Досым Омаров Обретение высоких человеческих качест

В начале духовной 3пути искатель обретает возвышенные человеческие качества. Очищение человека начинается с очищения материальных прослоек его сущности и, углубляясь, постепенно доходит до духовных основ. Как молодое растение, пробившееся из-под материальных слоев существования, росток духовности также тянется вверх, и со временем на нём появляются первые два листка:
– свобода от всех видов материальных страданий;
– появление благих качеств.
Таким образом, у того, кто идёт по духовному пути, полностью предаваясь Господу, в первую очередь уходят все материальные проблемы, и вместе с тем появляются благие качества. Человек достигает материального процветания и начинает чувствовать счастье. Между этими листками, находятся покои царя по имени наслаждение. Его внутренняя гладкая и мягкая поверхность насыщена спонтанным влечением ко всему, что имеет отношение к Господу. Возвышенная природа духовного наслаждения обусловлена чистой и искренней привязанностью сердца к Господу.
В процессе духовной практики уходят все материальные страдания. Это объясняется тем, что по мере очищения сердца сжигается карма, являющаяся причиной страдания. Когда причина уходит – исчезает и следствие, то есть всякое страдание. Причины страданий можно разделить на пять видов. По существу они приходят из-за пяти различных видов невежества.
Пять причин страданий следующие:
1. Отсутствие различения из-за невежества, проявляющееся в том, что мы ошибочно принимаем преходящее за вечное, страдания за блаженство, скверну за чистоту и то, что не является нашим истинным долгом за таковой, из-за чего все наши стремления, действия, а также их результаты становятся, как говорится, с ног на голову.
2. Ложное эго – мировоззрение, вызванное отождествлением себя только с телом, мышление в рамках концепций «я» и «моё», восприятие реальности на уровне грубых чувств, что является одной из причин духовного падения.
3. Привязанность – стремление только к материальному счастью и средствам его достижения, являющееся главной причиной таких нарывов болезни общественной жизни, как коррупция и бюрократизм, поскольку именно оно развивает чувство жадности.
4. Ненависть – неприятие страданий и всего, что служит их причиной, в результате чего человек попадает под влияние гнева и оказывается в зависимости от пагубного влияния окружающей среды.
5. Удовлетворение чувств – привычки или пристрастия, сохраняющиеся с прошлых времен, глубокая привязанность к материальному телу и страх смерти.
К этим категориям причин страдания также относятся последствия греховной деятельности.
Все страдания и наслаждения являются последствиями наших действий, возникающими из-за правильного или неправильного выбора, стремления либо к праведности, либо к безбожию, что влечет за собой, соответственно, либо благочестивые, либо греховные поступки. В результате мы наслаждаемся или страдаем. По мере падения духовного уровня народа количество причин страдания стремительно растёт и, в итоге, полностью покрывает пределы всякой разумности. Нынче это особенно заметно в действиях отдельных людей и даже некоторых государств.
В процессе духовной практики причины страданий постепенно уходят, и у человека развиваются такие качества, как равнодушие к излишеству, доброжелательность, сострадание, умение прощать, правдивость, простота, беспристрастие, стойкость, сдержанность, почтительное отношение к другим, смирение и желание делать добро ближнему. Все эти качества появляются на четырех начальных ступенях духовной практики: вера, общение с духовными людьми, начало духовной практики и очищение сердца.
Вера – первая ступень духовного роста. Духовный путь начинается с веры. Первая искра веры возгораясь, в конце концов превращается в пламя любви к Богу. Она включает твердую веру в слова писаний, разъясняющих духовный процесс, а также энтузиазм в следовании тому, о чем в них говорится. Вера появляется либо спонтанно, либо под влиянием другого человека, находящегося на духовном пути. Обретя веру, человек начинает свой поиск духовного пути. Ему нужно принять прибежище духовного учителя и вопрошать его о том, как ему следует жить. Следуя наставлениям духовного учителя, ищущий человек обретает огромную удачу в виде общения с теми людьми, с которыми его объединяют дружба и стремление к одной цели, а также получает возможность общения с осознавшими себя душами.
Общение с духовными людьми – вторая ступень духовного развития. На ней искатель находит своего духовного учителя и принимает у него прибежище, а также вопрошает о правилах и регулирующих принципах процесса предания.
Совершенно естественно может возникнуть вопрос, по каким признакам можно определить, что человек – истинный духовный учитель? Нередко встречаются мошенники от религии, цель которых – не привести своих учеников к Богу, а улучшить своё материальное состояние или обрести неограниченную власть над своими последователями.
Во-первых, истинный духовный учитель должен сам быть учеником истинного духовного учителя. Величие учителя определяется тем, каким он является учеником. Ученик должен воспринимать слова учителя, не подменяя их своими идеями. Поскольку изначальным источником всякого знания является Бог, ученическая преемственность, в конечном итоге, должна восходить к Богу. Учитель, не дающий духовное знание, истинным духовным учителем не является по определению.
Во-вторых, истинный духовный учитель не должен быть привязан к мирским вещам. В своей деятельности он не руководствуется материальными мотивами: желанием богатства, славы, чувственных наслаждений и т.п. Неблагоприятные условия, сводящие с ума обычного человека, никак не влияют на личность духовную. Умиротворенный ум помогает контролировать все жизненные функции. Речь, питание, воспроизведение – всё это становится причиной беспокойства для людей, отстранённых от поиска истины. Духовный учитель ото всех этих проблем заведомо свободен.
В-третьих, истинный духовный учитель находится на пути подлинной религии. Его ум свободен от мирских беспокойств и направлен только на чистую духовную деятельность. Поэтому духовный учитель стремится жить в святом месте, постоянно повторять имена Бога (молитвы), пересказывать деяния святых и посланников Бога. У тех, кто оказывается в его обществе, пробуждается вера в Бога, возникает желание идти духовным путём.
Далее следует у учителя учиться, т.е. необходимо стать истинным учеником. Ученик должен стремиться слушать наставления духовного учителя. И ещё, он должен стремиться следовать этим наставлениям. Как мы уже говорили, духовный учитель воспринимает знание от Бога. Поэтому его наставления являются Божественными указаниями, а следование им само по себе является служением Богу.
Духовный учитель, как представитель Бога, поэтому к нему следует относиться как к Богу, хотя по своей природе Богом он и не является. И не суть важно, сыном Бога его называют, или Его пророком. Важно, что с Богом у него есть определённые отношения. Важно понять, что это за отношения и, исходя из этого, понять свои отношения с Богом. Такие великие личности, как Иисус Христос и пророк Мухаммед давали нам духовное знание не для того, чтобы показать свою исключительность, а чтобы дать пример каждому и показать сокровенные возможности человека. После таких представителей Бога идёт ряд духовных учителей, которые передают духовное послание своим последователям по цепи ученической преемственности.
После получения соответствующих наставлений, ученик служит духовному учителю с глубокой любовью и верой. Удовлетворение духовного учителя является главным средством для достижения божественной любви.
Третья ступень – непосредственная духовная практика. Искатель приходит к ней после общения с духовными людьми. На этой ступени человек начинает заниматься различными видами практического преданного служения. Духовная практика на этой стадии подразделяется на две категории: неустойчивая и устойчивая. Неустойчивое преданное служение состоит из шести последовательных ступеней: ложная самоуверенность, резкие взлеты и падения, подверженность сомнениям и непостоянство на уровне ума, объявление войны чувствам, неспособность следовать принятым обетам, наслаждение материальными результатами духовной практики. Рассмотрим их более подробно.
Ложная самоуверенность. Подобно первокласснику, который, едва научившись читать, начинает считать себя всезнающим, достойным всеобщего восхищения, человек, только что вставший на путь преданного служения, может возомнить, что уже достиг совершенства. Такую ребяческую самоуверенность начинающего преданного называют энтузиазмом дилетанта.
Резкие взлеты и падения. Тот же самый ребенок иногда проявляет неподдельный интерес к учебе, а иногда, из-за неспособности понять предмет и недостатка вкуса, становится к ней совершенно безразличным. Точно так же, начинающий преданный иногда с энтузиазмом следует духовной практике, а иногда проявляет к ней полное безразличие.
Подверженность сомнениям. «Жить ли мне в кругу моей семьи, помогая жене и детям, или заниматься религиозной практикой для духовного развития? Может быть, лучше оставить их всех, уйти на поиски Бога и достичь истинного совершенства, полностью посвятив себя религии? Может быть, есть смысл не спешить отказываться от всех материальных наслаждений до тех пор, пока я по-настоящему не разочаруюсь в них и не пойму, что материальный мир – это просто пламя страданий. Или всё же стоит отказаться ото всего прямо сейчас, как это делали многие святые люди? Значит ли это, что я должен оставить семейную жизнь, пока молод и полон сил? Или лучше сначала дождаться, пока умрут мои старые родители, а потом принять отречение?»
Грубые материальные желания человека ещё преобладают над духовными потребностями, поэтому он продолжает думать: «Нет, я ещё не обладаю волей и решимостью, необходимыми для отречения. Поэтому до поры до времени я буду просто работать, зарабатывая себе на жизнь, а потом, когда достигну исполнения всех своих желаний, видно будет что мне делать. С другой стороны, семейная жизнь является тюрьмой только для тех, кто привязан к ней. Если человек становится преданным, семейная жизнь перестает быть для него обузой. Поэтому, лучше уж я останусь дома и буду постоянно заниматься духовной практикой».
Таким образом, ум искателя постоянно колеблется, взвешивая преимущества семейной жизни и полного предания Богу. Когда ум постоянно занят принятием всевозможных решений, это называется метаниями ума.
Объявление войны чувствам. По мере укрепления веры, человек постепенно избавляется от привязанностей к переходящему, понимая, что удовлетворение чувств ведёт к страданию. Но, несмотря на все его усилия, иногда он всё же оказывается не способен совладать с вожделением и делает то, что в конечном итоге приносит ему страдания. Такой преданный должен покаяться в совершённой ошибке и продолжать духовную практику. В этой упорной борьбе со своей глубоко укоренившейся склонностью к чувственным наслаждениям, преданный иногда побеждает, а иногда терпит поражение.
Неспособность улучшить свою духовную практику. Человек принимает решение: «С сегодняшнего дня я буду твердо следовать всем требованиям религиозной практики». Но, несмотря на ежедневное принятие таких обетов, он не всегда находит в себе силы следовать им.
Наслаждение материальными результатами духовной практики. Хорошо известно, что по своей природе религиозная практика исполнена притягательности, и потому человек, занимающийся ею, становится привлекательным для многих людей. А как гласит старинная мудрость: «Обретая признание и почёт, человек становится богатым». Духовное развитие предоставляет человеку все возможности для обретения материальной выгоды, почёта и славы, которые являются сорняками, окружающими растение духовности. Стремление к наслаждению различными формами материального успеха, является всего-навсего небольшой волной на поверхности океана духовного наслаждения.
Таковы признаки неустойчивости на религиозном пути.
Теперь мы перейдем к четвертой ступени духовной практики.
Четвертая ступень – очищение сердца от скверны материальных качеств. Эти качества разделяются на четыре вида, соответственно причине их возникновения: 1) возникшие в результате прошлой греховной деятельности; 2) возникшие в результате прошлых благочестивых поступков; 3) являющиеся результатом оскорблений, совершённых в процессе религиозной практики; 4) возникающие при неправильном исполнении духовной практики.
Нежелательные качества как результат прошлой греховной и благочестивой деятельности следующие:
а) нежелательные качества, причиной которых является прошлая греховная деятельность, соответствуют вышеупомянутым пяти причин страданий: невежество, ложное эго, привязанность, ненависть и страх смерти;
б) нежелательные качества, являющиеся следствием прошлой благочестивой деятельности, проявляются в виде желания наслаждаться результатами своего благочестия и стремления в рай. Некоторые мудрецы причисляют эти качества к категории нежелательных, поскольку стремление к материальным благам лишает человека возможности достижения конечной цели религии, возвращения к Богу и, следовательно, продлевает срок его заключения в материальном мире.
К нежелательным качествам как следствиям оскорблений относятся последствия невнимательного повторения святого имени Господа. Оскорбительные действия по отношению к Господу (не выражать почтение к атрибутам, входить в молельные дома в обуви, и т.д.) также являются оскорблениями.
Тот, кто совершает грех, рассчитывая на очистительное действие религиозной практики (искупление), не только не избавится от последствий своего греха, но ещё более усугубит их. В жизни часто бывают случаи, когда, надеясь на очистительные свойства религии, люди в процессе терактов совершают даже убийства или другие преступления. В наше время это особенно участилось в тех странах, где постоянно беспорядки из-за фанатизма духовно невежественных людей. Например, в Афганистане, Сирии, Иране, Ираке часто происходят теракты, уносящие жизнь мирных жителей даже в священный для мусульман месяц Рамадан. Террористы думают, что воюют за свою веру, и Бог простит их грехи в виде убийства мирных жителей, но они не понимают оскорбительности своих действий по отношению к Единому Господу, когда приносят страдания Его созданиям и разрушают их тела.
Случайное пренебрежение или несовершенное исполнение каких-либо видов преданного служения не является грехом, оскорблением считается только преднамеренное совершение грехов с мыслью о том, что преданность Богу может нейтрализовать их последствия. Грехом же называют действия, осуждаемые в священных писаниях и требующие искупления.
Оскорбительное отношение к религиозным людям, а также к духовному учителю также является большим грехом.
В священных писаниях говорится, что если человек случайно совершил оскорбительные действия в отношении духовных людей, то он должен искупить свою вину, припав к стопам оскорбленного им человека и моля его о прощении. Он должен кланяться ему, выражая своё почтение и восхищение. Если преданный Бога отказывается простить оскорбителя, последний должен быть готов изо дня в день искренне служить ему, делая всё, что он пожелает. Иногда совершённое оскорбление бывает настолько тяжким, что гнев преданного не утихает. В этом случае оскорбитель должен в великом смирении, считая себя самым несчастным из людей, обречённым на вечные адские муки, оставить всё, чем обладает, и полностью предаться Господу. Со временем, благодаря великому могуществу духовной практики, он непременно сможет искупить своё оскорбление.
Во многих священных писаниях говорится, что духовно развитый человек может простить любые оскорбления, но пыль с его стоп никогда не прощает их, и заставляет виновного страдать за свой поступок.
Причина различных оскорблений – непонимание истинного положения Господа. Абсолют – источник всех проявлений, поэтому ставить Создателя и Его создания в один ряд оскорбительно.
Следующее оскорбление заключается в пренебрежении авторитетом священных писаний, основанном на мнении о том, что одно лучше другого. Это происходит из-за непонимания их роли людьми с мирским складом ума, что является одной из причин раздора между религиозными течениями. Отсюда можно сделать вывод, что религиозная нетерпимость является одним из крупных препятствий на пути к Богу. Поэтому те, кто искренне хочет духовно развиваться, должны хорошо понять этот момент, и ни в коем случае не разжигать религиозных противоречий.
Появление нежелательных качеств в духовной практике подобно тому, как рядом с посаженным в землю культурным растением вырастают сорняки. Вместе с преданным служением к человеку приходит материальное процветание, почёт, признание, добрая слава и т.д. Эти сорняки могут создать большие препятствия духовному росту, заслонив собой нежный росток любви к Богу. У тех, кто не может следовать подлинной религии, искренне служить Господу, духовное развитие замедляется, в итоге останавливаясь на одном уровне. Такая участь постигает тех, чьё духовное знание слабо, а духовные устремления недостаточны. Они так и остаются на уровне мирской религии. Те, кто смог победить эти материальные соблазны, могут вступить на следующий этап духовного пути, где их ожидает дальнейшее развитие.
Итак, несмотря на ежедневные попытки преданного достичь постоянства в преданном служении, он не сможет сделать этого до тех пор, пока у него сохраняются нежелательные качества. К таким нежелательным качествам относятся: сонливость, склонность к беспокойству, отсутствие вкуса ко всему духовному, греховные привычки и вкус к материальным наслаждениям.
Пройдя стадию избавления от нежелательных качеств и почти полностью преодолев эти препятствия, искренний искатель достигает уровня устойчивого преданного служения. Иначе говоря, признаком этого уровня является отсутствие вышеупомянутых пяти материальных недостатков. После избавления от них и наступает стадия устойчивого преданного служения.


Рецензии