Человек и его сущность

Человек. Кто такой человек? Не познав себя, невозможно познать других. Каждый думает, что он знает себя, но, это только кажется. Если спросить, кто он такой – что он может ответить? Он может ответить: я – Иван или Иса, мужчина или женщина, мусульманин или христианин, казах или русский, плотник или профессор и так далее, называя свои телесные обозначения. Да, у них есть кое-какое знание о себе. Но не полное знание! Это знание – внешнее и поверхностное знание, которое охватывает только его незначительную часть, показывающая ограниченность сознания. Такое знание не даёт духовного просветления и является признаком материальной обусловленности – основной причиной разделения и раздоров. Когда люди стремятся Единый Абсолют разделить и разобрать по материальным квартирам, появляется именно такое ограниченное сознание.
Животное тоже ощущает себя телом и, подобно мирскому человеку, не может уйти от потребностей тела. А человек может подняться выше этих потребностей. Для этого он должен полностью и чётко понять свою сущность.
Основу знания о человеке ещё Абай изложил в своих седьмом, двадцать седьмом, двадцать восьмом, сорок третьем Словах Назиданиях и в ряде стихотворений. Шакарим тоже дал основные моменты познания человека. Пользуясь их духовным наследием, а также наследием других восточных и западных мыслителей, постараемся глубже взглянуть на человеческую сущность.
Абай в своём двадцать седьмом Слове Назидания в диалоге Сократа и его ученика Аристодима показывает суть человека. Человек – это не тело, не ум и даже не душа с духом, а комплекс этих составляющих. Человек – это живое существо материального мира в тонком и физическом телах. Это очень важный вывод. Потому что без понимания этих простых истин невозможно понять ни человека, ни человеческое общество.
Когда комплексно развиваются все его составляющие, только тогда может развиваться человек и, соответственно, всё общество.
Живое существо и его тонкое и физическое тела составляют духовные и материальные основы человека. Духовные и материальные основы человека подобны двум крыльям птицы, которые нужно держать в равновесии. Если ослабится одно крыло, то оно отстанет от другого, и изменение направления движения неминуемо. Точно также, если упустить развитие одной из основ человечества – материальной или духовной, – то прогресс человечества изменит своё направление и будет ущербным, а это принесет много проблем и бед людям, что мы и наблюдаем по современному состоянию мира.
Упадок религии привел к тому, что современные люди не отличают хорошее от плохого, потеряли основную цель в жизни и главный стимул к существованию. В результате нет в обществе мира и покоя. Малейший негативный повод становится причиной большого скандала и раздоров, приводящих к расколу и раздроблению.
Раскол является признаком разрушения, приводящего в конечном итоге к исчезновению. Чтобы предотвратить беды, нужно вовремя остановиться. Поэтому ещё раз обратим внимание человека на самого себя.
Сущность человека – очень сложна, как и сама Вселенная, потому что она не только объединяет оба начала творения – материальное и духовное, но и, как говорят суфии, является вершиной творения. Если человеческая жизнь не используется для самопознания и духовного прогресса, то она с религиозной точки зрения бессмысленна.
Итак, человек имеет духовную и материальную основу. Духовная основа состоит из души и духа – вечных и неизменных. Материальная основа состоит из тонкого тела и физического тела, которые являются временными и находятся в постоянном изменении.
Эти основы – различные энергии Господа. Духовная энергия относится к высшей, а материальная – к низшей. Как было сказано выше, душа является неотъемлемой частью Бога, поэтому она обладает теми же качествами, что и Господь – вечностью, полным знанием и блаженством.
Живое существо, находясь в теле, постоянно связано с ним. Связь живого существа с физическим телом осуществляется с помощью тонкого тела.
Духовное тело Господа, то есть Его Сияние идентично духу души, то есть её духовному телу, точно так же тонкое тело человека по своему составу идентично тонким мирам. Как Господь управляет физическим миром с помощью тонких миров, так и живое существо своим физическим телом управляет с помощью тонкого тела. Для этого душа одухотворяет своим духом тонкое тело, поэтому тонкое тело подчиняется душе. Чем более одухотворено тонкое тело, тем физическое тело лучше подчиняется душе и позволяет правильно управлять им. В этом секрет духовного развития человека и появления мистических способностей у духовно возвышенных людей.
Материальные элементы мертвы, в них нет жизненной силы души, поэтому все материальные тела, образованные из этих элементов, тоже мертвы. Душа даёт материальному телу сознание и жизненную энергию своего духа, и тело получает жизненную силу и становится сознающим живым организмом. Когда душа уходит из тела, остаётся только безжизненная мёртвая материя. В живом организме проходят все психологические и физиологические процессы, необходимые для обеспечения существования тела. Например, на негативное влияние реагирует не только тело человека, но даже Земля землетрясениями и другими катастрофами предупреждает человека о его неправильных действиях. Душа в теле оживляет не только само тело, но и каждую клетку, образуя самостоятельную жизнь.
Тела с помощью души могут получить дополнительную жизненную силу из космоса. Космическая жизненная сила является преобразованной, как бы сгущенной, духовной энергией Господа. Жизненная сила, изначальным источником которой является Духовная Энергия Господа, пронизывает весь материальный мир и присутствует во всех живых существах, её количество в теле зависит от психического состояния человека, возраста, места нахождения и времени суток.
В
Абхазии и Дагестане много долгожителей. В зеленом растении также много жизненной энергии. Многие люди питаются только зелеными растениями, овощами и фруктами.
В материальном мире преобразование энергии происходит постоянно, и каждое молодом возрасте её больше, чем в старости, поэтому молодежь всегда активна. Тело можно насытить жизненной силой, например, с помощью пранаямы (это древняя техника получения и управления космической энергией в теле человека с помощью дыхания через воздух). Посредством таких техник можно достичь хорошего здоровья и долголетия. Из воды тоже можно получить много энергии. Для этого нужно пить воду из чистого источника или пить «живую воду», оживлённую с помощью освящения или другим способом.
Местом накопления жизненной силы является природа: лес, горы и степи. Городского человека всегда тянет на природу, в горы. Те, кто живут в горной местности, имеют хорошее здоровье и много жизненной силы. Поэтому в горных живое существо является центром преобразования. Преобразованию подвергаются не только материальные, но и духовные энергий Бога. Духовная энергия по мере преобразования превращается в различные материальные энергии, всё больше материализуясь и теряя свою жизненную силу.
У духовно развитого человека тонкое тело одухотворено, поэтому он может заниматься деятельностью, удовлетворяющей его душу.
Глубинная сущность человека. Как все формы существования в материальном мире, человек также состоит из духовной и материальной основ. Как было отмечено выше, духовная основа состоит из души и духа, а материальная основа – из тонкого тела и физического тела. Тогда математическим способом человеческую сущность можно выразить таким образом:

ЧЕЛОВЕК = ДУХОВНАЯ ОСНОВА + МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА = (ДУША + ДУХОВНОЕ ТЕЛО) + (ТОНКОЕ ТЕЛО + +ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО)               



Есть два способа применения формулы. Первый способ применения формулы предназначен для обычных людей. У большинства из них нет конкретных целей. Так как они ищут счастье в многообразии повседневной жизни, для них важна не духовная, а, в основном, материальная часть формулы.
Второй способ для тех, кто понял истинный смысл жизни и встал на духовный путь. Для них важна первая, то есть духовная часть формулы. Они в основном заботятся о развитии души и духа. Материальная сторона для них важна постольку, поскольку это необходимо, для того чтобы сохранить душу в теле. Другими словами, они используют тело только в интересах души – для духовной практики. Жизнь такого человека – это жизнь аскета, она направлена на обуздание материальных чувств, все проявления жизни используются для самопознания.
На самом деле, чтобы почувствовать себя счастливым в повседневной жизни, человеку необходимо, чтобы обе части формулы находились в равновесии, как два крыла у птицы. Общество вообще и каждый конкретный человек в частности, если они не могут удержаться в равновесии, – отклоняются от прямого пути развития и вступают на путь деградации.
Образ жизни, а также благополучие существования зависит от осознания этих основ человека и их правильного взаимоотношения между собой.  На каком уровне – духовном или материальном – находятся сознания людей зависят уровень развития общества. Поэтому эта формула важна не только для каждого человека, но и для всего общества. Анализируя эту формулу, можно понять причин разнообразия жизни, например, отличия святого от мирского человека, преуспевающего от неудачника, глупого от разумного, счастливого от несчастного и так далее. По сути, жизнь есть проявление различных взаимоотношений этих четырех основ существования. 
Каждая часть основы сущности человека изучается соответствующими науками. Духовная часть изучается духовными науками в процессе религиозной практики. Тонкое тело, то есть чувства, ум и разум, их взаимосвязь изучается психологией, а физическое тело – анатомией и физиологией. Отношение между людьми, а также жизнь общества – доля социальных и политических наук. Взаимодействие духовной сущности человека с его материальной основой изучает наука самосознания. Она охватывает сущность человека полностью, поэтому объединяет всех наук о человеке. Отношения живого существа с Богом, а также взаимодействия миров изучает религия. Религия охватывает всё сущее, поэтому в неё входит всё мироздание и его жизнь. Человек является атомарной частицей вселенной, которой содержит в себе всей сущности бытия и олицетворяет его.
Между духовной и материальной сущностью находится эго. Эго – это чувство осознания своей сущности. Если человек отождествляет себя с духовной сущностью, тогда оно является истинное эго, но если оно отождествит себя материальной сущностью, тогда – ложное эго. Эго – это разделяющая грань между духовной сущностью  и материальной основой человека. Ложное эго и истинное эго лежат по разным сторонам этой грани. Эта грань является границей между духовным и материальным миром, между духом и материей, между  святым и мирским человеком. От того, кем он себе представляет, зависит образ его жизни и религия, которой он придерживается.
Ложное эго – это неведение, которое является источником всех других невежеств в материальном мире. По своему неведению оно несёт только деградацию и разрушений, и в конечном итоге, является причиной исчезновения всех материальных проявлений. Так оно по своему духовному невежеству наказывает самого себя. На нём основывается гордыня, поэтому оно борется с каждым на своем  пути к превосходству. От ложного эго исходит вожделение, гнев, жадность, зависть и другие пороки человечества, как орудия для достижения своей цели. Когда человеком управляет ложное эго, он не может отличить истину от ложного, поэтому может идти против Бога или использовать Божественную Сущность для достижения своих  амбициозных целей и после смерти попадает в низшие адские формы существования. Ложное эго – источник противоречий и борьбы между личностями, а также между религиями.
Вся судьба человека является результатом различных комбинаций ложного эго с умом, которые бросает его в водоворот мирской жизни. Ложное эго – причина всех страданий и деградации человека. От ложного эго исходит все проблемы материального существования. Для обуздания растущего влияния ложного эга требуется строгое соблюдение правил и предписаний, данные человеческому обществу. Поэтому очень важно соблюдение национальных традиций, существующие веками, морально-этических норм в обществе, а также законы государства. При игнорировании или нарушении этих норм поведений происходит хаос в обществе, что мы уже наблюдаем в современном мире.
Ложное эго может испытать только материальных вкусов, поэтому ему неведомо  более высокий духовный вкус, который испытывает истинное эго. Ложное эго по своему неведению не понимает истинное эго, которое наслаждается духовным вкусом, поэтому считает его своим врагом, и  находится в постоянной борьбе с ним, не понимая его превосходства. По этой причине мировая история полна жестокостей, были времена, когда на истинно верующих вешали различные ярлыки, и преследовали, а иногда заживо сжигали на костре.
Истинное эго, наоборот, дает смирение, милосердие, всепрощение и является источником покоя и мира. Оно не нарушает гармонию природы, поэтому он свободен от соблюдения норм поведения – оно выше этого. Оно вне всяких ограничений, поэтому порой его поведение не понятно для ложного эго. Будучи духовным, оно пронизывает любое материальное проявление, поэтому хорошо понимая источник и сущность ложного эга, не сражается с ним, и даже не держит никакого зла на него. Когда великого суфийского мистика аль-Халладжа убивали мучительной смертью, отрубая рук, ног и других членов тела постепенно, у него не было обиды на них. Понимая их невежества, он всё время улыбался, а Иисус Христос на кресте просил Господа простить деяния его мучителей, ибо они не ведают сами, что творят.
Истинное эго позволяет быть совершенным человеком. Достижение высшей цели религии – установления взаимоотношения с Богом – начинается только с этого уровня.
Анализируя эту формулу, можно понять также образ жизни и духовные различия низших форм жизни. Поскольку жизненные интересы сосредоточены на тело, живое существо отождествляет себе только телом. В таком теле душа в спящем состоянии или только начинает пробуждается. К ним относятся все низшие формы жизни от минералов до животных. Они заботятся только о своем физическом теле. После оставления своего тела они не задерживаются в тонких мирах, а сразу воплощается в физическом мире для дальнейшего развития. У них ум и разум еще не развиты, поэтому они не поднимается выше астрального мира, и нет связи с высшими мирами.
Человеческая форма жизни дает возможность пробудить душу до просветления и осознать не только свое физическое тело, но и всех других составляющих своего существа. Но большинство людей не знают этого и не воспользуются со своими возможностями. Они живут интересами тела и считают себе телом, поэтому с духовной точки зрения они мало отличаются от животных и стремятся получить удовольствия через физическое тело. У человека ум развит, поэтому он ради интереса своего тела может нещадно эксплуатировать природу или придумать такие ухищрения для получения удовольствия, которые не под силу никакому животному. Итак, под действием ложного эго, когда интересы тела берет верх – он может пасть ниже животных, а когда под действием истинного эго интересы души берет верх, тогда может подняться выше ангелов. Так он совершает то благочестивые, то греховные действия. У него жизнь полностью подчинена двойственности природы, поэтому он в один момент радуются, а в другой – печалятся, попадая в непрерывный поток счастья и несчастья. Когда оставляет тело, он сначала попадает в ад за свои греховных действий, а потом в рай – за свои благочестивы действия. Когда кончается запас благочестивых действий, он попадает опять в физический мир типа Земля, и получает соответствующее тело для дальнейшего развития.
Некоторые люди живут интересами тонкого тела, то есть поднялись выше интересов физического тела и живут интересами ума и разума. К ним относятся интеллектуальные люди – ученые, писатели, артисты и другие люди творчества. Они могут сказать о себе: «Я – ученый», «Я – писатель» и так далее. После оставления своего тела они попадают в высшие миры, и наслаждаются благами райских условий. Когда исчерпаются результаты благих действий, они опять возвращаются на Землю, и получают соответствующие тела.
Те, кто осознал свою духовную сущность могут  воскликнуть «Ахам Брахмаси!», то есть «Я – Духовное существо!». Они достигли уровня святости, и после оставления тела не возвращаются в круговорот рождения и смертей. Но уровень святости тоже имеет различные ступени. На высшем уровне душа может отличить себя от духа, и начнется чистое преданное служение Высшему Духу, Абсолюту, наслаждаясь безграничным духовным счастьем.
Так достигается высший уровень самосознания. Конечной целью самосознания является достижение именно этого высшего уровня. Процесс самосознания, начиная с физического уровня, углубляясь, постепенно доходит до духовной сущности. В природе, тем более в духовном развитии, не бывает скачков. Прогресс на религиозном пути достигается постепенно, шаг за шагом, двигаясь к цели духовного развития. При этом нужно не только знание каждого этапа развитии, но и трансформация качества человека.
После смерти человек не исчезает из Земли полностью и бесследно. Душа уходит, а дела её остаются на Земле. Скажем, от плотника, после смерти остаются построенные им дома, от ученого или художника остаются научные труды и картины, а от духовного лидера – его последователи и учение. У святого остаются его духовные энергий. Они все оставляют после себя физическую, умственную или духовную энергию, которые являются выражениями их духа.
Чем чище оставшаяся после них энергия, тем больше она одухотворена, тем в большей степени обладает качествами духа, и тем дольше существует в памяти людей. Таким образом, совершённые великими людьми дела и их имена, а также значительные события, сохраняются в памяти потомков и в истории человечества. Кроме того, душа может жить в физическом и тонком мирах одновременно.
Всё это объясняется тем, что дух может распределяться по желанию души в разных мирах. Например, когда душа уходит в тонкий мир, она по своему желанию какую-то свою часть оставляет на Земле, и наоборот, когда она вновь воплощается на Земле в других условиях, то опять-таки какую-то часть оставляет по своему усмотрению в тонком мире. Через это душа связана с прошлой жизнью на Земле, даже если она находится в тонком мире, или она связана с тонким миром, даже если она уже живёт другой жизнью, воплотившись в новом теле на Земле. Поэтому душа, возвратившись в тонкий мир, может там встретить своих близких, уже воплощённых в других телах в физическом мире.
Как Господь пронизывает всё творение Своим Духом и оживляет его, так и душа пронизывает тонкое и физическое тело своим духом и одухотворяет сознанием. Сознание души проявляется через её дух, то есть сознание есть качество духа. С помощью духа душа может осознать все процессы, происходящие в физическом теле. Например, если человек сунет палец в огонь, – он сразу почувствует ожог и автоматически, не думая, уберёт его из огня.
Жизненная сила души и жизненная сила Вселенной находятся во взаимодействии, поэтому душа может накопить жизненную силу дополнительно из материальных элементов природы, например звука (духовная музыка), света (солнечный свет), воздуха (горный воздух), воды (живая вода) и твердых веществ (питание зелеными растениями).
Если больного, слабого человека вывезти на свежий воздух, на солнце, то он сразу почувствует прилив энергии.
Формула показывает состояния живого существа, воплощенного в физическом мире. Но оно может существовать в других мирах со соответствующим телом. Например, без физического тела живое существо попадает в тонкие миры, получая форму духа, а когда оставляет ещё свое тонкое тело, тогда  оно попадает в духовный мир. Рассмотрим их по отдельности.


Рецензии