Причины деградации человека

Из духовного в материальный мир душа попала по собственной воле, из-за желания наслаждаться самостоятельно, против воли Верховного Наслаждающегося. Вернуться в духовный мир она также должна по своей собственной воле. Чтобы у неё появилось желание вернуться обратно домой, она сама должна полностью познать и испытать иллюзорность этого материального мира, а затем отказаться от него. Чтобы душа осознала эту простую истину, природа постепенно стягивает её вниз в косную материю. И продолжается это до тех пор, пока душа не осознает пагубность своего положения.
По мере погружения в материю душе становится всё труднее и труднее. Такое положение можно сравнить с состоянием ныряльщика в воде. Сначала ныряльщику легко и приятно, но по мере погружения в глубину давление воды растет и становится более мощным. Чем глубже – тем тяжелее столб воды над головой. Ныряльщику всё тяжелее и тяжелее, и в один прекрасный момент ныряльщик начинает думать о том, что нужно вернуться обратно на поверхность.
Точно так же, когда душа попадает в материальный мир, она с большой страстью начинает наслаждаться блёстками материального мира и, деградируя, все больше погружается в косную материю. Однако по мере погружения в материю растут и страдания. В какой-то момент уровень страданий достигает предела, сознание очищается, и душа начинает понимать весь ужас своего положения. И тогда она меняет своё желание, она начинает искать путь, по которому можно вернуться обратно к Богу. Теперь свое внимание она направляет от своей самости к Богу. Так меняется её устремленность и вся жизнь.
Уровень погружения в материю может быть разным, и для каждой души своим. Если для какой-то души это человеческий уровень, то для некоторых душ необходимо опуститься до более низкого уровня – животного, а то и ещё ниже.
Понимание причины страдания и иллюзорности материального мира является великой удачей для человека. Но такое понимание приходит очень редко – только в результате долгого поиска и по достижении соответствующего уровня сознания.
Осознание иллюзорности материального бытия происходит очень болезненно, потому что для этого нужно признать свою ошибку и менять весь образ жизни.
Когда писатель Л. Толстой, достиг такого уровня сознания и понял все ужасы повседневной жизни, он описал своё состояние таким образом:
Со мной случилось как будто вот что: я не помню, когда меня посадили в лодку, оттолкнули от какого-то неизвестного мне берега, указали направление к другому берегу, дали в неопытные руки вёсла и оставили одного. Я работал, как умел, вёслами и плыл; но чем дальше я выплывал на середину, тем быстрее становилось течение, относившее меня прочь от цели, и тем чаще и чаще мне встречались пловцы, такие же, как я, уносимые течением. Были одинокие пловцы, продолжавшие грести; были пловцы, побросавшие вёсла; были большие лодки, огромные корабли, полные народом; одни бились с течением, другие отдавались ему. И чем дальше я плыл, тем больше, глядя на направление вниз, по потоку всех плывущих, я забывал данное мне направление. На самой середине потока, в тесноте лодок и кораблей, несущихся вниз, я уже совсем потерял направление и бросил вёсла. Со всех сторон с весельем и ликованием вокруг меня неслись на парусах и на вёслах пловцы вниз по течению, уверяя меня и друг друга, что и не может быть другого направления. И я поверил им и поплыл с ними. И меня далеко отнесло, так далеко, что я услыхал шум порогов, в которых я должен был разбиться, и увидал лодки, разбившиеся в них. И я опомнился. Долго я не мог понять, что со мной случилось. Я видел перед собой одну погибель, к которой я бежал и которой боялся, нигде не видел спасения и не знал, что мне делать. Но, оглянувшись назад, я увидел бесчисленные лодки, которые, не переставая, упорно перебивали течение, вспомнил о береге, о вёслах и направлении и стал выгребаться назад вверх по течению и к берегу.
Берег – это был Бог, направление – это было предание, вёсла – это была данная мне свобода выгрестись к берегу – соединиться с Богом. Итак, сила жизни возобновилась во мне, и я опять начал жить [44].
Так великий мыслитель смог увидеть всю картину обусловленной жизни, её опасность. Он пишет: «я не помню, когда меня посадили в лодку», имея в виду лодку материального мира.
Поскольку при падении в материальный мир духовная память стирается, человек становится неопытным и не помнит – кто и когда посадил его в лодку материальной природы. Вначале он плыл к середине материальной жизни по чувственным влечениям, как и все другие, и всё ему нравилось. При этом «…были одинокие пловцы, продолжавшие грести; были пловцы, побросавшие вёсла; были большие лодки, огромные корабли, полные народом», что показывает, что в невежестве плывут не только одиночки, но и целые системы, народы и государства. Все они забыли главное направление бытия и теперь под влиянием материальной природы плывут по течению, всё ближе и ближе к своей гибели. Материальные чувства удовлетворяются, поэтому довольные жизнью люди думают, что всё хорошо, что так и должно быть.
Но Л. Толстой по его словам «…услыхал шум порогов, в которых должен был разбиться, и увидал лодки, разбившиеся в них. И я опомнился». Он смог увидеть пагубность беспечной жизни вовремя. Мы знаем из его биографии, что, когда осознал пагубность своего положения, он  сильно страдал, даже хотел совершить самоубийство. Он много думал и мучился.  От этого ужасного состояния его спас Сверхдуша, и он обратил свой взор в другую сторону – в сторону Бога. Это помогло ему увидеть Истину и людей, стремящихся к совершенству. Он присоединился к ним, вспомнив о Боге, полностью Ему предался, и у него «сила жизни возобновилась», и он пишет, что «я опять начал жить», то есть жить духовной жизнью. Это пример удачливой жизни.
Л. Толстой на примере своей жизни хорошо показывает разницу между мирской и духовной жизнью. Он вовремя осознал это и в результате тот период, когда он решил предаться Богу, стал поворотным моментом в его жизни.
Возникает важный вопрос: что является причиной того, что душа деградирует, что она погружается в материю всё глубже и глубже, хотя при этом и увеличиваются её страдания?
Это происходит по воле самой души. Господь позволяет обусловленной душе наслаждаться по собственному желанию и погружает её в материю. У материальной природы – свои свойства и законы. Как было сказано выше, есть второе свойство материи – стягивать вниз. Если голову человека покрыть одеялом, то он перестаёт видеть и его можно легко увести куда угодно. Точно так же, когда живое существо попадает в материальный мир, оно покрывается невежеством, то есть попадает под влияние материи и теряет духовное видение. В основном на Земле люди живут под влиянием страсти и невежества, редко поднимаясь до уровня благости. Это является главной причиной того, что душа теряет духовные ориентиры, и под влиянием невежества всё больше деградирует. И все обусловленные живые существа в материальном мире совершают такую ошибку.
История царя полубогов Индры из восточной притчи хорошо иллюстрирует, как иллюзия материи управляет живым существом.
Однажды царь полубогов Индра по проклятию одного из великих мудрецов получил рождение на Земле в теле свиньи. Трон на небесах остался без хозяина, и некому было править Раем. Все полубоги забеспокоились. Они направили великого космического «политика» Нарада Муни на переговоры с Индрой.
Прибыв к Индре, Нарада Муни сказал:
– Дорогой Индра! Твой трон пустует и некому править райской планетой. Верни, пожалуйста, себе своё царское положение и займи свой трон.
Индра же ответил:
– Но мне и здесь хорошо! Я и здесь счастлив! Рядом лежит жена-свинка, и вот бегают мои дети-поросята. Еды вдоволь, и я вполне доволен. Если я уйду, то кто будет беспокоиться о жене и о моих детях? Нет, сейчас я не могу вернуться в Рай! Подожди немного, пусть вырастут дети, и я оставлю их матери на её попечение. Тогда я смогу вернуться обратно в Рай.
Иллюзия покрыла сознание царя полубогов Индры до такой степени, что положение свиньи стало ему казаться лучше, чем положение царя рая, и он предпочел наслаждение испражнениями райским наслаждениям.
Душа покрыта страстью и невежеством, лишена благости, поэтому она считает, что независимо от того, в каком теле она находится – теле человека или свиньи, – она может делать всё для услады своих чувств. Она думает, что находится в своём родном мире, и всё это правильно – так и должно быть. Так происходит сейчас с каждым из нас и со всем человечеством.
Напрашивается вопрос: чем лучше современные безбожные, духовно невежественные люди царя небес Индры в теле свиньи? А может быть они даже хуже свиньи? Ведь свинья беспокоится только о своих детях, не имея даже представления о своих последующих потомках. А у современного человека положение другое. Он привязан не только сыну, но и внуку, видит их каждый день, и заботиться не только о сыне, но и о внуке, и он полностью отдается этим страстям, всей силой стараясь обеспечить их всеми необходимыми в жизни, включая машину и квартиру. Погруженный в такие заботы, сможет ли он думать о себе и о своём духовном росте? Он так привязан к своим домочадцам, что приносит этим вред не только себе, но и своим детям, отнимая у них возможность, данную им судьбой для получения бесценного жизненного опыта. Долг родителей заключается в том, что правильно воспитав, женить сына или выдать замуж дочь и не вмешиваться в дальнейшей их жизни. Пусть судьба сама найдет  свой путь. Их дальнейшей судьбой мудрая природа сама управляет совершенным образом. Каждый ребенок должен пройти свой  жизненный путь сам, чтобы получить урок самостоятельно, предназначенный ему судьбой. В этом ему никто не должен  мешать.
После рождения каждый человек должен пройти определенный путь развития. Общая последовательность этого пути следующая: получение знания; создание семьи для использования этих знаний; постепенный отход от мирской жизни и полное отречение. Когда современный человек вышел на пенсию, это означает, что он уже отработал все обязанности перед обществом и семьей. Другими словами, он отдал все долги, связанные с телом. Теперь он должен беспокоиться о своей душе и готовиться к предстоящей жизни.
Но люди, лишенные знания о своей духовной сущности, не задумываются над основными проблемами жизни, потому что слишком привязаны к материальным интересам. Несмотря на неотвратимости смерти, они не осознают истинного смысла жизни.


Рецензии