Пересказки-10, Шпаргалка для простопсиха-философа
Ну вот, наконец-то серия Пересказок-Шпаргалок по увлекательнейшему трактату-любви человеческой сути, рассказанного доктором-философом Андреем Курпатовым (КАВ) в его неподражаемом бестселлере с солнечным названием «Счастлив по собственному желанию», подходит к концу. Моя открытая дверь этого незавершенного пока ещё дела, как настаивает доктор, будет закрыта.
В этой шпаргалке для «простопсиха-философа» в отличие от предыдущих для «простопсиха-бирюка» и «простопсиха-интеллигента» придется немного пофилософствовать. Ничего особенного в том нет, это как выясняется, вполне даже занятная штука, ведь «…если мужчина не философов, то он болен» (из «Женской мудрости»), а «…если женщина не умна - значит ей скучно».
А потому "немудрствуя далее лукаво" перед тем, как напрямую перейти к следующим трем ступенькам «лестницы счастья» солнечного доктора, признаю, что пересказаны они здесь до неприличия кратко и коряво (зато простыми словами и в своем понимании сути вопроса), а потому рекомендую читать его «рецепт счастья» в первоисточнике.
Итак, действие десятое, которое просто и незатейливо предлагает сделать паузу.
Вся наша жизнь - сплошная кутерьма:
мы бегаем, тревожимся, грустим,
страшимся жить, вокруг одна тюрьма
нам видится, а жизнь за это мстит.
Она пугает, злобствует, рычит,
как будто старый одинокий кот.
Мы говорим, мол, счастья нет, раз Бог молчит,
обидевшись на всех, кривим свой рот…
Да-да, мы вечно спешим, торопимся, несемся, хватаясь за всё сразу на Пути своем и тем самым, увеличиваем количество незавершённых дел, висящих над нами как «дамоклов меч». Мы явно переоцениваем свои возможности. Но рано или поздно в беге этом своем безудержном, правильней сказать в потоке мыслей своих «бестолковых», даже самому «умному умнику» придется остановиться.
Как?
Очень просто, примерно как Шидла (великолепнейший персонаж Сергея Лукьяненко в фантастическом бестселлере «Азирис Нуна»), щелкнув пальцами и произнося магические слова: «Остановлю-ка я время… на время». И всё! Время остановилось. В нашем случае ускользающая мысль, оголив окружающую действительность во всей своей красоте и первозданности, где мы с тобой есть центр мироздания… нашего, конечно. Мы и никто иной! Только останов мысленно мысль (гнев, раздражение, беспокойство) мы замечаем, что или кто является её первопричиной.
И всё?
Да. Действие десятое полностью реализовано...
Осталось лишь взглянуть свысока на «кучу» незавершённых дел своих и, выбрав из них реально реализуемые «здесь и сейчас», завершить их раз и навсегда, чтоб не теребили ни душу, ни рассудок.
От мыслей, как и от людей, нельзя ждать того, что нам хочется (это уже злосчастный прогноз - читай «Шпаргалку для простопсиха-бирюка»). Доктор-философ утверждает, что каждое обращение к нам (и реальное - людей, и мнимое - мыслей) есть провокация. Нужно научиться вовремя распознавать её, став, грубо говоря, толстокожим, ибо если «…кто-то разозлил тебя, то это он, а не ты, управляет твоими эмоциями» (Лао-Цзы).
И что нужно делать для этого? (Хороший вопрос, а главное очень новый)
Как что, сделай паузу, повторяю тебе. Как только почувствовал клокочущее внутри неравновесие - замри, не двигайся, не допускай ни какого движение мысли и тела, как бы нелепо не показалась тебе эта поза. Если ты позволяешь (кому-то или чему-то) «низводить» себя, значит, ты этого сам желаешь, ну ведь мы же центр мироздания и никто более.
Стань неповоротливым слоном, величественно шествующим по главной улице с оркестром, а всё и вся вокруг (и внутри и снаружи) станут жалкими гавкающими Моськами, которых ты «мелко видишь». Никто и ничто не вправе указывать нам, что делать, а главное как при этом чувствовать себя. А раз так, держи долгую демонстративную паузу во всех непонятных тревожных ситуациях, приводя оппонентов (и людей, и мысли) в растерянность… панику… бегство.
Вот так!
Трудно? А кому легко?
Но «…лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой», - не мной это сказано и не знаю точно кем, мне она (цитата эта) досталась из неподражаемого трактата «голой правды» в бестселлере «Всё о жизни» Михаила Веллера.
…и всё же знай, так будет не всегда!
Однажды, вдруг, к тебе придет весна,
растает лёд, уйдет с души зима,
и на щеке нежданно заблестит слеза
от умиленья, что черемуха цветет,
что по небу плывет клин журавлей,
и что под окнами вновь соловей поет
всех звонче, ярче, веселей.
И вот тогда уставшая душа
без страха и упрека на весь мир,
вдруг вознесется в небо, не спеша,
на званный Святым Духом пир.
И ты без зависти, презренья, суеты,
томлений разума и прочей ерунды,
почувствуешь святую благодать,
дыхание любви влетит в окно
и чувств, забытых с детства рать,
засветится в душе и ярко, и тепло.
Любовь разрушит всё и вся,
она одна вершит и вправе утверждать,
не верить и не ждать её нельзя,
лишь только с ней ты сможешь жить и побеждать.
Действие одиннадцатое, предпоследнее, которое всего лишь напоминает, что «молчание – золото» или, как выразился наш доктор-философ, что «язык наш – враг наш».
Впрочем, это и так без лишней «заумности-умности» хорошо известно. Также как и то, что «…слово не воробей – вылетит, не поймаешь» (народная мудрость) и, что «…при многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен» (Екклесиаст). И много, много ещё что, сказанного Миром о необходимости сдерживать слова, фонтаном сыплющиеся из нас (читай «Испытание властью»).
Почему?
Да потому что мы не Боги, правильней не Бог, Всевышний, Единый и Неделимый, Всепоглощающий Всё и Вся, даже нас, хотя мы и не согласны с этим. Всё, что есть вокруг нас и внутри нас, есть Его Мир, «Его Рояль», имя которому Бесконечность, неохватываемая, как ни крути, ни нашим взглядом, ни на нашим разумом (продолжение этой мысли в «Потерянной тетради»). И потому, очевидно, каждый из нас однажды, придя к этой страшной в своей абсолютности и неизбежности мысли, с испуга начинает придумывать, или принимать придуманные кем-то ранее, определения, штампы и даже догмы. Конечно, определенность, лучше неопределенности, всем нам нужно какое-то понимание Мира. Это правда! Но все эти сомнительные «истины» – всего лишь звуки, буковки и ничего больше, лишающие нас в итоге выбора, познания, а, следовательно, и себя. Мир вокруг всегда не такой (ну или как минимум, не совсем такой) каким мы с тобой видим его, или желаем видеть. А значит наши оценки Его, лишь наша иллюзия, наш обман, прогноз, с сокрушающим несоответствием которого мы рано или поздно столкнемся. И что в итоге? А в итоге мы страдаем, лишая себя возможности быть самим собой, быть счастливым, ведь «…счастье – это когда нас понимают, настоящее счастье, – когда любят, но истинное счастье, – когда любишь сам» (кажется из учения Конфуция).
Порой мы над собой не властны,
не ведаем того, что говорим.
Всё оттого, что очень страстны
когда болит, обижено кричим,
беснуемся, не терпим и страдаем,
по большей мере от себя самих,
и даже иногда горюем и рыдаем…
Во всем вокруг виня кого? Других!
Но всё же всем нам суждено смириться,
покаяться, простить, понять,
и, помолчав, сим знанием умыться
и всё-всё-всё, как есть, принять.
Пусть Мир не справедлив и люди в нём не такие, как хотелось бы, но наши оценки, утверждает солнечный доктор, совершенно «…ничего не стоят, потому как чужая душа – потемки, а Мир таков каков он есть» и всё.
Слова, это всегда только слова, но эти казалось бы простые буковки делают нас зависимыми от них, лишают свободы мысли, не дают возможности выбирать, переосмысливать, переоценивать. Ну, ведь штамп-то уже поставлен…
«Скажи мне, Бог, зачем так мало Света?
Куда и отчего уходит жизнь?
Быть может, Ты откроешь это,
а я пойму, Твою святую Мысль.
Ответил Он спокойно, без утайки,
безпафосно, беззлобно, так легко,
мол, Свет и Тьма – края единой палки,
мол, только в темноте увидишь, где светло.
Ну почему, Всевышний, всё так очень сложно,
зачем чтоб быть, приходится не быть?
И если даже это и возможно,
то отчего так хочется завыть?
Увы, Мой сын, конечна бесконечность,
но знай, конец – начало всех начал,
в том жизни Суть, в том Истина и Вечность,
и твой и Мой помощник и причал.
Спасибо, Всемогущий, что ответил,
я понял: Мир Твой есть таков, как есть,
но знаешь, для того, чтоб Он был светел,
я не приму сию благую весть.
Твой выбор мне известен, человечек,
он Мной тебе для этого и дан,
из-за него, увы, ты и не вечен,
но в этом выборе твоем Я вечен Сам».
…но любая оценка, утверждает великий психолог, есть палка о двух концах, бьющая и того, кого оценили, и того, кто оценил.
Битого всегда простят, а бьющего возненавидят!
Оценка лишает нас возможности остановиться, загоняя обратно на орбиту постоянно повторяющихся тревог, неприятностей, страхов.
Зачем, мы это делаем?
Что зачем?
Ну, к примеру, зачем мы даем оценку «соседу», который вдруг решил просверлить в воскресенье отверстие в смежной с нашей квартирой стеной. Да ладно б соседу, зачем мы пытаемся поставить диагноз своему «головокружению», типа, я болен, «очень болен», «неизлечимо».
Как зачем, потому что…
Нет-нет, доктор-философ требует отвечать на вопрос зачем, а не почему.
А и, правда, зачем мы печалимся оттого-то и того-то, зачем оцениваем тех-то или тех-то, то-то или то-то, зачем вообще говорим ничего незначащие, но мрачные слова типа: ужас, кошмар, должен, обязан и прочее?
Всё, что не имеет ответа на вопрос зачем – это миф, бессмыслица, самообман. Потому как «…знание причины всегда иллюзорно», говорит солнечный доктор-философ, это прогноз, да к тому же «…не судите и не судимы будете», напомню не свои, конечно же, слова.
Но, что же делать? (Ах, до чего ж навязчивый и неотступный вопрос)
Ровным счетом ничего, просто, когда к тебе снова придут мысли о несовершенстве не нашего с тобой «Рояля» (ну, Мира, то есть) вспомни, что у тебя есть хорошего, важного, главного и реального. Это хорошее никогда не ответит на вопрос почему оно есть у тебя, но точно скажет зачем оно тебе (правильней они, твои родные и близкие). За своими вечными оценками Мира и их в Нём мы часто забываем о них как таковых, но они всё равно всегда есть у нас, а главное, у нас есть наши добрые чувства к ним (к жене, мужу, родителям, детям, внукам), которые никогда не выражаются словами, определениями, буквами.
«Не доверяйте свои чувства языку, доверяйте их любимым», - утверждает доктор-философ, непременно добавляя, - «…информация, передаваемая языком, никогда не бывает точной».
Так давай же помолчим и попытаемся почувствовать наши истинные желания и чувства, попытаемся увидеть и услышать тех, кто нам по-настоящему дорог, да «…не давай же взаймы, а дари…», помнится в далекие восьмидесятые писал известный психолог Владимир Леви.
Вот потому-то «молчание – золото» и хватить о нём…
Ну, вот… опять слишком много получилось, но что делать, не резать же разбежавшуюся мысль на части, уж больно это на самом деле больно. Но, дверь (шпаргалку эту), как учит мой солнечный доктор, закрыть давно пора. Придется завершающую двенадцатую ступеньку «лесенки счастья» Андрея Курпатова вынести в моё послесловие ко всем Пересказкам-Шпаргалкам для простопсихов. К тому ж вопрос, поставленный им в ней, в несколько раз старше (старее) нашего извечного «что делать» и впервые в отличие от предыдущих шагов не требует ответа на него, потому как открывает нам выбор: «быть или не быть»!
Автор благодарит своего критика и корректора (ЕМЮ) за оказанную помощь в подготовке материалов, а также ряд своих товарищей-коллег в бесконечном споре с которыми и появились многие строки этой записки.
13.05.2015г.
Свидетельство о публикации №216051200511