манят небеса

На небеса свой обращают взгляд.
Завидуя летящей вольно птице.
Истории о том, нам говорят,
Взлетает тот, кто к этому стремится!
Пусть говорят о том, что рождённый ползать, летать не может; но многие с тех пор, как научились ходить, мечтали летать по воздуху. Не имея возможности претворить мечты в реальность,  люди воплощали их  в мифы и  предания. Естественно, древняя Аттика и в этом вопросе оказалась впереди всех.  Один из  известнейших  героев Древней Греции, использовавших воздух для передвижения, был Беллерофонт. Герой ничего не создавал, он использовал крылатого коня Пегаса, подаренного  ему богиней Афиной.  Не слезая с коня, герой поражал копьём своих врагов и злобных чудовищ. Это превосходство перед теми, кто находился на земле, а не над ней , и сыграло с ним скверную шутку: уверовав в свои неограниченные возможности, Беллерофонт, летая, поднялся до вершины Олимпа. Олимпийским богам эти действия героя дерзкими показались, По их приказу Пегас сбросил Беллерофонта     наземь. Герой, став калекой, умер в нищете, всеми забытый. Есть ещё одно предание, касающееся воздушного полёта, но в нём человек не летал, а лишь создал летательный аппарат. Так, Архип Тарентский, живший в IV веке до н.э.,  изготовил голубя, который носился в воздухе с помощью сложного механического приспособления.
Наиболее известным всему миру, касающийся воздухоплавания,  является миф о Дедале и его сыне Икаре:
… Дедал родился в Афинах, считался самым искусным зодчим и изобретателем. Слава о нём и  его школе облетела все страны Средиземного моря. Но вдруг учитель стал замечать, что слава стала тускнеть в лучах расцветающего таланта своего  ученика и племянника Таласа.  Чёрная зависть толкнула Дедала на убийство Таласа, сбросив его со скалы Акрополя. Убийство было раскрыто, Спасая свою жизнь, Дедал со своим  сыном Икаром бежал на Крит, где он был принят царём Миносом. По поручению царя  знаменитый зодчий построил Лабиринт для содержания Минотавра – чудовища с телом человека и головою быка, посвященного Посейдону. Минос щедро вознаградил Дедала и предложил навсегда остаться на Крите. Дедал ответил отказом. Тогда  Минос запретил  всем корабельщикам под страхом смерти принимать Дедала на свои корабли. Тогда тот задумал бежать  от него по воздуху на крыльях из перьев, скрепленных воском  - одну пару для себя, вторую для Икара. Перед полетом, Дедал объяснил своему сыну Икару, как нужно лететь. Предупредил, что если приблизиться к морю на слишком близкое расстояние, то вода намочит перья и утяжелит их. С другой стороны, если лететь слишком близко к солнцу, то оно расплавит воск, и крылья будут уничтожены. Поднявшись на крыльях в небо, они пускаются в дальний и опасный путь. Свобода опьянила Икара, он забыл все наставления отца  и слишком высоко поднялся к солнцу. Жгучие лучи солнца растопили воск, склеивавший перья на крыльях, воск потек, а перья рассыпались. Оставшись без крыльев, Икар упал и утонул в море, которое с тех пор стало называться Икарийским. После гибели Икара Дедал бежит  в Сицилию.
Когда в руке ваятеля резец,
А меч воителя скучает в ножнах,
То математику достанется венец,
Строителю, писателю, возможно…
История полёта печально закончилась, но побудила  немало людей  повторить полет с помощью крыльев. И первым из них, чьё имя дошло до нас, был Аббас ибн Фирнас. Это уже был человек не из мифологии, а самый настоящий, реально существовавший. Бербер, мавританец, или как европейцы называли всех жителей Ближнего Востока  - «сарацин». Родился Аббас в 810 году в Андалусии (Испания), в те времена. когда территория Испании по линии реки Реконкисты была поделена на две части; южная, в которой проживал Аббас ибн Фирнас принадлежала мусульманам, северная – испанцам. Между ними велась постоянная война,  которую северяне проигрывали – мешали феодальная раздробленность и междоусобные распри. Проживал Аббас  в городе  Кордове. Кордова в те времена была самым крупным городом в Европе, а по некоторым источникам даже самым крупным городом в мире, столицей Кордовского халифата. Более того, город считался одним из мировых политических и культурных центров. Столица одноименной провинции, город Кордова, имеет богатейшую историю: до распада халифата город всегда играл ведущую роль в Андалусии, а временами и на всем Пиренейском полуострове. Кордова имеет длинную насыщенную событиями историю. Название городу дал карфагенский полководец Гамилькар Барка -  отец Великого Ганнибала. В ходе Второй Пунической войны римляне разбили Карфаген и обосновались на территории Пиренейского полуострова. При Гае Юлии Цезаре Кордова была столицей провинции Баэтика.  Это был процветающий и богатый город Римской империи. Однако, настоящего расцвета она достигла при мусульманах, став уникальным слиянием финикийской, римской, берберской, арабской, христианской и еврейской культур. Наверное, именно благодаря такому смешению культур., город имел неповторимый вид, привлекающий к себе путешественников. И сегодня, попав в город, можно видеть: римский мост через реку Гвадалквивир, великолепно сохранившаяся оборонная башня Калаорра, Мескита – римско-католический собор, прежде бывшая мечетью.
В Кордове к концу X - началу XI века население составляло примерно 500 тыс. человек;. Для сравнения в Париже того времени проживало всего 36 тыс. человек.  Река Гвадалквивир была судоходной, играющей немалую роль в экономической  жизни страны, поскольку была судоходной до самой Кордовы.
Полоска красная зари…
Кордова просыпаться стала.
Всяк утренний намаз творит,
Хоть тело чувствует усталость.

Речной причал. Стоят суда.
На мачтах паруса повисли.
Со всех сторон везут сюда,
Что создают и труд и мысли.

Фисташки… Груды апельсин…
Корзины сочного инжира…
Небес глаза  над ними синь.
И вздохи вод Гвадалквивира.

Как муравьи, кругом снуют…
Разноязычие звучит прохожих.
Здесь покупают, продают
Рабов из белых, чернокожих..

Вот полдень…. Тяжкая жара,
Кордова, словно вымирает….
Глас муэдзина… Знать пора –
К молитве жителей сзывает.
В  Кордове были построены школы и университеты, было 3 000 мечетей, роскошных дворцов и 300 публичных бань, а так же находилась, библиотека, которая на тот момент считалась самой большой в мире и насчитывала по разным данным от 400 000 до 1 000 000 экземпляров. Человеку, посвятившему себя науке, было  где развернуться!
Аббас ибн Фирнас изучал в Кордове  математику и музыку, считавшуюся разделом математики, сконструировал для музыкальных нужд метроном. Став учёным, изготавливал стекло из песка. Благодаря этому  Испания перестала покупать стекло в Египте и стала делатьего сама. По-видимому, учёный был знаком с мифом о Дедале. Он принялся за создание летательного аппарата Аппарат был построен. Скорее всего, это был первый созданный человеком дельтаплан. Опробовать было решено, использовав для разбега небольшой холм, который назывался «Джабаль аль –арус». При большом стечении народа, аппарат оторвался от земли .  Управляя им,, Аббас Ибн Фирна  продержался в воздухе в течение достаточно долгого времени, по некоторым данным около четверти часа. Мало того, это был управляемый полет, поскольку он мог изменять его высоту и направление, так как он возвратился туда, откуда начал путь. После успешного возвращения к отправной точке, аппарат  в конечном счете упал на землю. Повреждений при падении Аббас не получил Позднее ученый сказал, что приземление можно улучшить, сделав хвостовую часть. Более к вопросу полётов он не обращался. Известно, что позже Аббас изобрёл водяные часы. Он же сконструировал механизированный планетарий - модель Солнечной системы. Планеты в ней вращались, по небу плыли облака, гремел гром и сверкала молния.
Аббас ибн Фирнас,  прозванный  «Мудрецом из Андалусии
умер в 887 году.
Полёт  был повторен лишь полтора века спустя — в Англии, когда начались крестовые погоды и Европа прикоснулась к знаниям арабов.
Одни тоскуют по Сиону,
Другие веруют в Христа,
Какие могут быть законы,
Коль совесть грязна, не чиста?

Очиститься от скверны надо.
Суть очищения проста:
Прийти всем человечьим стадом,
Ко гробу Господа Христа.

А путь туда не прост, далек,
На море злобствуют пираты,
Восток не запад, а восток,
В нем – халифаты, эмираты.
              В 1095 году римский папа Урбан II в Клермоне во Франции призвал христиан к войне с «неверными» магометанами. На его призыв откликнулись многие феодалы Франции и Германии. Не остался в стороне и простой народ.
Прогнать служителей ислама,
Прихода ждет Иисус Христос.
При попустительстве Урбана,
Крестовый был решен вопрос.
             Но не успели  приготовиться к походу, как неорганизованные толпы крестоносцев рассыпались по всей Франции и Германии. К этим толпам присоединились бродяги, нищие, искатели приключений с самыми преступными намерениями. Нуждаясь в самом необходимом, и не получая его, они занялись самым настоящим грабежом. Более всего доставалось евреям, их принуждали к крещению  и убивали в случае отказа.
Кресты нашили на одежде,
Детей оставили и жен,
Но в географии – невежды,
Где тот находится, Сион?

И каждый город и селенье,
Что на пути встречались им,
Их приводили в исступленье,
Взывали: «Град Иерусалим?»

Путь затянулся далеко,
И башмаки поизносились,
И прокормиться нелегко,
Иные мысли появились:

«Чего идти, коль здесь – евреи,
Убийцы Господа Христа!»
И бьют, и грабят, не жалея,
И совесть, кажется, чиста.

По берегам гуляли Рейна,
Насилуя еврейских жен;
Дома, пограбив Майнца, Кельна -
Крестовый подвиг завершен.

А сколько гибло их самих,
От голоданья и болезней?
Вернулось нищих и больных,
На месте бы сидеть, полезней!

Но часть их все же добралась…
Готфрид Бульонский бился славно,
Людей рубили, как дрова,
А участь жителей печальна.

Магометан всех извели,
Набив евреев в синагоге,
Забили двери, подожгли,
И славили молитвой Бога.

Иерусалим священный пал.
Очищен город от неверных,
Христос от буйства их устал,
От них несло бедой и скверной.
Примечание:  Готфрид Бульонский – герцог, возглавивший крестовый поход и первый король Иерусалимского королевства,

В 676 году в графстве Уилтшир, на юго-западе Англии монахами ордена бенедиктинцев был основан монастырь Святого Бенедикта Нурсийского, или, как его чаще называли, Малмсберийское аббатство. Первым его настоятелем был учёный и поэт аббат Андхельм. Неудивительно, что аббатство уже при жизни Андхельма превратилось в духовный и научный центр средневековой Англии. Английский король  Генрих  VIII, проводя церковную реформу в Англии,  лишил аббатство земли, потерял монастырь и бесценную библиотеку, которую монахи собирали на протяжении шести столетий. В настоящее время на месте монастыря красуются величественные развалины.
Но вернемся ко временам крестовых походов. Не всё происходило так, как задумывалось…
Конец похода был плохой,
Как впрочем, и других,
Ведь нужно думать головой -
А нет ее у них.

Урок пришельцам преподан,
Отважным сарацином:
«Не беспокойте Божий храм
В святом Иерусалиме!»
Возвращались из Палестины обозленные, с большим военным опытом и пустым карманом
 Группа крестоносцев в непогоду попросила приюта в Малмсберийском аббатстве. Коротая вечер за кружкой подогретого вина, шли долгие разговоры. Монахи подробно расспрашивали гостей о жизни сарацин. Учёных  интересовало всё, что гости видели и что слышали, проведя так много времени среди мусульман. И вот тут они и услышали, что  один из арабов совершил полёт, использовав  какое-то  крыло. Среди монахов был один по имени Оливер, который увлекался астрономией  и возможностями воздухоплавания, прежде читал и глубоко верил в греческий миф о Дедале. Хотелось бы знать ему подробно об удаче  арабского учёного, создавшего аппарат, способный поднять и держать в воздухе человека, но рыцари не разбирались в  технических вопросах, повторить полёт араба можно было, только надеясь на собственную смекалку да удачу. До нас не дошло описание летательного аппарата, сконструированного монахом Оливером, но следует полагать, что на силу и скорость движения рук он не рассчитывал.  Чтобы выполнить маневр планирования вниз против бриза, использовав и гравитацию, и ветер, Оливер, скорее всего, создал аппарат, по форме напоминающий парящую птицу. Прикрепив крылья к своим рукам и ногам, он спрыгнул с вершины башни  Малмсберийского Аббатства. Оливер  пролетел расстояние в 200 метров, но то ли  из-за порывистости ветра, то ли из-за душевного волнения. которым сопровождался его полёт, он упал на землю и сломал ноги. Неудачу он объяснял тем, что забыл приделать к аппарату хвост, от чего потерял равновесие. Оливер пытался создать новый аппарат, но настоятель аббатства запретил ему дальнейшее изобретательство.
На Руси тоже делались попытки совершать полёты, но такие устремления властью не поддерживались. Напротив, судьба изобретателей была печальной.
У неё ума палата –
Голь на выдумки хитра!..
Время жалко, маловато –
От заката до утра.

Над крылом, согнувши спину,
Кожу тянет, кожу шьёт...
Не потрафил господину –
Отправляется в полёт.

Не найдя пути и броду,
В небеса  его влечёт.
Мыслит: «Царь те даст свободу,
Аль головушку ссечёт!
В рукописи монаха Даниила Заточника, датируемой XIII веком, сообщается: "Крепость сердец показывая, иной человек, сев на коня  мчится, а иной летает с церкви, яко орёл, шёлковые крылья имея…»
Похоже, речь идёт о выступлениях скоморохов, рискованными трюками зарабатывая  свой кусок хлеба. А так просто, без специальных приспособлений,  с церковной колокольни не прыгнешь. Правда, имён летающих умельцев тех времён история не сохранила. Но. она же, эта история сообщает, что во времена царствования Ивана  Васильевича, прозванным Грозным, состоялся  полёт на деревянных крыльях «холопа Никиты сына Трофимова.  В Александровской Слободе, личной резиденции русского царя смерд Никитка, боярского сына Лупатова «холоп", забрался на церковь-колокольню Распятскую , прыгнул с неё и на крыльях из дерева и кожи крылья и с успехом летал на них вокруг Александровской слободы. . Дошла весть про дерзкого холопа Никиту до царского слуха, и учинен был в Москве прилюдный суд. Царь приказал: "Человек не птица, крыльев не имат. Аще же приставит себе аки крылья деревянны – противу естества творит… За сие дружество с нечистою силою отрубить выдумщику голову… А выдумку, аки диавольскою помощью снаряженную, после божественныя литургии сжечь"»
 Через сто с лишним лет после успешного полета Никиты  в царствование Великих Государей Ивана и Петра Романовых мужичок в столице появился и сказывал, что он, сделав крылья, станет летать, как журавль. И по указу Великих Государей  было из казны государевой выделено на  крылья слюдяные  18 рублей  Боярин князь Иван Борисович Троекуров с дьяками и подьячими с толпой иного люда  вышел, чтобы посмотреть, как будет летать мужичок на крыльях слюдяных. Мужик забрался на колокольню, крылья к себе пристроил, перекрестился. Взмахнул крыльями, пытаясь подняться в воздух, да только ничего из затеи не вышло. Пустившись с колокольни, мужик сказал, что крылья слишком тяжелыми вышли… И  тут же стал просить, чтобы ему позволили сделать другие, более легкие,  замшевые. За что боярин на него кручинился, "а тот мужик бил челом". Но и на других крыльях, которые стоили 5 рублей, полет не удался. И тогда мужик батогами был бит и продан!
А ещё дошли до нас сведения, что при царе Петре Алексеевиче Романове «холоп Емельян Иванов» тоже пытался неудачно летать и за это «был бит батогами смертным боем». 
А в первый год правления дочери Петра - Елизаветы в 1729 году был совершен удачный полет кузнеца из села Ключи, близ Ряжска. Как говорит сказание: «Сделав крылья из проволоки, надевал их как рукава и по приличию на ноги тоже, как хвост, и на голову, как шапку, из длинных мягких крыльев. Летал мало и спустился на крышу церкви. А поп крылья сжег, а самого кузнеца проклял» болью и смертью! Последний случай полета на Руси, дошедший до  нас, произошёл  в 1762 году . Колодник расстрига Федор Мелес из Тобольска около Тобольска был убежден, что «может человек  подобно птице по воздуху, куда хочет летать». Мелес двое суток мастерил крылья на небольшом островке возле Тобольска, намереваясь обтянуть их мешками из-под хлеба. Наступившие холода заставили его  прекратить опыты. На допросе Мелес показал, что «намерен был, из Тобольска, улететь  в Малороссию». Тобольский митрополит Павел, считая, что «диавол… показал ему безумный способ к летанию», распорядился «за содеянное безумие Мелесу каждую пятницу на неделе по сорок ударов плетями или лозами отсчитывать вместо поклонений земных». Совсем нелегкий путь избирали  умельцы российские, пытаясь покорить воздух. И удачный исход   полёта, и  неудача оплачивались пытками и смертью!
Одиночки, фантазёры, они несли свет и радость от сознания величия замыслов человеческих. Когда эти замыслы станут множественными, оденутся в математические формулы и материализуются в сложные летающие аппараты, небеса превратятся в источник смертельной опасности!


Рецензии