Свободная воля и Судьба

Связь между Свободной волей и Судьбой человека такова, что он выбирает причину и в этом проявляется его Свободная воля. Человек может выбирать только причину, а не следствие. Он не может выбрать следствие, то есть результат своего действия, которое противоречило бы причине. Причина создаёт следствие, образующее Судьбу человека. Таким образом, Свободная воля (желание) производит причины, а Судьба распоряжается результатами. Если выбираем благие действия, то получаем хорошую судьбу и, наоборот, если совершаем греховные действия, то создаем себе плохую судьбу. Человек сам создаёт свою Судьбу. Наши страдания – это исключительно результат нашего неведения, ошибок и неправильных действий. Только мы сами и ни кто другой заставляем себя страдать.
Не нужно беспокоиться о результатах действия и заботиться о будущем, а нужно беспокоиться о личных несовершенствах и о том, как их устранить. Хорошее не может быть результатом плохого и доброе настоящее не породит дурного в будущем.
Человек управляет своими действиями, но не их результатами. Результаты зависят от воли Господа, поэтому они могут сильно отличаться от тех, что мы ожидали. Как говорится «человек предполагает, а Бог располагает». Это особенно справедливо в духовной практике. Духовная реализация во многом зависит от милости Господа. Нужно беспокоиться не о том, что может случиться или не случиться с вами, а о том, что вы думаете и как вы поступаете сейчас. Тот, кто творит добро – не беспокоится о результатах, он свободен от страха перед возможными неудачами.

 Закон Справедливости

Этот закон можно выразить библейским изречением «что посеешь, то и пожнёшь». Закон справедливости выражает действие и противодействие. Какое действие, такое и противодействие. Попадая под влияние такой двойственности материальной природы, живое существо учится правильно действовать, постепенно очищаясь от эгоистических устремлений.
Всем управляет закон причин и следствий. В природе случайностей не бывает. Что посеешь, то и пожнёшь. Это закон справедливости. Этот закон управляет жизнью всего материального мира.
Каков человек, таков и его мир. Жизнь делает из него то, что он делает из своей жизни. Человек проживает жизнь не в целом, а мгновениями, из которых она слагается. Жизнь это цикл уроков, где человек включен в цепь причинных связей, поэтому его жизнь состоит из причин и следствий. Он сеет и пожинает плоды. Каждое его действие – это причина, которая должна быть уравновешена следствиями.
Как космический закон ненасилия, так и закон справедливости являются всеобщими и неизменными законами для всей Вселенной. Они служат для поддержания справедливости во всей Вселенной и гармонии бытия. Без этих законов потеряли бы смыслы результатов хороших и плохих действий. Если бы это было не так, если бы человек мог совершить злодеяние и избежать последствий, тогда не было бы никакой справедливости, а без закона справедливости Вселенная не могла бы существовать. Безнаказанный негодяй стал бы править миром, а праведник страдал бы вечно. Всё это привело бы мир в глубокий хаос, и невозможно было бы найти истину. Но вселенские законы ненасилия и справедливости тесно взаимосвязаны и поддерживают друг друга, обеспечивая гармонию мира.
Закон справедливости удерживает живое существо от безграничных чувственных устремлений, и от греховных действий. По этому закону человек за свои греховные действия получает страдания, а за благочестивые действия – блаженство. В процессе жизни каждый человек шаг за шагом постепенно может понять и осознать действие Закона Справедливости.
Так как закон справедливости справедлив для всех и пронизывает весь материальный мир, он действует не только в человеческом обществе, но и во всём физическом мире, где он выражается законом движения Ньютона: «Всякое действие всегда порождает равное по силе и противоположно направленное противодействие». Тем, кто не верит в закон справедливости хочется сказать, что если этот закон действует в физическом мире, то надо полагать, что он подавно должен действовать в более тонком мире –  человеческом обществе. Поэтому не должно быть никаких сомнений в существовании этого закона.
Таким образом, действие равно противодействию.
Однако надо заметить, что закон справедливости существует только в материальном мире, а в духовном мире его нет, потому что там всё справедливо, нет необходимости поддерживать справедливость с помощью какого-то закона.
Итак, живое существо в материальном мире за хорошие или плохие поступки получает соответствующие плоды и страдает или наслаждается, попадая под влияние двойственности природы. Так, оно испытывает счастье и несчастье.
Движение, а также действие, вызванное им, само по себе не имеет никакой характеристики. Оно не хорошее и не плохое, оно нейтральное. Движение может стать хорошим или плохим только относительно какой-то точки отсчета. В этом относительном мире может быть бесконечно много точек отсчета, которые зависят от духовных, материальных, психологических целей или от времени, места и обстоятельств.
Например, если воин убьет врага во время сражения, его награждают, а если то же действие он совершит в мирное время – его наказывают. Действие может быть одно и то же, но произведённое в разное время и с разной целью, оно меняет свою характеристику.
При Советской власти религиозность считалась плохим качеством, а теперь многие стремятся к религии.
Итак, действие без цели не имеет никакой оценки, оно даже бессмысленно. Оно приобретет оценку тогда, когда имеет цель. А высшая цель – достижение конечной цели жизни. Это значит, что религиозная деятельность, которая приводит человека к достижению конечной цели жизни, является высшей формой деятельности. Эта деятельность для живого существа является не только способом получения наслаждения, но и способом достижения своих материальных и духовных целей, а также получение урока, познание мира и самого себя.
Человек, постепенно познавая себя с помощью духовной практики, постепенно очищает своё сердце. Природа является для живого существа орудием достижения цели. Весь материальный мир является орудием для живого существа. Его тело и окружающие предметы являются элементами природы. Используя природу, живое существо получает наслаждение и радость жизни.
Роль природы выразил великий немецкий поэт И.В. Гёте такими прекрасными словами:
Мать-природа всё живое радостью поит
И доброе и злое к ней влечение таит.
Живое существо использует природу через деятельность, поэтому деятельность является связующим звеном живого существа с природой.
Деятельность состоит из трех составляющих: причины, самого действия и последствия. Они не разделимы и не существуют одно без других. Поэтому на санскрите все эти составляющие называются одним словом – карма.
Это слово в наше время широко известно и применяется часто, поэтому мы тоже воспользуемся им, называя причину действия, само действие и его результат кармой. Все закономерности, связанные с деятельностью, называются законом кармы.

 Результаты действий

Не всякая деятельность бывает благоприятной для человека. Деятельность бывает трех видов: духовная деятельность, благочестивая деятельность и греховная деятельность. Поместив в заключение живое существо, природа заставляет падшие души работать с различными последствиями.
Греховная деятельность или преступление приводит к падению и деградации человека, а после смерти плохие последствия действия сбрасывают душу в ад.
Греховная деятельность заставляет падшие души попадать под влияние двойственности природы. Они, занимаясь благочестивой или греховной деятельностью, поднимаются в рай и снова опускаются в ад. Таким образом, состояние падших душ самое плачевное. То они веселятся, то их убивают и вырезают. Такое происходит снова и снова: то они улыбаются, как наследники престола, то терпят крах, как последние неудачники.
Поэтому этот мир иногда сравнивают с тюрьмой, исправительной колонией.
Благочестивая деятельность – это поступки условно хорошие, совершаемые в расчёте на благочестивые заслуги. Такими поступками может быть, в частности, исполнение предписанных от природы обязанностей. Такая деятельность обеспечивает благочестивую карму, что сулит вознесение в рай. Однако когда закончится запас благочестия, живое существо возвращается обратно в физический мир.
Любое действие, совершаемое нами мысленно, словами или в действиях, обязательно приводит к определённым последствиям [37]. Эти последствия могут проявляться как в этой жизни (краткосрочная карма), так и в следующей (долгосрочная карма). Например, если мы сунем руку в огонь, то обожжемся прямо сейчас, а если оскорбим кого-нибудь, и не попросим прощения, то реакция обязательно настигнет нас либо сейчас, либо в будущем. Наше настоящее тело мы получили в результате поступков, совершённых нами в прошлой жизни.
Кармические реакции проявляются как на грубом, так и на тонком уровне. На грубом плане они представляют собой внешние ситуации, в которых мы оказываемся – конкретное тело, семья, обстоятельства, работа, страна, климатические условия, или неожиданное несчастье, – скажем, уродство, увечье и прочее. В таких случаях мы обычно вздыхаем и говорим: «Судьба…». На тонком плане наши мысли являют состояние нашего ума, побуждая нас смотреть на мир через те или иные «очки». Например, на одну и ту же ситуацию кто-то смотрит с оптимизмом, кто-то – пессимистически.
Такие внешние и внутренние ситуации, в которых мы оказываемся, побуждают нас определённым образом реагировать на них. Здесь и проявляется наша свобода воли. Мы вольны принимать решения, но не вольны выбирать последствия этих решений. «Нажав на кнопку», мы выбираем траекторию и запускаем баллистическую ракету в воздух, которая уже летит дальше сама по себе независимо от нас, пока, наконец, не достигнет цели.
В точке выбора у нас всегда есть ряд альтернатив – отреагировать в качестве добродетели, страсти и невежества. Если человек очень сильно обусловлен качеством невежества, то его разум настолько затуманен, что он видит лишь какую-то одну альтернативу, например, только свой образ Бога или свой способ поклонения. У него практически нет выбора, и это проявляется в виде психологического отклонения – навязчивого состояния, фанатизма и экстремизма. В качестве страсти, как правило, альтернатив больше – и из них человек «выбирает» ту, что, по его мнению, принесет ему больше наслаждения. Человек, охваченный страстью, практически ничего не выбирает, скорее, страсть выбирает его, например, азартные игры. Кто вовлечен в азартные игры, тому очень трудно отказаться от своих привычек. В качестве же добродетели действительно появляется возможность выбора, причём можно выбирать не только одну из материальных альтернатив, но и, если повезет, возможность служить Господу.
Именно на духовном уровне мы полностью реализуем свою свободу воли – перед нами открыт весь спектр альтернатив. Духовные люди могут делать тоже, что и материалисты, но не хотят, в то время как мирские люди не способны отказаться от своих греховных привычек, какими бы возвышенными словами они не оправдывались.
В обусловленном состоянии живое существо обязано делать выбор в рамках одного из качеств природы. Его действие порождает новые кармические реакции и продлевает материальное существование. То есть в каждый момент времени живое существо пожинает плоды своей прошлой кармы и создаёт свою будущую судьбу.
Таким образом, и благочестивая и греховная деятельность имеет последствия, то есть карму, и живое существо не может избавиться от этих последствий.
Тогда возникает вопрос: как быть тем живым существам, которые хотят избавиться от страданий и вернуться своим сознанием к Богу? Есть ли выход из этого замкнутого круга? Оказывается есть!
Деятельность без кармических последствий или духовная деятельность – исполнение своих обязанностей ради Господа, то есть свою деятельность необходимо посвятить Господу. Тогда круг замыкается на Боге. Результаты деятельности забирает Сам Господь, поэтому последствий кармы нет и страданий, связанных с ней, тоже нет. Человек может освободиться от влияния материальной природы. Любое движение будет не просто деятельностью, оно будет приближать к преданному служению. Такая деятельность сжигает все последствия, заработанные в течение жизни, очищает сердце, освещает путь к Богу. Это – путь религии, духовный путь. Духовный путь приводит живое существо обратно к Богу. Возвращение к Богу – великая задача, которую может решить только религия, и она является главной целью религии.
Когда мы начинаем заниматься религиозной деятельностью, наша карма меняется. Мы уже находимся не под властью материи, а непосредственно под опекой внутренней энергии Господа, которая облегчает нашу карму, оставляя лишь минимум реакций, и использует её в обучающих целях. Когда мы находимся на пути к Богу, мы больше не подчиняемся законам материальной природы, поэтому не создаем новую карму. Мы просто испытываем последствие остатков прежней кармы. Это похоже на вентилятор: когда мы выключаем его, он какое-то время ещё продолжает по инерции вращаться, постепенно замедляя ход и, в конце концов, останавливаясь.
То есть единственным способом изменить или облегчить карму является религиозная деятельность. В священных писаниях мы встречаем и другие методы искупления – благотворительность, аскезы, совершение определённых ритуалов. Все эти вещи также способны облегчить карму. Но они срабатывают только потому, что также являются путями к Богу, только не прямыми, а косвенными. Люди, совершающие все эти виды искупления, зачастую совсем не думают о Боге, но, принимая авторитет священных писаний, они неосознанно принимают авторитет Бога – Создателя этих писаний. В этом содержится элемент духовности.
Желание обладает огромной силой, особенно в духовном плане. Желание вызывает действие, которое выполняется с помощью тела по велению Господа. Жизнь всего мира является проявлением желания различных живых существ. Всемилостивый Господь выполняет любое желание.
Если в духовном мире оно выполняется мгновенно, то в материальном мире реализуется через период определённого времени в зависимости от кармических последствий. Между причиной и следствием действия проходит время. Оно, как ширма или барьер, заслоняет следствия от причины. Поэтому многие люди не замечают связи между причиной и следствиями своих действий, то есть между своими желаниями и событиями, происходящими с ними. Они не верят в карму, поэтому не видят этой связи и думают, что всё происходит случайно. Так они теряют стимул для контроля своих мыслей. Ведь наши мысли, слова и действия, притягивая себе подобное, образуют нашу судьбу. Невежественные люди не знают и не замечают всемирного закона притяжения.
Действия могут происходить на духовном, умственном и физическом уровнях. Коротко рассмотрим эти различные уровни.
Духовный уровень – живое существо полностью осознаёт свою духовную сущность на уровне святости и действует именно как душа, используя своё духовное тело. Этот уровень – уровень чистой преданности святых личностей, достигших вершин духовного совершенства с помощью истинной религии на Земле. После покидания тела личность продолжает свою духовную деятельность в духовном мире.
Умственное действие происходит с помощью ума, разума и ложного эго, производя разнообразные мыслеформы в виде мечтаний, планов и различных желаний. Эти мыслеформы могут реализоваться в будущем в зависимости от кармических последствий. После оставления тела живые существа, попадающие в тонкие миры, занимаются только умственными действиями, общаясь между собой и составляя различные планы в тонких мирах, которые могут реализовываться и на физическом плане.
На физическом уровне действие происходит телом и словами. Слово – тоже действие. Не зря говорится, что «слово лечит, слово и калечит».
Желание живого существа передаётся сначала уму, а он выполняет это желание с помощью тела.
Тело и ум являются материальными, поэтому результаты мысли и речи имеют материальные характеристики. Если плохо думать о ком-то или говорить плохие слова, то они, распространяясь в пространстве, загрязняют окружающую среду и отрицательно влияют на других людей. От плохих мыслей и слов страдают не только сам человек, но и общество в целом, поэтому нельзя допускать плохие мысли, говорить скверные слова.
Все действия, которые выполняются с помощью тела и ума, дают временные результаты. Как известно, всё то, что накоплено с помощью этих действий, остаётся в этом бренном мире после оставления тела. Живое существо ничего не может брать с собой в иной мир. Кто поймёт эту истину вовремя, тот может своевременно принять правильное решение и встать на духовный путь.


Рецензии