Вертикаль или горизонталь власти

Рассуждая о неэффективности властных структур в управлении государством, нужно четко представлять себе устройство структуры и понимать, что она основана на вертикали, точнее пирамиде власти. Во главе пирамиды стоит Президент, под ним правительство и Дума, далее идут чиновники и местные депутаты, которые вместе образуют две параллельные ветви власти. Причем депутаты должны выступать в роли контроллеров работы чиновников, заботясь о том, чтобы их избирателям жилось хорошо. Если быть более точным в определениях, то за эффективным использованием бюджетных средств в социальной сфере.

Таким образом, Президент страны, имеющий всю полноту власти, на основании имеющейся у него информации, а также личного опыта и знаний, следуя особенностям характера, принимает решения, которые превращаются в Указы, подлежащие исполнению правительством.

Правительство отвечает за то, чтобы Указы были выполнены в срок, с надлежащим качеством при минимально возможном и максимально эффективном использовании бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий, необходимых для исполнения Указов Президента.

Чиновники планируют, распределяют работу, обеспечивают финансирование работ и контроль расходования выделенных средств в рамках отдельных задач, а также качество исполнения работ на подконтрольных им территориях.

Депутаты отслеживают, чтобы в ходе реализации Указов Президента не нарушились социальные обязательства государства перед его гражданами, чтобы не было перекоса в использовании бюджетных средств, большую часть которых составляют налоги граждан.

Граждане исполняют свои обязательства по уплате налогов, выбирают умных и ответственных депутатов, радуются рачительности чиновников и уму Президента, а также тому, какое замечательное правительство он назначил.

Так или приблизительно так выглядит жизнь в России в росписи под хохлому, точнее так она выглядит с высот Кремлевских палат каменных. Иначе сложно понять, почему при всей неадекватности действий правительства, продажности и коррумпированности чиновников, циничности и беспринципности депутатов, Президент ставит всем им самую высокую оценку.

И возникает вопрос – а правильно ли устроена власть? Причем не только в России, а во всем мире, в государстве, модель которого не меняется уже много сотен лет и представляет собой именно иерархическую вертикаль власти. Не пришла ли пора задуматься о возвращении к давно забытой горизонтальной системе власти, прообразы которой закладывались в коммунистическом завтра: сказочном, манящем и несбыточном.

Прежде, чем от чего-то отказываться, нужно понять степень эффективности каждого звена власти, проводимость каждого направления, контролируемость и результативность деятельности всей структуры власти для граждан страны. Ведь в конечном итоге вся деятельность государства нацелена на благо того народа, которым оно создано. Именно это и записано, обычно, в главном законе государства – Конституции, которая, по сути своей, является договором между властью и народом, подлежащим неукоснительному исполнению обеими сторонами. Но так ли это?

Чтобы как-то упростить решение данной теоремы, примем за константу или аксиому, что Президент наш умен, опытен, решителен и всей душой радеет за государство и его народ.  Является гарантом Конституции, безупречен со всех сторон, не корыстен, принципиален, не путает личное с общественным, а на первое место всегда ставит интересы нашего государства и его народа. Ведь именно таким мы видим в мечтах нашего Президента. И пусть картинка в реальности несколько другая, сути это не меняет, так как источником всех властных решений в государстве является Президент.

Президент назначает Правительство. Как происходит этот процесс? К сожалению, уже на этом этапе народ ничего не сможет проконтролировать, потому что назначенцы зависят от решений Президента и Думы. Президент предлагает, Дума утверждает. Судя по результатам работы многочисленных правительств, процесс не то чтобы не формализованный, а глубоко неправильный, учитывающий лишь личные интересы разнообразных структур и персон, имеющих сильное влияние на финансы страны. Говоря проще, каждый норовит пристроить своего человечка, который близок ему по родственным узам или может в будущем оказать протекцию. То есть процесс создания правительства – это процесс достижения договоренности между Президентом и Депутатами о том, чьи люди сядут в кресла. При этом Президент заинтересован в максимальной лояльности правительства, но вынужден учитывать реальный расклад сил, допуская в правительство лиц, лояльных к иным структурам.

Что вы можете сказать о лояльности этого правительства народу? Думаю, что правительство в последнюю очередь думает о нас с вами, ведь им нужно выполнять задачи, поставленные Президентом с одной стороны, и их протеже с другой стороны. Если случайным образом при этом как-то и что-то перепадет народу, об этом будет заявлено с самых высоких трибун самым громким образом, как явный пример заботы правительства о народе. Пока что мы наблюдаем строго обратные процессы – повышаются налоги, замораживаются пенсионные накопления, повышается пенсионный возраст, снижаются социальные выплаты. Зато вооружения впереди планеты всей, хотя войны на границах нет. Это тоже необходимо, но с учетом социальных обязательств государства перед своим народом.

Здесь мы плавно переходим к тем, в чьи обязанности как раз и входит контроль социальных обязательств государства перед народом, то есть к депутатам всех уровней. Если вы готовы привести примеры их деятельности в этом направлении, я буду премного удивлен. На практике мы видим, что депутаты реализуют функцию лоббирования интересов своих протеже, то есть тех игроков рынка, которые обеспечили их избирательную кампанию и довели до заветных кабинетов. Депутаты выбивают квоты, требуют финансирования, передачи прав собственности, приватизации госсобственности и прочего, что никак и ни при какой погоде не влияет на социальные обязательства государства перед народом.

По сути, правительство и депутаты работают внутри единого механизма, реализующего перераспределение бюджетных средств в пользу заинтересованных лиц. У кого больше возможностей, тот получает больше и меньше контролируется. Но за все нужно платить, поэтому часть бюджетных средств, направленных на реализацию каких-то мероприятий по умолчанию оседает в карманах тех, кто обеспечил выделение данных средств. Поэтому мы даже не удивляемся тому, как хорошо, богато, привольно живут наши чиновники и депутаты. Мы очень даже понимаем, почему они так стремятся занять эти теплые места. Это очень прибыльные места, гарантирующие все блага мира за наши с вами деньги. К сожалению, здесь не получается, как в присказке «кто платит, тот и музыку заказывает». Платим мы, а вот музыку заказывают официанты, хотя и считают себя при этом шеф-поварами.

Причем, нужно отметить, что ни на одном уровне нет должного контроля исполнения социальных обязательств государства перед народом, нет контроля исполнения Конституции страны, нет даже желания делать это прозрачно, эффективно, беспристрастно и бескорыстно. Вы можете заплатить нужному человечку, и ваш вопрос рассмотрят вне очереди.  Парадокс в том, что в разрушенном и оплеванном государстве СССР взятку давали за то, что человек делает нечто противоправное. В нынешней обновленной России взятку дают, чтобы человек просто выполнял свои обязанности строго в рамках закона. Чувствуете разницу?

Периодические показательные посадки лишь показывают степень испорченности механизма, а не доказывают, что система пытается исправиться. Бессмертные слова Глеба Жеглова «Вор должен сидеть в тюрьме!» в нынешней системе не работают, потому что сама себя система не может посадить в тюрьму, а никого другого нет. Нет некоего народного контроля, который мог бы схватить расхитителя за руку, потому что народ от контроля отодвинут. А «народные избранники» играют на другой стороне, щедро получая вознаграждения за предательство тех, кто их избирает.

Вывод – система власти неэффективна, не нацелена на исполнение Конституции, не имеет никакого отношения к народу, решает собственные внутриклановые задачи, в рамках которых народ рассматривается, как рабочая сила, потребитель и электорат, которых нужно слегка подкармливать, хорошо поить, и массировано вешать лапшу на уши, чтобы исключить вопросы об эффективности системы власти.

По своей сути нынешняя система власти напоминает корпорацию, заинтересованную в получении прибыли, а также защите своих интересов. В таком ракурсе можно сравнивать эту мегакорпорацию с системой пожизненного найма в японских корпорациях. Работники японской корпорации знают, что, поступив на работу, они будут работать в этой корпорации до конца своих дней. При этом их вознаграждение и продвижение по службе жестко связано со стажем работы в корпорации. Работодатель гарантирует заботу о своем сотруднике и членах его семьи, ведь глава корпорации считает себя их отцом, а всех сотрудников членами своей семьи. Если считать нашу систему власти корпорацией, нужно признать, что управление корпорацией организовано бездарно, без учета интересов корпорации в целом, без желания долговременного процветания корпорации, включая всех ее «сотрудников».

Как актуально звучит в этом контексте фраза из не самой далекой истории: «Иосиф Сталин – отец народов!» Просто задумайтесь, что именно заключалось в этой емкой фразе, что чувствовали люди, которые верили в это? И это были люди, победившие в самой страшной войне! Нынче такое сказать не о ком. Но мы говорим о другом, о нашем, нынешнем, о наболевшем.

К примеру, любой завод заинтересован в том, чтобы его продукция продавалась с максимальной прибылью. Для этого руководство завода подбирает грамотных и ответственных руководителей направлений, цехов, бригад. Для этого принимает на работу квалифицированные кадры и обеспечивает им хорошие условия труда и отдыха, а также заботится об их социалке, чтобы кадры не разбегались по другим заводам. Для этого оптимизируют логистику, ищут возможность закупа максимального качества по минимальной цене, стараются создать продукцию более качественную, более производительную, более надежную, пользующуюся спросом на рынке. Из прибыли тратят деньги на улучшение и расширение производства, а также на улучшение социального положения своих сотрудников. В том числе, отправляют их по бесплатным путевкам в санатории и на курорты, детей в лагеря летнего отдыха, а выпускников в институты и техникумы по целевым путевкам со стипендией от завода.

Есть в описанном выше хоть что-то от действий корпорации «власть в нашем государстве»? Нет и не будет, потому что у этой мегакорпорации нет продукта, кроме нефти и газа, которые добываются при помощи импортного, то есть произведенного не на наших заводах, оборудования.  Для того, чтобы это делать достаточно запасов прочности от ушедшего в лету СССР – те кадры до сей поры работают. Но они уйдут, а кто придет им на смену, если кадры с большим интересом смотрят на возможность удрать на соседний «завод», где больше платят и лучше кормят? Несмотря на большое количество институтов и выпускников, количество тех, кто идет работать на заводы, к станку, в поле не увеличивается, потому что гораздо выгоднее становиться «эффективным менеджером», то есть, получать деньги, не производя конкретного продукта.

Да, товары можно производить там, где это делать дешевле – Китай, Таиланд, Гонконг, – выгодные климатические условия, дешевый труд, низкие затраты на содержание рабочих и помещений. И по такому пути идет весь западный мир, декларируя при этом стремление к уважению любого человека, а на практике эксплуатируя рабский труд. По всей видимости, и нам готовится такая участь – производительные площадки могут перетечь в Азию.

Можно ли взять и изменить все разом? Уволить неэффективное правительство, разогнать депутатов, обозвать чиновников крыжовником и заново принять их в новый государственный орган с предварительной переаттестацией, как это было сделано с милицией-полицией? Вряд ли, никто не позволит это сделать, потому что система власти очень жестко защищает себя от любых поползновений на ее завоевания. Реформа? Вполне возможно, ведь это делается не сразу, постепенно, шаг за шагом, а там и можно по пути что-то полезное для страны сделать.

На мой взгляд, нужно подходить к построению системы власти точно также, как это делается на любом заводе, в любой корпорации, с учетом специфики – необходимость содержания армии и полиции для защиты государства. Но и на любом заводе есть свой ВОХР, а также отдел по внешним сношениям, выполняющий функции МИДа в государстве.

Но все это возможно только тогда, когда у корпорации «Государство Российское» появится свой конкурентный продукт под названием «самодостаточный гражданин, довольный жизнью» в массовом, а не штучном исполнении. Нет смысла менять чиновников и тасовать правительство, если не задана точная целевая функция. Нет смысла ставить патриотизм во главу угла, если не определено, почему народ должен быть патриотом своего государства, которое оно уже и не воспринимает своим. Нет смысла призывать народ сплотиться, если чиновники и депутаты сплачиваются отдельно по Куршавелям, а народ на садовых участках.

Нужны перемены, очень нужны и не на словах, а на деле! И не в далеком завтра, а уже вчера, потому что задолбало! Надеюсь, что вас не покоробил мой французский?


Рецензии
Интересная тема
Замечательный анализ и рассуждения.
Мне понравилось
СПАСИБО
p.s. А что с песней? Я не заходил, переписали?
Вам что-то пригодилось?
УДАЧИ
С уважением Олег

Олег Устинов   15.08.2016 12:01     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

Олег, я не столь быстр, как вы, в работе с озвучкой :) У меня это процесс длительный, долгоподготовительный :) А зачастую и далекозабрасывательный :)

Нет, пока не ничего не делал, жду знака свыше :)

Сергей Шангин   15.08.2016 12:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.