О свободе

Свобода считается если не первостепенной, то одной из важнейших ценностей. К ней многие стремятся, её отстаивают, рискуя жизнью, а также о ней немало говорят. Вот и мне захотелось кое-что сказать о ней без претензий на исчерпывающую полноту и ясность.

Наивное и вульгарное понимание свободы — могу делать, что хочу. Однако не стоит спешить с насмешками, поскольку хотеть и иметь намерение добиваться желаемого это воля. Заметим, что приведённые здесь определения свободы и воли очень похожи, используют одни и те же слова. Недаром в русской речи свобода и воля считаются почти синонимами.

Благодаря Спинозе, многие знают ещё, что свобода — осознанная необходимость. По существу, здесь утверждается, что для обретения ощущения свободы требуется с помощью разума смириться с непреодолимыми (необходимыми) ограничениями. Разум говорит нам, что ограничения  необходимы, а потому мы не должны страдать из-за их существования, а значит и ощущать несвободу. Иначе говоря, если ты чего-то не можешь придумать или сделать, ощущая при этом несвободу, то откажись от цели, забудь о ней и твои мучительные ощущения скованности угаснут сами собой. В этом есть некоторый резон, и во многих случаях так и следует поступать. Христиане должны с этим согласиться, как я думаю.

Как же даётся нам свобода — через ощущение или осознание? Мы можем ощущать свободу или несвободу, но разум не может смириться с несвободой, даже если он осознаёт объективную непреодолимость каких-то границ, а потому он пытается как можно детальнее проанализировать понятие свободы (объясните мне, я пойму, соглашусь и смирюсь, то есть откажусь). Это выразилось в большом объёме философских работ в области морали.  Однако понимание свободы, как бы ни было это  интересно для разума, не может сделать нас свободными, если мы ощущаем себя несвободными. Иначе говоря, нельзя стать свободным одной лишь силой мысли, хотя европейская философия, главным образом, пыталась доказать обратное. Это похоже на практику психоанализа (фрейдизм), где объяснением и другими потугами разума мы пытаемся навести порядок в чувственной (психосоматической) сфере. Однако я держусь того, что сколько ни говори «халва-халва», во рту не станет сладко.

Мне ближе следующее определение свободы. Если мной овладевает страх, то я чувствую себя несвободным. С другой стороны, если нет страха, то я ощущаю себя свободным. Таким образом, свобода это отсутствие страха. Как поётся в одной известной песне: «я свободен, я забыл, что значит страх».


Рецензии
Прошу прощения за мои собственные ассоциации по прочтении Ваших философических строк.))
Вот лежу я, допустим, в стельку пьяный и ощущаю блаженство, окутанный раскачивающейся действительностью... Страха нет никакого! Свободен я?! Да ни черта!!! Встать не могу. Голову повернуть не могу. Могу только пошевелить большим пальцем правой ноги, который торчит в дырке носка... А телефон, что лежит на столе между бутылкой и тарелкой звенит и звенит! Я точно знаю, что это ОНА! Я так нестерпимо хочу ей прокричать: "Приди, любимая! Я умираю без тебя!"
А не в силах даже палец убрать из дырки... Страха нет. Только стыдно, что носки дырявые.

Николай Львов 4   01.09.2016 17:02     Заявить о нарушении
Уважаемый Николай! Спасибо за ваши ассоциации, которым можно было бы сыскать место и в моей статье. Пока у вас не появилась потребность шевелиться вы испытывали, как сами сказали, блаженство и отсутствие страха. До этой потребности вы и были свободны. Я не говорил, что свобода есть способность реализовать всё, что мне надо. Свободным может быть и безногий, и его ограниченность в беге и прыгании есть только лишь ограниченность в перемещении в пространстве, а несвобода. Ведь мы, люди, не считаем улитку несвободной из-за того, что она уж очень медленно ходит. Несвобода возникает тогда, когда я не только хочу и могу, но не делаю. Почему не делаю, если могу? А потому, что несвободен, то есть мне страшно. Причины страхов - другая тема. О свободе многие писали, почти все ею дорожат, а что она такое - вряд ли кто понимает. Поэтому слово "свобода" это название некоего ощущения, подобно чувству любви. И разум, заточенный на анализ, может здесь скорее смутить нас, чем обогатить приближением к истине.
Желаю дотянуться до телефона и прокричать любимой, что хочется. Тогда и страх и стыд покинут ...

Дунаев Вадим   01.09.2016 18:03   Заявить о нарушении
Спасибо.)) А мне нравится эта мысль: ЧУВСТВО свободы сродни чувству любви!Тем более, что за ней неминуемо следует и другая: СВОБОДА ЕСТЬ ИЛЛЮЗИЯ!
Кстати точно такая же как уверенность, что любимая женщина может тебя освободить от алкогольной зависимости.))))
Всего Вам доброго! Зайду ещё в гости. Может чего и сообразим...

Николай Львов 4   01.09.2016 18:20   Заявить о нарушении