Основы совести и морали

Совесть и мораль – проявление религии

Как было отмечено выше, Господь хочет вернуть всех живых существ из материального мира в духовный мир, к Себе, обратно домой. Для этого Он проявляется на Земле как совесть, мораль и религия. Они тесно взаимосвязаны между собой, и в то же время между ними есть большая разница. Религия в широком смысле – общая дорога в духовный мир, но в узком смысле она каждого члена человеческого общества направляет непосредственно к Богу. Господь пребывает в каждом сердце, чтобы направлять живые существа на духовный путь. В сердце Он проявляется как «Совесть» – сила, которая направляет действия человека. Когда люди действуют по совести, образуется эгрегор, общая сила, направляющая всё общество на путь развития. Эта общая духовная сила, управляющая жизнью общества, образует «мораль». Мораль возникает из совести.
Очевидно, что совесть и мораль необходимы для земной жизни, а в высших духовных мирах, где у души нет внешних оболочек, и царит полное взаимопонимание, они отсутствуют. Там законы гармонии не нарушаются, поэтому нет необходимости в таких регулирующих принципах, как совесть и мораль. Душа уже дома, и религией там являются любовные взаимоотношения души и Господа.
Совесть является внутренней силой, стержнем существования всех благих поступков человека. Совесть – это источник, из которого человек черпает свои нравственные силы, луч в тёмном царстве, освещающий путь к свету, надежный ориентир в любых трудных ситуациях. Если человек, как говорится, «теряет совесть», то есть начинает ею пренебрегать, у него постепенно происходит внутренний перелом. Он ломается и теряет свои жизненные ориентиры. Такой человек теряет удачу своей жизни. Его существование приобретает характер греха, нарушающего законы природы и общества. Когда таких людей становится большинство, моральные устои приходят в упадок, и общество поворачивает своё движение в сторону деградации.
Совесть на общественном уровне выражается как мораль, регулирующая человеческие отношения. Совесть и мораль, как и религия, нужны для того, чтобы уберечь человека и всё общество от дальнейшей деградации. И, кроме того, они являются фундаментом дальнейшего духовного развития. Истинная религия начинается только с уровня совести и морали. Где нет совести и не соблюдаются моральные устои, там подлинной религии быть не может – путь в истинную религию оттуда закрыт. Только совесть и мораль могут открыть путь в религию и дать высшее наслаждение, которого всегда жаждет наша душа.
Поскольку Господь проявляется на Земле, в самом широком смысле, в виде религии, она охватывает все проявления бытия, в том числе совесть и мораль. Однако надо твердо знать и отличать их место и роль в судьбах людей. Иногда они находятся в разных измерениях, и их влияние на развитие человека может быть различным. Совесть и мораль, как и религия, имея огромное значение в развитии общества, могут сливаться с религией или отделяться от неё и даже иногда противоречить ей, в зависимости от времени, места и обстоятельств. Это зависит от того, для чего используется совесть и мораль – для духовных или материальных потребностей общества.
В первом томе в теме «Бог в сердце», когда мы писали о Сверхдуше, мы достаточно глубоко осветили проблему совести. Теперь поговорим о морали.
Мораль. Совершенно естественно появление вопросов, как возникает мораль, и какова её роль в общественной жизни? В каких случаях она поддерживает религию, и в каких случаях противоречит ей? Кому нужно придерживаться моральных устоев, а кому нет? Чтобы правильно оценить роль морали в повседневной жизни и эффективно использовать её в духовной практике, нужно хорошо осознавать эти моменты. Попробуем разобраться.
Поскольку религия использует материальную природу для развития духа, ей нужно, чтобы тело подчинялось духу. Ведь качества, а также потребности духа и материи различны, и они часто противоречат друг другу, поэтому Господь создал определённые правила и предписания, чтобы различные тела правильно взаимодействовали между собой. Людьми управляет совесть, а обществом управляет мораль. Таким образом, мораль – это сила, управляющая не только индивидуальными душами, но и всем обществом. В этом заключается отличие совести от морали. Совесть – сила, действующая на личность, а мораль – сила, действующая на личность и на общность людей. Мораль – это принятые в обществе представления о хорошем или о плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Чтобы общество нормально существовало, нужны такие моральные качества, как доброта, взаимопомощь, терпеливость, забота, любовь к ближнему, сострадание ко всем живым существам и другие. Для воспитания и соблюдения этих моральных качеств в обществе существуют морально-этические нормы. Эти правила и предписания позволяют укрепить мораль и сохранить гармонию в обществе и, в итоге, гармоничную жизнь на Земле.
Мораль, как и любое проявление бытия, не хороша и не плоха, она нейтральна ко всем проявлениям жизни. В зависимости от применения она может колебаться в широких пределах и менять свои краски. Например, в старых традициях отказываться от родителей считалось аморальным поступком, а в современном мире, где развито технократическое мышление, сдавать своих престарелых родителей в приют считается нормальным явлением.
Мораль можно использовать для удовлетворения самости, и тогда она становится инструментом, отделяющим человека от Бога, или можно её использовать для достижения истинной цели религии, тогда она становится прочным фундаментом и поддержкой духовного развития. Хорошего и плохого не бывает. Разделяет ум. Всё зависит от ума.
Рассмотрим эти обстоятельства более подробно.
Чтобы понять место и роль морали в развитии человека, а также её отношение к религии, сначала нужно знать, откуда она возникает.
Мораль предохраняет общество от деградации и в итоге от исчезновения. Другими словами, мораль служит для сохранения внутренней сущности и внешней оболочки общества. Таким образом, мораль является духовной силой общества, сохраняющей её внешний и внутренний облики. Это значит, что мораль является силой самосохранения. А сила самосохранения всегда исходит из эго, то есть из самости. Она обслуживает самость человека, поддерживая нормальные отношения между людьми.
Эго является отождествлением себя с чем-либо или ощущением кем-либо, которое характеризуется привязанностью к объекту или отождествлением себя с ним. Бывает ложное эго и истинное эго. Как известно, отождествление с материальной сущностью является ложным эго, а с духовной сущностью – истинным эго. Эго есть осознание «Я». Если человек отождествляет себя с телом, у него возникает чувство «Я есть тело», а если с умом, то – «Я есть ум». После «Я» возникает «моё». Из чувства «Я» возникает «моё». Ведь все, что принадлежит к «Я», является «моим». Например, «Я – мужчина». Это значить, что жена, дети, имущество, семья, народ, страна и все другие, относящиеся к «Я», являются «моими».
Но если человек отождествляет себя с душой, то это будет истинное эго. В материальном мире в основном действует ложное эго.
Все, что принадлежит к категориям «Я» и «моё» составляет в материальном мире основу эго, самости. В материальном мире под влиянием невежества душа хочет наслаждаться через «я» и «моё», то есть с помощью ложного эго. Чувства ненасытны. Поэтому, необузданные чувства, требуя всё большего наслаждения, могут нарушить установленный порядок, становясь всё грубее и сильнее. Ведь материя ограничена. Она не имеет духовного качества безграничности. Ненасытные страсти человека требуют от него гораздо больших наслаждений, чем те, которые он заслужил, и которые ему положены по его достоинству и заслугам. Это приводит к борьбе между людьми и эксплуатации ими друг друга, что является причиной жизненного беспорядка. В результате существа, пребывающие в тонких мирах, считают нашу Землю одной из самых ужасных планет.
Для того чтобы обуздать эго, Господь создал определённые правила и предписания. Они нужны для того, чтобы при взаимоотношениях между собой люди могли регулировать своё поведение и гармонично взаимодействовать между собой. Они должны придерживаться определённых норм поведения. Итак, мораль необходима для существования человеческого общества на Земле.
Мораль позволяет оградить человека и общество от негативных воздействий, то есть она помогает не совершать грехов. Мораль зиждется на способах очищения эго, она опирается на благопристойность. Поэтому люди советуют: «Не делай этого. Если ты это сделаешь, то поставишь под удар свою репутацию. Не поступай так. Что подумают о тебе другие? Не поступай этак, иначе опозоришься. Веди себя определённым образом, и люди будут тебя уважать». Существуют методы, с помощью которых можно удержать эго в определённых рамках, очистить, сделать тоньше, изящнее. Но в духовном отношении более утонченное эго ещё опаснее. И чем оно тоньше, тем крепче держит человека, потому что его очень трудно осознать. Обычно трудно осознать даже огромное эго, а когда оно станет совсем тонким, то его станет вовсе невозможно обнаружить.
Светское общество отличается от духовно развитого тем, что, хотя оно кажется на первый взгляд прогрессивным, оно не может стать истинно духовным. Такое общество может развить в своих членах очень высокие морально-этические качества, но, если они не придерживаются религии, они при этом остаются недуховными. В каждом обществе существуют моральные нормы, даже в бывшем атеистическом государстве существовал моральный кодекс, но это не спасло его от духовной деградации, а впоследствии и от развала. Последствия пренебрежения духовностью можно наблюдать в материально развитых западных странах. Там экономическое развитие, утонченность нравов и материальное потребление постоянно растут, но духовное состояние с каждым годом стремительно падает всё ниже и ниже.
Ведь мораль служит потребностям тела, чтобы с помощью него и ума люди могли правильно взаимодействовать между собой и развиваться материально. А духовность, наоборот, служит потребностям души и позволяет достигать конечной цели жизни – возвращения обратно к Богу. В том случае, когда мораль служит потребностям тела, она к духовности, к истинной религии не имеет никакого отношения. В этом и состоит разница между общепринятой моралью и истинной религией. Если мораль регулирует взаимодействие тел, то религия регулирует взаимодействие души с Богом. Мораль предназначена для материального существования, а религия – для духовного существования человека.
Вся проблема заключается в том, что эго не может превратиться в духовность. Духовность не является трансформацией эго, потому что дух не возникает из материи, а наоборот, материя возникает из духа. Из морали, поддерживающей материальное эго, не может возникнуть духовность. Поэтому духовность не связана с эго. Они относятся к различным мирам. По этой причине в мирской жизни истинной религии не оказывают должного почёта, скорее наоборот, она встречает притеснение и отвержение. Особенно в этом преуспевают, так называемые интеллигенты, защищающие моральные устои общества и считающие себе покровителями народа. Этим можно объяснить то, что в современном мире некогда высокопочитаемые суфии подвергаются постоянным гонениям, не находя должного понимания своих истинных положений.
Если мораль использовать для духовного прогресса, если мораль будет служить религии, тогда она превратится в часть религии, войдёт в религию. Однако и в этом случае она играет роль только начальной ступени религии – отправной точкой духовного развития человека. В начале пути, когда материальное влияние на человека очень сильно, мораль для духовного развития чрезвычайно необходима. Мораль входит в состав регулирующих принципов и этикета религии и является её фундаментом, отправной точкой. Без таких принципов духовное развитие невозможно. Мораль позволяет нормализовать деятельность ума и тела и не даёт совершать грех. Чтобы заниматься подлинной религией, нужно сначала перестать грешить и принять здоровый образ жизни. Мораль предостерегает человека от греховной деятельности. В этом случае она может служить только исходным пунктом, первым шагом на религиозном пути. Но по мере пробуждения души необходимость в морали постепенно ослабевает, а на завершающем этапе развития необходимость в ней полностью исчезает.
Если человек смело вступает на истинный духовный путь, то он автоматический будет выполнять все морально-этические нормы и предписания. В этом случае нет необходимости специально придерживаться морали. Тем более что моральные и религиозные принципы не всегда совпадают.
Религия – это выход за пределы эго, в духовную реальность. Мораль же остаётся в пределах материи. Мораль утверждает: «Откажись от всего плохого и поступай правильно». Религия говорит: «Оставь всё ложное – не неправильное, а ложное. Оставь всё нереальное позади и войди в реальность». В относительном мире не может быть ничего абсолютно правильного. Нечто правильное может быть ложным, когда меняется ситуация. Как говорится: «Платон, ты мой друг, но истина дороже!» Нет ничего дороже и превыше Истины, так как все проявления бытия исходят из Неё. Все моральные проявления бытия находятся ниже Истины.
Истинно духовному человеку нужна реальность, а моралисту – правильность. Истинно религиозный человек этим отличается от моралиста.


Рецензии