Всем команда - Воздух, а нам - К бою!

На стенде «Женщина-воин, женщина – мать» в зале боевой славы Левокумского районного музея о ветеране ВОВ Паниной (Гринько) Марии Васильевне несколько скупых строк: «Родилась в 1922г. в с. Величаевском. Участвовала в войне в качестве наводчика зенитно – артиллерийского орудия с 1942 по 1945гг. Награждена знаком «Отличный артиллерист», имеет боевые награды: орден Отечественной войны II степени, медали «За оборону Кавказа», «За победу над Германией» и другие».

Нам, работникам музея, посчастливилось познакомиться с этой удивительной женщиной. Её рассказы о военном прошлом пополнялись от встречи к встрече такими интересными, яркими эпизодами, что и целого стенда мало было бы отразить боевые будни бойца 18 отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона ПВО.

…Вчерашняя школьница Мария Гринько  была призвана в действующую армию Левокумским райвоенкоматом в апреле 1942 года. Повезли на запад - в город Рыбницу, за месяц молодые бойцы прошли общую подготовку – изучали материальную часть, устав, учились стрелять, метать гранату. Свою военную специальность - №12 (приборист) Мария Васильевна осваивала  также в течении  месяца - после принятия присяги и распределения в 18 ОЗАД. Учились на устаревшем к тому времени ПУАЗО-1 (прибор управления артиллерийско-зенитным огнём), принимать экзамен приехал член военного совета. В числе прочих вопросов указал на ключ КБ 200: «Что такое?» Все одиннадцать впереди стоящих бойцов, как один, ответили: «Ключ!» ("Наш комбат весь как на иголках!") «Ну, а ты, красавица, что скажешь?» Ответила, как и положено: «Ключ КБ 200» и получила благодарность.  Со смехом вспоминает, как от волнения, возвращаясь в строй, повернулась не через то плечо: «Как начал этот член военного совета меня гонять!» 
 
А потом начались военные будни – в июле 1942 года часть своим ходом (были машины и трактора) прибыла на станцию Минеральные Воды для дальнейшего прохождения на Сталинград. Но обстановка на фронте изменилась, и последовал приказ встать на защиту Невинномысска. Вот как об этом пишет «Невинномысскiй хронографъ» - электронный альманах об истории города Невинномысска:
Для обороны станции 28 июля в город прибыл 18-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион (ОЗАД) ПВО. Его батареи расположились в нескольких районах города. 1-я батарея (где служила Мария Васильевна) — в районе пересечения ул. Гагарина и трассы Ростов-Баку, защищая аэродром, который находился на территории нынешнего химкомбината. … Ведя заградительный огонь по немецким самолетам, зенитчики срывали замысел врага, рассеивали его боевой строй, мешали прицельному бомбометанию. 5 августа 1942 года фашистская авиация окончательно разрушила железнодорожную станцию и подъездные пути. Накануне вечером командир дивизиона майор Белан Г. И. от высланной им разведки получил донесение: «4.08.42 г., г. Ворошиловск (Ставрополь) занят немецкими войсками и в ближайшие часы следует ожидать противника на подступах к Невинномысску». А между тем на станции находилось большое количество эшелонов с военными грузами, эвакуированным заводским оборудованием, ранеными, детдомовскими детьми. Командир принял решение задержать противника на подступах к городу, дав возможность железнодорожникам отправить эшелоны.
В книге «Войска ПВО страны в ВОВ 1941-1945», где отражены события каждого дня войны, под датой 5 августа – среда (1942 год) написано: «18 озад (Ростовский дивизионный район ПВО) под командованием майора Г.И. Белана вёл ожесточённый бой с танками и автоматчиками противника в районе железнодорожной ст. Невинномысская. За три дня боёв зенитчики уничтожили четыре танка противника, четыре танка подбили, сбили самолёт ФВ-190, рассеяли и частично уничтожили до роты пехоты.»

Мария Васильевна вспоминает: батарея была разбита, осталось одно орудие, командир батареи старший лейтенант Филипп Иванович Козенюк был тяжело ранен, два орудийных расчёта погибли. Был получен приказ – сняться с позиций. Уцелевшее орудие и раненых погрузили на машины и двинулись на Пятигорск, где сдали раненых в госпиталь. Дальнейшее продвижение пошло на город Махачкала, где охраняли нефтеперерабатывающий завод.

Во время войны задача зенитчиков была не только сбить самолёт, важно было заставить его сбросить свой смертоносный груз в стороне от охраняемого объекта - города, завода или железнодорожной станции. Часто бомбы сбрасывались прямо над батареей: «После первой бомбёжки неделю ничего не слышала», - вспоминает ветеран. Это тяжёлое наследие войны – повреждение внутренних слуховых органов – так и осталось с нею на всю жизнь. «Это всем остальным команда: «Воздух», а нам – «К бою»! Все стараются укрыться при авиа налёте, а мы сидим и работаем!» Бомба приближается к земле со страшным, всё возрастающим гулом – страшнейшая нагрузка на психику! Бывало, немцы сбрасывали пустые железные продырявленные бочки - они падали на землю с жутким свистом, напоминающим вой сирены. «А мы только головы пригибаем и работаем!»
Техника вся в земле – первым делом солдаты закапывали материальную часть, потом рыли ходы сообщения и в последнюю очередь – землянки. «Земли много покидали – тонны!» И добавляет с улыбкой, показывая фотографию: «А землянка наша была  образцовая». На обороте так и написано: «Сфотографирована как лучшая землянка дивизиона».
Вспоминает переправу через Дон. Огромное скопление людей, техники - переправа не работает -  завидная цель для фашистских лётчиков. И тут батарея не стоит, ожидая когда наведут понтоны, сражается - с потерями боевой техники, людей, защищая отступающие части. «Стволы пушек раскалялись докрасна, как в кузне!» Самолёты улетают, а орудийщики, не давая себе ни минуты отдыха, начинают чистить, «банить» ствол, чтобы не осталось в нём ни чешуйки окалины – иначе следующим выстрелом пушку могло бы просто разорвать. 
А сбитых самолётов на счету дивизиона – 99. «Одного нам не хватило, чтобы называться гвардейцами!» - сокрушается Мария Васильевна. 
 
С началом Северо-Кавказской наступательной операции со всеми войсками двинулись вперёд. Боевой путь проходил по Северному Кавказу, через Ростов, Украину, Польшу, Румынию… Последнее место службы – город Бреслау. Охраняли военный завод, где проводился демонтаж оборудования для отправки в Советский Союз.
Демобилизовалась 25 августа 1945 года. «Иду по родному селу, за спиной вещмешок, в руках чемоданчик. Остановилась, смотрю: хата наша стоит, а кругом пустота, ни деревца – всё вырублено…»

В 1947 году Мария Васильевна вышла замуж за офицера Советской армии, демобилизованного по ранению – Панина Ивана Васильевича. У них родилось трое детей: две дочери и сын.

8 мая 1981 года в городе Невинномысске у обелиска Вечной Славы состоялся митинг по случаю торжественного открытия памятника в честь героической обороны города воинами 18-го ОЗАД в 1942 г.(архитектор С. Мойсенко). 

Мария Васильевна частый гость в музее, её рассказы детям о годах её боевой юности дарят возможность ощутить дыхание того героического и страшного времени. Низкий поклон Вам, дорогая Мария Васильевна!

Статья была напечатана в газете «Левокумье» 16 апреля 2011 г.

На фотографии М.В. Панина в Левокумском ИКМ 26.04.2016 в день открытия выставки "Левокумцы - защитники Отечества" рядом с экспозицией, посвящённой 18-му ОЗАД.

М.В. Панина умерла 22 августа 2022 года на 101-м году жизни, похоронена в с.  Левокумском с воинскими почестями.


Рецензии