Я - Гриша!

                Человек труда

               

       В земной жизни каждого человека наступает тот самый роковой переломный момент, когда он выходит на пенсию, или, как у нас официально принято говорить, на заслуженный отдых. У каждого это грустное событие происходит по-разному. А есть и  такие, кто отчаянно до последнего момента оттягивает этот трудный и непреложный переходный период.
       Григорию Фёдоровичу Кочкарёву судьба преподнесла неожиданный сюрприз. Представьте себе ситуацию спортсмена-марафонца, который успешно преодолевает трудную длинную дистанцию. Впереди его ждёт победный финиш, заслуженные награды, почести, звания, успех. Предвкушение почивать на лаврах. Как вдруг его во время бега, в стремительном движении резко и безжалостно снимают с дистанции.
       Причина? Вот об этом и мой документальный очерк.
       Причина, оказывается, до банального проста:дела сердечные Врачи запрещают не просто работать, а заниматься любимым делом, которому ты посвятил всю жизнь, отдал столько напряжённых физических и душевных сил, здоровья. Как настоящий коммунист – ленинец он всегда, по зову партии, был на передовой линии трудового фронта, был впереди, был всегда там, где труднее. Не отсиживался в окопах. И как это было ни печально и трудно, но ему всё-таки пришлось досрочно оставить любимую дорожную профессию.
       Только эта вынужденная мера и помогла продлить ему жизнь. Я хорошо помню то время, когда местный опытный врач не давал ему никаких гарантий на жизнь. Умер уже сам врач, а его пациент продолжал всё-таки жить назло всем смертям и чертям. И его часто можно было видеть за рулём собственного старенького «козлика» - автомобиля ГАЗ – 69. Особенно у родника в районе Пудожского аэропорта. Он специально, за несколько километров, постоянно приезжал к этому природному источнику родниковой воды, хотя колонка городского водопровода была совсем рядом с домом на улице Калинина, где он и жил. В этой, казалось бы, неприметной и незначительной жизненной детали, частности виден весь человек со всем его своеобразием, индивидуальной особенностью многообразия активного человеческого характера. Не случайно даже дочь образно и ёмко сказала, что мать жила за ним, как за каменной стеной.
        Так что Г.Ф. Кочкарёву не приходилось долго раздумывать, когда выходить на заслуженный отдых. Сама судьба решила за него данный трудный и мучительный вопрос. Она постоянно вмешивалась в его жизнь. Она выбрала ему и профессию.
         Почти напротив на улице Калинина в городе Пудоже до сих пор стоит дом родителей Г.Ф.Кочкарёва. Так и могучее дерево рядом пускает свои новые побеги, корнями крепко и прочно укрепляясь в земле, чтобы выжить, устоять перед жизненными бурями и ураганами, принести пользу людям. Выполнить свое предназначение на земле. Родители держали корову и старший сын Гриша помогал им в домашнем хозяйстве. Отец Григория Фёдоровича был дорожником и поэтому по наследству передал свою профессию двум сыновьям - Григорию и Василию. Эстафету дорожников подхватила и старшая дочь Григория Фёдоровича – Татьяна. Всего у него двое дочерей, внуки, а теперь  и правнучка. Все они росли на наших глазах. Моя жена длительное время работала в лесхозе с женой Г.Ф. Кочкарёва, и мы постоянно общались. Брали молоко у отца Григория Фёдоровича. Участника трёх войн. Судьба этого уважаемого и почтенного человека заслуживает отдельного не менее насыщенного историческими событиями повествования. Мне лично пришлось слышать его рассказы о боевых событиях карельских партизан. Он был участником первого слёта карельских партизан, который проходил в Пудоже.
          Самое время сделать небольшое, но очень важное для характеристики моего героя лирическое отступление. В 2008 году в свет вышла первая моя книга «Доверие». Об этой повести рассказали по Пудожскому телевидению. В этом была заслуга редактора телевидения И. Захарова. Сразу после передачи мне домой позвонил только один единственный человек – Григорий Фёдорович Кочкарёв. Мне, как автору, такое внимание было очень приятно и особенно дорого? Он радушно поздравил меня с большим литературным событием в жизни и деловито спросил, когда и где можно купить книгу «Доверие». Для меня этот единственный телефонный звонок, скажу откровенно, стал очень приятной, но полной неожиданностью. Всё -таки по своей основной материальной профессии человек был далёк от искусства, от художественной литературы, от тонкой поэтической материи…И только потом я понял, что заблуждался, ошибался.
           Правда, до этого телефонного звонка я хорошо знал, что Григорий Фёдорович очень внимательно и даже заинтересованно следил за моими публикациями в газете. Тогда я работал рядовым литсотрудником Пудожской районной газеты «Знамя труда». При наших встречах он отмечал мои газетные материалы,  иногда высказывал деловые замечания. Особенно же придирчиво читал материалы, которые касались дорожной службы района, которую он возглавлял длительное время. И я сделал для себя вывод, как мало и плохо мы всё-таки знаем людей, с которыми живём рядом, постоянно общаемся. Часто говорим о второстепенном и при этом не замечаем главного в ежедневной суете, текучке и толкотне.
             Но ещё большей и потрясающей неожиданностью для меня стала новость, которую я узнал от жены Г.Ф. Кочкарёва, Анны Александровны, в день его смерти. Оказывается, незадолго до своей кончины, как будто предчувствуя её, он отложил в сторону домашние дела и решил поделиться  личными воспоминаниями о своей прошлой жизни. О родословной.
             В художественной литературе существует такой особенный жанр, который скромно именуется «записками». Тем самым писатель как бы отводит себе роль простого секретаря и наблюдателя истории, который только добросовестно ведёт записи в дневнике. Так, И. С. Тургенев написал «Записки охотника», Г. Н. Троепольский – «Записки агронома», М. А. Булгаков – «Записки врача».»…
               Документальные записи, которые оставил нам Г.Ф. Кочкарёв после своей смерти, я бы условно назвал «Записки человека труда». Земледельческого труда. Мы привыкли под этим понятием отражать и понимать только крестьянский труд. А разве работа дорожника не связана с землёй? С земледельческим трудом? И если результатом крестьянского труда становится урожай, то после дорожников людям остаются дороги, которые связывают людей в государство. И что должен испытывать человек, который накануне своей смерти надиктовывает на магнитофон одну запись воспоминаний за другой.
             Само собой возникает обывательский вопрос: «Зачем?» И как говорил в подобном случае писатель А. Платонов: «Без меня народ неполный». То, что видел, пережил, передумал Г. Ф. Кочкарёв, уже никто не расскажет, потому что это бесценный дар непосредственного свидетеля истории, времени, которое уже, увы, не вернуть. И этого вы не найдёте в учебниках истории. Это духовное наследство, которое мы, неблагодарные потомки, часто не ценим, остаётся только в воспоминаниях людей. Или, как мы это называем, в памяти. И люди живы, пока есть историческая память. Она - единственная мера всей ценности нашей жизни на земле. И чем больше таких документальных исторических воспоминаний, тем ценнее это для потомков, родных и близких.
             Как я сегодня горько сожалею, что в своё время не записал воспоминания своих родственников, чтобы в том числе больше узнать о своей родословной. Сегодня уже не у кого спросить. Возможность безвозвратно упущена, бесследно утеряна. А ты остаёшься в пресловутой роли Иванов, не помнящих своего родства, которые постепенно теряют исторические корни и связи с землёй, с историей, с жизнью и  биографией предков.
             Записи Г. Ф. Кочкарёва живо напомнили мне другой такой же великий жизненный подвиг и пример русского советского человека. Учёного, который даже свою смерть превратил в предмет физиологической науки, в научное исследование, в дерзкий научный эксперимент над самим собой. Человек профессионального долга, который, даже умирая, жил  наукой, своим профессиональным делом и до последнего вздоха искренне и бескорыстно служил науке, служил народу, во имя светлого будущего для них. Служил науке учиться побеждать болезни и даже саму смерть. Вот так  нестандартно и неординарно умирал великий советский физиолог с мировым именем Иван Петрович Павлов. До последнего издыхания он, как настоящий и великий учёный, передавал своим коллегам бесценные научные сведения, знания и опыт о своих личных ощущениях, чувствах, мыслях умирающего человека. Даже своей личной смертью учёный честно и до конца служил советской медицинской науке, служил советскому народу. Уникальный и беспримерный профессиональный и человеческий подвиг, символ советского социалистического образа жизни.
                По силе с ним можно сравнить только такой же беспримерный и легендарный человеческий подвиг коммуниста – большевика Николая Алексеевича Островского. И это не только жизненный, но и литературный бессмертный подвиг. Подвиг настоящего советского человека, слабого телом, физически, но сильного духом. В этом и заключается истинный советский менталитет русского советского человека, русских советских людей – сильных духом, который не удаётся сломить никакому врагу.
               Тема смерти особенно волнует каждого живого человека. Она красной нитью проходит через мировую и русскую советскую литературу. Достаточно вспомнить «Смерть Ивана Ильча» Л.Н.Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Живые и мёртвые» К Симонова. Предсмертный подвиг И.П. Павлова настолько потряс воображение писателя В.М. Шукшина, что он описал его в своей киноповести «Позови меня в даль светлую». Её экранизировал С. Любшин в одноимённом фильме.
              Что объединяет людей таких разных сословий и профессий:дорожного строителя Г. Ф. Кочкарёва, учёного-физиолога И.П. Павлова, писателя Н.А.Островского, актёра и кинорежиссёра В.М. Шукшина? Живая творческая душа. Творческое начало. Творчество. И только теперь я понимаю, что тот телефонный звонок Г. Ф. Кочкарёва, заинтересовавшегося моей книгой, был совсем не случайным, а вполне закономерным. И не эта ли книга и вдохновила его перед смертью на «устные рассказы».Так, кстати, называется книга кинорежиссёра М. И. Ромма, автора документального фильма «Обыкновенный фашизм». М.И. Ромм любил надиктовывать свои «устные рассказы» на магнитофон. И Г.Ф. Кочкарёв также надиктовал на магнитофон, но  свои «устные рассказы». Они уже документальный факт истории. А кто  воспользуется и воспользуется ли этими «разрозненными страницами» былой истории, теперь это забота не авторов «устных рассказов», а тем, кому они диктовались и предназначаются.
                В истории продолжается спор физиков и лириков о том, есть ли незаменимые люди? Я занимаю сторону лириков и берусь утверждать, что есть. Да, учёных, в том числе и физиологов, много, а такой, как И. П. Павлов – один. Единственный и неповторимый как в природе, так и в обществе. Вы обратите внимание, сколько листьев или иголок на деревьях. И каждый раз появляются всё новые…Но всё равно каждый листок – индивидуальный, непохожий на другие. Каждая иголка тоже – индивидуальная. Иголка ели отличается от иголки сосны, и вы никогда их не спутаете. Иголка сосны непохожа на иголку лиственницы. Иголку можжевельника вы легко отличите от иголки ели и уж тем более от патефонной иголки. А ведь их миллионы и даже миллиарды и каждая имеет своё, только ей присущее своеобразие. Так и люди. Так и человек.
              Да, сегодня любой, даже малоопытный кинорежиссёр может поставить ремейк фильма «Живёт такой парень».Может быть, он будет и лучше, но это не будет  неповторимый шукшинский фильм, шукшинский стиль и дух.
              Как и пародия. Какой бы талантливой и даже гениальной она ни была, но ей никогда не дотянуться до уровня оригинала, которому она подражает. И который она так остроумно и весело передразнивает. Переиначивает. Насмешничает
              И никто и никогда уже не заменит дочкам Г.Ф. Кочкарёва родного отца. Даже русский язык хорошо  понимает эту большую разницу и чётко, недвусмысленно разделяет мужчин на отца и отчима, а родителей на биологических/земных/ и духовных/небесных/. Не те родители, которые родили, а те, кто воспитали.
               Один высокопоставленный пудожский советский чиновник про Г.Ф. Кочкарёва часто любил говорить: «Сел на своего конька».Говорил как бы осуждающе, вкладывая в эти слова отрицательный, негативный смысл. Это всё равно, что учителя говорят о школьнике – «трудный подросток». А почему – трудный? Да потому, что не укладывается в привычные советские плакатные схемы. Имеет свою индивидуальность, своеобразие, как листок или иголка на деревьях. Если что не по нему, так иголкой и уколоть может. А кому это понравится? Мало, кто из людей. любит уколы, в том числе и человека в белом халате. А про уколы критиков и сатириков я вообще умалчиваю. А если перевести эти слова чиновника, характеризующие Г.Ф. Кочкарёва, с русского на русский, то они будут означать не что иное, как «ячество». И понять советского работника можно, когда нам хорошо известна такая народная мудрость, что буква «я» - последняя буква в алфавите.
                Делаю при этом одно очень существенное уточнение – в русском алфавите! Например, в английском алфавите буква «я» будет уже писаться так:i,I , а читаться по-русски как междометие «Ай». Не отсюда ли имя доктора Айболита. У него, как у старшего брата, болит душа или «я» за «братьев наших меньших». А у автора и создателя доктора Айболита К. И. Чуковского было страстное желание с помощью творчества, искусства, художественной литературы, детской поэзии донести эту душевную боль доктора Айболита за природу до взрослых и детей, чтобы они тоже прониклись не только физической, но и душевной болью. И, наконец, поняли бы, что чужого горя на земле не бывает. Правда, для этого надо, чтобы душа не была мёртвой. Только живая душа способна на сочувствие, на сопереживание, на содействие. На понимание. На взаимопонимание.
                Неужели не знал местный пудожский государственный чиновник, когда так иронизировал над Г. Ф. Кочкарёвым, что на одну русскую народную мудрость: «Я» - последняя буква в алфавите, есть другая не менее простоя, но очень весомая русская народная мудрость: «Кто же, если не я?».
                По такому простому народному жизненному принципу и жил Г. Ф. Кочкарёв. Вот почему он и садился постоянно на своего «Конька – Горбунка». Григорий, Гриша был такой же непоседливый и ершистый, как и главный герой сказки Ершова про Конька – Горбунка.
                И всегда был в дороге, в пути. Не любил долго засиживаться на одном месте. Да и сама беспокойная и тревожная профессия дорожного строителя не давала ему лёгкой и спокойной жизни. Так что домашний телефон не давал скучать начальнику Пудожского ДРСУ даже по ночам, в выходные и праздничные дни. А когда выдавалось свободное время, то Григорий Фёдорович охотно любил проводить его на природе, на рыбной ловле. И нас не раз угощал свежей рыбой.
                Да и свой, хоть и небольшой домик на улице Калинина, в котором жила семья Г.Ф. Кочкарёва, тоже требовал ухода и внимания. К слову сказать, улица Калинина особенная, своеобразная в городе Пудоже. Можно  сказать, - кольцевая, а можно сказать, и в виде подковы. С выходом и выездом сразу на три разные городские улицы:Красноармейскую, Ленина, имени Героя Советского Союза А.Р. Машакова. В честь нашего прославленного земляка, геройски погибшего при освобождении от фашистов города Киева. Где Пудож? и где Киев? Но для истории нет ни расстояний, ни времени. Обратите внимание на символические названия улиц. Они как бы живые страницы учебника истории. Они как строчки известной советской песни «С чего начинается Родина?».
              А я бы сказал: «С кого начинается родина?».С таких  безвестных советских граждан и коммунистов, как Г.Ф. Кочкарёв, которые всю жизнь занимали активную гражданскую и партийную позицию. И это не просто пафосные и красивые слова. А в доказательство тому один из очень важных эпизодов в трудовой биографии дорожника Г.Ф. Кочкарёва. По нынешним временам этот факт ничем непримечателен, а в советские времена был очень даже крамольным. Настолько крамольным, что как бы развёл гражданина и коммуниста Г.Ф. Кочкарёва по разные стороны баррикады с Советской властью. К сожалению, и я оказался по ту сторону баррикады с Г.Ф. Кочкарёвым. И не было, наверное, встречи с ним, когда бы он не попенял мне на это принципиальное расхождение в позициях. Как член Пудожского районного Комитета народного контроля я был на стороне большинства. Григорий Фёдорович Кочкарёв добровольно занял место на стороне меньшинства. И мы его материально наказали. Да и только ли материально? Разве ему не было обидно, что в принципе он  был прав, но тем не менее всё-таки наказали. За что?
               А суть наказания и конфликта сводилась к следующему.
               В ДРСУ, которое возглавлял Г. Ф. Кочкарёв, практически не было настоящей производственной базы. А условия на севере, в Карелии, известно какие. Морозы зимой бывают и за сорок. А рабочим приходится иметь дело с металлом, особенно во время ремонтных работ. Да и просто завести зимой технику – большая проблема. И техника у дорожников – не детские игрушечные  машинки. У какого начальника при виде всей этой неприглядной картины не будет болеть сердце за рабочих. Да и сами дорожники «академиев не кончали» и поэтому в выражениях не стеснялись, в том числе и по отношению к начальству. Естественно, надо было строить современную производственную базу. Двух мнений тут не было.
        Но вся беда в том, что советская экономика  плановая, то есть ц е н т р а л и з о в а н н а я. Одним словом, всё, вплоть до ложек и вилок, планировалось из центра. По существу всё в стране решало «первое лицо». И так на Руси велось издавна. Разумеется, кому –то удавалось легко попасть в государственный план и получить под это государственные средства. Остаётся только подождать, чтобы наготово построили. А что  остаётся делать тому, кому  никак не удаётся по разным причинам пробиться в государственный план? Для них оставили уловку в виде строительства хозяйственным способом по аналогии с колхозно-кооперативным строительством. Именно тогда и родилось знаменитое и только советское понятие – шабашник. Шабашничество. Шарашкина контора. Правда, корни  «шабашничества» идут несколько глубже - к «отхожему промыслу». Но это уже другая история.
                А в чём главная особенность и отличие хозяйственно-кооперативного строительства  от государственного строительства? Форма организации строительных работ, при которой работы выполняются собственными силами застройщика, без привлечения сторонних подрядных организаций. В переводе с русского на русский, государство умывает руки, легко перекладывая свои социальные обязательства на застройщика. Строительство, таким образом, становилось головной болью самого руководителя. По сути дела, Г.Ф. Кочкарёв добровольно взвалил на себя ещё и обязанности как бы руководителя строительной организации в единственном числе. А остальное уже зависело от разворотливости новоиспечённого руководителя «строительной организации». Это как театр одного актёра. Сравнение хоть и хромает, но всё же даёт отдалённое представление. И как же можно было строить законно, по законам незаконным, но официально разрешенным хозяйственным способом? Вот такая была двуличная Советская власть. Видимо, кто-то очень не хотел видеть СССР передовой и развитой мировой державой. С одной стороны, госвласть разрешала находить выход из безвыходного положения, а, с другой стороны, наказывала в лице Народного контроля, чтобы другим было неповадно заниматься строительством хозспособом. И волки сыты, и овцы целы. Еду, еду, не свищу, а наеду, не спущу. Наказывала Советская власть, правда, мягко, рублём, – на заседании Комитета народного контроля, чтобы  руководители не зарывались и знали свое место. До суда дело не доводила.
          Вот так и оказался Г.Ф.Кочкарёв на заседании районного Комитета народного контроля. А что ему стоило строительство хозяйственным способом, знает только он сам и его здоровье, по состоянию которого ему и пришлось досрочно выйти на «заслуженный отдых». Зато «нерукотворным памятником» ему осталась производственная база.
           Естественно, не прибавил здоровья Г.Ф. Кочкарёву и другой этапный факт его трудовой биографии дорожника, связанный с Гурьевским мостом через реку Водла. Для него он стал своеобразным  тяжким крестом, который он вынужден был молча нести и не роптать. К слову сказать, река Водла самая большая река в Карелии. Мост находился в таком плачевном состоянии, что даже автобусам с пассажирами не разрешалось по нему проезжать. Автобус ехал отдельно от пассажиров, которые пешком шли по мосту следом за ним. Почти, как по Путину, котлеты отдельно, мухи отдельно. Кто жил в это непростое историческое время трудного и противоречивого становления Советского государства, тот всё это испытал на себе. На деле, а не на словах. Тут, как говорил известный советский поэт, не убавить и не прибавить. А весной на деревянный аварийный мост самосвалами возили песок, чтобы его не унесло вместе с ледоходом. Кроме того, к радости городской ребятни,  ещё и взрывали лёд на реке перед Гурьевским мостом. Название моста от д. Гурьево. Оглушённую рыбу рыбаки собирали руками. А какая это была бы катастрофа для всего района, если бы снесло мост, трудно даже представить. Весь район снабжался через этот мост, в том числе и мукой из сезонных запасов.
            Ну и как после всего сказанного можно было назвать этого самодостаточного и по – хозяйски рачительного человека? В лучшем случае чудаком. Вот такие чудаки из народа, которые «академиев не кончали» и были в Советском Союзе надёжной опорой власти. Не чиновничьей, не бюрократической, а - народной власти. И всё потому, что они сами корнями происходили из трудового народа, из самых глубинных крестьянских низов. И служили они верой и правдой не царю-батюшке, не генсеку, не президенту, а – народу. Трудовому народу.
            Кому доводилось пролетать на самолёте местных авиалиний АН-2 над Пудожским районом, тот не мог не заметить, как прямой стрелой уходит новая автодорога от Пудожа на Медвежьегорск и далее... В её строительстве немалая  заслуга и начальника Пудожского ДРСУ Г. Ф. Кочкарёва. Это ещё один «нерукотворный памятник» ему. А о качестве дорожных работ свидетельствует асфальт, который продержался на дорожном полотне не один десяток лет. И мосты через реки Рагнукса и Вёлмукса, которые построило Пудожское ДРСУ. В свое время мне пришлось писать об этом в районной газете.
            И закончить данный документальный очерк мне бы хотелось другим не менее символическим фактом. Дорога Пудож - Медвежьегорск в районе Повенца пересекается невидимой линией с Осударевой дорогой. У истоков первой дороги стоял Г.Ф. Кочкарёв. У истоков Осударевой дороги стоял русский царь Пётр Первый. Дорожная трудовая династия Кочкарёвых родилась на Петровской Руси, на перекрёстке этих двух самых главных дорог нашей истории.
          У замечательного американского писателя О. Генри есть рассказ, который так и называется «Дороги, которые мы выбираем». Григорий Фёдорович Кочкарёв не выбирал своей дороги в жизни. Она сама его нашла. Она сама его выбрала.
          Дороги, которые мы выбираем. Дороги, которые нас выбирают.      


«Пудожская районная газета «Пудожский вестник»,      Республика Карелия. 5 – 12 мая 2016 г.    
 


Рецензии