Знакомьтесь, Володин!

Александр Володин
Первая публикация: Сборник «Моя Петроградская сторона», Санкт-Петербург, 2009 г.


Питерская осень. Тонкий аромат опавшей листвы. Тёплое нежно солнце. Ярко-жёлтые пятна на старинных Петроградских фасадах. Душистая пыль, мягкий ветер, шорох листвы под ногами. И что-то родное, родное. Родное…. Удивительно, как странно здесь течёт время! Оно не остановилось, не идёт назад, но почему-то, когда идёшь по петроградским улицам, кажется, что вот тут оно – время не такое, как везде. Оно будто хранит в своём необъятном полотне частички прошлой мечтательной жизни, до которой так легко дотянуться душой. Нужно только остановиться, отвлечься хоть на минутку от нашей будничной суеты, подойти к какому-нибудь старинному дому и вслушаться в то, что он говорить. А рассказать эти дома могут очень о многом. Так, если вы, прогуливаясь по Большой Пушкарской, остановитесь около дома 44, то увидите беломраморную табличку, на которой выбит профиль замечательного драматурга, поэта и писателя Александра Володина.


В этом доме были созданы такие душевные произведения, как «Пять вечеров», «В гостях и дома», «Старшая сестра», «Идеалистка» и многие другие, хорошо знакомые нашим мамам и бабушкам. К сожалению, моё поколение мало интересуется драматургией второй половины прошлого века. И к моему великому стыду, я сама познакомилась с творчеством Володина совсем недавно, после того как увидела мемориальную табличку на доме, где он жил. А ведь это очень неправильно! Неправильно, потому что Володин создал ряд произведений, способных, как ни громко это звучит, изменить, ну, если не жизнь человека, то, по крайней мере, затронуть самые тонкие и сложные струнки в его душе.  Только поистине гениальный человек мог увидеть в злой, скудной и несправедливо жестокой реальности лик истинной красоты и естественности. Он не смотрит на свою эпоху сквозь розовые очки и не изливает на бумаге скорбь о судьбах своего поколения. Он просто пишет о действительности. О том, что есть в жизни каждого человека, о том, что было и в его собственной непростой жизни. Так, описанный в «Пяти вечерах» эпизод прощания перед войной, - повторение его прощания со своей будущей женой. Созданные Володиным женские образы продолжают прекрасную галерею образов, созданных Пушкиным, Тютчевым, Толстым.


Мне кажется, что он, как никто другой, близок той вечной нити русской литературы, которая в разные эпохи переливалась то золотыми, то серебряными оттенками. Для меня Володин – это классик. И ещё мне кажется, что из всех русских писателей всех эпох он самый близкий и самый понятный народу.
Если мы посмотрим на портрет Александра Моисеевича, то увидим человека со слегка виноватой улыбкой (современники отмечали, что он был очень стеснительным), с глубоко посаженными добрыми глазами, со спокойным и доверчивым выражением лица. О характере Володина мы можем узнать из сборника воспоминаний его современников – коллег, родственников, близких друзей. Книга «Первые воспоминания» вышла в 2004 году, к 85-летию со дня рождения драматурга.


В Санкт-Петербурге регулярно проходит фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина. В его рамках самые разнообразные театры России выносят на суд зрителей свои интерпретации нестареющих володинских пьес. Конечно же, на одной страничке невозможно описать такое удивительное явление в русской литературе, как творчество Володина. Да и стоит ли? Разве может бумага отразить те громадные эмоциональные волны, разливающиеся внутри человека, прочувствовавшего ту атмосферу неподдельной любви, искренности и естественности, которую создаёт в своих пьесах Володин.


Как необычно тёплым осенним вечером проходить мимо знакомого дома 44 и думать, что в каком-то похожем месте жили уже родные тебе герои Володина, и что вот здесь жил этот гениальный человек. Поднимался по этой вот лестнице, останавливался у этого окна! А когда смотришь на выгравированный профиль, то кажется, что Володин и не покидал это место, потому что здесь осталось что-то такое, что озаряет лицо путника искренней, немного грустной улыбкой, будто в нём в эту минуту отражается дух великого драматурга.

Анастасия Попова, студия журналистики «Золотое КРЫЛьцо»


Рецензии