Сутра о внутренней херне

Однажды Будда сидел с учениками под деревом и беседовал с ними о жизни. Ученики слушали и кивали, а самый умный – Ананда – как всегда улыбался. Учитель рассказал очередную поучительную историю и замолчал. Все тоже молчали, не решаясь нарушить глубину момента, как вдруг из задних рядов послышался голос: «Почтеннейший, так что же все-таки делать?».
Будда повернул голову в сторону говорившего и увидел крестьянина средних лет со скорбной миной на лице. Будда посмотрел ему в глаза, ничего не отвечая, а потом сделал приглашающий жест, указывая на место подле себя. Ученики расступились и пропустили крестьянина ближе.
«Что же тебя гнетет?» - спросил у подошедшего Будда.
«Да как же, господин, жизнь такая тяжелая: все время нужно трудиться, от зари до зари, чтобы вырастить хлеб, да еще заботы одолевают. Семья, дети, пропитание, налоги… Только и мечтаешь о том, чтобы отдохнуть. А отдыха все нет и нет». Крестьянин тяжело вздохнул.
«Что же за отдых тебе нужен, уважаемый?»
«Такой, чтоб не тревожиться больше. Чтобы жить в покое и довольстве… Вот я вижу, какое у тебя благостное лицо, потому и спрашиваю. Видно, что тебе хорошо, как будто ты не живешь, а только отдыхаешь…» Крестьянин немного помолчал, подбирая слова, и продолжил: «Хорошо, наверное, без забот, без хлопот жить подле тебя, переходя из города в город, из селения в селенье… Сидеть рядом под деревом и слушать твои сладкие речи… Да вот только…», - крестьянин помедлил, словно решаясь на что-то, - «Да вот только кто семью мою прокормит? Кто о них позаботится? На кого дом оставить?... Не на кого. Не могу я уйти. Могу только мечтать о том, что когда-нибудь накоплю достаточно денег, чтобы купить дом в предгорье с тенистым садом и наконец-то пожить в свое удовольствие… А пока», - замолчав, крестьянин только разочарованно махнул рукой.
«Получается, тебе всего лишь не хватает денег?» - спросил его Будда, - «А если б они были, это подарило б тебе покой, о котором ты так мечтаешь? Неужели дело только в деньгах?».
Крестьянин недоуменно поднял на него глаза. Будда смотрел на него, ничего не говоря так, словно все слова внутри него закончились, оставив лишь вопрос, который он уже задал.
Выдержав его взгляд, крестьянин, наконец, спросил: «Чего же еще мне может не хватать?».
«Ты сам сказал, что покоя», - ответил Будда. «Вот только вопрос в том, можно ли его купить?».
«Ты мечтаешь о домике с садом, который дарует тебе покой, но это не так. Потому что покой, который можно подарить, будет однажды потерян. И, сколько бы он ни продолжался, он не будет полным, именно по этой причине. Все это время тебя будет терзать страх его потерять».
«И что же делать?» - вновь задал вопрос крестьянин.
 «Ответь себе честно: что не дает покоя прямо сейчас?»
Крестьянин увидел всю свою жизнь: одна нескончаемая борьба за выживание, беспокойство по поводу урожая, мысли о том, хватит ли еды и денег, чтобы заплатить все налоги, а еще нужно отложить на свадьбу дочери, починить прохудившуюся крышу, волноваться о том, не заболеет ли корова, - один сплошной страх, то одно, то другое, и нет этому конца.
«Знаешь, как это называется?» - спросил у крестьянина Будда, и, когда тот поднял на него глаза, молвил проникновенно: «Внутренняя херня».
«Как же с ней совладать?» удивился крестьянин.
«Совладать с ней невозможно, такова ее природа».
«И в чем же ее природа?»
«Природа херни – херня», - ответил Будда и рассмеялся, но крестьянину было совсем не смешно.
«Чем больше ты стараешься с ней совладать, тем сильнее она становится. И, в конце концов, тебе ничего не остается, как признать свое поражение. Беда только в том, что оно никогда не бывает полным. Ты все еще хочешь отыграться: накопить денег, купить домик с садом, дабы вкушать в его тени сладкие плоды своей победы».
Будда наклонился к самому уху крестьянина, приобняв его за плечи, и прошептал: «А победы не будет никогда». Он выпрямился и продолжил тихо, но внятно: «И ты сам это знаешь».
Глаза крестьянина наполнились слезами, они катились по его щекам, а он не вытирал их, продолжая молча смотреть на Совершенного, словно окаменев от горя.
«Победить херню невозможно по той причине, что это – херня. Она возникает из ниоткуда и пропадает в никуда, подчиняясь необходимости, которая необъяснима. Никто над ней не властен: ни ты, ни я. И потому никто не может ее победить. Поражением являются сами попытки это сделать. Если случится так, что херня не одолеет тебя, у тебя обязательно появятся деньги на покупку домика с тенистым садом, где ты сможешь жить в покое и довольстве, сколько отпущено судьбой… А если херня одолеет тебя, никакой домик тебя не спасет, ибо, уединившись в нем, ты будешь съеден херней до косточек, целиком, без остатка».
Завершая свое наставление, Учитель сказал:
«Единственно, что имеет смысл и ценность – это место, где ты находишься сейчас, потому что именно в этом месте происходит твоя битва с собственной херней. Даже если ты понимаешь, что это – херня, ты не можешь не биться. Даже если до тебя дошло, что херня – сама битва, она все равно будет продолжаться столько, сколько ей положено. Ты не в силах, ни начать эту битву, ни ее прекратить. Ты не в силах вообще что-либо сделать с тем, что уже делается, помимо твоей воли и вопреки твоим желаниям. И в этом и состоит твое поражение: в этом бессилии что-либо изменить или уничтожить. Все, что тебе нужно – это просто выстоять в этой битве, а не надеяться ее прекратить. И тогда ты увидишь, что битва – херня, чем она, собственно, всегда и являлась. Но сделать это непросто, точнее, вообще невозможно.
Выстоять в битве означает не победить, а принять на себя всю ее тяжесть, оставив надежду этого избежать в воображаемом будущем. Жизнь тяжела, это воистину так. Но эта тяжесть не может тебя раздавить, потому что ты ее только грезишь».
Немного помолчав, Будда обвел глазами всех присутствующих и остановился взором на крестьянине:
«Нет смысла куда-либо уходить, ибо херня последует за тобой, отравляя все, к чему ты прикасаешься. Останься там, где ты есть и погляди, что получится. Делай, что делается, ибо ни на что иное ты, как и любой другой, не способен. Либо ты одолеешь херню, либо херня одолеет тебя. Все остальное не имеет значения».
Так закончил Совершенный свое наставление о внутренней херне, да постигнут его смысл все существа во всех трех мирах. Аум.


Рецензии
Классно написано с юмором и очень доходчиво.

Ефим Блувштейн   05.02.2021 20:07     Заявить о нарушении
Рад, что понравилось, мне, кстати, тоже

Александр Кувшинов   06.02.2021 10:04   Заявить о нарушении
Хрень это внушённое социальное говно, использующее
животные инстинкты, для создания высокоэффективных
роботов из человеков.

Ефим Блувштейн   06.02.2021 18:59   Заявить о нарушении
Можно даже сказать, что хрень это программа выживания, встроенный код человека как вида. А выживать то некому. Но все это - пустые слова. А вот битва всегда конкретно и ощутима, хоть и хрень.

Александр Кувшинов   23.02.2021 08:49   Заявить о нарушении
Как не крути, это моя родная херня, однако, с ней очень сложно развестись. По жизни она меня разводила и вела меня вместе с товарищами к мечте, а привела к пониманию, что пришёл не туда и теперь надо возвращаться в «страну исхода», а
мочи уже нет вся вышла. Одно утешение, что тот, кто эту кашу заварил, тот
и приведёт, если по судьбе, куда надо.
Одни говорят, что он любовь, другие сама мудрость, третьи дао.

Ефим Блувштейн   24.02.2021 15:47   Заявить о нарушении