Время смыслов. Глава 105

1. В прошлой 104й главе в ходе разбора и анализа внутренней динамики фрагментономной парадигмы идентичности мы познакомились с рассказом американского социолога середины 19 века Дэниэла Хандли о жизни находящегося в жерновах этой парадигмы бедного белого населения Юга, которое логика и динамика этой парадигмы с неизбежностью маргинализировала, хаотизировала и превращала в относящиеся к контекстному полю "мира" D, презираемые обществом социальные отходы, в "бедный белый мусор".Как я уже указывал этот процесс постепенного опускания части населения, его люмпенизации и социальной деградации характерен для разных обществ и эпох и (особенно если он происходит относительно внезапно, как это случилось например в Германии эпохи гиперинфляции и Великой Депрессии) несет в себе большую опасность социального взрыва.

2. В случае рабовладельческого Юга процесс был постепенным, растягиваясь на поколения, и частичным из за наличия значительного количества природных ресурсов (тех же лесов, гор и холмов) позволявших беднякам реализовать сепаративную контекстную установку (о ней см. главу 103 и 104)и обеспечить себе более или менее сносное и так или иначе признанное обществом независимое выживание внутри собственных общин.

3.Поэтому процесс люмпенизации в данном случае не закончился взрывом, а привел к возникновению хронического компромиссного состояния, которое характеризовалось сохранением возможности реализации реверсивной контекстной установки, т.е. возвращения в исходное положение "своих",уважаемых инсайдеров (контекстное поле G) для более энергичной и предприимчивой части белой бедноты (о реверсивной контекстной установке см. главу 102),а также преобладанием других хронических компромиссных установок, таких как конформативная контекстная установка, о которой пойдет речь в этой главе.

4. Для того, чтобы графически отобразить конформативную контекстную установку на нашей матрице социальной идентичности мы применим ту же процедуру, которую я подробно описывал в главе 103, то есть разделим перформативную диагональ GD по которой происходило постепенное опускание бедноты из положения равноправных инсайдеров (контекстное поле G)в положение презираемых обществом отходов (контекстное поле D)на восемь равных частей, которые мы обозначим буквами этой линии и соответствующими цифрами, начиная с ближайшего к G отрезка GD1 и заканчивая ближайшим к D отрезком GD8.

5. Вот этот последний отрезок GD8 направленного вниз к D вектора GD и будет графическим выражением конформативной контекстной установки. Теперь вернемся к рассказу Даниэла Хандли и посмотрим какие описанные им черты образа жизни и поведения "белого мусора" соответствуют этой конформативной контекстной установке.

6. Характерными признаками "мусорного" состояния, соответствующего векторному отрезку GD8, то есть конформативной контекстной установке , являются с одной стороны пассивность и готовность при необходимости безропотно подчиниться общественной силе при том, что эта сила применяется редко и ограниченно(мусор можно поднять и переложить в другое место, но делают это  редко, поскольку заниматься этим никому не хочется без крайней необходимости)а с другой хаотичность, раздробленность сознания и связанная с этим импульсивность, непредсказуемость поведения, превращающая человека в игрушку минутных настроений, желаний, моментальных интересов и замыслов от вполне невинных,благородных и добрых до преступных причем в непредсказуемых, постоянно меняющихся сочетаниях. Такие категории как должное (контекстное поле А абстрактных принципов, таких как правда и справедливость), действительное (контекстное поле В сложившихся исторических форм, устоев, обычаев)и заданное (контекстное поле C больших личных проектов и задач) почти полностью исчезают из вида. Таким образом реальность человеческого существования здесь целиком сводится к моментальной непосредственной данности (контекстное поле "мира" D)

7."Главной характеристикой оборванцев является лень. Они являются самыми ленивыми двуногими животными, которые когда либо ходили по поверхности земли.Даже их движения до крайности медленны, а разговор представляет собой тошнотворное бормотание (sickening drawl)…Все,что повидимому их заботит это жить как придется (live from hand to mouth),напиваться, если они могут это сделать так,чтобы не нужно было слишком далеко топать за алкоголем…охотиться…голосовать на выборах, есть и спать,разлеживаться на солнышке в ясный летний день или нежиться у ревущего огня печки,когда осенняя тишь уступает место зимним бурям. Мы не верим, что никчемные голодранцы (worthless ragamuffins)способны на то,чтобы уговорить себя лишний раз всерьез двигаться,чтобы избежать дождя и снега и мы знаем, что они будут весь день дрожать от холода, хотя вокруг них полно дров,прежде чем они дадут себе труд развести костер.Мы помним как когда то слышали историю о джентльмене,которому однажды пришлось путешествовать через район, населенный белым мусором в холодный промозглый зимний день.В лесу у дороги он встретил целую группу ленивых тупиц (lazy bumpkins),дрожавших от холода вокруг дымящихся остатков того, что когда то было костром....Представьте себе его удивление, когда на вопрос о том почему они держали столь низкий огонь они ответили "А мы боялись что нам будет слишком холодно собирать хворост." Он очень гуманно собрал кучу сухого хвороста, развел сильный костер, согрелся, сел на лошадь и уехал, оставив этих несчастных клоунов ссориться друг с другом за то, кто будет сидеть поближе к огню"(Hundley 1860, 262-263)

8. Характерно, что автора нисколько не заботит тот факт, что переданная им история может быть изолированным нетипичным случаем, он настолько презирает бедняков, что готов охотно обобщать любую негативную информацию о них.

9.Установка общества на то, чтобы считать эту группу людей никчемными жалкими тупоумными невеждами и лентяями была очевидно настолько сильна, что многие бедняки сами начинали в это верить. По той же причине по которой конвоируемый заключенный обычно сам движется в ожидаемом тюремщиками направлении весьма возможно что многие из этих бедняков сами культивировали этот образ и тем самым освобождали себя от тягостного ощущения подавления собственной личности внешними несправедливыми обстоятельствами.

10. Одну вещь почти любой пьяница знает о себе, а именно, что он сам является ответственным за собственное состояние, иными словами напиваясь он сохраняет за собой по крайней мере часть свойственной человеку автономии, обнаруживает ровно столько личной независимости, сколько совместимо с его униженным положением и ни граном больше. Алкогольное опьянение таким образом в данном случае примиряет пьяницу с собой и с обществом, именно такой компромисс и составляет суть фрагментономного конформизма.

11. Даниэль Хандли выделяет хроническое беспробудное пьянство, как отличительную черту мужской части этой группы южного населения.

"Будучи слишком, ленивы, чтобы гнать персиковый или яблочный бренди,как это делают честные йомены,они отправляются к ближайшему самогонному заведению с галлоновым сосудом на плечах и наполняют его "головодеркой" (bust-head), "кишкогнойкой" (rot-gut)или еще какой нибудь столь же ядовитой гнусностью и затем топают домой, раскачиваясь и заливаясь идиотским смехом или издавая безумные крики, будучи в славном состоянии скотского опьянения.По этой причине,как это имеет место быть и в других частях нашего славного Союза (т.е. США ЛБ)многие из горемык ежегодно  умирают от белой горячки…"(ср. сцену приступа белой горячки у отца Гека в Приключениях Гекльберри Финна ЛБ)( Hundley 1860,268)

12. Фрагментономный (GED)"белый мусор", насколько можно судить по описанию Хандли не обнаруживал никакого интереса к самообразованию и приобретению знаний прикладного или общего характера, интереса,столь характерного для их аллономных (HAD)современников,севeрных рабочих,ремесленников и фермеров. Напротив Даниэль Хандли отмечает неграмотность, невежество и суеверие,как отличительные черты фрагментономной южной бедноты:" Конечно, знание/понимание (intelligence, что обычно означает способность к разумному пониманию, но из контекста ясно что речь в данном случае идет также о знаниях) всех видов находится на низком уровне у господ оборванцев.Мало кто из них умеет читать, еще меньше из них умеют писать, а значительное большинство из них природные, подлинные ничегонезнайки (Know-Nothings,автор в данном случае использует политический каламбур,поскольку в 1850х годах "ничегонезнайки" на Севере было самоназванием нативистского антииммигрантского,прежде всего антикатолического политического движения ЛБ)однако всегда являются демократами по своим политическим убеждениям…этот факт в сущности суммирует все их знание о нашем правительстве и его истории, они помнят Вашингтона, поскольку он, если так можно выразиться, был основателем нашей республики, они помнят Томаса Джефферсона, поскольку изменил политику страны в силу чего они превратились в суверенных свободных граждан (sovereign freemen)голос каждого из которых считается за один голос и голос Астора или Жирара (северные богачи ЛБ)не может считаться более чем одним голосом, они помнят генерала Джексона, который так здорово отлупил британцев при Новом Орлеане (победа Джексона над англичанами во время войны с Англией 1812/1814 гг. была в Америке предметом национальной гордости ЛБ)...они очень суеверны и твердо веруют в ведьм и гоблинов" (Hundley 1860, 265-266). Желание учиться и приобретать знания это обычно типичная черта, связанная с восходящей социальной мобильностью и социальными лифтами, характерными например для аллономики, такое желание напротив оказывается несовместимым с положением пассивных социальных отходов,ибо оно сделало бы это положение абсолютно невыносимым. Невежество всех видов,отсутствие интереса к истории помимо ярких расхожих картинок, пьянство, суеверие, были для этих людей средствами приспособления к своему пассивному положению,примирения с ним, подгонки всего содержания идентичности (включая должное,действительное и заданное)к безотрадной данности.

В следующей 106й главе я продолжу анализ контекстных установок, связанных с фрагментономной парадигмой идентичности на основании свидетельств Дэниэла Хандли и других источников.


Рецензии