Время смыслов. Глава 107

1. В прошлой 106й главе я пришел к выводу,что реализация экспансивной контекстной установки (фрагментономной парадигмы идентичности),то есть происходившее в этот период переселение значительной части южных бедняков на Запад было бы невозможно в рамках самой фрагментономной парадигмы,где беднякам была уготована роль пассивного "белого  мусора". Такое переселение требовало установить взаимодействие и сотрудничество между этой фрагментономной группой населения и другими группами переселенцев на Запад (в том числе с Северо Востока и с освоенного в начале 1800х годов Среднего Запада страны, т.е.из таких свободных нерабовладельческих штатов, как Огайо, Мичиган, Иллинойс и т.д.)а также с федеральными властями, проводившими в это время политику западной экспансии, включавшую изгнание с Юго Востока и насильственное переселение на Дальний Запад оставшихся на Юго Востоке индейских племен и прежде всего тех из них,которые встали на путь успешной модернизации и восходящей социальной  мобильности, таких как чероки.

2. Контекстологический анализ этих событий и даст нам возможность найти конкретный ответ на сформулированный в конце прошлой главы вопрос о том, какие дополнительные  парадигмы идентичности в данном случае сочетались с фрагментономикой.

3. Все девятнадцатое столетие в американской истории прошло под знаком этого движения на запад и связанного с ним мироощущения, которое в американской исторической традиции принято называть "духом границы" (frontier spirit). Что же такое был этот дух границы?

4. Для ответа на этот вопрос нужно в первую очередь обозначить разницу американского понимания "границы" с тем, что подразумевается под русским словом "граница". Русское слово граница в общем стоит гораздо ближе к своему старинному синониму "рубеж". А рубежом изначально назывались приграничные деревянные укрепления типа так называемых Засечных черт на границе Московской Руси и Дикого поля, аналогичные структуры, только опирающиеся на каменные твердыни укрепленных городов (Смоленск, Псков, Ивангород)существовали и на границе с Западом. Граница/рубеж это граница откуда грозит опасность вторжения и следовательно как правило граница "на замке", она закрыта. Западная граница штатов не была закрытой и неподвижной, она была открытой, постоянно передвигалась и становилась поэтому символом открытых пространств и неограниченных возможностей.Иными словами она отнюдь не была, как в русском языке символом предела "его же не прейдеши", а наоборот символом безпредельности.

5. Большим шоком для американцев было объявление ведущих американских историков конца 19 века о том, что с выходом к Тихому океану, строительством трансконтинентальных железных дорог, окончательным покорением индейцев, загнанных в резервации и завершением освоения континентальной части США, граница должна неминуемо утратить свое значение для американского общества, идентичности и культуры.

6. Поэтому американские мыслители и идеологи конца 19 начала 20 века сделали большое усилие для того, чтобы закрепить за "духом границы", как принципом дерзания, движения вперед и неограниченных потенциальных возможностей для самореализации центральное место среди символов американской культуры которую в начале 20 века они прежде всего связывали с либеральным капитализмом.

Так во введении к своей известной книге Новая граница. Исследование американского либерального духа, его приграничных истоков и его приложения к современным проблемам (1920)Ги Эмерсон цитирует другого Эмерсона Хью.

Граница всегда привлекала многих из наших самых смелых душ. И всегда в непосредственной близости от границы, идя вперед, отступая, пересекая ее в одном и в другом направлении, добиваясь успехов и терпя неудачи, надеясь и отчаиваясь, но в результате постоянно продвигаясь вперед, шла та часть населения, которая строила там дома и жизни и не довольствовалась одеялом вместо постели и небом над головой вместо крыши....Граница всегда оказывала постоянное и неискоренимое благотворное влияние на Соединенные Штаты. Там мы обнаруживали нашу способность сражаться, нашу непобедимую решимость, нашу не умирающую веру. Именно там, по крайней мере на время мы были американцами" (Emerson 1920, VIII).

7. Но "дух границы" был сложным понятием, он включал в себя идею покорения природного хаоса и его превращения в организованный и контролируемый американским обществом (коллективным субьектом власти F) мир (контекстное поле мира D)т. е. аггрегат сырьевых природных ресурсов, которые можно неограниченно, без оглядки расходовать ради частной прибыли и общественного благосостояния. Это расходно прагматическое и беспощадное отношение к миру и к проживающим в нем "природным" людям, т. е. коренному населению в нашей матрице передается распорядительной/диспозитивной линией FD которую раньше мы связывали прежде всего с одной из важнейших рыночных парадигм, а именно с эгономикой CFD.

8. Однако в данном случае отношение к этому миру было гораздо глубже, чем в эгономике. Это отношение само приобретало определяющее влияние на американский характер и присушие ему формы жизни, мышления и деятельности. Именно это определяющее, формирующее воздействие мира границы на глубинные структуры американской идентичности имели в виду американские мыслители, когда они писали о "духе границы". В терминах нашей матрицы это обратное воздействие процесса покорения мира дальнего Запада на устои американского общества отображается вверх направленным вектором, ориентированным вдоль формативной линии DB, связывающей контекстное поле "мира" D с контекстным полем В фундаментальных жизненных форм и традиций.

9. Эти две диагональные линии FD и DB и определяют главную связанную с "духом границы" парадигму идентичности FDB, которую мы будем в дальнейшем называть параномикой. В следующей 108й главе мы посмотрим какое выражение эта парадигма находила в конкретной исторической реальности середины 19 века.


Рецензии