Преданное служение Господу

Преданное служение Господу имеет свои особенности, выделяющие его среди других духовных практик. Эти особенности заключаются в том, что оно направлено непосредственно на удовлетворение Бога, и человек, занимающийся этим служением, стремится к непосредственным отношениям с Ним.
Поскольку служение Господу является изначальным качеством души, такие элементы преданного служения, как духовная практика, используются почти во всех мировых религиях. Необходимость служения Господу подтверждается в священных писаниях. Например, в Библии говорится «Знай Бога-отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» [1 Пар. 28.9]. В священном индийском писании «Бхагавад-Гите» [18.55] Господь говорит: «Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению всё сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога».
Наставления о том, что не только человек, но и всё бытие предназначено для служения Всевышнему Господу, можно найти почти во всех священных Писаниях. Поэтому, не только христиане, но и мусульмане, иудеи, индуисты и другие религиозные люди стараются посвятить все свои действия удовлетворению Единого Всевышнего.
В Библии написано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» [Мф. 5.16]. По этим сокровенным словам мы можем понять, что преданный Богу человек является представителем Бога, а его деяния являются проявлением Всевышнего.
Возвращение в духовный мир является конечной целью религии. Поэтому преданное служение – завершающий этап духовной практики, другие же способы являются ступеньками к этой цели. То есть преданное служение и является целью религии. В каждом из рассмотренных выше способов духовного пути, достигается определённая цель. Например, при использовании деятельности в духовной практике Господу предлагается только лишь результат деятельности. Цель в этом случае – очистить своё сердце и постепенно перейти на ступень размышления о Боге. При использовании ума, то есть когда в качестве духовного пути применяется размышление, целью является познание Господа и самого себя как Его частицы. Далее, на мистическом пути, с помощью медитации достигается вездесущий аспект Господа. Только после того, как человек познает Бога и самого себя как Его частицу, возникает возможность перехода в чистое преданное служение Господу. В преданном служении Господу предлагается не результат, а само действие, так как живое существо осознаёт себя частью Целого. Само живое существо – часть Целого. В этом случае желания преданного и Господа сливаются воедино. По духовным качествам они неотличны друг от друга и действуют как одно целое.
Другая особенность преданного служения заключается в том, что его элементы входят во все способы духовной практики. Это объясняется тем, что любая духовная практика связана с Богом и Его проявлениями, а для проявлений Бога необходимы определённые отношения с Ним, то есть элементы преданного служения. Поэтому все адепты духовного пути молятся Богу. Несмотря на разнообразие этих молитв, суть их одна – обратить внимание Всевышнего на себя и получить Его милость.
Есть ещё одна очень важная особенность. Преданное служение совершать очень легко и, в то же время, очень тяжело по сравнению с другими способами поклонения Богу. Легко, потому что служение Богу – это естественная природа души. Чистой неоскверненной душе служить Богу так же легко, как дышать человеку. Самореализованная душа, независимо от того, находится ли она в духовном мире или на Земле, служит постоянно и непрерывно. Душе всё равно, где она пребывает, – Бог везде. Она может служить в раю или даже в аду – на неё не влияют материальные условия. Но это только для преданных Богу людей, достигших уровня самосознания и полностью избавившихся от самости. Но если преданный Богу человек не достиг этого уровня, т.е. ещё не очистился должным образом, тогда чистое преданное служение становится очень тяжелым, почти невозможным. Маленькая самость, даже её тень станет непреодолимой стеной между преданным и Богом. Тогда чистое преданное служение невозможно. Душа хочет служить Богу, но её противник тело мешает ей. В результате преданное служение превращается в имитацию, в фарс. Такое преданное служение не является настоящим, оно – лишь жалкое его подобье. Это похоже на проявления смирения. Быть смиренным, если смирение есть в тебе, очень легко и приятно, подобно тому, как приятно попить воды жаждущему человеку. Но если его нет, то быть смиренным чрезвычайно трудно, почти невозможно. Самость – обратная сторона смирения. Она, превращаясь в стальной прут на позвоночнике человека, не даёт ему согнуться для поклонения ни перед кем. Такой человек не может поклоняться, стучаться в дверь, просить что-нибудь должным образом. Этим и отличается горделивый мирской человек от смиренного преданного Бога. Врата духовного мира всегда закрыты для него. Однако, если, несмотря на все трудности, упорно продолжать своё служение Богу, то постепенно Господь очистит сердце от ложного эго, и у человека появится возможность приблизиться к Цели. В этом случае преданное служение является не целью, а духовной практикой, служащей для достижения цели.
Чистое преданное служение начинается только тогда, когда зеркало сердца полностью очищено от самости. Тогда Господь увидит в таком зеркале Себя, а преданный – Господа. Между ними начнутся ничем не осквернённые чистые духовные взаимоотношения. Это – цель религии.
Итак, чистое преданное служение является конечной целью религии. В то же время, чтобы достичь этой заветной цели, человек вступает на путь преданного служения, используя его как способ достижения этой цели. Таким образом, в преданном служении цель и способ достижения этой цели совпадают. Несмотря на то, что служение незрелого преданного является ещё не настоящим служением, а всего лишь имитацией, эта особенность является большим преимуществом преданного служения перед другими способами духовной практики.
Итак, преданное служение является одновременно целью и способом духовной практики. На начальном этапе оно служит способом духовной практики, а в итоге, в своем высшем проявлении – целью религии.
Как способ духовной практики, преданное служение включает все другие способы познания Бога. Чтобы использовать своё тело, преданный Богу человек занимается разнообразной деятельностью. При этом он применяет ум и интеллект, получает знание, чтобы лучше удовлетворить Господа своей деятельностью. Он занимается медитацией для того чтобы лучше осознавать результаты своих действий. Словом, он использует свои тело, ум и духовные устремления насколько это возможно полностью, без ограничений.
Кроме того, если другие способы духовной практики зависят от внешних условий, то преданное служение не зависит ни от каких обстоятельств. Например, для медитации требуется тишина, уединение, а для познания Бога через размышление необходимы духовное знание, сильный разум и другие условия. Без этих условий заниматься медитацией или размышлением о Боге невозможно. Но преданное служение не требует никаких условий – им можно заниматься везде, в любое время и в любых обстоятельствах. Между Богом и душой нет никаких преград. Нужны только сильная вера и устремлённое усилие.
Ещё один важный момент – это то, что сам процесс преданного служения позволяет достичь одновременно двух целей религии – самосознания и чистого преданного служения. По мере очищения человек достигает своей духовной сущности, а его деятельность, очищаясь от материальных желаний, превращается в чистое преданное служение.
Для имперсоналиста достижение осознания своей духовной сущности и уровня Духовного Сияния является высшей ступенью совершенства. Однако чистый преданный, не останавливаясь на этом, начинает заниматься чистым преданным служением. Это значит, что чистый преданный, который служит Верховному Господу, уже получил освобождение, то есть достиг Духовного Сияния и стал единым с Абсолютом. Без единства со Всевышним, то есть с Абсолютом, невозможно служить Ему. На абсолютном уровне стирается грань между слугой и господином, хотя в высшем, духовном смысле различие между ними остаётся всегда. К этому высшему уровню духовной практики искатель приходит постепенно.
Истинная природа личности Бога открывается только в преданном служении. Другие способы духовной практики, такие как деятельность, размышление или медитация, не могут привести душу к взаимоотношениям с Верховной Личностью Бога. Тот, кто хочет постичь Верховного Господа, должен заниматься чистым преданным служением под руководством чистого преданного. В противном случае истинная природа Верховной Личности Бога ему никогда не откроется. Господь не открывает себя всем и каждому. Его нельзя постичь, опираясь только на обширные познания или философские рассуждения. Ученые степени тут не помогут.
В материальном мире, где люди трудятся ради того, чтобы наслаждаться, страдания неизбежны, но в абсолютном мире, где живые существа занимаются чистым преданным служением, страданий не существует. Преданный, обладающий осознанием Бога, ни о чем не скорбит и ничего не желает. Поскольку Бог является полным самодостаточным целым, душа, которая служит Богу, тоже обретает самодостаточность и полноту. Она уподобляется реке, которая полностью очистилась от мути. Поскольку преданный не думает ни о чем, кроме Бога, он всегда ощущает радость. Он не скорбит о материальных потерях и не стремится к материальным приобретениям, поскольку служение Господу сделало его самодостаточным. Он не желает материальных наслаждений, ибо знает, что каждое живое существо, будучи отделённой частицей Верховного Господа, всегда остаётся Его слугой. Живя в материальном мире, он не видит различий между людьми, занимающими высокое или низкое положение в обществе. Любое положение в материальном мире зыбко, а преданный не имеет ничего общего с призрачной, зыбкой реальностью. Для него камень и слиток золота имеют одинаковую ценность. Таков уровень осознания своей духовной сущности, самопознания, и чистому преданному достичь его не составляет большого труда. Тому, кто находится на этом уровне, состояние слияния с Сиянием Господа и утраты своей индивидуальности представляется ненужным, райские планеты привлекают его не больше, чем мираж, а его чувства уподобляются змеям, лишившимся ядовитых зубов. Как змея, у которой нет ядовитых зубов, ни у кого не вызывает страха, так и чувства, послушные голосу разума, перестают быть опасными. Мир причиняет страдания только тому, кто заражён материальной скверной, но для преданного весь мир становится духовным царством. Самая великая личность в материальной Вселенной кажется ему ничтожнее муравья. Достичь этого уровня можно по милости Господа, который оценит должным образом в своё время усилия и устремления своего преданного.
Рассмотрим начальный этап преданного служения – преданное служение как духовная практика.
 Преданное служение как духовная практика
Господь является Чистым Духом, и Ему может служить только чистый дух, поэтому материально обусловленное живое существо не может заниматься чистым преданным служением. Достижение уровня чистого преданного служения Господу – это цель существования живого существа в материальном мире. Чтобы достичь этой цели, оно должно пройти определённую практику. Живое существо должно учиться совершать преданное служение  и получить соответствующую квалификацию. Эта учеба является преданным служением, проявляющимся как духовная практика. Конечно, эта практика является только лишь имитацией истинного преданного служения индивидуальной души Верховному Господу. Но когда живое существо каждое мгновение своего существования, каждый час и день очень долгое время неустанно будет заниматься практикой преданного служения, оно непременно достигнет своей заветной цели.
Секрет удачи здесь прост. В процессе духовной практики все материальные составляющие человека постепенно очищаются. Где сосредоточено внимание – там пребывает и душа со своим духом. Основой материи является дух, покрытый тьмой невежества. Когда свет приходит, тьма уходит. Точно так же, когда дух приходит, уходит невежество, и материя очищается, приобретая своё изначальное духовное состояние. Так при усиленной практике тело человека, его деятельность и результаты его деятельности очищаются ото всех материальных наслоений и одухотворяются. Тогда все эти составляющие преданного служения становятся духовными. Кроме того, когда стремление искателя искренне, на помощь приходит Сам Господь. И всё – успех обеспечен. В этом не должно быть сомнений.
Преданное служение как духовная практика, подразумевает посвящение Господу каждой мысли, слова или действия, без желания каких-либо плодов. То есть, преданный стремится жить только для удовлетворения Всевышнего, совершать все действия не ради их плодов, а для удовлетворения Господа, потому что долг души – преданное служение Богу. Каждое его действие посвящено Богу, и результаты пожинаются тоже Им. Действия, совершаемые для удовлетворения Господа – без желания плодов и вознаграждения в процессе их совершения – свободны от кармы. Карму забирает Сам Господь. Поскольку эго при таком действии не подпитывается и не стимулируется, оно в скором времени исчезает. По этой причине преданные Господа смиренны, и у них нет ложного эго.
Тот, кто в совершенстве знает науку о Боге, получает право войти в духовное царство, в Его обитель. Осознание своей духовной сущности и единение с Духовным сиянием не подразумевает утраты своей индивидуальности. Связующей нитью между Богом и индивидуальной душой всегда остаётся преданное служение, а там, где есть преданное служение, должны быть Бог, преданный и служение Богу. Наука преданного служения неуничтожима и продолжает существовать даже после того, как человек получает освобождение. Больше того, настоящее чистое преданное служение начинается только после освобождения. Обрести освобождение – значит освободиться от материальной концепции жизни.
В духовной жизни продолжают существовать различия между личностями, продолжает существовать индивидуальность, но это индивидуальность в чистом духовном сознании. Живое существо входит в обитель Верховного Господа, сохраняя индивидуальность, и там оно вступает в общение с Ним и служит Ему. Когда зеленый попугай скрывается в зеленой кроне дерева, он делает это не для того чтобы стать деревом, а для того чтобы насладиться его плодами. Точно так же, преданный, получая освобождение, не теряет свою индивидуальность и не прекращает служение, наоборот, он приобретает свою высшую форму. Имперсоналисты часто приводят пример реки, впадающей в океан и сливающейся с ним. Но преданные Господа считают, что живое существо всегда сохраняет свою индивидуальность, подобно рыбам, живущим в океане. Опустившись в океанские глубины, мы обнаружим, что его населяет множество живых существ. Поверхностного знакомства с океаном ещё не достаточно, чтобы составить полное представление о нём. По-настоящему знает океан только тот, кто знает всё об обитателях его глубин. Мы должны стремиться понять, что духовный мир включает разнообразие своих обитателей, многообразные проявления жизни.
Тот, кто уже слушает о Верховном Господе, не прилагая особых усилий, достигает уровня самосознания и очищается от материальной скверны: алчности и желания чувственных удовольствий. По мере того как сердце преданного освобождается от алчности и вожделения, его привязанность к служению Господу ещё больше усиливается, помогая ему очиститься полностью. На этом уровне он получает возможность постичь Верховного Господа.
Человек, страдающий от желтухи, не чувствует вкус сахара. Но он может излечиться от неё с помощью сахарных леденцов, после чего к нему возвращается способность наслаждаться вкусом сахара. Также и в преданном служении человек сначала может не ощущать духовный вкус, но по мере очищения души он всё больше и больше будет наслаждаться этим нектаром. Таким образом, преданное служение – это одновременно путь к совершенству и само совершенство.
Алчность, гнев, страсть, эгоизм – коренная причина отсутствия душевного покоя. В преданном служении все эти пороки уходят. Печали и страдания исходят из ума. В то же время ум – причина рабства и освобождения. Все пороки человека находятся в уме, поэтому ум является причиной рабства. Но если использовать ум в преданном служении, то он становится кораблём для пересечения океана материального бытия.
Тому, кто занимается чистым преданным служением, открываются подлинные духовные качества и совершенства Верховного Господа. Процесс преданного служения даёт возможность обрести духовное знание, и в итоге человек постигает Верховного Господа и входит в Его царство.

 Способы преданного служения
В идеале в преданном служении должны применяться все проявления бытия без исключения. Однако на начальном этапе, когда духовная сущность человека ещё не очищена, этого уровня достичь очень трудно. Поэтому в преданном служении, как и в других видах духовной практики, применяются определённые методы и способы. Для возвышенных преданных эти способы являются уже не практикой, а превращаются в преданное служение Господу.
Каким образом в повседневной жизни должно совершаться преданное служение? Например, вы готовите пищу. Приготовление пищи должно быть посвящено Богу, чтобы вы потом могли предложить её Ему, или чтобы ваше тело было сильным и энергичным и могло применяться для служения Господу. Человек умывается и бреется – отношение его к этим действиям должно быть таким, будто он готовит тело для Бога, который находится в сердце. Таким образом, он совершает все действия для того, чтобы удовлетворить Господа, а не ради плодов. И такое отношение должно быть к каждому действию, которое вы исполняете в течение дня. Даже ум должен быть постоянно погружён в Господа. Тогда не только действия, но и слова будут посвящены Богу. Так мы можем подняться до уровня «Всегда помнить и никогда не забывать Господа». В таком состоянии у нас появится возможность постоянно находиться с Ним. Глупо стремиться к плодам своих действий, когда всё принадлежит Господу, даже мы сами. Ведь когда человек умирает, единственное, что он с собой берёт, это плоды хороших и плохих действий. Власть, деньги, положение, престиж, красота тела, образованность человека – всё это бесследно уходит. Поэтому нет никакого смысла стремиться к ним.
Слушание, воспевание, памятование славы Господа, служение Богу, поклонение, прославление Его и полное предание Ему являются видами и способами преданного служения. Преданный Господа должен практиковать их настолько совершенно, чтобы его осквернённое материальными желаниями сердце очень быстро очистилось, и чтобы он быстро развил Божественную Любовь.
Остановимся на некоторых способах повторения святого имени. Поскольку, если искатель неспособен хорошо практиковать эти способы преданности, или не знает, как их правильно совершать, то может возникнуть большая задержка в духовной практике.
Слушание – это слуховое восприятие звуковых вибраций, относящихся к святым именам, формам, атрибутам, качествам и играм Господа. Слушание из уст святого с божественным настроением, очень могущественно и очень нектарно. Оно быстро устранит всё неблагоприятное в духовной практике. Практикующий, имеющий вкус к слушанию об этих темах, будет скоро благословлён достижением любви к Богу.
Громкое воспевание имён и качеств Господа – это религиозная практика для всех времён и народов. Нет более великой практики для духовного роста, чем воспевание святого имени Господа. Вне зависимости от времени, места или обстоятельств, и от квалификации воспевающего – это величайшее благо для живых существ. Эта практика отмечается и почитается всеми святыми и практикуется огромным количеством искателей Истины во всех религиозных направлениях.
Концентрация ума на святых именах и качествах Господа, памятование о Господе – это сама жизненная сила всей духовной практики, и в практике преданности она абсолютно необходима для того чтобы сконцентрировать ум. Когда ум нечист, невозможно сконцентрироваться. Другими словами, до тех пор, пока сердце покрыто мирскими желаниями, практика памятования невозможна. Поэтому пока ум не очищен процессом предания, личности следует практиковать этот вид преданности – памятование, – одновременно с повторением святого имени. Практикующий, занятый в памятовании, если он очень старается, постепенно станет способен пройти через все стадии преданного служения и достичь царства привязанности к Богу.
Преданность – это выполнение служения с величайшим почтением и вниманием. Служение следует выполнять согласно времени, месту и обстоятельствам.
Предание себя Господу – это самоотдача, полностью лишённая усилий, направленных на личное удовлетворение. Все способы и цели, а также тело, ум и слова при этом посвящены Господу. Практикующий преданный Господа освобождается от забот о своей физической жизни, и тем самым он будет благословлён достижениями в жизни религиозной.
Методическое различие между практикой преданного служения и описанной в предыдущей подглаве практикой медитации заключается в следующем. Медитативная практика делает упор на процессе внутреннего преобразования. Характеристики аспекта Абсолютной Истины, осознаваемого через медитацию, постигаются по ходу продвижения йога-мистика с одной ступени на другую. Причём наиболее важные из них осознаются на самых высших ступенях. Тому же, кто избирает путь преданности, духовный учитель сразу излагает все отличительные особенности его объекта медитации. Данная форма медитации подразумевает практические действия, что сопровождается занятием чувств разнообразными видами деятельности. Далее к последователю науки преданного служения приходит понимание духовных истин, в результате чего происходит внутреннее преобразование. То есть, попросту говоря, при медитации преобразование происходит изнутри наружу, а при преданном служении снаружи вовнутрь.
Объект, на который медитирует при этом искатель, – Личность Бога. А особенность сознания искателя заключается в том, что для него всё вокруг, в том числе материальная природа, принадлежит Господу.
Известен пример про человека, нашедшего на дороге деньги. Увидев деньги лежащими на улице, он обрадовался и забрал их себе. Другой человек, оказавшись в подобной ситуации, решил, что деньги чужие, и не стал их поднимать. Третий же, найдя деньги, подобрал их и вернул хозяину. В этом примере первый человек олицетворяет материалиста, пытающегося всё использовать для удовлетворения своих чувств. Второй – это имперсоналист, не желающий контактировать с материальной энергией, чтобы не создавать себе карму. Третий же, будучи преданным Бога, осознаёт, что всё вокруг принадлежит Ему, и, следовательно, использует материальную природу по её прямому назначению, то есть для служения Господу.
Объекты материальной природы воздействуют на чувства, создавая в сознании определённые впечатления. Для выполнения практики преданного служения прежде всего необходимо занять преданным служением свои чувства и ум, так, чтобы большая часть впечатлений попадала в категорию духовных.
В связи с этим становится понятен смысл поклонения форме Господа: Божествам, иконам и так далее. Подобные объекты поклонения способствуют привлечению к ним чувств и одухотворению их таким образом. Священные писания гласят, что божества могут быть изготовлены из восьми материалов: дерева, камня, металла, глины, краски, песка, ума и драгоценных камней. Мусульмане, хотя и не признают поклонение изображениям, тем не менее, поклоняются Каабе – священному камню, обходя вокруг него, склоняясь перед ним, и осуществляя таким образом те самые действия, которые занимают ум поклоняющегося.
Чем глубже преданный погружается в процесс, тем больше составляющих его жизни становятся связанными с Богом, следовательно, тем сильнее его жизнь одухотворяется. Суть процесса заключена в том, чтобы все совершаемые действия выполнять для Бога, воплотившегося в данном случае в форме Божества. Можно одухотворить процесс питания, если готовить пищу для Господа. Можно одухотворить свою работу, если зарабатывать деньги для Господа и тратить их на служение Ему. Так можно одухотворить абсолютно всё.
Мы привыкли наслаждаться, созерцая прекрасные формы, слушая мелодичные звуки, ощущая привлекающие обоняние запахи и обворожительный вкус пищи. И это совершенно естественно. Однако если мы будем смотреть на Божество, на иконы, на алтарь или на другие атрибуты духовной практики, например, обращаясь в сторону Каабы, и будем при этом стараться действовать осознанно, наша естественная склонность будет удовлетворена, но при этом сами действия станут духовными. Мы можем слушать песни, прославляющие Господа, повествования о Его представителях, можем склоняться перед Богом, можем заниматься практической деятельностью в храме Господа.
Информация, воспринимаемая чувствами, концентрируется в уме, и дальнейшая практика помогает задействовать в преданном служении также и этот аспект нашей психики. Восприятие, как правило, происходит пассивно, но деятельность ума требует активного участия. Служение умом начинается со слушания.
Внимательный читатель может на это возразить, сказав, что слух – это то же чувство. Почему же слушание мы выделяем из числа чувственной деятельности и поднимаем на уровень ума?
Дело в том, что вместе с наставлениями духовного учителя мы получаем не только информацию, но также определённое настроение, необходимое для выполнения активной деятельности с преданностью Богу. Кроме того, если процесс слушания мы осуществляем осознанно, нам для этого приходится прилагать активные усилия. Следовательно, эта деятельность попадает под определение умственной деятельности.
Что же мы должны слушать? Во-первых, это наставления духовного учителя. Во-вторых, необходимо слушать звуки молитв, содержащих Святые Имена Господа. И, в-третьих, слушают описания игр Господа или деяния Его представителей, пророков – то, о чём повествуют священные писания.
В молитве мы обращаемся к Богу. Но молитва имеет значение и для нас. Так же, как Бог проявляется в Божестве, олицетворяющем Его форму, Он проявляется и в Своём имени. Молитва – это общение с Богом. Те, кто занимался молитвенной практикой, наверняка замечали, как иногда трудно сосредоточиться на звуках молитвы. Ум имеет обыкновение уходить куда-нибудь в сторону, отвлекаться на мирские темы, в то время как язык механически произносит словесные формулы. При повторении святого имени Господа для развития отношения с Ним, мы должны чётко помнить, что Имена Бога неотличны от Самого Бога.
Методически молитвы можно разделить на четыре категории: 1) совместные песнопения; 2) индивидуальная молитва с использованием чёток; 3) индивидуальная молитва, выражающая собственное отношение к Господу; 4) повторение знаменитых молитв.
Максим Горький в романе «Детство» описывал, как молились его дедушка и бабушка. Для дедушки молитва была ритуалом. Он повторял каждый раз одни и те же слова, в определённые моменты кланялся, крестился и никогда ни на шаг не отступал от этого правила. Бабушка же обращалась к Богу запросто, рассказывая Ему о своих чувствах, пересказывая происшедшие с нею события. Таковы крайние проявления различных подходов к молитве – фанатизма и сентиментализма. Верная дорога, как всегда проходит посередине. В духовной практике необходимо использовать все виды молитв, отдавая должное каждому из способов общения с Богом. Но даже если мы молимся на чётках или повторяем молитвы, одобренные духовными авторитетами, необходимо вкладывать в слова собственное отношение и стараться слушать звуки своего голоса. Если, молясь, мы следуем наставлениям учителя, наш голос сам становится трансцендентной вибрацией.
Обращение к Богу подразумевает, что Бог является личностью. А личность имеет определённые качества. Как мы можем узнать какой Бог? Удостовериться в существовании Бога мы можем, изучая философию. Понять, как Бог взаимодействует с этим миром, мы можем благодаря медитации. А для того, чтобы узнать каковы качества Бога есть только один способ – нужно слушать священные писания из уст осознавших себя личностей. Познакомить нас с Богом может только тот, кто уже знаком с Ним.
Сосредотачивать ум на одном объекте очень трудно. Ум беспокоен по своей природе, а учитывая, что наше сознание исполнено различных материальных впечатлений, избавиться от их влияния порой бывает просто невозможно. И вот тут включается важный момент – ответная реакция Господа. Если мы прилагаем усилия, в какой-то момент мы можем заметить, что сосредоточение на Божественных звуках происходит спонтанно, без участия с нашей стороны. При этом испытываемые ощущения не поддаются никакому описанию. Это и есть проявление милости Господа.
Развитие отношений с Богом – обоюдный процесс. Преданный осознаёт своё несовершенство, но, тем не менее, никогда не прекращает надеяться на успех в своём служении. И Бог даёт возможность этой надежде сбыться. Это не следствие усилий – усилиями Бога покорить невозможно. Это следствие веры, которая и порождает усилия, и на которую своими усилиями отвечает Бог.
И в чём же заключается этот ответ, как мы услышим его? Мы сможем понять, что Бог нам отвечает, если сможем помнить о Нём в различных жизненных ситуациях – не только тогда, когда мы в храме или когда читаем писания и молимся. Всё становится связанным с Богом, и всё начинает напоминать о нём. Памятование – очень важная форма служения. Обстоятельства, складывающиеся вокруг преданного, олицетворяют для него руку Господа, воплощение Его замысла. Поэтому любая ситуация – это повод для прославления самого близкого и самого дорогого существа – того, кто ради нашего блага нас в эту ситуацию поставил.
Все формы поклонения являются той формой медитации, которую практикуют преданные Бога, а Его имя, форма, качества и деяния – объекты для медитации. Духовное развитие подразумевает умение сосредотачиваться на соответствующих объектах. Таким образом, осознавая, что ум – также энергия Господа, мы занимаем его в служении своему господину.
Сознание человека определяется его представлениями о себе. Конгломерат различных отождествлений и социальных ролей – всё то, что мы можем сказать себе в ответ на вопрос «Кто я такой?» – всё это форма нашего сознания. Сознание представляет собой настолько глубокую нашу сущность, что внести в неё что-то новое очень и очень трудно. Если это и происходит, то, как правило, в связи с какими-нибудь резкими переменами в жизни и в результате сильного стресса. Описанная же нами практика помогает произвести эту трансформацию целенаправленно в нужном направлении и без потрясений.
Подготовительная стадия изменения сознания проявляется в человеке тогда, когда он перестаёт отождествлять себя со своим телом. Он начинает понимать, что он душа.
Душа – антоним тела. Этот термин декларирует отличность от тела, но сам по себе он не подразумевает каких-то позитивных качеств. Сознание же преданного включает в себя новые яркие представления. Если преданный в своей медитации сосредоточен на качествах и деяниях Господа, у него возникает естественный вопрос – каково же его место во взаимоотношениях с Богом?
Вот тут и начинается самое интересное состояние. Представление, возникающее в сознании такого преданного можно описать примерно такими словами. «Я являюсь такой же вечной категорией, что и Бог. Относительно Бога я являюсь Его слугой. И моё место не может быть занято никем другим. Эти взаимоотношения вечны, и ничто не может на них повлиять». Человек с таким сознанием совершенно естественно помнит о Боге постоянно, и всё, что он делает, – он делает как служение Ему. Себя он видит Его слугой и действует, исходя из этого.
Однако поскольку за таким настроением следует ответная реакция со стороны Бога, в дальнейшем эти отношения могут развиться ещё глубже. Возникает видение равенства с Богом, дружбы с ним. Преданный хочет доставить своему лучшему Другу удовольствие, не считаясь при этом с условностями этикета. Он это принимает и отвечает взаимностью. Как следствие, преданный старается отдать Другу ещё больше, и так до бесконечности.
В конце концов, всё приходит к тому, что преданный отдаёт Господу себя. Он не рассматривает ничего, как принадлежащее себе, и себя отдельно от Бога он тоже не рассматривает. Он видит себя Его неотъемлемой частью. Понятие «Бог» имеет смысл только вместе с Его преданным, так же, как понятие «преданный» имеет смысл вместе с Богом. Они неразделимы.
В таком состоянии преданный по-настоящему может использовать в служении всю природу – мы намеренно не называем её здесь материальной природой, потому что для преданного такого уровня ничего материального не существует. Окружающий мир для него полностью одухотворяется, а служение Господу становится естественным, как дыхание. Все формы служения, о которых мы уже говорили выше, в его исполнении приобретают новую окраску. При любой возможности он стремится читать священные писания и обсуждать их со своими единомышленниками. И домом своим он считает святое место, где поклоняются Богу. Или дом его становится святым местом, если там собираются чистые преданные Бога. Что в принципе одно и то же.


Рецензии