Могущество звука

Многие искатели Истины используют для своего духовного развития звуковые вибрации в виде слов или фраз из священных писаний, такие как зикр или мантра, и, хотя они повторяют их всю жизнь, день за днём, им это не надоедает. Это имеет глубокий смысл. Если бы они делали это, руководствуемые религиозным фанатизмом, одурманивающим человека, как говорят атеисты, они не смогли бы продолжать повторение на протяжении всей жизни. Эффект опьянения не может продолжаться дольше, чем длится его влияние. Когда опьянение проходит, человек сразу же лишается иллюзий. Но повторение священных слов дарует чтецу знание, духовное видение. Именно поэтому иудеи на протяжении нескольких тысяч лет поют свои ритуальные песни, которые унаследовали от царя Давида и других, а разноязычные мусульмане читают Коран на арабском, так, как его произнес пророк Мухаммед. Индусы веками повторяют ведические мантры на санскрите, буддисты и христиане тоже повторяют патриархальные звуковые вибрации на древних наречиях. А зороастрийцы до сих пор читают древние молитвы по нескольку раз в день на языке Авесты. Всё это длится тысячелетиями. Практика не умирает, а углубляется, что, несомненно, говорит о силе её влияния.
В чем же здесь секрет?
Секрет могущества звука заключается в том, что в его первооснове лежит духовная энергия Абсолюта. Это могущество проявляется и в духовной, и в мирской жизни. Поэтому, используя определённые методики, можно почувствовать силу звука не только в мирской жизни, но и познать духовную реальность.
Ранее мы изложили, что первым элементом творения является звук. Из него исходят остальные проявления бытия. Всемирный ток, управляющий космическим проявлением, является его производным, то есть формой звука. Из всемирного тока происходят жизненная сила, магнетизм, электричество и другие энергии, необходимые для существования вселенной.
В наше время наука считает, что звук является тонкой формой электричества. Но на самом деле, как утверждают духовные люди, наоборот, электричество есть форма звука. Поэтому мудрецы называют высшее бытие на санскрите шабда-брахма – «Бог есть звук», что созвучно также и с Библией.
Изначальный звук настолько тонок, что обычные органы слуха не могут его уловить, но с помощью определённых практик, например крия-йоги, этот звук можно услышать. Но этот тонкий звук будет услышан не органами слуха, а более тонкой сущностью человека. Этот звук похож на трубный гул и заполняет всю вселенную. Он непрерывно звучит и постоянно меняется в зависимости от качеств окружающих объектов, преобразовывая материальный мир. Этот звук является источником различных энергий и трансформаций, поэтому, достигнув такого уровня, человек не только получает огромное наслаждение, но и обретает различные мистические совершенства. Эта тонкая вибрация вселенной характеризуется звуком «ОМ», который произносится как «АУМ». В жизни этот звук мы произносим в зависимости от времени и обстоятельств по-разному. Например, когда мы поднимаем тяжелую вещь, произносим слово «АУП!» и так преодолеваем тяжесть. Тут звук «М» преобразуется в «П», чтобы сдержать накопленную силу и лучше её использовать. Дикие волки и собаки временами воют «АУУУ!». Тут звук «М» приглушен, потому что нужно не удерживать, а наоборот, выпустить из себя накопившееся внутри напряжение и отрицательную энергию. Новорождённый малыш, как только появился на свет, кричит «АААА!». Он не произносит даже букву «У», чтобы беспрепятственно высказать свои проблемы миру. Йоги произносят «АУМ», чтобы накопить космическую энергию и очистить свою духовную сущность. Христиане говорят «Аминь!», а мусульмане – «Аумин!», когда ждут выполнения своих сокровенных желаний.
Таким образом, жизнь всех живых существ связана с изначальным звуком, и он является источником их жизненной силы и опорой.
Мудрецы говорят, что сконцентрированный духовный звук производит электричество. Понимание мудрецов основывается на опыте ощущения звуков, полученном в процессе богослужения. Во время обрядов, проходящих в храмах, присутствующие чувствуют особую атмосферу, очищенную, как бы наэлектризованную. Эффект проявляется не только на присутствующих, но и на самом здании, и на всех принадлежностях. Этот феномен может ощутить каждый. Однажды, во время путешествия по Южной Индии, автор этих строк испытал данный эффект на себе. В храме божества Шивы после большого праздничного богослужения я подошёл, коснулся Шива-Лингама (символ возникновения творения) и получил шок, подобный электрическому удару. От неожиданности отдернув руку, я вышел на улицу и, придя в себя, опять зашёл в храм, чтобы ещё раз удостовериться в полученном ощущении. Осторожно и с опаской я прикоснулся рукой к Шива-Лингаму и опять получил то же ощущение, похожее на удар тока. Рано утром на следующий день, когда никого не было в храме, я ещё раз подошёл и тронул Шива-Лингам, но, к моему удивлению, электрического заряда уже не было, была только холодная поверхность камня. Я понял, что накопленный заряд, который я ощутил вчера вечером, за ночь рассеялся в пространстве, и того эффекта уже не было.
Духовный эффект звука зависит от многих причин, таких как способ и громкость произношения, место и время, и даже положение тела.
Каждый человек может почувствовать, что после интенсивного богослужения в мечети, церкви или в любом другом доме молитв остаётся сильно наэлектризованная очищающая и духовно возвышающая атмосфера. Если начать со звука, то, что останется в конце, будет электричеством.
Мистические эффекты звука.
Поскольку звук является источником всех материальных объектов и обладает уникальным очищающим эффектом, с помощью него можно положить конец материальному рабству души. Очищенный звук даёт возможность выйти за пределы материи, поэтому человечество тысячелетиями произносит на древнеперсидском языке зороастрийские гимны и заклинания, на тибетских языках и санскрите – буддистские сутры и ведические мантры, на латыни и древнегреческом – христианские молитвы, поет на арабском Коран, а на древнееврейском – Тору и Давидовы псалмы. Секрет духовного прогресса при повторении святого Имени, молитв, мантр и других священных слов лежит именно в чувственном повторении этих звуков, которое задействовало бы все психофизиологические состояния тела. Иначе наши действия превратятся в простой ритуал, который не будет развивать нашу духовную сущность.
Звук есть Абсолютное Бытие – это самое высшее его определение. Особенно справедливы эти слова, когда речь идёт о Святом Имени Господа. В абсолютном отношении Святое Имя не отлично от Самого Господа. Поэтому при его повторении можно испытать исключительное по своему воздействию переживание осознания абсолютной Истины. Не существует ничего более великого.
Некоторые звуки обладают очищающим эффектом, а некоторые, наоборот, загрязняют. Некоторые звуки функционируют как средство для предупреждения болезней, некоторые, наоборот, привлекают их, а некоторые, даже могут убить. Другими словами «Звук может лечить, звук может и калечить».
Ошо пишет [20], что в Индии в городе Варанаси жил отшельник по имени Вишуддхананда. Он провел сотни демонстраций, чтобы доказать, что, используя определённые звуки, можно кого-нибудь убить. Этот человек обычно сидел под куполом храма – храма, который, согласно современным стандартам, был абсолютно негигиеничным. И впервые в присутствии трех докторов из Англии был проведен эксперимент. Доктора принесли в храм воробья. Вишуддхананда произвел определённый звук… воробей полетал немного, а затем упал и умер. Доктора осмотрели его и констатировали, что он мертв. Затем Вишуддхананда издал другой звук… воробей опять вернулся к жизни и начал летать по храму. Вот тогда-то впервые и стало понятно, что сочетание определённых звуков может давать соответствующие эффекты.
Состояния болезни и здоровья характеризуются определёнными звуковыми волнами, а не только гигиеническими условиями. Многие отшельники из различных религиозных течений уходили в лес, пещеру или подземелье. Например, мусульманский суфий Ахмет Яссави, когда он достиг возраста пророка Мухаммеда (63 года), чтобы продолжать свой зикр (повторение святых имён Господа), ушёл в подземелье. Таких примеров в истории религии можно найти множество. Отшельники сидели в пещере или ещё где-нибудь, куда не проникали ни свет, ни свежий воздух, или в храме, двери которого были настолько узкими, что для того, чтобы туда войти, нужно было согнуться в три погибели, и повторяли святые имена или молились. Несмотря на всё это, их здоровье не портилось.
Существуют определённые слова, привлекающие в жизнь благословение. Некоторые из них притягивают могущество, власть, некоторые избавляют от трудностей, а некоторые дают мужество и силу. Есть слова, которые могут лечить, другие приносят утешение и покой, а некоторые производят ещё больший эффект. Поэтому, если человек, нуждающийся в покое и отдыхе, использует слова, приносящие силу и мужество, то он становится ещё более беспокойным. Это всё равно, что давать кому-либо тонизирующее при лихорадке.
Итак, одни слова обладают силой вследствие своего значения, другие – из-за тех вибраций, которые производят, а третьи – по причине своего влияния на различные центры. И существуют слова, данные святыми, мудрецами и пророками, вдохновенно пришедшие от Бога. В них всё благословение и вся тайна, всё, что ищет человек с духовными идеалами.
Слова могут вибрировать, проходя через различные части человеческого тела. Есть слова, отражающиеся эхом в сердце, а есть другие, отражающиеся в голове. Третьи же имеют власть над телом. С помощью определённых слов могут усиливаться или ослабляться различные эмоции. Существуют также закономерности воздействия слогов, совершенно особенные.
Слова, сказанные просветлёнными душами всех веков, сохранялись их учениками. В какой бы части мира ни рождались или ни жили эти мудрецы, то, чему они учили, было собрано, подобно настоящим жемчужинам, и хранилось как писание. И поэтому на Востоке всегда можно обнаружить, что последователи различных религий используют слова просветлённых во время молитв, и им не надо переводить их на свой собственный язык. Слова, сказанные великими, сохранялись веками для того, чтобы их можно было использовать при медитации.
У слов есть ещё большая и великая тайна. Не только значение слова, не только то, кто произнес его, но и само по себе слово также обладает динамической силой. Мистики, мудрецы и искатели всех времён, зная тайну священного слова, всегда стремились к нему. Вся медитативная жизнь суфиев и других мистиков построена на тайне слова.
Таким образом, достижение Божественной мудрости есть тайна слова.
Ценность писаний, которые слышатся и слушаются, заключается в фонетическом ударении. Только тот, кто знает науку фонетики, может осилить те знания, которые заключены в них, только тогда из них можно будет извлечь какую-то пользу. Иначе, слова будут такими же, как и те, что написаны в простых книгах – каждый сможет их прочесть, – но наука о духе останется неизвестной. В науке звука – в повышении и понижении тона, в продолжительности пауз между словами – и состоит вся тайна.
Когда мы смотрим на эту практику с философской точки зрения, мы понимаем, что каждый слог есть действие. Это вызвано тем, что звуки обладают различной формой, поэтому всякий слог несёт особый эффект.
Поэтому произносимые перед предметом или жидкостью слова заряжают этот объект определённым магнетизмом. Такой магнит существует и в человеческом теле, спиритуалисты называют его «животным магнитом». Это объясняет метод целителей, которые наделяют предметы благотворной силой с помощью заговаривания, нашёптывания специальных слов, сложенных в заклинания и мантры. Таков секрет лечения народных целителей, хотя они сами могут и не знать механизм действия своего лечения.
Раньше в монастырях наливали в ступу воду и часами толкли её деревяшкой, как варёную картошку. Кто-то рассмеётся, но смысл в том, что так разрушали прежнюю структуру воды, в которую вместо этого вставляли звуком молитв новую структуру, и эта процедура была мощнейшим средством для лечения и духовного развития.
Структурированная вода и одухотворённое слово оживляют больные и старые клетки, воздействуя на них так, что они становятся звучащими и заряженными оздоровительной информацией. Тогда внутренняя жизнь или наша психическая деятельность, протекающая в эфире и выраженная в мышлении, эмоциях и желаниях, становится гармоничной, здоровой и духовно направленной, что положительно отображается на состоянии тела и на поступках человека во внешнем мире. Как известно, в христианстве широко применяется живительная сила структурированной воды для очищения человека, лечения его от различных недугов и вообще для гармонизации жизни людей с божественным бытием.
 Правила произношения звуков
Духовный эффект священных писаний зависит от их произношения. Почти все священные писания поются на определённую мелодию. Ведическая литература составлена исключительно в стихах и поется на определённые размеры, Коран тоже записан на определённую мелодию, и у Библии есть своё звучание. Если их изменить, то получится совсем другой эффект, поэтому очень важно воспевать священные писания в определённо установленном ритме. Только тогда можно ожидать от них максимальной пользы.
В йогической практике существует даже такое условие, что определённый звук должен производиться только в положении лежа, потому что, когда вы производите звук стоя, он будет вызывать один эффект, а если вы будете делать это сидя, то эффект будет совершенно иным.
Существуют также чёткие указания насчёт того, какие звуки должны производиться вместе, а какие – раздельно для достижения различных результатов. Поэтому, когда ведическая литература, и не только она, но и другие священные писания, переводились на западные языки, возникло много путаницы.
Современные западные языки больше акцентируют своё внимание на лингвистике, нежели на фонетике, в то время как для древних священных писаний большую важность представляют не столько значение написанных или произнесенных слов, сколько произнесение специальных звуков и сочетание их между собой. Древние священные писания являются фонетическим, а не лингвистическим – звуку придаётся больше внимания, чем слову. Потому что звук – основа творения, и он имеет на него исключительно эффективное влияние. Может быть, поэтому Коран был записан только после ухода из этого мира самого пророка Мухаммеда – он не хотел допустить нарушения фонетического порядка, священные тексты должны были передаваться непосредственно из уст в уста. Много веков переводить священный Коран на другие языки вовсе запрещалось, лишь в наше время начали переводить Коран на другие языки, а на казахский язык его перевели совсем недавно, буквально несколько десятков лет назад. Потому что была опасность того, что после перевода и записи на другом языке священные тексты Корана станут простыми словами, тонкие нюансы произношения потеряются, а глубокие духовные знания утратят свой изначальный смысл. Ведь в средние века, когда Коран изучался исключительно на арабском языке, в исламе было так много святых, что в XIII веке знаменитый иранский мистик Фарид ад-дин Аттар в своей книге «Рассказы о святых» дал жизнеописания ста сорока двух святых, которые жили до него, только лишь из трех стран – Персии, Египта и Аравии. В старые времена было так много святых, что по преданиям, только на территории современного Западного Казахстана их насчитывалось более 300. Может быть, причиной этому было то, что в те времена Коран читали только в изначальном варианте на арабском языке и в основном декламировали наизусть с соответствующим произношением. Те, кто знал Коран наизусть, назывались кари. Так как повторение священных слов даёт огромный очищающий эффект, такие люди обладали большой духовной силой и занимали почётные места в обществе. Хотя такие люди и в наше время в почёте, но где же их святость, подобные святым древности? В наше время эффект произношения священных слов не наблюдается, поскольку наука об этом уже утрачена.
Важно заметить, что в священных текстах никогда не уделялось слишком много внимания смыслу. Читая священный Коран или Библию, очень трудно сразу уловить и понять основной смысл текста, многие моменты могут даже казаться абсурдными или несущественными. Поэтому многих эти книги как источник знания не привлекают.
Ударение на смысле стали делать позднее, когда знания свели к записям. Если то, что записано, лишено всякого смысла, это будет казаться действительно абсурдным, поэтому написанным словам обязательно нужно было придать какой-то смысл. И всё же существуют отдельные места ведических книг, а также Корана, из которых невозможно извлечь никакого смысла, они полностью фонетические, – и это настоящие знания. Они не передают никакого смысла, но раскрывают душу.
Никогда не возникает вопроса о смысле буддийской мантры «Ом мани падме хум», суфийского слова «Ху», мантры «АУМ» или других священных слов, которые неустанно в течение многих веков повторяют мистики. Потому что их смысл полностью фонетичен, он основан на звуке, производящем только духовный эффект. Когда медитирующий повторяет эти слова много раз подряд, звук влияет на определённые центры, называемые чакрами, и они начинают работать. Дело не в смысле – смысл заключается в самом звуке.
Таким образом, в повторении лежит секрет силы, поэтому величайшая ошибка заключается в том, что люди легкомысленно используют духовную культуру лишь для удовлетворения повседневного интереса или как хобби и учатся по каким-то сомнительным книгам или инструкциям. Если они пытаются практиковать, исходя только из такого знания, то они рискуют своей жизнью. Чакра, пробудившаяся ранее определённого периода эволюции человека, становится бедствием. Поэтому для того, чтобы извлечь должную пользу из процесса, нужен духовный наставник.
Связь звука с запахом
Тесную связь звука со светом наука доказала, и эти знания успешно применяются на практике, например, при создании светозвуковых водяных фонтанов. В них по мере изменения звука музыки меняется свет, переливаясь в причудливой красоте.
Звук имеет тесную связь не только со светом, но и с запахом. Эта связь применяется в различных местах богослужения.
Ошо пишет, что так как материальные элементы исходят из звука, с ним тесно связаны все проявления богослужения. В храме используется много приспособлений и материалов, имеющих свои внутренние связи. Это может быть глиняная лампа, наполненная маслом, зажигание благовоний, использование цветов, или любого другого запаха – всё это взаимосвязано и всё это используется для создания гармонии в храме.
Определённый звук действует на природу соответствующим образом, поэтому каждый звук производит только свой запах. Каждый запах гармонично сочетается с определённым звуком.
В мечети в качестве благовония используется только лобхан, вид пахучей смолы, а в индийских храмах только запахи дхупа и агарбатти. Всё это определённым образом связано со звуком. Звук, производимый словом «Аллах», гармонично сочетается только с запахом лобхана. Лобхан является субстанцией, похожей на ту, что исходит от человека при повторении слова «Аллаху». Поэтому лобхан жгут в мечетях для того, чтобы помочь людям при повторении зикра «Ху». Тогда происходит двойной процесс: чтобы запах выделился изнутри человека, может потребоваться некоторое время, но в мечети тот же самый запах может быть специально распространен извне. Однако повторение мантры «Аум» никогда не сможет дать запаха лобхана.
В нашем теле существуют определённые зоны запаха, и эти запахи связаны с нашими мыслями и чувствами. Поэтому не только у каждого человека, но и у каждой религиозной традиции могут быть свои особые индивидуальные запахи. Вот почему в Индии джайны выбирают своего просветлённого мастера по запаху его тела. Например, тело просветлённого мастера Махавиры никогда не пахло, а обладало определённым ароматом. Выделение этого запаха являлось конечным результатом процесса повторения определённой мантры.
Каждая мантра издаёт свой собственный аромат. Те, что практиковали пение «Аум», познали определённый аромат, те же, которые повторяли имя Аллаха – ощутили другой аромат, а те, что имя Иисуса – третий. Аналогично, каждая мантра создаёт определённый тип внутреннего свечения.
Отсюда мы можем видеть, что в каждом молельном доме и в каждой традиции свои внешние особенности, даже свои запахи и свечение, но внутренняя сущность – преданность Господу – остаётся неизменной и общей для всех.

 Использование музыки в духовной практике

Одним из эффективных способов использования звука является музыка. Звуки музыки могут проникать в глубокие пласты человека, оживляя каждую клетку его тела. Музыка помогает человеку концентрироваться или медитировать независимо от мысли, и поэтому музыка представляется мостом над пропастью между формой и бесформенным. В физическом мире объекты состоят из форм, мешающих узреть их бесформенную духовную основу. Но музыка помогает душе добраться до божественной сути каждого явления и предмета. Если есть что-нибудь интеллектуальное, эффективное и в то же время бесформенное, то это музыка.
Поэзия предлагает форму, линия и цвет внушают форму, но музыка не намекает ни на какую форму. Она также создаёт резонанс, который вибрирует во всём существе, поднимая мысль над плотностью материи. Музыка превращает материю в дух – в её изначальное состояние – посредством гармонии вибраций, затрагивающей каждый атом всего человеческого существа.
Красота линии и цвета может оказать очень сильное воздействие, но не настолько сильное, как красота формы, а радость аромата запаха может воздействовать ещё сильнее, но музыка касается нашего самого глубокого, самого внутреннего сокровенного бытия. Она, таким образом, производит новую жизнь – жизнь, дающую восторг всему существу, возвышая его до того совершенства, которое лежит за пределами материи.
Конечно, такое воздействие относится только к возвышенным вибрациям, производимым музыкой, полученной из высших сфер бытия. В материальном мире высшие и низшие сферы существования взаимосвязаны и постоянно влияют друг на друга. Чем выше сфера, тем выше духовная атмосфера, поэтому музыка, и не только музыка – любая информация, такая как поэзия, произведения живописи и скульптуры и другая, полученная из высших миров, сильно действует на тонкие сущности человека. Поэтому классическая, особенно духовная музыка очень сильно способствует духовной практике. Звуки музыки И.В. Моцарта, Л.В. Бетховена, И.С. Баха и других великих композиторов взяты именно из этих высших миров, поэтому они действенны и вечны в человеческом существовании.
В духовной практике суфиев, индуизме, христианстве и других традициях широко применяется музыка. Эффект таких духовных практик, как пение, танцы, коллективный зикр и моление значительно увеличивается при использовании музыки, способствуя пробуждению каждой нервной клетки и каждого чувства. Поэтому музыка широко применяется в любой духовной традиции.
Но есть музыка низкой вибрации, которая может разрушить не только духовную, но и психическую сущность человека. Такая музыка предназначена для низменных чувств, которые бросают слушателя в страсть и невежество. Она разрушительно действует на духовность человека.
Самым же эффективным методом духовной практики является слушание святого имени Господа.
 Слушание и повторение Святого Имени Господа
Особенно важны звуки, связанные со святыми именами Господа, потому что они приходят из самых высших сфер бытия. Так как Господь является Абсолютом, в духовном отношении Он не отличен от Своего имени. Духовное имя Господа проявляется из тонкого мира в виде звука и сохраняет в грубом мире Свою духовную силу.
При слушании активными органами являются орган слуха и ум. В нужный момент можно активизировать их совместное действие.
Каждое имя Господа определяет Его качества, раскрывает Его величие, могущество и Его милость. Поэтому слушая Его имя, можно познать и Самого Всевышнего, приблизиться к Нему. К процессу слушания Святого Имени можно отнести и рассказы о Его деяниях, о пророках, святых и других приближенных к Нему личностях. Поэтому почти во всех религиозных традициях слушанию рассказов и чтению книг о жизни и деяниях святых личностей уделяется особое место. Если размышление и медитация на различные проявления энергий Господа даёт возможность понять Его могущество, то Святое имя даёт искателю Самого Всевышнего.
При правильном слушании Святое имя проходит через ухо, доходит до сердца и очищает непосредственно душу. Так что слушание является самым эффективным и лёгким способом достижения Бога. Однако для достижения такого уровня нужна квалификация, которая может прийти лишь в процессе долгой духовной практики. Таким образом, слушание приносит большое блаженство продвинутым преданным, но является большим испытанием для начинающих. У начинающего ещё нет духовного вкуса, поэтому ему труднее сразу почувствовать присутствие Господа в Его звуковых проявлениях. Но при упорной духовной практике такой вкус может приобрести любой искатель. В этом и заключается проявление одной из форм милости Господа.
Когда искатель непрерывно повторяет Святое Имя, оно одухотворяет всю его сущность, погружая в духовное блаженство, поэтому в Коране много указаний о повторении имени Аллаха. Повторение Святого Имени Господа является очень мощной духовной практикой, которая даёт возможность всегда помнить о Нём и никогда Его не забывать. Ведь, всегда помнить и никогда не забывать Господа – смысл всей духовной практики.
В воспевании Святого Имени Господа участвуют все принимающие и действующие органы. Особенно, когда воспевание сочетается с танцами, возникает возможность привлечь к духовной практике каждый орган человека. Это даёт колоссальный эффект.
Почти во всех священных писаниях подчеркивается важность прославления Господа. Например, в Библии говорится «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» [1 Кор. 6.20].
Однако Святое Имя нужно повторять правильно. До тех пор, пока человек не усвоит правильное фонетическое произношение, он может повторять мантру или Святое Имя в виде зикра много раз, но они не дадут желаемого результата.
Повторение Святого Имени бывает трёх видов. Первый – громкое воспевание при большом скоплении людей. При этом эффект от воспевания очень велик за счёт эгрегора коллектива. Совместное воспевание Святого Имени очень плодотворно. В сопровождении музыкальных инструментов, а иногда и танцующих людей такое шествие превращается в духовный праздник, который очищает не только участников, но всю окружающую атмосферу. Духовными вибрациями привлекаются не только люди, но даже звери и птицы. Они тоже в такт музыки начинают по-своему петь и танцевать.
Второй вид – тихое воспевание, так чтобы было слышно только самому воспевающему. При этом воспевание может для контроля производиться с использованием чёток. Чётки могут помочь в определении количества начитанных Святых Имен. Воспевание в этом случае должно проходить или в уединённом месте, чтобы никто не отвлекал внимания, или в коллективе преданных. Любая духовная практика, кроме медитации, в коллективе преданных происходит более эффективно, чем в одиночестве.
Третий вид – повторение в уме. Такое повторение происходит беззвучно, внутри себя. Этот метод эффективен на более продвинутом уровне духовной практики, когда ум уже может полностью погрузиться в нектар Святого Имени. При этом методе ум может погрузиться в более глубокие пласты сущности человека и воздействовать непосредственно на душу. Душа в свою очередь, очищая ум, одухотворяет его и обретает способность непосредственно общаться с Господом. Это – вершина духовной практики. Но до достижения такого высокого уровня преданный должен использовать для развития элементы материальной природы, в том числе своё тело. Это означает, что он должен заниматься преданным служением, в том числе проповедью.
При повторении Святого имени действуют органы слуха и язык, который прославляет Господа. Но Его можно прославлять и рассказами о Нём или любой другой деятельностью, распространяющей Его Славу. Поэтому к повторению Святого Имени можно отнести и проповедь. В проповеди больше жизни. Проповедь естественным образом требует наибольшей сосредоточенности. С другой стороны, можно повторять святое Имя на чётках и быть рассеянным. Когда человек рассказывает о Господе, его внимание погружено полностью. Иначе хорошего рассказа не получится.
Ещё более точным, чем говорящий, должен быть пишущий о Боге. Поэтому очищение сердца у пишущего человека происходит более интенсивно.
Наши органы чувств не способны принять чисто духовные энергии, те, что непосредственно связаны с Богом. Для этого нужна духовность, которая исходит из веры и развивается в преданном служении. Духовность – связующее звено между нашими материальными чувствами и Богом. Духовность возникает из Веры, которой является источником наших искренних желаний и устремлённости к Богу. Это означает, что при повторении Святого Имени Господа нужны искренность и сильное желание получить милость Господа. Нет сильного желания – нет духовности, то есть, нет связи с Богом, поэтому все наши усилия будут бесполезными. Человек теряет вкус к воспеванию, и со временем вообще может прекратить повторять Святое Имя. Так происходит схождение преданных с духовного пути. Поэтому, находясь на этом пути, очень важно наряду с чистотой помыслов, направлять умственные способности на более полное понимание процесса духовной практики.
Ружье, заряженное не настоящими, а холостыми патронами, только издаёт звук, а не стреляет. Так и повторение Святого Имени без духовности, без искреннего желания производит звук, но он только нисходит с языка и не связывает нас с духовным миром. Это всё равно, что стрелять из ружья холостыми патронами.
Оскорбительное повторение Святого Имени даёт ограниченный результат – максимум, оно может дать освобождение от материальных страданий, но Досым Омаровне отношения с Богом.
При искреннем желании одухотворяется вся наша сущность, а также звук, нисходящий с языка. Этот духовный звук входит в уши, а оттуда проникает в сердце и очищает его от материальных наслоений. Человек превращается в механизм, очищающий самого себя без посторонней помощи. Он превращается в самодостаточное существо, которому не требуется для очищения ничего из внешнего мира. С другой стороны, звук исходит из Центра, поэтому, чтобы достичь его, нужно идти обратно по этому звуку. Так звук нас приведёт к Центру, к Богу. Это объясняет, почему так широко распространено повторение Святого Имени Господа во всех религиозных течениях и почему его эффективность так велика во все времена.


Рецензии