Статья 5. Основные положения концепции эффективног

Основные положения концепции эффективного обучения.
(Часть 5 из серии статей об обучении, образовании и воспитании)

Ю. Шестопалов

Эта заметка в какой-то мере повторяет положения концепции обучения и воспитания, предложенной Д. В. Сафроновым. Ранее эти положения бы рассмотрены в четырёх моих статьях и трёх статьях Д. В Сафронова. Но, как говорится, «повторение – мать учения», да к тому же это не будет буквальное повторение, а взгляд на те же вопросы под несколько иным углом зрения, когда концепция рассматривается как единое целое во взаимодействии её различных аспектов.

Проблема выбора

Это действительно проблема, с какой стороны её не рассматривай. Любой наш шаг в жизни, любое решение - это выбор. Всегда есть ещё какие-то варианты. Отказ от выбора, возложение ответственности за  принятие решения на других, это тоже выбор. Проблема выбора включает как минимум несколько аспектов:
1. Какими критериями руководствоваться.
2. Как научиться принимать оптимальные решения.
3. Как и когда возможно оценить качество принятого решения и сделать корректировку.

В норме большинство людей в своих действиях руководствуется инстинктами, отобранными, развитыми и заложенными в нас в процессе эволюции. Роль разумного начала в поведении человека сильно преувеличена. Но, тем не менее, разум, а чаще всего просто способность человека усваивать определённые правила поведения, понятия, может вмешиваться в работу инстинктов. Степень такого вмешательства разумного начала может быть самой различной – от нулевой, когда человек мало чем отличается по своей сути от животного, до полного подчинения своего поведения неким абстрактным построениям, например идее служения культу какого-нибудь идола или мессианскому предназначению. Общество людей не может нормально функционировать, если не будет объединяющего начала, некоей социальной основы, принятой, разделяемой, развиваемой и воспроизводимой на постоянной основе большинством членов общества. Это общее начало своего рода основа социальной ткани, в которую вплетены нити-судьбы членов данного общества. Только определённая общность интересов, культурных, интеллектуальных, экономических, социальных и других сторон общественной жизни, иными словами, все то, что совокупно называют общественным сознанием, позволяет обществу нормально функционировать и развиваться.
Подавляющее большинство людей не создают такие общественные установки сами, но принимают их как данность и следуют им, не задумываясь. Надо понимать, что какая-то основа социальной ткани так или иначе появится; это тот случай, когда «свято место пусто не бывает». Коль скоро люди взаимодействуют между собой, то обязательно, необходимо появится и какое-то общественное сознание, хотим мы того или нет. Оно может быть основано на волчьих законах, но также и на разумных началах. Однако последнее, конечно же, сделать гораздо труднее – ломать, как известно, не строить.

Создание единой концепции обучения

В моей последней статье была приведена схема (Рис. 2, «Структура и взаимодействие необходимых компонент эффективного обучения.») Б. П. Цветков заметил, что её надо бы детализировать. Мне кажется, особо усложнять такие схемы не надо, получится слишком запутанно – это раз, а во-вторых, при таком подходе обычно возникают противоречия. В рамках отдельных модулей такое развитие и детализация нормальны (до уровня, когда вся схема остается понятной, цельно воспринимаемой и контролируемой – как и любое дело, впрочем). Поэтому схема не подверглась качественным изменениям, но один модуль был добавлен («Планирование процесса обучения…», выделен серым фоном на рисунке). Поскольку один из основных принципов обучения это обучение через реальное дело (об этом мы говорили ранее, и, кстати, не надо интерпретировать «реальное дело» слишком буквально в данном случае), то и планирование процесса обучения, разработку конкретных планов, заданий, стимулирующих мер надо привязывать в первую очередь к реальным делам, и через них, как сквозь призму, рассматривать планирование и обучение самостоятельной работе (что на рисунке обозначает стрелочка, проходящая через модуль «реальное дело»).
 
Рис. 1. Структура и взаимодействие необходимых компонент эффективного обучения.

В общем, после обмена мнениями, комментариев, и последовавших за ними размышлениями, пока предлагаемая концепция обучения не подверглась серьезным изменениям, и все её основные положения остаются в силе. Разумеется, практика была и остается критерием истины. Так что следующим логичным шагом могла бы быть проверка хотя бы каких-то положений концепции обучения на практике. И хорошо бы дать этой концепции название. Например, «система активного самостоятельного и соревновательного коллективного обучения». И тогда сокращенное название будет «Система АССКО Сафроновых». По-моему, неплохо звучит.


Рецензии