Выполнение долга

С появлением на свет у живого существа возникает множество долгов, которые оно должно отдать обратно. К ним относятся долги перед родителями, супругой, детьми, обществом, государством, нацией и всем человечеством, а также полубогами, дающими тепло, свет, дождь и так далее. Конечно, самый большой долг – долг перед Всевышним, источником всех благ. Нужно вернуть все эти долги – иначе путь к высшим мирам закрыт перед душой. Поэтому выполнение всех этих долгов твердо закреплено в народных традициях и обычаях. Они дают возможность каждому выполнить свой природный долг без особых размышлений и раздумий. Безупречное его выполнение даёт возможность жить в гармонии с природой и бытием, что открывает дверь в высшие миры. Например, в народе говорят, что ворота в рай лежат у стоп родителей, подчеркивая важность заботы о них. Поэтому сохранение народных традиций и следование им, является чрезвычайно важным делом в развитии не только каждого человека, но и всей нации и государства.
Гармония в обществе, а значит и развитие человечества возможны только тогда, когда каждый, находясь на своем месте, полностью выполняет свои природные и общественные обязанности.
Быть тем, кто мы есть в обществе, – главная задача жизни. Нельзя отказываться от трудностей, их нужно смиренно принимать и действовать соответствующим образом. Это земной урок для души, смысл которого заключается в том, чтобы научиться побеждать инстинкты тела, призывающие к выживанию.
Более того, мы участвуем в процессе развития других живых душ, которые соприкасаются с нами и, в конечном итоге, формируют весь материальный мир. Поэтому мы должны выполнять свои предписанные земные обязанности честно и не роптать на несчастную жизнь, а стремиться получить максимальную пользу из невыгодной сделки, помогая всем.
Конечно, есть различные уровни выполнения долга. Она начинается от осознания себя частью материального мира, а если более точно – физического мира. К ним относятся семья, народ, государство, и включая человечество постоянно расширяется. Самая высшая уровень выполнение долга, конечно, это осознанное преданное служение Богу. Это дает возможность получить максимальной пользы от земной жизни. Мы должны понять и убедиться, что мы находимся не в своём доме, что наше истинное место – в духовном мире, и мы должны стремиться вернуться туда – обратно домой.
Начальный этап духовного восхождения состоит в исполнении ближайшего, очередного долга. Приобретая силу, так мы постепенно достигаем наивысшего состояния. При этом характер деятельности никакой роли не играет. В связи с этим, приведём одну ведическую притчу.
Один молодой отшельник удалился в лес: там он размышлял долгое время, молился и занимался Йогой. После многих лет упорного труда и суровой жизни, он сидел раз под деревом. Несколько сухих листьев упали ему на голову. Подняв глаза, он увидел ворону и журавля, вступивших в драку на верхушке дерева. Это его очень рассердило. Он сказал: «Как, вы смеете бросать сухие листья мне на голову!». Когда он при этих словах с гневом взглянул на них, из него вырвался как бы язык пламени, который сжёг обеих птиц, превратив их в пепел. Он был в восторге от этого проявления своей силы; он одним взглядом мог сжечь птиц. Некоторое время спустя ему пришлось пойти в город просить милостыню. Он подошёл к одной двери и сказал: «Мать, дай мне пищи». Голос изнутри ответил: «Подожди немного, сын мой». Молодой человек подумал: «Ах ты, скверная женщина! Как ты смеешь заставлять меня ждать? Ты не знаешь ещё моей силы». Но тут снова послышался тот же голос: «Молодой человек, не превозносись! Здесь нет ворон». Он удивился. Подождать ему, однако, ещё пришлось. Наконец, женщина вышла; он бросился к её ногам и спросил: «Мать, как ты это узнала?». Она ответила: «Сын мой, я не знаю вашей Йоги и твоих упражнений. Я самая заурядная женщина. Я заставила тебя ждать, потому что муж мой болен, и я ухаживала за ним. Всю мою жизнь я всеми силами старалась исполнить свой долг. Когда я была девушкой, я исполняла свои обязанности по отношению к родителям; выйдя замуж, я исполняю свой долг по отношению к мужу; вот и вся моя Йога, но по мере того как я исполняла свой долг, на меня сходило просветление, поэтому я и могла прочесть твои мысли и знала, что ты сделал в лесу [6].
Это очень хороший пример, показывающий то, что духовное просветление не зависит от рода занятий или способа духовной практики, а зависит от усилий, направленности внимания и мотива своих обязанностей. Суть заключается в том, что при полном сосредоточении на своей деятельности, формируется однонаправленность ума. Все мысли и внимание направлены на одну цель, поэтому духовная сущность человека тоже следует за ними и очищает всё, с чем она соприкасается. И сам человек, и даже другие личности, контактируя с этими объектами, очищаются. Так любая деятельность превращается в духовную практику.
Для осознанного проживания жизни любое дело нужно делать очень внимательно и осознанно, как высшую молитву. Очень важно осознавать каждое своё действие, мысль и слово, связывая их с Высшей Реальностью. Так в этом рассказе женщина, будучи цельной натурой, осознанно исполняла своё дело бодро, и в результате она стала просветлённой. Это ясно доказывает, что правильное исполнение обязанностей во всяком положении при отсутствии пристрастия к результатам приводит нас к достижению высшего совершенства души – освобождению. При осознанной жизни характер деятельности не имеет значения – любая деятельность превращается в технику реализации души.
При правильном соблюдении традиций можно семейную жизнь превратить в религию. На Востоке эти традиции сохранились с давних времен, и действуют по сей день. В семье у каждого есть свой природный долг, и выполнение этого долга является необходимым условием благополучия семьи и, соответственно, развития всех её членов. Например, у жены есть свой долг – долг перед мужем, а у мужа – свой. Как мы видим из этого примера, благочестивая жизнь сама вытаскивает человека из когтей материи.
Но, к сожалению, в современном мире эмансипированная женщина не хочет, а порой и не может выполнять свой природный долг, следовательно, мужчина тоже отклонился от своих обязанностей. Это привело к развалу института семьи в западном мире. Если глубоко взглянуть на эту проблему, то можно увидеть, что почти все проблемы общества, такие как уменьшение населения, нарушение режима воспитания детей, увеличение различных заболеваний и другие, тесно связаны с деградацией семьи. Можно уверенно сказать, что основной причиной духовной эрозии общества является развал семьи. Когда жена теряет своё благочестие, а муж не выполняет свой природный долг, семья разваливается, а общество деградирует.
Долг, заключающийся в помощи другим, в удовлетворении их физических нужд, – дело действительно великое, но помощь людям тем ценнее, чем больше в ней нужда. Духовное знание – единственное, что может уничтожить наши несчастья навсегда. Всё другое удовлетворяет наши нужды лишь на время. Духовная помощь – это самая большая помощь и высшее благо для человека. Как говорил Свами Вивекананда, тот, кто даёт людям духовное знание, действительно благодетель человечества. И мы видим, что самыми могущественными людьми были именно те, кто, осознав свой долг, помогал человеку в его духовных нуждах, потому что духовность есть истинное основание всей деятельности нашей жизни. Духовно сильный и здоровый человек будет силён и во всех других отношениях, если он того пожелает. Пока человек не обладает духовной силой, даже его физические потребности не могут быть надлежащим образом удовлетворены. Вслед за духовной помощью идёт интеллектуальная помощь – дар знания гораздо выше дара пищи или одежды. Он даже выше дара жизни ввиду того, что истинная жизнь человека состоит в знании: незнание – смерть, знание – жизнь. Но жизнь имеет очень малую ценность, если она проходит во тьме, в невежестве и скорби. Следующей по порядку идёт, конечно, физическая помощь. Следовательно, рассматривая вопрос об оказании помощи другим, мы всегда должны остерегаться ошибки думать, что долг наш – только физическая помощь. Она – не только последняя в нашей иерархии, но и самая незначительная, так как не может дать длительного удовлетворения. Страдание, испытываемое при голоде, проходит, как только я его удовлетворяю, но голод возвращается. Мои страдания прекратятся только тогда, когда я буду удовлетворен навсегда. Тогда и голод не сделает меня несчастным, и никакое страдание или горе не способны будут меня расстроить. Таким образом, наивысший долг есть та помощь, которая укрепляет нас духовно, за ней идёт помощь уму, а уже затем физическая помощь.
В наше время из-за погружённости ума заботами повседневной жизни, многие люди ищут именно этой незначительной помощи. Они хотят и требуют, чтобы богатый родственник поделился с ними своими богатствами, но не хотят учиться у него секретам накопления этих богатств. А получить более высокую помощь – выслушать беседу на духовную тему – у них и вовсе нет ни желания, ни времени. Это приводит ко многим проблемам между близкими людьми и родственниками. В наше время из-за таких отношений некоторые родственники не могут даже зайти в гости друг к другу.
Горести мира не могут быть устранены одной лишь физической помощью. Пока не изменится человеческая природа, физические потребности будут всё время возникать, и от неудовлетворённости люди всегда будут чувствовать себя несчастными – никакое количество физической помощи им не поможет. Единственное решение этой проблемы заключается в том, чтобы сделать людей чище. Невежество – мать всех зол и всех несчастий, которые мы видим. Когда люди увидят свет, когда они станут чистыми, духовно сильными и знающими, только тогда несчастье исчезнет из мира, но не раньше. Мы можем превратить каждый дом в стране в богадельню, покрыть её больницами, но горе человеческое всё же будет продолжать существовать, пока не изменится характер человека.
Вечные ценности – Истина, Праведность, Покой, Любовь и Ненасилие – присущи человеку от рождения. Но они под влиянием материи постепенно утратили своё изначальное значение. Долг религиозных людей – восстановить истинную сущность этих ценностей и снова укрепить их в сердцах людей.
Истина – это жизненный принцип человека. Без неё он не может существовать. Истина в своём абсолютном значении не ограничена пространством и временем, она одна и та же для всех стран, всех эпох, всех людей, она вечна, а также неизменна. В человеке Истина проявляет Себя как совесть. Когда Истина превращается в действие, она становится праведностью, выполнением своих естественных, предписанных природой обязанностей. В духовном смысле – это связь с Богом, то есть религия. Истинная деятельность души – это преданность Богу. Она едина для всех людей. Покой – это результат духовной практики в свете Истины. Человек, у которого нет Покоя ума, постоянно сталкивается с трудностями, а при обретении покоя он сможет испытать счастье – у него не будет проблем. Привязанность к объектам, доставляющим удовольствие, – главная причина потери Покоя.
Истина и Праведность сначала дают Покой, а потом и Любовь. Любовь – самое высшее достижение души, выше Любви нет ничего. Она – изначальная природа души и жизненная сила всего живого. Без Любви невозможно развить другие добродетели. Служение, самопожертвование, смирение, скромность, дисциплина заключены внутри Любви. Там, где есть Любовь, нет места эгоизму, злости и другим низменным животным качествам. Человеческие ценности нельзя обрести, читая книги, их нельзя получить в подарок или купить на рынке. Они исходят непосредственно из сердца, очищенного духовной практикой.
Наш долг перед природой – использовать её правильно, по своему назначению. Природа и существует только для воспитания души, иного смысла в ней нет. Природа существует, потому что душа должна через неё овладеть знанием и через знание освободиться. Если мы всегда будем это помнить, мы никогда не «привяжемся» к природе. Мы будем знать, что природа – это книга, которую мы должны прочесть, и что, когда мы приобретём настоящее знание, книга потеряет для нас своё значение. Вместо этого, однако, мы отождествляем себя с природой. Мы постоянно впадаем в эту ошибку: мы смотрим на своё физическое тело, как на самих себя. А ведь оно – лишь часть природы. Поэтому через него мы привязываемся к природе, а это пристрастие производит на душу глубокое впечатление, связывающее нас и заставляющее работать не для свободы, а для рабства.
Работа должна производиться как выполнение своего долга, она должна быть бескорыстной и должна быть свободной. Никто не может полностью бездействовать. Но когда мы трудимся для приобретения мирских благ, как рабы, то любви в нас быть не может и наш труд – не истинный труд. Это одинаково правильно как относительно работы, которую мы выполняем для родственников и друзей, так и относительно работы, выполняемой нами для себя. Эгоистическая работа – работа рабская.
Мы должны знать, что там, где есть привязанность, страсть к земным вещам, присутствует только физическое влечение одних частиц материи к другим. Это есть нечто, что притягивает два тела одно к другому и создаёт в обоих страдание, если они не могут сблизиться. Но там, где есть реальная любовь, нет зависимости от физической привязанности. Люди могут любить друг друга, находясь на большом расстоянии. Их любовь не меняется. Она не умрет и никогда не создает страданий.
Суть выполнения долга для духовного развития заключается в том, чтобы помогать, не рассуждая, при любых обстоятельствах. Хотя бы вас обманывали миллионы раз, не спрашивайте ничего и не думайте о том, что вы делаете. Не хвалитесь своей щедростью к бедным и не ждите от них благодарности, скорее будьте им благодарны за то, что они дают вам возможность проявить на них своё милосердие, выполнить свой долг. Если сердце не очищено искренним выполнением долга, быть идеальным человеком, живя в миру, такая же трудная задача, как и умение быть идеальным отшельником. Деятельная истинная жизнь так же тяжела, если не тяжелее, чем истинная жизнь отречения.


Рецензии