Как Бог даст Поживём - увидим

Даша стояла перед школой. Может быть, она видела эту школу последний раз. Здесь она проучилась восемь лет, пришла во втором классе, а теперь уходит после девятого. Восемь незабываемых лет! Не верится, что теперь она будет учиться в другом месте, и не в классе, а индивидуально. Но так решила мама. Из школы один за другим выходили ребята, а Даша думала о том, что сейчас, как обычно, она пойдёт своей дорогой, на свой автобус, который отвезёт её домой.
Школа, в которой училась Даша, была не совсем обычной. Здесь учились дети с определёнными заболеваниями, причём с такими, которые у мальчиков бывают чаще, чем у девочек. Из-за этой особенности школы девочек здесь было намного меньше, чем ребят. В среднем на класс приходилось по одной-две девочки. Раньше у Даши была одноклассница Наташа. Когда они учились вместе, они были близкими подругами. Но потом Наташу перевели в обычную школу – и Даша осталась единственной девочкой в классе. Она скучала без подруги. Сначала они созванивались, один раз даже встречались, но потом стали общаться всё реже и реже. А в этом году Наташа даже с днём рождения Дашу не поздравила. С ребятами из школы Даше всегда было трудно общаться. Её одноклассников условно можно было поделить на две категории: одни – достаточно шумные и грубоватые, а другие – какие-то замкнутые, отрешённые. Мама говорила, что эта замкнутость от болезни.
Даша попала в эту школу во втором классе из-за трудностей в обучении. Отдать девочку сюда Дашиной маме предложили специалисты. К счастью, ездить было недалеко, всего несколько остановок на автобусе, большинство учеников ездило сюда дольше. Сама школа оказалась очень хорошей. Учителя здесь умели находить подход почти к любому ребёнку, очень хорошо объясняли учебный материал и были ко всем доброжелательны.
Только одно обстоятельство смущало маму: ей не нравилось, что в школе так мало девочек. Она как-то побаивалась, что когда Даша станет более самостоятельной и будет ездить из школы одна, то будет гулять с этими ребятами. Из-за каких-то своих соображений мама Даши этого не хотела. Из-за этого она долго сопровождала девочку. Только в конце восьмого класса она стала отпускать дочку. Тогда мама сказала Даше, чтобы она не гуляла с ребятами и всегда ездила на автобусе, который шёл почти до дома. У Даши в её возрасте впервые появилось желание более тесно пообщаться с некоторыми ребятами, и это желание усугублялось тем, что Наташа к тому времени уже училась в другой школе. Получилось так, что после школы девочке и погулять было не с кем. Но, несмотря ни на что, она слушалась, и когда выходила из школы, всегда сразу шла на свой автобус. Когда одноклассники предлагали ей пойти куда-то с ними, она вежливо отказывала, стараясь не обидеть.
Мама говорила Даше, что с удовольствием перевела бы её в обычную школу, где она приобрела бы подруг, если бы Даша получше училась.
Однажды, в девятом классе, с Дашей в школе произошёл такой случай. Учительница по физике обещала в определённый день провести контрольную работу. И вот, когда настал назначенный день и час, эта учительница вдруг сказала: «Сегодня начнём новую тему». Недоумевая и следуя первому порыву, Даша подняла руку и спросила: «А контрольная в следующий раз будет?» Только когда она сказала эти слова и услышала, что ребята на неё зацыкали, то поняла, что рассердила одноклассников. А Даша-то этого не хотела, она просто удивилась повороту событий и из-за этого задала вопрос. Она сама была не против, если бы контрольную перенесли, и она бы к ней тоже лучше подготовилась. Но контрольная состоялась тогда, когда ей было положено. А на перемене ребята из «шумной» категории стали подкалывать Дашу, обзывать её разными обидными словами. Она пыталась извиняться, говорила, что ненарочно их подвела, что спросила про контрольную не обдумав и сама была бы рада получше подготовиться. Но это вызвало не понимание, а только смех Дашиных одноклассников.
Вдруг к ребятам подошёл мальчик из восьмого класса. Он увидел, что девятиклассники обижают девочку и сказал: «Что вы делаете? Зачем вы девочку обижаете?» Один из девятиклассников сказал «У нас своя разборка, не влезай, отойди» Но защитник не отошёл и сказал «Всё равно, пожалуйста, не обижайте её. Она же извинилась, я всё слышал.» «Рыцарь какой нашёлся!» - сказал другой девятиклассник. Но после этого Дашу уже не подкалывали.
Мальчика из восьмого класса, защитившего Дашу, звали Ваня. Он был очень высокий, на голову выше своих ровесников и достаточно замкнутый в себе. Когда он говорил, он как бы выдавливал из себя слова, перебарывая свою стеснительность. Теперь он совершил решительный, мужественный для себя поступок. Он редко был таким решительным, но в данном случае естественное желание заступиться за девочку проснулось в нём и одержало верх.
Тогда Даше впервые понравился мальчик из школы. Она почувствовала какое-то тепло и защиту, исходящую от него. После уроков она уже на первом этаже снова увидела Ваню. «Что делать, если прогуляться предложит?» – мелькнуло у неё в голове. И точно, Ваня подошёл к Даше е предложил:
– Даш, давай пройдёмся вместе до метро?
– Извини, пожалуйста, но мне не по пути – сказала Даша – я на автобусе ездею.
– Тогда давай где-нибудь рядом погуляем.
– Нет, спасибо, я спешу – отказала Даша. – Спасибо большое, что защитил – поблагодарила она.
Даше показалось, что Ваня не такой, как её одноклассники, что он лучше. Ей на самом деле хотелось куда-то пойти с ним, но она не знала, как на это посмотрит мама. Придя домой, Даша рассказала маме историю с этим мальчиком. Тогда мама сказала: «Родная моя девочка, я тебе верю. Я верю, что Ваня – хороший мальчик. Но ты всё равно правильно поступила, что не пошла с ним. Просто если бы вы пошли вдвоём, это было бы похоже на личную встречу, а личная встреча накладывает определённые обязательства. А Ваня – он ведь тоже учится в этой школе, вместе с остальными ребятами. И у него всё же видны следы болезни, поэтому не надо накладывать на себя обязательства перед ним».
На следующий день Даша не видела Ваню в школе. Ещё через день она его опять увидела после занятий. Тогда он снова подошёл к ней и предложил прогуляться. Даша отказала повторно.
Это увидела тётя Люба. Тётя Люба была мамой одного из учеников школы, который был на четыре класса младше Даши. Она каждый день провожала и встречала своего сына. Тётя Люба тесно общалась с Дашиной мамой, когда та ещё ездила в школу с дочкой. Поэтому Даше было велено при возникновении каких-то проблем в школе обращаться к тёте Любе.
На этот раз тётя Люба заметила, что Даша из-за чего-то расстроена.
– Что случилось? – спросила она.
– Да вот, я Ване отказала, второй раз!
– А тебе хотелось с ним погулять? Почему ты ему отказала? – спросила тётя Люба – Мама не разрешает тебе гулять с ребятами? – догадалась она, так как хорошо знала Дашину маму.
Даша смущённо опустила глаза и кивнула.
– Ваня хороший мальчик! Он не такой, как другие ребята, и мне жаль его обижать! – сказала она – но если бы я с ним пошла, мама расстроилась бы, волновалась бы за меня.
Тётя Люба успокоила Дашу. Она сказала, что Даша всё правильно делает. Сказала, что слушаясь, Даша делает лучше не только себе и маме, но, может быть, и Ване тоже, в долгосрочной перспективе.

В девятом классе Даша стала хуже учиться. Раньше ей, помимо учителей, с учёбой помогала мама. Мама хорошо помнила школьные предметы и старалась разбирать с дочкой все задания. Но когда Даша стала самостоятельно ездить, мама устроилась на другую работу. Новая работа забирала больше времени и сил, их оставалось меньше для того, чтобы помогать дочке. Трудность эта усугублялось тем, что девятый класс – время подготовки к экзаменам. Если девятикласснику сказать «скоро лето», он, скорее всего, подумает сначала не о заслуженном отдыхе, а об экзаменах. Над Дашей нависла угроза, что её не допустят до экзаменов и оставят на второй год.
Тогда мама разузнала о другой школе, где дети с аналогичными проблемами учатся индивидуально. Она ездила в эту школу. Ей даже удалось как-то договориться с руководством, что в случае чего они зачтут Даше те предметы, которые она не сдаст, и разрешат сдать экзамены у них (единого экзамена тогда ещё не было), после чего переведут в десятый класс – и дальше она будет учиться индивидуально.
Даша расстраивалась, не хотела индивидуально учиться. Но мама говорила, что для её образования это лучше. Не сдавая позиции, Дашина мама пыталась поддержать девочку. Она говорила «Скоро из Питера приедет моя подруга со своей семьёй. У них хорошая семья, я тебя с ними познакомлю. У них есть сын и дочь – очень хорошие люди. Они тебе понравятся. Вот такие люди действительно стоят того, чтобы с ними дружить!
Тётя Люба также считала, что если для образования лучше индивидуальное обучение, то этим стоит воспользоваться. Ещё она была верующим человеком и говорила, что на всё воля Бога.

Даша стояла около школы и мысленно прощалась с одним из отрезков своей жизни. Она думала о том, как дальше сложится жизнь. «Как Бог даст, поживем – увидим» – сказала она, подбодрив себя словами тёти Любы и пошла на свою остановку.


Рецензии