Основы самопознания

Древние греческие мудрецы призывали: «Познай себя и ты познаешь весь мир!» Познаешь себя – познаешь жизнь. Так как человек состоит из двух начал – материального и духовного – он объединяет в себе все аспекты жизни. Чтобы понять человеческое общество, сначала нужно понять его первооснову – самого человека.
В реальной жизни не каждый человек признаёт и осознаёт эту истину. В колосьях пшеницы главную ценность имеет зерно, а не шелуха. Точно также в любом живом организме главной является его духовная сущность, а не его материальная составляющая, которая покрывает душу, как шелуха покрывает зерно. Поэтому нужно больше заботиться о душе и духе, давая им преимущество перед телом. Свою духовную сущность живое существо может осознать только в человеческой форме.
Как известно, в науке при исследовании какого-либо процесса, сначала определяется объекты, участвующие  в нем и исследуются все их свойства.
Например, чтобы предположить какой результат будет получен от смешения неких материалов, нужно сначала определить виды смешиваемых компонентов, их качества и свойства. Если меняются свойства одного компонента, то может измениться качество смешивания, производительность и другие технические характеристики процесса. Определение свойства материалов, участвующих в эксперименте является важным этапом научного исследования.
Точно также, чтобы определить основные закономерности жизни общества, нужно сначала познать человека – его первичный элемент.
Кроме того, возвышенность цели человека в жизни зависит от его уровня самопознания. Если человек имеет только телесное сознание, то его цель не может подняться выше материального уровня. Он и религию примет на этом уровне и использует её только для удовлетворения своих мирских потребностей и вся его духовная практика превратится в мирскую религию. А человек, познавший свою духовную сущность, стремится только к высшей цели, к вершине истинной религии.
Но, к сожалению, в современном обществе внутренний мир человека не изучается, а ведь по исследованию материальной природы существует огромное количество научных учреждений.
В результате, если технический прогресс ушёл далеко вперед, то в отношении духовного развития общества происходит регресс, то есть процесс идет в обратную сторону.
Учёные исследовали макрокосм и микрокосм, наука достигла внушительных результатов. Учёные исследовали почти каждый элемент материального мира, углубляясь в него вглубь, дошли до атома. В настоящее время идет попытка пойти дальше – определить первопричину материальных основ.
Человек так хорошо изучил окружающие объекты, но самого себя не познал до сих пор! В чём причина? Причина в том, что он в познании самого себя идет по пути эмпирической науки и философских размышлений, которые не могут охватить духовную составляющую. Душа познается только в процессе духовной практики. Поэтому истинная сущность человека для него не доступна!
Возможно ли, не познав внутренний мир самого человека, создать хорошее общество людей? Ведь от взаимодействия и характера общения, миропонимания людей зависят религиозные отношения и вообще состояние всего человечества.
Человек – очень сложный объект творения. По сравнению с другими видами живых существ в человеке преобладает духовная сущность, которая не поддаётся научному исследованию.
Суфии называют человека венцом творения. В этом есть глубокий смысл. Результат долгого эволюционного процесса природы – есть живое существо в виде человека. Только после долгой эволюции живое существо может получить тело человека, заняться духовной практикой и познать Бога. Земные условия жизни имеют всё для достижения высшего смысла существования. Ни у низших, ни у высших живых существ, то есть ни у животных, ни у ангелов и полубогов нет такой возможности. У низших существ нет свободы воли и соответствующего разума, а у высших – физического тела для получения реального опыта переживания. Человеку даны Богом свобода воли и особый познавательный разум, что даёт возможность правильно воспользоваться земными условиями для самопознания.
Таким образом, главной причиной неудачи науки в познании психических возможностей человека является то, что человек имеет не только физическое тело, но и духовную основу, которая не поддаётся научному исследованию обычными методами. Потому что для познания духовной основы нужен не научный метод, а духовный, то есть религиозная практика. Для самопознания нужны не только знания, но и духовная практика. Человек может свою внутреннюю сущность прочувствовать только с помощью духовных переживаний в процессе духовной практики. Поэтому истинная религия является основой для самопознания. То есть для полного познания человека необходимы и материальный, и духовный методы исследования. Материальная основа человека познается материальной наукой, а духовная основа познается только духовными методами.
Эти два метода не исключают, а только дополняют друг друга, предоставляя человеку возможность осознать себя наиболее полно.
Истинная религия состоит из двух этапов: первый – самопознание, второй – чистое преданное служение Господу. Чистой религиозной деятельности можно достичь только с уровня полного самопознания, т.е. познания своей духовной сущности. До этого момента любая религиозная деятельность имеет материальную окраску, как и желание получения какой-либо выгоды или знания. Цель человека – следование чистой религии – достигается с помощью духовной практики.

 Общее понятие о живом существе

Все формы жизни имеют духовную основу, которую можно назвать живым существом. Живым существом является душа вместе с духом, и они составляют духовную основу любой формы жизни: на земле – человек, животное, растение и так далее; на небесах – планеты, Луна, Солнце и сама Вселенная.
Безграничный Господь непостижим для обусловленного ума, и также душа, как Его неотъемлемая частичка – непостижима. По сравнению с материей душа безгранична, поскольку она чисто духовно, её нельзя описать словами материального мира. Материальными методами она непознаваема. Поэтому много споров о душе, а атеисты и вовсе отрицают её существование. Знание о душе, так же, как и знание о Господе, – тайна тайн. Кто познает душу – тот познает Бога.
Как Господь имеет Сияние, то есть Дух, так и душа тоже имеет свой дух, потому что она часть Высшей Души. Солнце не бывает без своей энергии тепла и света, так и душа не бывает без своей энергии – духа. Где душа – там её дух. Душа и дух – единое целое. Дух – духовное тело, орудие для достижения своей цели, и в то же время выражение сознания души. Душа с духом образует живое существо. Живое существо – это душа в духовном теле. Душа с помощью своего духовного тела выполняет все свои желания.
Если попытаемся выразить живое существо методом математики, то это будет выглядеть таким образом:

ЖИВОЕ СУЩЕСТВО = ДУША + ДУХОВНОЕ ТЕЛО                (1)

Положение души в духовном теле определяется как живое существо, и этот тезис можно объяснить тем, что душа, как вечная субстанция, обладает свойством Господнего вечного бытия, а дух даёт душе возможность в этом бытии выполнить свои желания.
Выполнение или осуществление желаний является признаком жизни, то есть при этом существо живёт, поэтому оно не просто существо, а живое существо. То есть, душа в духовном теле и является живым существом. Иногда живого существа, как и человека, называют просто душой. Это тоже правомерно, потому что основу всех живых существ составляет душа. Где есть живое существо – там есть душа.
Если живое существо находится в человеческом теле, то оно называется человеком, если в теле собаки – собакой, в теле птицы – птицей, в теле червя – червём и так далее. Итак, живое существо в материальном мире воплощается в бесконечных формах жизни. Как пишет Шакарим Кудайбердиев, в материальном мире тело может меняться, но присутствие духовной основы во всех формах жизни остаётся неизменным.
Живое существо, в зависимости от состояния сознания, получает различные условия жизни. Местом обитания живого существа в теле человека являются физические миры, типа Земли, в теле духов – тонкие миры, а местом обитания живого существо без материального тела – духовный мир.
В духовном мире некоторые живые существа склонны попадать под влияние материальной природы, потому что живое существо относится к пограничной энергии Господа. Те души, которые находятся в пограничной зоне – между духовным и материальными мирами – могут попасть в материальный мир. Эта зона подобна линии соединения воды и земли в океане. Когда волна набегает на берег, эта зона становится океаном, а когда волна отходит – становится землей. Точно также, живые существа, которые попадают под влияние материи, находятся в материальном мире, а когда попадают под влияние духовной энергии Господа – попадают в духовный мир. Поэтому человек, живущий только материальными интересами, находится в материальном мире, а святой, погруженный в духовную реальность – в духовном мире.
Так живое существо между духовной и материальной реальностью может колебаться бесконечно. Живые существа, которые находятся за пределами этой зоны в бесконечном духовном мире, являются вечно освобождёнными. Они не попадают в материальный мир, и их большинство.
Те существа, которые находятся ниже, то есть в материальном мире, привязаны к материальной энергии Господа, поэтому духовная наука их называет вечно обусловленными. Итак, мы являемся вечно обусловленными, но шанс вырваться из этого обусловленного состояния есть – это путь истинной религии. На пути истинной религии можно надеяться на то, что удовлетворённый нашим служением всемилостивый Господь протянет Свою Божественную руку и вытащит нас из колодца материального бытия.
Все формы жизни в материальном мире являются различными живыми существами в различных телах. Они могут быть в теле человека, животного, птицы, растения или же различных планет, так как планеты – тоже живые, имеют душу, а значит и духовное тело.
Душа является неотъемлемой частицей Сверхдуши, поэтому все живые существа являются каждый в своём положении проявлением Абсолюта. Иисус Христос в Библии в одном месте называет себя сыном Бога, а в другом месте отождествляет себя с Богом. Это ещё раз доказывает, что в конечном итоге Бог является источником всех живых существ, и в то же время живые существа являются проявлением Господа.
Таким образом, изначальной причиной всего творения является Господь, а потом по мере развития бытия различные его части преобразуются в многообразные формы жизни с помощью различных живых существ: планет, растений, птиц, зверей, людей и так далее.
Итак, живое существо является духовной основой всех форм жизни в материальном, а также в духовном мире. В материальном мире обусловленное живое существо в соответствии со своими желаниями получает тело. В какой степени живое существо соприкасается с материальной или духовной энергиями, в такой степени оно будет находиться, соответственно, в более высокой или более низкой форме жизни.
Человеческие виды жизни подразделяются на различные уровни. К низшему уровню относятся нецивилизованные люди. За ними следуют люди, идущие по пути материалистического и научного прогресса, но лишенные нравственных принципов и веры в Бога. Затем идут цивилизованные люди, принимающие нравственные принципы. На более высоком уровне стоят люди, которые в добавление к этому занимаются духовной практикой. Среди них лишь немногие обладают знанием Абсолютной Истины. И ещё меньше тех, кто, отбросив какие-либо материальные привязанности, полностью предаются Всевышнему. Всё это является проявлением различных уровней религии.
Человеческая форма жизни является высшим даром Господа живому существу для достижения конечной цели – возвращения обратно к Богу, то есть занятия самопознанием и истинной религией. Только человек может осознать свою духовную сущность и заниматься религией, и человеческая форма предоставляет ему наилучшую возможность для самопознания, для выхода из карусели рождений и смертей. Поэтому очень важно понять, что представляет собой человек, как влияет личность на изменения религии и в конечном итоге на развитие всего человеческого общества.
Тела различных живых существ создаются другими живыми существами, имеющими соответственно более высокие формы, поэтому все формы жизни на Земле уже существуют, а не появляются эволюционно, как утверждает теория Дарвина.
Итак, Источником первичных проявлений является Абсолют, но причиной вторичных проявлений являются живые существа, в основе которых лежит душа.


Рецензии