Глава 23 жизнь студента

Глава 23  ЖИЗНЬ СТУДЕНТА


Во время учёбы на третьем курсе, он хорошо запомнил Бориса Спасского, знаменитого гроссмейстера по шахматам, который учился на отделении журналистики и с которым они часто здоровались. Несмотря на свою славу, Борис был очень простым человеком в общении, приветлив ко всем студентам и пользовался огромным успехом у девушек с филологического факультета. Одет он был в белоснежные нейлоновые рубашки, которые в те времена были писком мужской моды. Борис обычно появлялся на факультете во время осенней и весенней сессий; в течении года он разъезжал по шахматным турнирам. Впоследствии Борис уехал во Францию.
Другой знаменитостью в те годы учёбы в Университете была певица Эдита Пьеха, солистка ансамбля «Дружба». Уже в то время она  была очень популярна.


          Культурная жизнь в студенческие годы тех времён была насыщена походами в театры, концерты, музеи, картинные галереи. На третьем курсе Илья дружил с Женей  Мороз, с которой он  проводил  много времени. Тут вопрос о будущем не вставал, они просто вместе ходили на галёрку в театры, гуляли по вечернему Ленинграду. Женя училась на втором курсе английского отделения ЛГУ.

Илья жил на мизерную стипендию на всех курсах. Никто ему не помогал. Его однокурсники знали, что он бывший детдомовец. На втором курсе Мила Мозговая предложила ему обучать английскому языку мальчика Колю, пятиклассника, сына знакомой её матери. Илья по рекомендации Милы пришёл к родителям Коли, которые жили на улице Кропоткина, и стал заниматься с ним. В школе Коля изучал немецкий язык, но его мать хотела, чтобы он знал английский язык. Коля делал большие успехи в английском. На одном из уроков, когда они читали книгу «Алиса в стране чудес», чуть не случился пожар в их квартире. Вдруг загорелся абажур настольной лампы прямо перед ними. Пламя чуть не перекинулось на шторы. Коля в оцепенении отпрянул назад, а Илья, мгновенно схватив китель Колиного отца, висевший на спинке стула, накинул  его на горящий абажур. Занятие продолжилось.
Жизненные пути Ильи и Коли пересеклись через тринадцать лет в 1970 году. Коля учился тогда в аспирантуре и, узнав, что Илья приехал из ГДР и живёт в Ленинграде, попросил снова заниматься с ним английским языком, что и было сделано. Коля был вторым удачным учеником, с которым занимался Илья.
Первым, кого Илья натаскивал в английском языке в 1955 году, был восьмиклассник Владик, племянник завуча детского дома №8 города Тамбова Антонины Ивановны. Владика оставили на осень по английскому языку. Он приходил на дачу детского дома в июле и августе, и будущий десятиклассник обучал будущего девятиклассника английскому языку. Через много лет Антонина Ивановна сообщила Илье, что Владик закончил Институт международных отношений и работает с английским языком в русском посольстве в Англии.
Но были и неудачи. По рекомендации той же Милы, Илью пригласили обучать пятерых десятилетних мальчиков, которые учились в английской школе. Все они жили в одном здании на Петроградской стороне, и их родители знали друг друга. Плата за урок за пятерых была как за одного. Это были настоящие сорванцы. Вместо того, чтобы репетировать этих учеников по их же учебникам, Илья давал им задания по другому материалу. Они не выполняли ни его, ни школьных заданий,  и хватали  в школе двойки, так что родители с Ильёй расстались, а он сделал для себя выводы, что не надо загружать детей дополнительным учебным материалом. Репетиторство продолжалось до четвёртого курса. Но денег не хватало. Приходилось есть дешёвые комплексные обеды в студенческой столовой, питаться в общежитии скудной пищей, хранившейся между окнами, которую порой съедал Валера Окунев, студент с отделения журналистики. Белокурый, с взъерошенными волосами Валера, как и Илья, был тоже вечно голодным. Когда Илья, сунувшись к окну, не находил свою еду и возмущался, Валера обычно говорил: «Сегодня твоё — завтра моё». Но у него никогда ничего не было. В целях экономии на третьем курсе Илья решил готовить пищу — завтраки и ужины — на кухне общежития на Симанской улице Васильевского острова. Жившие в то время в Ленинграде многочисленные китайские студенты не ходили в столовые, они питались в помещении, где были просто столы и титан с кипятком. Китайцы обычно бросали содержимое сырого яйца в стакан кипятка и ели сваренные яичные хлопья. Холодильников в общежитии не было. Однажды Илья, сварил манную кашу на воде, добавив в неё сало. Каша простояла в комнате на полке сутки и после того, как Илья съел её холодной, через два часа он получил такое пищевое отравление, что его в муках госпитализировали. Студент-китаец, живший в одной комнате с Ильёй, до приезда скорой помощи, массажировал ему икры ног, которые сковывали судороги.
В середине второго курса старший преподаватель английского языка Екатерина Дмитриевна Теннер перед уходом на пенсию предложила инсценировать пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион». Распределили роли. Илье досталась роль полковника Хиггинса. Каждый участник учил свою роль. Репетиции проходили регулярно; в конце учебного года пьеса была поставлена в кинозале филологического факультета, вместившим сотню зрителей.

Пятый курс ознаменовался великим событием — запуском Юрия Гагарина в космос. На Симанской улице Илья, корпея в читальном зале общежития над дипломной работой 12 апреля 1961 года, услышал в коридоре крики «Ура! Ура! Ура!» и неимоверную беготню студентов. «Ура Гагарину!» Для всех Юрий Гагарин стал олицетворением мужества и героизма.
Из всего периода учёбы в ЛГУ больше всего врезался в память Илье второй курс: поездка на целину, демонстрация на Дворцовой площади, начало обучения школьников английскому языку уже будучи студентом и постановка «Пигмалиона».


Рецензии