Познание мира-2

                Познание мира-2

Но критический идеалист может зайти так далеко. Что скажет: « Я заключён в мир моих Представлений и не могу из него выйти. Когда я мыслю за моими представлениями какую-либо вещь, то эта мысль также ничто иное как лишь моё Представление.»

Подобный идеалист будет тогда или совсем Отрицать вещь в Себе, или по меньшей мере заявит, что она вещь не имеет для человека никакого значения, то есть то же самое, как если бы НЕ существовала, так как мы ничего не можем знать о ней. ( от меня: речь о духе предмета).

Такого рода критическому идеалисту  весь мир является лишь  Сновидением, по отношению к которому всякое стремление к Познанию Было бы просто бессмысленным.

Для критического идеалиста могут существовать только два рода людей: 1) предубеждённые, считающие ткань своих собственных сновидений за действительные «вещи», 2) и мудрые , которые прозревают ничтожество этого мира сновидений и должны постепенно потерять всякую охоту заботиться о нём.

Для этой точки зрения и собственная личность может стать просто грезящимся ОБРАЗОМ. Как среди образов сновидений появляется наш Собственный ОБРАЗ, так и в бодрственном сознании к Представлению внешнего мира Присоединяется Представление Собственного «Я». Тогда нам даётся в Сознании не наше Действительное «Я», а только наше Представление о «Я».

Таким образом, тот, кто отрицает существование «вещей» или по меньшей мере возможность нам что-либо знать о них, тот соответственно должен отрицать также и существование Познания собственной личности. Критический идеалист приходит тогда к утверждению: « Всякая реальность превращается в удивительный сон без жизни, которая снится, и без духа, которому снится; в сон, состоящий из сна а самом себе» ( сравните фихте « Назначение человека».

Безразлично, предполагает ли человек, признающий непосредственную жизнь за сновидение, что за этим сновидением ничего более не таится, или же он относит эти свои Представления к неким реальным вещам. Сама жизнь должна потерять для него всякий научный интерес. Между тем, как для человека, думающего, что доступная нам вселенная исчерпывается сновидением, всякая наука есть нелепость, для другого, Считающего себя вправе из Представлений заключать о«вещах», наука будет состоять из Исследований этих «вещей в себе». Первое воззрение на мир может быть названа абсолютным Иллюзионизмом, второе воззрение наиболее последовательный его представитель, Эдуард Фон Гартман, называет «тренсцендентальным реализмом».

Оба эти воззрения имеют с наивным реализмом то общее, что они пытаются обрести твёрдую  почву  в мире посредством исследования ВОСПРИЯТИЙ. Но в пределах этой области они нигде не могут найти твёрдой точки опоры.


Рецензии