Пользы благотворительности

Благотворительность – очень хороший метод очищения сердца. При этом человек избавляется от последствий плохой кармы и вырабатывает любовь к другим живым существам, обретая милосердие и смирение. Человек учится отдавать, и в результате он получает доброту и избавляется от такой скверны, как жадность. Говорится, что если не можешь отдавать, то учись, отдавая хотя бы пепел. Когда сгорает предмет – остаётся от него бесполезный пепел. Но его можно использовать, чтобы выработать характер – щедрость души, ведущую к свободе.
В каждом религиозном течении предусмотрен акт благотворительности. Однако в зависимости от времени, места и обстоятельств результаты благотворительности могут быть разными. Неправильно совершённая благотворительность может быть не только бесполезной, но даже вредной. На это влияет несколько обстоятельств.
Время благотворительности очень важно. Самое лучшее время – это время духовных праздников и фестивалей, а также в благоприятные дни, предусмотренные каждой религией. Например, в исламе – во время поста ураза и Курбан-айта, в христианстве – во время пасхи и других священных дней, предусмотренных религией. В это время результаты благих действий возрастают многократно, и могут дать хорошие результаты как для дающего, так и для принимающего человека. Давать пожертвования нужно в светлое время суток.
Место благотворительности должно быть подходящим для духовной деятельности. Самыми лучшими местами являются места паломничества, места поклонения Богу, такие как храмы, мечети, церкви и т.д.
Обстоятельства для пожертвования должны быть благоприятными. Нельзя давать с корыстными целями, ожидая взамен хороших результатов. Нужно давать с почтением, без пренебрежения, зная, что этот благотворительный акт нужен самому дающему для духовного роста. Пожертвование с пренебрежением и недостойному человеку не принесёт пользы, а наоборот, нанесёт вред и дающему, и всему обществу. Например, если алкоголику дать деньги на похмелье, от этого он не перестанет пить, а наоборот, в следующий раз опять придёт, увеличивая свою тягу к алкоголю. Дающий в данном случае теряет не только деньги, но и покой от его частого посещения. Он принимает последствия греховной деятельности алкоголика, и теряет своё благочестие, оскверняя свою душу. Пожертвование нужно давать достойным и действительно нуждающимся людям.
Самые лучшие пожертвования – пожертвования святым личностям для духовных целей. Святые хорошо знают, как надо тратить и правильно использовать полученные средства. Они очищают своими действиями все три мира.
Наша обязанность по отношению к ближним заключается в том, чтобы делать добро для каждого из них. Мы всегда должны стараться помогать миру, таково должно быть наше высшее побуждение. Однако при тщательном рассмотрении мы видим, что мир вовсе не нуждается в нашей помощи. Добро в действительности делается для того, чтобы помогать самим себе. Наш мир создан Абсолютом без изъянов и предназначен для нормального развития. Абсолют создал этот мир без недостатков. Если мы видим в нём какой-нибудь недостаток или находим несоответствие в человеческом обществе, то надо искать причину появления этого несоответствия не в творении Бога, а в первую очередь в самом себе и сделать соответствующие выводы о себе. Все кажущиеся недостатки находятся внутри нас, и проявляются из-за ограниченности нашего сознания.
В каждом проявлении мира имеется свой внутренний смысл, который сокрыт от житейских глаз. Мы не можем отрицать того, что в жизни много горя, поэтому приходить на помощь другим – лучшее, что мы можем сделать. Однако этой помощью мы помогаем сами себе, улучшая свои человеческие качества. Вся наша помощь состоит в том, что мы сами нравственно упражняемся. Этот мир не хорош и не плох: каждый человек сам создаёт себе свой мир. Слепец, думая о мире, представляет его себе мягким или твердым, холодным или жарким. Наша жизнь представляет собой совокупность счастья или горя: сотни раз мы убеждаемся в этом. Жизнь кажется хорошей или плохой соответственно тому состоянию ума, которое бывает у нас при наблюдении: сама по себе жизнь – ни то, ни другое. Огонь сам по себе ни хорош, ни плох. Когда он нас греет, мы говорим: «Как прекрасен огонь». Когда он обжигает нам пальцы, мы его браним. Он кажется нам плохим или хорошим, смотря по тому, как мы им пользуемся. Точно так же и мир. Он совершенен, т.е. он в совершенстве приспособлен для предназначенной ему цели. Мы можем быть уверены в том, что он прекрасно будет существовать и без нас, и нам нечего ломать себе голову, как бы его облагодетельствовать, чтобы потом гордиться.
И всё же мы должны делать добро: желание делать добро является для нас высочайшим мотивом, если мы сознаём, что помощь другим даёт большое преимущество. Помогая другим, помогаем мы сами себе. Это нужно нам, а не другим. Нужно быть благодарным за то, что бедняк существует, и вы, подавая ему, можете помочь самому себе. Будьте благодарны за то, что вы можете упражнять в мире свою щедрость и своё милосердие и через это стать чистыми и совершенными. Всякий хороший поступок способствует нашему очищению и усовершенствованию. Что можем мы сделать в самом лучшем случае? Мы можем выстроить больницу, проложить дорогу или основать богадельню, как в наше время часто и происходит. Делать добро – это единственное средство стать совершенным. Нужно спешить делать добро. Ни один нищий, получивший подаяние от нас, не должен нам ни одной копейки, наоборот, мы обязаны ему всем. Будьте благодарны человеку, которому вы можете помочь, взирайте на него, как на Бога. Не великое ли это преимущество – получать возможность поклоняться Богу путём оказания помощи ближнему? Если бы у нас совершенно не было привязанностей, мы избежали бы скорби тщетного ожидания и могли бы бодро совершать наше общее дело.
Мир таков, каков он есть, мы не можем изменить ход событий. В связи с этим, Свами Вивекананда приводит следующую известную ведическую притчу.
Жил один бедный человек, нуждавшийся в деньгах. Он как-то слышал, что если бы он мог вызвать духа, он мог бы приказать ему принести и деньги, и всё, что угодно. Поэтому ему очень хотелось иметь в своей власти духа. Он всё искал человека, который мог бы дать ему в подчинение духа, и наконец, нашёл мудреца, обладавшего большими силами, и попросил его помочь ему в этом. Мудрец спросил его, зачем ему нужен дух. «Я хочу, чтобы дух работал на меня; научи меня, как мне вызвать его, – мне очень хочется иметь в своей власти духа», – ответил тот. Тогда мудрец сказал: «Возьми этот талисман, повторяй волшебное слово, и дух придёт, и что ты ни прикажешь ему, он всё исполнит. Но берегись: он страшное создание и должен быть всегда занят. Если ты когда-нибудь не дашь ему работы, он лишит тебя жизни». Человек ответил: «Это очень легко; я могу дать ему работы на всю жизнь». Затем он пошёл в лес и долго повторял волшебное слово, и наконец, перед ним предстал дух. «Я дух, – сказал он, – я побежден твоим волшебством, но ты должен постоянно давать мне занятие; в ту минуту, как ты мне его не дашь, я убью тебя». Человек сказал: «Выстрой мне дворец», и дух ответил: «Готово, я выстроил тебе дворец». «Дай мне денег», – сказал человек. «Вот тебе деньги», – ответил дух. «Сруби этот лес и сделай вместо него огород». «Сделано, – сказал дух, – что ещё?» Человек испугался и подумал, что дела для духа у него больше нет, так как он всё исполнил в один миг. Дух сказал: «Дай мне какое-нибудь дело, или я съем тебя». Бедняк не мог больше придумать никакого занятия, испугался и бросился бежать, пока не добежал до мудреца и сказал ему: «О мудрец, защити меня! У меня нет больше работы для духа. Всё, что я ему приказываю сделать, он исполняет в один миг и грозит меня съесть, если я не дам ему работы». Мудрец сказал: «Я найду выход. Посмотри на эту собаку с загнутым хвостом. Выхвати скорей свой меч, отсеки ей хвост и дай его выпрямить духу». Человек отрубил хвост собаке и дал его духу, сказав: «Выпрями его». Дух взял хвост и стал медленно и старательно его выпрямлять, но как только он отпустил хвост, тот снова свился. Дух снова бережно выпрямил его, но как только он его отпустил, хвост снова загнулся. Опять терпеливо дух выпрямил его, но хвост всё свивался, как только он его отпускал. Так дух работал много-много дней, пока совсем не утомился. «Никогда в жизни я не был в таком затруднении. Я старый, опытный дух, но никогда я не находился в таком трудном положении. Я пойду с тобой на соглашение, – сказал он человеку. – Ты меня отпусти, а я оставлю тебе всё, что я тебе дал, и обещаю больше не вредить тебе». Человек очень обрадовался и с готовностью принял это предложение.
Наш мир подобен загнутому собачьему хвосту: люди в течение сотен и сотен лет старались выпрямить его, но он снова свивался, как только они его отпускали. Законы природы незыблемы, и мы не можем изменить их. Мы можем только приспособиться к этим законам, помогая другим. Для этого нужно сначала научиться благотворительности, действуя без привязанностей. Привязанности порождают фанатизм, потому что они исходят из ложного эго. Если бы в мире не было фанатизма, он шёл бы вперед гораздо быстрее, чем теперь.
Ошибочно думать, что фанатизм может способствовать развитию. Напротив, он представляет собой тормозящий элемент, который порождает ненависть и гнев и побуждает людей, исповедующих различные взгляды, враждовать между собой, вселяя в них взаимную неприязнь. Мы думаем, что всё, что у нас есть или чем мы обладаем, – самое лучшее в мире, а то, чего у нас нет, не имеет никакой цены. Только избавившись от фанатизма, можно начать правильно действовать. Лишь хладнокровный, спокойный человек, рассудительный и с уравновешенными нервами, полный сочувствия и любви к ближним, может правильно действовать и таким образом приносить пользу и себе, и другим. Фанатик неразумен, и в нём нет сострадания. Он не может ни «выпрямить» мир, ни сам стать чистым и совершенным, потому что корыстные мотивы мешают ему.


Рецензии