Потомки атамана Часть 4 Эпизод Сентябрь 1943

               
                ЭПИЗОД – КОНЕЦ АВГУСТА 1943 ГОДА
                «Курская дуга»

  СОСЕДКА  -   Вы слыхали , Зинаида Григорьевна,  в народе говорят, что
                немца побили где-то  под  Курском.  Они опят отступают.

  ЗИНАИДА ГРИГОРЬЕВНА  -  Нет, не слыхала.

  СОСЕДКА – Во, шо делается. Чего дальше то будет. Во, как все обернулось.

   
    Вечером в  комнате у Михаила Ивановича собрались все на семейный совет .

 
  МИХАИЛ ИВАНОВИЧ - Ну что, друзья, что будем делать. Вы все знаете
                ситуацию, которая на  сегодня есть. Давайте решать.

  КОНСТАНТИН –  Я не знаю, что говорить, у меня нет никаких мыслей на этот
            счет. Предлагай папа ты. Ты старший у нас и тебе слово.

  ЗИНАИДА ГРИГОРЬЕВНА  - Да Миша, расскажи всем, что ты мне объяснял. Пусть
         все  послушают  и решают. Все мы взрослые люди. У нас теперь, как
         бы три  семьи.  Костя с Кирой тоже уже не дети.

  МИХАИЛ ИВАНОВИЧ  - Ну что,  Скажу, как я все это понимаю. Сейчас начало   
         сентября, через  пару месяцев Красная Армия придет на правый берег   
         Днепра. Это прекрасно, что  они возвращаются. Они возвращаются домой.    
         А вот как быть нам. Я считаю, что к нам будут серьезные претензии у 
         НКВД.   

  ОТЕЦ КИРЫ - А что мы такого сделали, мы же на стороне немцев не выступали.

  МИХАИЛ ИВАНОВИЧ  - Да мы вроде бы предателями не были. Но – первое –
          Мы с Зиной  не уехали в эвакуацию на Урал, куда отправляли Академию 
          художеств. Второе – Константин не уехал в эвакуацию в Самарканд с
          институтом.
          В третьих - Мы оказались на оккупированной территории и в нашем доме –
          на Истре расположился их госпиталь.
          В четвертых и это самое главное, хотя и предыдущего будет достаточно,
          – Мы получили и пользовались немецким разрешением на  передвижение 
          по  оккупированной территории, получали в комендатурах помощь,
          пайки, пользовались их транспортом, помните машины санитарные и
          поезд теплушку, когда в Киев добирались.   

  КОСТЯ - Картины я им рисовал в театре и управе.

  МИХАИЛ ИВАНОВИЧ - И это тоже. А то, что они к нам ходили и картины брали
         и продукты присылали, что некому будет красиво рассказать чекистам.

  ЗИНАИДА ГРИГОРЬЕВНА - И без такого букета Миша просидел в Сумском ЧК пол
         года, еле  вышел  оттуда живой.  Я еще не забыла как тогда было. 
         Вообще не за что хотели  расстрелять. По 58 –ом статье его тогда 
         обвиняли. Если бы не заступился за него  секретарь обкома партии,
         то не было бы его теперь среди нас.  А того секретаря и самого 
         расстреляли в 37. За него то никто  не заступился.
         Мы тебе Костя не рассказывали всего, ты совсем маленький тогда был.

  МИХАИЛ ИВАНОВИЧ -  Да, было такое. И братьев моих тогда в 37 расстреляли.
         При царе они сидели на каторге за революцию, а теперь за что   
         расстреляли, за то же самое. Герои должны быть мертвыми. Мне точно 
         вспомнят братьев, скажут яблоко от яблони далеко не падает. Я считаю, 
         что нам следует отсюда уходить и к сожалению, опять на запад.

  Помолчав - Я узнал, что можно оформить специальный документ фремдепасс –
         такой  паспорт  для иностранцев и с ним выехать в Европу, хотя бы в   
         Чехословакию.   Я оставаться не могу – это точно. Самое меньшее,
         что мне светит это лет 10-15, а  я  это уже не выдержу. Да и Зину
         ждет не лучшее.  вы же знаете, как поступали и с  женами и с
         малолетними детьми.  Если мы об том не говорили, то это не значит, 
         что этого не было, а мы не знали.

  КИРА – Папа,  Михаил Иванович, Вы решайте. Мы с Костей будем как вы, вы же   
         знаете, что  мы без вас никуда.

  КОСТЯ -  Папа, Кира права, решать вам.

  МИХАИЛ ИВАНОВИЧ - Ну тогда скажите все по очереди  одно единственное – Едим, 
         или остаемся. Не заю, как мы там будем жить, что делать и без языка
         и без знакомых, но здесь нас может просто не стать. И тогда не будет 
         никаких проблем. Я этого не хочу.  Я говорю - Едим.

  ЗИНАИДА ГРИГОРЬЕВНА - Едим. ( И обняла мужа )

  КОСТЯ  -  Едим
 
  КИРА –  Едим (и тоже обняла Константина)

   Все четреро повернулись к родителям Киры. Ее мама смотрела на мужа.

  МАМА  КИРЫ – Ну что будем делать?. Говори.

  ОТЕЦ  КИРЫ -  Если дети едут, то и мы обязаны ехать, не можем мы их одних   
            бросить в этой  неизвестности.  Что у нас еще в жизни есть кроме
            них.  Хочу еще внуков увидеть. 

  МИХАИЛ ИВАНОВИЧ - Тогда так и решим. Я завтра иду к уполномоченному 
          гебитскомиссара,  помните, тот, что заказывал нам делать росписи,
          и пишу заявление о  получении  «фрэмдепасса» для выезда всех в   
          Чехословакию. Это лучший выбор. В Чехо­словакии все же славяне
          и там много культурных русских.

                * * * * *


Рецензии