102. Личные аморальные мотивы верующего

Основания,порою не вполне осознанные,веры человека в Бога.
1. Связь индивида с высшим во вселенной и следовательно величие самого индивида,желающего эксплуатировать - бессознательно или сознательно - в свою пользу и Высшее.
2. Допущение и сопутствующего - рая-ада,а значит и бессмертия человеческой души.
3. Утверждение определённой морали: долг Бога помогать человеку,защищать,охранять,спасать,поддерживать,давать благо,прощать грехи.Даже карающий Бог мыслится как карающий других грешников,так как своим-то грехам верующий всегда найдёт оправдание,да и есть возможность спастись нагрешив - через покаяние.
4. Гарантия того, что "добро"среди людей не есть пустой звук.Вряд ли мы могли бы жить в вечном состоянии абсолютной войны всех против всех, нам нужны и позитивные ценности,чтобы,во первых,раскрасить ими и серую жизнь,а во вторых - прикрыть ими зло,любящее нацеплять на себя маску "добра".К тому же через веру возможно объединение людей - внешнее и внутреннее - для какой же цели (соборность или религиозная война) - другой вопрос.
5. Перекликается с пунктом №3.Нас не устроил бы Бог лишь карающий.Важнее в нём для нас его милосердие. Покаяние и религиозный ритуал,соблюдение догматов - это,в сущности,под видом смирения принуждение Бога к прощению грехов,без которых "в жизни ну никак нельзя!" Второй момент: верим в Бога,а значит и в Дьявола и всегда можем сказать о своём грехе:"бес попутал!" Таким образом мы можем частично оправдать себя.

Разумеется,есть и истинно моральные основания веры в Бога. Но в данном случае акцент ставится именно на аморальной стороне веры, - веры,основанной на эго как субъекта,так и масс. Любое идолопоклонство,культ некого существа имеет двоякий смысл. Это всегда своеобразная сделка по принципу "ты мне,я тебе". Недаром некоторые дикари,если идол не исполнял их пожелания,не взирая на жертвы ему,били его плетьми.Бог не идол,но отношение к нему может быть идолопоклонением.Всё же,зададим себе вопрос:верили бы люди в Бога,если бы он был совершенно отстранён от мира сего и не помогал человеку ни в чём? Такое понимание Бога - деизм - может иметь место,как философское толкование данной проблемы,но в массах деизм невозможен.


Рецензии