14 мая - память пророка Иеремии

       Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, был сыном священника Хелкии, жившего за 600 лет до Рождества Христова в городе Анафофе близ Иерусалима, в земле Вениаминовой в царствование благочестивого царя Иудейского Иосии.

       О пророке Иеремии говорит протоиерей Андрей Ткачев:
       "Едва только достиг он юношеского возраста, как было к нему слово Господне: «Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя».
       «А я сказал, — рассказывает об этом Иеремия, — о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: я молод, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя. Он коснулся уст избранника и сказал: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. (Иер.1,9 -10).
       Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, Иеремия по повелению Божию надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и так ходил среди народа.
         
       «И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось. И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих. А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их».

       Послушный повелению Божиему, Иеремия вступил на стезю пророка.
       Двадцать три года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Он останавливался в воротах города, у входа в храм, всюду, где собирался народ, и увещевал с угрозами и нередко со слезами. Но люди отвечали ему насмешками, ругательствами и даже покушались его убить.
       Возвратитесь, дети-отступники! — взывал он к народу иудейскому от имени Божия. — «Возвратитесь, мятежные дети, и Господь исцелит вашу непокорность. Исправьтесь, чтобы гнев Божий не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших».

       Но как отозвались дом Иудин и дом Израилев на увещания юноши-пророка? «Они солгали на Господа и сказали: нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода. И пророки станут ветром, и слова Господня нет в них; над ними самими пусть это будет».

       «Посему так говорит Господь Саваоф: за то, что вы говорите такие слова, вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих (Иеремии) огнем, а этот народ — дровами, а этот огонь пожрет их. Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. И разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься. И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их. И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты; потому что земля эта будет пустынею. И будут смерть предпочитать жизни все остальные, которые останутся от этого злого племени во всех местах, куда Я изгоню их».

       Но «скажи им, — продолжает Любвеобильный, обращаясь к Иеремии, в сердце которого читал Он, Всеведущий, тяжкую боль об участи братски любимого им народа, — скажи им: так говорит Господь: разве, упав не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?»— словами этими как бы желая и среди кары исторгнуть народ Свой из безнадежности.
       «Но они не послушали и не преклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего» (Иер.1,5—14,16—17;3,22;4,4;5,12—15,17;7,33—34; 8,3,4;7,24).

       Предупреждения, увещания и угрозы пророка приводили в ярость народ, возбуждаемый притом жрецами и лжепророками, и Иеремия повсюду подвергался жестоким преследованиям, но продолжал безстрашно проповедовать в собраниях народных и в храме, и у самого царского дворца.
       И предсказания его исполнялись, но это не вразумляло упорствующих в грехах и в неверии иудеев. Тогда снова излились угрозы Божии устами Его пророка. То было предвещание долговременного подчинения иудеев власти чужого царя, разорения Иерусалима, запустения всей страны Иудейской.

       И действительно, вскоре после того Иерусалим был осажден. Царь Навуходоносор послал войско против царя Иоакима, отказавшегося платить ему дань на основании уверений своих лжепророков, что скоро последует освобождение страны от чуждой власти. Нападение врагов совершилось так неожиданно, что в Иерусалиме не успели приготовиться к сопротивлению. Иоаким был убит, и труп его был выброшен за город, как это было предсказано Иеремией; более десяти тысяч пленных иудеев были уведены в Вавилон.
       Воцаривший вместо Иоакима Иехония тоже был уведен в плен царем Вавилонским, поставившим вместо него царем в Иудее Седекию. Седекия также совершал беззакония.

       Иеремия не переставал призывать всех к покаянию и угрожать царю и народу гневом Божиим. Но любвеобильное сердце его само сокрушалось бедствиям, предстоящим братьям его, и он молил Бога об отвращении их.
       И Милосердый Господь утешал его откровениями далекого будущего: «Так говорит Господь, — возвещает Иеремия, — народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля. Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся. Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться. Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их. Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую».
(Иер.31,2—3,9—10,12—13,25)

       Затем богодухновенный пророк в таинственном откровении прозревает и величайшее утешение мира — пришествие Спасителя: «Вот, наступят дни, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Иудином. В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: Господь оправдание наше!»

       Но и для Седекии увещания пророка оставались гласом вопиющего в пустыне. Иеремию же за обличения велел он бросить в глубокий тинистый ров. Погруженный в тину по самую шею, едва не погиб Иеремия, но, встретив защитника в одном из приближенных царя, Авдемелехе, был извлечен из ямы и отведен в темницу.
       Между тем слова его не замедлили исполниться. Иерусалим был осажден царем Вавилонским; жители подверглись всем мукам голода во время продолжительной осады, и наконец город был взят. Сыновья Седекии на глазах его были умерщвлены; сам же Седекия, которому выкололи глаза, был в цепях отведен в Вавилон. Храм в городе был разрушен, жители уведены в плен, Иерусалим опустел; во всей стране Иудейской остались лишь земледельцы да пастухи.

       «А о Иеремии Навуходоносор, царь Вавилонский, дал такое повеление Навузардану, начальнику телохранителей: возьми его и имей его во внимании, и не делай ему ничего худого, но поступай с ним так, как он скажет тебе. И послали и взяли Иеремию со двора стражи, и поручили Годолии, оставленному царем Вавилонским за князя земли Иудейской, отвести его домой. И он остался жить среди народа» (Иер.33,14—16;39,11—12,14).

       По преданию, пророк Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти (2Мак.2). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он уже не имел славы первого.
       Недолго оставался Иеремия в земле Иудейской; против воли своей он вместе с бывшим учеником своим, пророком Варухом, принужден был иудеями последовать в Египет, бежавшими туда из страха царского гнева за убийство поставленного над ними Годолии.
       Напрасно Иеремия советовал им оставаться в земле Иудейской, именем Божиим обещая безопасное пребывание здесь и угрожая страшными бедствиями в Египте по причине нападения на него Вавилонского царя; неисправимо упорные иудеи и в этот раз не послушали пророка и насильно увлекли его за собой в Египет.

       Здесь прожил он четыре года и успел возбудить великое уважение к себе в египтянах, видевших его святую жизнь и совершавшиеся по молитве его чудеса. И здесь продолжал пророчествовать Иеремия, и здесь ненавидели его иудеи, а когда он повторил предсказание об истреблении их в Египте, то они, в яростном негодовании, побили его камнями. А пророчество его исполнилось в том же году: Навуходоносор овладел Египтом и велел предать смерти всех бывших там иудеев.

       Пророк Иеремия написал книгу "Пророчеств", книгу "Плач" о разрушении Иерусалима и Послание. О временах, когда он жил и пророчествовал, говорится в 4-й Книге Царств (23,24,25), во 2-й Книге Паралипоменон (36,12) и во 2-й Книге Маккавеев (2). В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: "И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь" (Мф.27,9-10).

       Теперь остановимся на одной цитате из книги Иеремии, смысл которой подробно раскрывает протоиерей Андрей:
      
       «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер.6:16).

       Эти слова обращены, как видно, к людям идущим, но идущим не туда.
       Поэтому и сказано: «остановитесь на путях ваших». Идущий же «не туда» есть человек сбившийся, неправильно сориентированный. Видно навигатор не перезагружен. Нам это понятно. Незнакомые трассы, малоопытные водители, сложные развязки, большие скорости, психованная жизнь. Один случайный поворот руля – и человек унесся на много километров от назначенной цели. Нужно возвращаться, тратить время и нервы, искать правильный путь. В духовной жизни все тоже самое, только серьезнее.

       Во-первых, мы не перестаем идти, даже если сидим на месте. Сидишь в кресле, смотришь кино, и мысль твоя движется в сторону сюжета, хотя тело плотно влипло в обивку сиденья. Это значит, что вся внутренняя твоя жизнь движется куда-то, а потом, когда ты встанешь из кресла, и само тело твое пойдет туда, куда прежде совершила путешествие душа. Итак, смотришь ли новости, читаешь ли книгу, рассуждаешь ли о жизни вообще или об отпуске – в частности, всюду ты движешься. Иеремия говорит: «остановись».

       Зачем? Затем, что «знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс.1-6) Вдруг путь твой (то есть образ целой жизни твоей) есть путь нечестивых? Тогда погибать тебе непременно вместе с путем, который ты выбрал. И священная цитата на тему того, что Бог есть любовь, здесь не поможет.
       Целые страны и народы погибают за глупость свою и нечестие свое, и исчезают так, словно корова слизала их языком. Словно и не было их никогда. Даже сегодня совершается это, и лично я в это чуть ли не в окно наблюдать могу. Тебе ли одному, отдельно взятый человек, весящему меньше комара, не погибнуть вместе с путем, который ты выбрал, в случае, если путь этот ведет во дно адово? Остановись!

       Один захотел разбогатеть и ради этого готов горы свернуть (или кровушку пролить). Это – его путь. Все у него цели подчинено. Ему сказано: остановись, пока не поздно. Другой власти хочет. Третий человек, то ли по сопливости лет, то ли по крайнему маломыслию, решил уехать навсегда в ту страну, которая сегодня кажется ему Раем. И лишь об этом его ночные сны и дневные мысли, как у Остапа – о Рио. Это – путь.
       И выбравшему этот путь тоже сказано: остановись. Съезди на месяц туда, где для тебя - Рай. Поработай, пожуй чужого хлеба, погляди на чужой закат. Потом решишь, что дальше. И таких примеров множество. Все наши планы, мечты, весь страстный зуд и все алчные фантазии попадают под окрику пророка: Стой!

       Как много смысла в коротких приказах Бога! Ведь тот обман, который приводит в конце концов людей к жизненному краху и вечной погибели; который состоит на поверку лишь из двух компонентов – свинства и злодейства, –  весь этот обман кажется человеку в момент греховного одушевления «истиной в последней инстанции». Чтобы эту маску сорвать, нужно прислушаться к слову: «остановитесь на путях ваших».

       Далее не менее важное продолжение: «рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему».

       Рассмотрите и расспросите – не что иное, как раскройте глаза и уши, ибо смотрят глазами, а слушают ушами. Спрашивайте, думайте, всматривайтесь. Читайте, конечно. Задавайте обдуманные вопросы, и выслушивайте ответы, не перебивая. Ищите доброго пути, без капканов, без разбойников, без трупов по обочинам.
       Все это уже было в прошлом. Было в преизбытке. Жизнь не поменялась, и 5-й век от 21-го в глубине своей не отличается. Современность всего лишь тем отличается от древности, что обвешана цацками, а так – что пригород Сан-Франциско, что центр Содома – все едино.

       Если остановитесь и расспросите, если присмотритесь, и что доброе найдете, то «идите по пути». Вот к какому труду зовет нас Писание устами плачущего пророка.
       Но хотите ли знать, что говорится далее? «Но они сказали: "не пойдем". И поставил Я стражей над вами, сказав: "слушайте звука трубы". Но они сказали: "не будем слушать».

       После чего Бог, отвергнутый в советах, обещает: «Вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли» (Иер.6:19).

       Смотрите, что такое «пагуба». Это – «плод помыслов» тех, кто был уверен о себе, что хочет добра и стремится к счастью. Мы можем цитировать Иеремию, зная плачевную историю первенца Божия среди народов – Израиля.
       Но строки эти сегодня пишутся среди народа, который тоже обречен на горькую чашу за то, что сочинил себе свое гордое и примитивное счастье, не совпадающее с волей Божией.
       Исчезнет этот народ или нет – вопрос открытый, как в одну сторону, так и в другую. Но очевидно, что зло, пришедшее к нему есть «плод помыслов его». И останавливаться он не хотел, не хотел ни спрашивать, ни советоваться, ни всматриваться. Вот так, задрав штаны, помчался за «новым комсомолом» и уже подбежал к краю, и уже машет с разгону руками, балансируя на краю.

       Было время, после плохо выслушанных слов Иеремии ходили люди в окрестностях Иерусалима и посвистывали, говоря: «Надо же! Какой город был, а теперь одни руины!»

       Тема эта имеет повторение, и где вчера был мир и гордая мечта сыра о купании в масле, там сегодня – трупный запах и предчувствие катастрофы.
       И отчего же это? Оттого, говорит Иеремия, что «Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?» (Иер.5:30-31)

       Самые страшные здесь слова: «народ Мой любит это (всякое беззаконие)»

       Вот я и говорю: русские люди, не повторяйте чужих ошибок, ищите путей по истине добрых, читайте Писание с любовью и вниманием. И если увидите пустыню на месте когда-то цветущих городов, то смело ставьте там щит с напоминанием: «Здесь во время оно забыли Господа и строили земной рай».

       Тропарь пророку Иеремии, глас 2
       Пророка Твоего Иеремии память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

       Кондак пророку Иеремии, глас 3
       Очистив духом, великий пророче и мучениче, твое светозарное сердце, славнее Иеремие, пророчествия дар свыше приял еси и возопил еси велегласно во странах: се Бог наш, и не приложится ин к Нему, Иже, воплощся, на земли явился есть.

       Величание:
       Величаем тя, святый пророче Божий Иеремие, и чтим святую память твою,
ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

       СВЯТЫЙ ПРОРОЧЕ БОЖИЙ ИЕРЕМИЕ, МОЛИ БОГА О НАС.



Источник:
http://www.pravoslavie.ru/2954.html
http://www.pravoslavie.ru/71006.html
http://www.sedmitza.ru/text/1151995.html


Рецензии