и, чтобы опять куда не умотал, заведений учебных много, тёща взяла дочь с внуком и поехала к месту службы зятя. А там прямиком к командиру, мол, нужна квартира, чтобы жену с сыном было куда поселить. Такой напор сдержать трудно, временно поселили в общежитие с заверением, что при первой возможности квартира будет. Тёща, пообещав приехать, если квартиру не дадут, уехала, предварительно, взяв в  финчасти пособие в счёт зарплаты зятя. Пока всё это происходило, зять был в командировке, когда вернулся, был поставлен перед фактом. Но и тут семейная жизнь не получилась, зятю уже известно было, как его женили, сроки беременности не совпадали с нормой для женщин. Ребёнок, конечно,  ни при чём, может попробовать семью наладить. Но, как говорят, яблоко не далеко от яблоньки. У жены скоро появились подруги, пошли застолья. Однажды, когда муж вернулся из командировки раньше времени,  в постели оказался мужик, которого жена выдала за двоюродного брата. Брат очень быстро исчез, даже поздороваться забыл.

   Решил развестись. А это не так – то просто, офицер, а к тому времени,  ещё и член партии. Всё - таки решился. Жена на суд не пришла, она видела извещение, но свято верила, что офицера и члена  партии при наличии маленького ребёнка,  не разведут. Во время суда весело отмечала с подругами это событие, И, вправду, не развели за отсутствием второй стороны. Суд перенесли. На второй суд она снова не явилась, и допустила роковую ошибку. Чтобы наказать мужа, подала на алименты.  Ей бы шум поднять, в партийную организацию написать, но понадеялась женщина на   то, что её законные права и без этого будут соблюдены. А, скорее всего, понимала, что будет озвучена причина, по которой муж желает развестись. Не явилась и в третий раз на суд. Тут уж судья, потеряв терпение и пожалев время, затраченное на рассмотрение дела, развела.  Тем более, что жена уже получала алименты, так что, развод, это уже формальность. Когда решение суда дошло до разведённой и теперь свободной женщины, она в партком обратилась, но было уже поздно. Да и слух о её поведении уже гулял, мужу сочувствовали. А командир ещё помнил визит напористой тёщи и поддержал разведённого зятя на партсобрании. Правда, опасался, как бы снова не появилась та скандальная особа.

   Став незамужней, и получая приличные алименты, женщина особенно не горевала, гуляла, даже замуж выходила ненадолго. Когда сын закончил девятый класс, отмечала это событие с подругами. Сын после выпускного, продолжил праздновать дома, мамы не было, квартира свободная. Под утро пошёл друга провожать, настроение было приподнятым, море и то, было по колено. Не успел перебежать перед товарняком, отрезало обе ноги. Реанимация, операция и инвалидность на всю жизнь. Отец сидел ночами у постели. Ругал себя за то, что не забрал мальчишку от матери. Ведь знал, что при её образе жизни из парня толку не выйдет. Парень встал на протезы, но был ещё хлипковат для того, чтобы выдержать такой удар. А тут ещё мама с пьяными причитаниями, её подруги, друзья. Стал пить, пошли наркотики, попадал за распространение в тюрьму. Сидел недолго, инвалидность пошла, как смягчающее обстоятельство. Потом были пьянки, женщины, но они быстро исчезали из поля зрения. Когда денег не хватало, звонил отцу, продолжал называть его папой. Отец, хоть и не считал сына родным, инвалиду помогал. Но пить долго без последствий не всегда получается. Умерла мать, организм не выдержал алкогольной нагрузки. А перед тем, как  уйти в мир иной, она переписала квартиру своей подруге с условием, что та сына будет досматривать.

   Кому хочется  за чужим сыном досматривать, да ещё и за инвалидом. А квартира уже переписана. Очень скоро инвалид попадает в больницу в тяжёлом состоянии. Отец, у которого давно уже другая семья,  узнаёт о том, что сын после больницы помещён в пансионат. Теперь, он  уже пожилой человек, здоровье не всегда позволяет  ездить к сыну, но попеременно с  женой стараются навещать. Сигарет привести, что  - то  вкусненькое, денег оставить на буфет.  И снова, неожиданно сообщает подруга матери, что инвалид скончался. Отец был у него неделю назад, ни каких предвестников  несчастья не было, и вот, скончался. Он и в больницу в прошлый раз попадал тоже через неделю после того, как приходил к отцу за деньгами. Как – то всё неожиданно происходит.

   Завтра похороны. Муж с женой сидят за столиком в кафе. Перед ними нетронутый кофе и яблочный пирог. Муж рассказывает историю своей первой женитьбы.  Она и раньше кое - что знала, без подробностей, конечно. Но мужа, как прорвало, он говорит и говорит. Жену удивляет, он уже не помнит, что утром ел, а тут такие подробности о таком далёком времени. Они уже вместе скоро пятый десяток доживают, а это до неё было. Удивительно, как память держит давнее, но упускает настоящее. Выговорившись, муж сказал, что не хочет на похороны идти, потому, что ему они, имеет в виду бывшую тёщу и бывшую жену,  которых  уже нет на этом свете, всю жизнь поломали. Жене обидно это слышать, получается, что она и их дети тоже часть его поломанной жизни. Но молчит, сдерживается. Муж , как узнал о смерти сына, уже три ночи плохо спит, вздыхает, ворочается, видно, что переживает.  И, только дома, она уговаривает мужа, пойти на похороны, это будет последней страницей всей истории. И страницу эту надо перевернуть.


Рецензии
Лидия, какая грустная история... Наверняка, взятая из жизни.
Трудно совестливым людям, которые чувствуют ответственность за всех безответственных, с которыми сталкиваются в жизни. И приходится чужой груз тащить всю жизнь на себе, исправляя чужие ошибки, не пытаясь пресечь затянувшиеся отношения.
С уважением.

Татьяна Хожан   15.06.2016 23:52     Заявить о нарушении