Принципы оценки религиозности

Существуют различные уровни религиозности и, соответственно, различные религиозные течения и традиции, придерживающиеся только своих целей и задач. Поэтому обыкновенному человеку очень трудно определить, чем, кроме внешних атрибутов, они отличаются друг от друга, и какое из них предпочтительнее. Поэтому очень важно выявить принципы оценки истинной религиозности. Принципами оценки любого религиозного образования является его цель и чистота устремлений, служащих для реализации этой цели.
Как было сказано выше, общей целью всех религий является восстановление утраченной связи с Господом и возвращение душ живых существ обратно к Богу. Это является единой основой всех мировых религий. Поэтому критерием любого религиозного течения, или религиозной деятельности человека на земле является то, насколько близка их устремлённость к этому требованию.
Восстановление утраченных взаимоотношений с Господом возможно только в служении Ему. Однако на практике человек приходит в религию совсем по другой причине. Например, одному нужно материальное богатство, другому – удовлетворение своих ненасытных чувств, а третьему – чтобы Господь избавил его от страданий. Зачастую Господь выполняет эти желания, но они направлены не на служение Господу, а только на удовлетворение эгоистических, материальных устремлений людей. Такая религия является мирской, не соответствующей критериям истинной религии.
Бог создал материальный мир и каждый его элемент самодостаточными, так, что они могут существовать без каких-либо дополнительных усилий или вмешательства извне. Все живые существа могут жить настолько гармонично, что к этому не нужно ничего добавлять или отнимать, и не нужно прилагать никаких дополнительных усилий. Потому что всё на свете создано Абсолютом, поэтому все они абсолютно идеальны!
Никакой изъян не присущ Абсолюту! Тогда возникает вопрос. Зачем с помощью духовной практики пытаться получить то, что уже дано Господом?! Для того чтобы это понять, нужно духовное знание. С помощью него любой человек может увидеть, – кто же виноват в возникающих проблемах? Можно найти простой ответ на все сложные вопросы жизни! Причиной всех бед является отделённость от Источника Творения.
Божья воля является самым возвышенным и подлинным интересом живого существа, но нас уносят вдаль от него отдельные, ограниченные интересы: семейные, национальные, общественные или какие-нибудь ещё. Но перед безграничным всё это – лишь ничтожно малая часть, а мы только тем и заняты, что преследуем подобные мелкие, частные цели, теряя устремлённость к Всевышнему.
Ведь устремлённость является одним из главных условий духовного развития, поэтому в любой религиозной традиции ей уделяется особое место. Например, в исламе она обозначается арабским словом «ихсан». Ихсан – это совершение богослужения с такой искренностью и ответственностью, с таким усердием и вниманием, как будто мы видим Аллаха. Ведь Аллах видит и слышит нас, хотя мы Его и не видим, Он знает все наши мысли и намерения.
Современные адепты Аллаха в большинстве своем не признают представителей других религий мусульманами, точно так же, как большинство христиан не признаёт мусульман преданными христианами. Различные религиозные конфессии созданы последователями пророков, хотя они сами не создавали новых религий, а всего лишь восстанавливали изначальную вечную религию.
Возникает вопрос, почему так получается, что, хотя пророки и не говорили о новой религии, на земле появилось множество религиозных течений, и их представители не могут найти общего языка, постоянно ища противоречия в других вероучениях, и враждуя друг с другом? Более того, в каждой религии возникает много течений, не признающих друг друга.
Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно понять природу самой религии в материальном мире и то, как влияет на неё материальная природа. Это даёт возможность понять причины падения истинной религии на мирской уровень и процесс деградации её духовных основ.

Глава 4. Причины деградации религии

Причиной деградации религии является то, что под влиянием материальной природы забывается её главная цель, и внимание человека постепенно отрывается от духовной реальности, направляясь к реальностям материальным. При этом устремлённость к духовности падает, уступая место различным материальным интересам. Эти бесчисленные обособленные интересы сталкиваются друг с другом и ещё больше загрязняют душу, запутывая её в лабиринтах материальной жизни.
Ведь кто стремится к истинной цели религии, должен оставить свои так называемые особые интересы, выйти на свет из тьмы невежества и постараться исполнить своё предназначение частицы, живущей ради целого. А религия и есть то, что даёт возможность живым существам исполнить своё предназначение как частицы целого, выполнить свой вечный долг, находясь в материальном мире. Удовлетворение Господа – общее требование для всех живых существ. Служение Господу является главной деятельностью каждого.
Но большинство людей находится между чистым преданным служением Господу и служением самому себе. Уровень служения зависит от их погружённости в материю. Таким образом, вечная духовная религия спускается на мирской уровень.
Внутренняя сущность религии в материальном мире покрывается материей. Толщина же покрытия зависит от уровня погружения людей в материальные интересы.
Живые существа, практикуя истинную религию и полностью предаваясь воле Господа, проявленной в материальном мире, могли бы приблизиться к Источнику и, в конце концов, вернуться домой, к Нему. Однако под покровом материи они начинают забывать своё изначальное положение и предписанный долг перед Богом, поэтому постепенно перестают Ему служить. Когда внимание людей направлено не на Бога, а на удовлетворение личных интересов, вера уменьшается, а духовность падает. В таком состояний люди теряют милость Господа и попадают под влияние материальной природы.
Одна внешняя форма религии, без её внутренней сущности, не даёт духовного прогресса. Религиозная конфессия, которая подменяет духовность материальными интересами, распадается и в конечном итоге исчезает в небытие – её проглатывает более молодая или более сильная религия. За историю человечества многие религиозные традиции исчезли по этой причине. В этих традициях вера в Бога постепенно уменьшалась, приводя религию к упадку и внося раздробление.
Этот процесс можно наблюдать на примере мировых религий в современном мире. Они постоянно меняются, разделяясь на части. Например, в христианстве разделение на православие и католичество произошло в 1054-м году [18]. Причины этого кроются в культурных, социально-экономических и политических различиях, а также верованиях, которые не связаны с истинно духовными целями.
Так в христианстве появились две различные ветви. Западная церковь стала называться римско-католической, в которой языком канонов стала латынь, а Восточная – греко-православной, в которой каноны написаны на греческом языке.
В XVI веке в Западной Европе между появляющейся буржуазией и властвующим феодализмом возникли противоречия. Эти противоречия сильно повлияли на католическую церковь. Было создано новое движение, так называемая «реформация», возглавляемое Мартином Лютером, и направленное против перегибов и злоупотреблений католической церкви. Так появилось ещё одно течение христианства – протестантство. А протестантство со временем из-за политических и экономических ситуаций разделилось на множество мелких течений, то есть, появились различные изменённые проявления внешнего христианства, хотя учение Иисуса Христа при этом почти не изменилось, то есть, внутреннее проявление религии осталось тем же.
Таким образом, в христианстве до сих пор продолжается разделение и «разбавление».
В исламе наблюдается подобная ситуация. Единый ислам после ухода пророка Мухаммеда разделился на два течения, последователей которых стали называть суннитами и шиитами. Шииты, в свою очередь, разделились позднее на различные группы. Однако все они считают, что после пророка Мухаммеда достойным халифом (главой исламской религии) является родственник пророка Али ибн Абу Талиб и его потомки. Шииты считают, что непосредственные последователи пророка по несправедливости не дали возможности стать Али халифом. Точка зрения их противников суннитов такова, что халифом мусульман может стать не только потомок пророка Мухаммеда, но и любой магометанин, лишь бы он соответствовал этому посту по качествам.
Поэтому шииты не любят суннитов, и наоборот. Они находятся в постоянном противоречии и противостоянии, что привело к ряду войн между мусульманами. В современном мире противостояние между суннитами и шиитами проявилось, например, в недавней войне в Ираке в 2010 г. и в 2013 г. Из-за военных столкновений между ними произошло много разрушений и погибло много людей. То есть из истории христианства и ислама хорошо видно, что на современный институт религии влияют не столько духовные потребности, сколько материальные желания. А они постоянно меняются, поэтому и изменению религий нет конца.
Пророк Мухаммед не зря предрекал: «Очень скоро моя община разделится на семьдесят с лишним группировок, и лишь одна из них спасётся».
Итак, внешние проявления религии могут не только изменяться, но и исчезать со временем вообще.
Например, в своё время существовали мощнейшие религии, такие, как манихейство, зороастризм, тенгрианство, религия Древнего Египта, Древнего Рима и другие. Манихейство возникло в Средней Азии, оно охватывало огромные пространства и существовало много веков. Зороастризм был религией великого Сакского государства персов и не только просуществовал более тысячи лет, но оказал своё огромное влияние на такие современные религии, как ислам, христианство и иудаизм. Тенгрианство было религией древних тюрков, но сейчас оно на грани исчезновения.
Как видим, большинство из старых религий в настоящее время исчезли, а некоторые могут вот-вот исчезнут.
Итак, в материальном мире в зависимости от времени, места и обстоятельств внешние проявления религии, так же как и само творение, постоянно меняются. Как и все материальные проявления, они временны – появляются и исчезают, тогда как внутренняя сущность, то есть вера и духовность остаётся неизменной. Как вечная душа оставляет своё старое тело и получает новое, так и вечная внутренняя сущность религии тоже оставляет свою внешнюю оболочку и получает новую, проявляясь на Земле как новое религиозное образование. Таким образом, религия в человеческом обществе никогда не исчезнет, а только будет менять оболочку, проявляясь в различных формах.
В материальном мире из-за осквернения чувств религия часто воспринимается в усеченном, нецелостном виде. Большинство людей принимают религию по её внешнему проявлению. По их понятиям, если человек ходит в мечеть, значит, он – мусульманин, а если ходит в церковь, значит, – христианин. При этом у них нет понятия об истинной сущности религии, то есть о внутреннем её проявлении.
Такое поверхностное понимание религии в современном обществе является бичом духовности, причиной разногласий и противоречий.
При определённых исторических обстоятельствах в создании религиозных образований могут участвовать сами основатели религий. Часто после их ухода в иной мир различные способы поклонения создаются последователями. В христианстве основные догмы и атрибуты религии создавались и утверждались только в IV веке нашей эры, то есть, через несколько веков после ухода Иисуса Христа. В исламе пророк Мухаммед сам сыграл большую роль в создании главных догм и способов поклонения, и эта традиция была продолжена после его ухода. Буддизм, окончательно как религия, сформировался после ухода самого Будды только через 200 лет во время правления царя Ашоки, поэтому основные положения буддизма были разработаны его последователями. По различным причинам буддизм был разделен на махаяну и хинаяну. Буддизм в Китае распространился в I-III веках нашей эры, и под влиянием синтеза с местной религией появилось новое течение – чань-буддизм. Позже в Японии появился дзен-буддизм, а в Монголии и Тибете – шаманизм и ламаизм.
Религиозные догмы, как и материальные тела, со временем меняются. Это порождает расколы религиозных течений, новые религиозные направления, как это видно из истории христианства, ислама и буддизма.
Отождествление религии с её внешним проявлением подчиняется законам двойственности материальной природы. Поэтому такое понимание религии естественным образом приводит к противоречиям и бесполезным философским спорам. Противоречия между религиозными конфессиями нередко становятся теоретической базой для различных политических сил, борющихся не за духовность, а за свои корыстные интересы, а также могут быть оправданием и духовным оружием терроризма и войн, что и наблюдается в современном мире.
Жизнь без религии – это жизнь дикаря. Собственно человеческая жизнь начинается с религии. Еда, сон, оборона и размножение – четыре вида деятельности, которым следуют и животные, и люди. Но религия является особым видом, который свойственен только человеку. Без неё человеческая жизнь ничуть не лучше животной. Поэтому в каждом человеческом обществе есть та или иная форма религии, которая, исходя из вечных взаимоотношений человека с Богом, ведёт его к самопознанию.
На низших ступенях человеческой цивилизации постоянно идёт борьба за господство над материальной природой, и не прекращаются усилия, направленные на удовлетворение своих чувств и желаний, что сопряжено с соперничеством за место под солнцем или в тени. Движимый таким сознанием, человек рано или поздно обращается к религии как к союзнику, помогающему победить. Преследуя материальные цели, он совершает благочестивые действия или религиозные обряды. Но если материальных целей можно достичь иными способами, то так называемую религию забывают.
Преуспевающие экономически люди теперь не слишком интересуются религией. Во многих странах мечети и храмы практически пустуют, наполняясь лишь несколько раз в году во время праздников типа Пасхи или Ораза-айта. Люди к религии обращаются ради экономической выгоды. Нередко случается, что человек, который неоднократно потерпел неудачу в погоне за чувственными наслаждениями, позже начинает задумываться о спасении, пытается удостоиться прощения от Бога, ходит в храмы.
Внешнее проявление религии предписывает правила и ограничения, регулирующие четыре вышеупомянутых вида деятельности. Соблюдение их даёт возможность избежать ненужного соперничества в удовлетворении чувств. Но истинная религия, которая является служением Господу, выше любой материальной деятельности. Она полностью духовна.
Человек, принимающий только временное внешнее проявление религии, попадает под влияние материальной природы и отождествляет себя с материей, то есть, с телом, поэтому для него нет ничего после смерти, и судьба ведёт его к неминуемому концу существования. Он полагает, что умирает навечно.
Итак, истинная религия под действием материальной природы со временем теряет свою изначальную сущность. Это похоже на то, как сообразно месту и обстоятельствам любой спектакль принимается зрителями по-разному. Если спектакль, скажем, будет представлен в Большом Театре Москвы, то у людей сложится одно впечатление от него, а если в качестве зрителей будут народы, культура которых ещё не развита должным образом, то впечатление от него будет совсем другим. Точно так же, в любой религиозной конфессии имеются различные слои духовного развития в зависимости от открытости сердца людей, олицетворяющих эти слои, – от мирского уровня мышления до чистой преданности Богу. В любом течении есть святые, обладающие высшим сознанием, и простые миряне с ущербным мышлением.
То есть люди с различными уровнями сознания принимают религию по-разному.
Есть следующая суфийская притча.
Один человек попросил огнепоклонника принять ислам и стать мусульманином. Тот ответил, что если ислам – это то, чему следует Баязид, у него не хватит смелости стать мусульманином, а если ислам – то, что практикует этот человек, то у него нет веры в такой ислам [4].
В этой притче можно увидеть различные духовные уровни, не зависящие от вероисповедания. Огнепоклонник (зороастриец, мусульмане их называют огнепоклонниками) осознаёт и искренне восхищается высоким духовным уровнем великого суфия Баязида, но огорчается низким уровнем сознания человека, который разделяет религию по внешнему признаку и так порочит свою религию перед другими. Притча демонстрирует, как возвышают религию те, кто находятся на вершине преданности и как её же унижают невежественные представители вероучения.
Из этого короткого обзора мы видим, что с течением времени под действием материальной энергии Господа религия приходит в упадок, а безбожие торжествует, сея страдания и разрушение. Именно тогда по милости Господа приходят на землю Его различные представители, пророки, чтобы восстановить вечную религию.
Время, деятельность, характеры людей изменчивы, поэтому, чтобы вновь восстановить изначальную истину, к человечеству приходят от неизменного Господа Его представители. Эта истина доказывается всей историей.


Рецензии