Об автомобилях, транспорте вообще и некоторые обоб

Об автомобилях, транспорте вообще и некоторых обобщениях

В воскресенье на одной из основных провинциальных магистралей столкнулось больше ста автомобилей. Зима, видимость плохая, ну что здесь поделать. Дело обычное. Автомобили бились и будут биться. А я так добавлю, что будут биться ещё больше. С автомобилями в этом плане две тенденции. Они сами по себе улучшаются во всех отношениях. Но одно это не может отменить физические законы, и они, как это ни досадно для многих водителей, продолжают действовать наперекор их преставлениям. С другой стороны, автомобилей  на дорогах становится всё больше. Дороги же особо не улучшаются, их развитие далеко не поспевает за ростом транспорта. Да, и качество водительского человеческого материала как-то в среднем всё хуже становится. Почему, это иной вопрос. Это следствие теоремы, которую здесь доказывать не буду, а оставлю доказательство для другого более удобного случая. И эти две противоположные тенденции, одна из которых как бы за улучшение ситуации на дорогах, а другая без всяких “как бы” категорически против, диалектически борются между собой. И та, которая играет амплуа “бяки”, на сегодня выигрывает. Преимущество у неё такое, что этот факт общественной жизни даже где-то как-то начинает беспокоить и задевать меня лично.
Разумеется, в США дороги лучше, и дорог там больше. Больше и автомобилей, но всё же на дорогах в среднем свободнее. Но автомобильные проблемы и там по большому счёту те же самые. Мне так представляется, что проблема намного более основательная, чем просто недостаток дорог и качество водителей. Один из аспектов проблемы в засилье автомобильного транспорта. Долгое время автомобильная промышленность была настолько могучей, что она просто задавила железнодорожный транспорт так же решительно, как в своё время  гордый своей силой и безнаказанностью человек истребил всяких там бизонов. Авиационные компании, безусловно, тоже приложили свои вездесущие авиационные ручки, чтобы раздавить и растоптать своего конкурента. И что в итоге? Надо добраться до Нью-Йорка? Для начала добирайся, как хочешь, по четыреста первому хайвэю, самому загруженному в Северной Америке, до аэропорта Пирсон. А пригородный поезда до аэропорта (самого загруженного в стране) идет только из центра. Нормального автобусного сообщения тоже нет (то, что есть, или нечастое, или весьма неспешное, с остановками на каждом углу). Потом трись часа три в здании аэропорта, пока не узнаешь, что рейс стандартно задерживается на пару часов из-за погоды (вернее, непогоды). В итоге прилетишь, конечно, но ещё час уйдёт на получение багажа. Если прилетел в Ниварк, добирайся ещё оттуда на такси. По пути водитель, как правило, с гордостью расскажет, что у них самая большая тюрьма в Америке (нашёл, чем гордиться, но американцы стандартно уважают всё самое большое). И вы едете и едете мимо этой тюрьмы, а она всё не кончается. И тогда вы начинаете уважительно так понимать, что да, тюрьма очень большая, или по крайней мере очень длинная. И начинаете побаиваться этой страны, точнее, её жителей, которые так любят или сами сажаться в эти тюрьмы, или сажать туда своих соотечественников. Или и то другое вместе.
А от Торонто до Нью-Йорка девятьсот километров. И при современных поездах можно было бы спокойно доехать часов за семь, то есть даже быстрее, чем на самолёте, а главное, практически гарантированно. Но в Северной Америке таких поездов нет. И ещё долго не будет. Какие здесь есть поезда, я рассказывать не буду. Я на них ездил вполне достаточно, чтобы, как минимум, не испытывать восторга по поводу удобств, а уж по поводу скорости перемещения в пространстве тем более. Думаю, многие здесь даже не подозревают о существовании поездов. Без всяких шуток. Здесь ездят на автомобилях - и далеко, и близко. Изредка на автобусах. Кстати, вам не доводилось ехать часов четырнадцать на автобусе, ночным рейсом? Нет? Вы счастливчики! Если бы вы знали, что такое провести ночь в кресле автобуса при росте под метр девяносто...
Всех убедили, что они любят ездить на автомобиле. Нет, ну есть и такие люди, которые так скажут, даже если бы их не убеждали в этом денно и нощно. Но они не представляют большинство. Осмелюсь даже сказать, мизерное меньшинство. Большинство в глубине души всё-таки нормальные люди и не хотят сидеть за рулём по десять-двенадцать часов. И если бы у них был выбор и они не были бы загипнотизированы американскими стереотипами, то они сели бы на поезд, чтобы проехать от нескольких сотен до пары тысяч километров, вместо того чтобы усаживаться за руль своей железяки или тащиться в аэропорт. Но у них нет выбора, за них этот выбор сделали большие дяди, у которых цель жизни убога и примитивна до изумления - прибыль и власть (чтобы получить еще больше прибыли). Понятия целесообразности и удобства, а тем более общественной пользы, с этой целью несовместимы.
Как-то опубликовали такой факт. Если всех водителей и их редких пассажиров, занимающих своими железными чадами двадцать пять километров Дон Вэли Парквэй, посадить в небольшие пригородные поезда из четырёх вагонов, то понадобится, точно не помню, примерно два или три таких поезда. Несоразмерность затрачиваемых ресурсов просто фантастическая. Она ошеломляет, поражает здравый смысл наповал. И после этого кто-то осмеливается утверждать, что люди разумные существа?! Как говорит герой фильма “Жмурки”: “Вот только не надо гнать!” Может, среди них и есть сколько-то разумных, но только не они делают погоду в обществе.
Даже если убрать некоторый перекос, обусловленный обычным чрезмерным увлечением чем-то новым и необычным, которое обещает решить все проблемы (автомобиль, самолёт, ракета), всё равно развитие транспортной сети Америки диктовалась в первую, вторую и третью очередь интересами получения прибылей отраслями-монополистами. Итог перед вами. Система оказалась структурирована, мягко говоря, неоптимально, а если называть вещи своими именами, то структурированной неправильно, ошибочно и чудовищно неэффективно. Причём это касается в основном урбанизированных мест, где проживает подавляющее большинство населения. Проблема осознаётся (и в её нынешнем состоянии для этого не надо, как говорится,  в школу ходить), и что-то делается. Начинает делаться. Но болезнь зашла далеко, причём она поразила уже весь организм. Скорого выздоровления не предвидится.
Как мы уже говорили, она поразила мозги, сознание и подсознание людей, до самого мозолистого тела. Автомобиль стал фетишем, в первую очередь, а не только средством передвижения. Это ужасно, но это факт, сколько людей ассоциируют себя с автомобилем, с этой железякой. Они готовы отдать последнее, но не расстанутся с автомобилем. Как смеётся сын, если ты узнаёшь, что человек снимает полуподвал, питается кое-как, но хорошо одет и ездит на подержанной “бэхе-тройке”, то это скорее всего недавно приехавший из России, и скорее всего это этнический русский. Ну, Россия, ладно, там к этому делу особое отношение, это вырожденный и почти безнадёжный случай (“и какой же русский не любит быстрой езды (куда торопимся?), кони, мои кони и т.д.”). Но дело в том, что они отнюдь не одиноки в таком трепетном отношении к автомобилю. То есть людей надо воспитывать и воспитывать, прежде чем они начнут задумываться, что не всё золото, что блестит новой красочкой и пахнет новой резиной.
Есть ещё один социальный аспект этой проблемы, на который обратил внимание старший сын. Очень хорошо его также подметил Носов в книге “Незнайка на Луне”. Помните, как Козлика убедили раскошелиться на автомобиль? “Ну что ты как бедняк на автобусе ездишь! Купи машину!” Козлик и купил. Машина ассоциируется с социальным статусом. Есть машина – уже как бы не бедняк в глазах окружающих. Нет машины – значит, что-то неладно. Круче машина – круче и сам, значит. Какое-то детское мышление, но зато какое распространённое и живучее. Люди вообще любят пыль в глаза пускать, это известно. На юге Флориды, где только в Майами две трети выходцы из Латинской Америки, такой “конструктивный” подход вообще принял гротесковую форму. Там целые города отказываются этаким широким жестом от общественного транспорта. Вообще. Якобы чтобы всякое такое не селилось в их городе.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть ещё один нюанс. Идеология индивидуализма, независимости (от чего?) всячески внедряется в сознание населения. Зачем, понятно. “Разобщай и властвуй” замечательно эффективный инструмент. Разобщать можно по разному, это тоже весьма многоплановое явление объективной реальности. В том числе можно рассовать народ по автомобилям.
Сколько народа калечится, погибает каждый год. Статистика известна. В США около тридцати тысяч человек погибают на дорогах. Это население немаленького города, совсем не маленького. При нормальной организации транспортной сети многие из этих людей остались бы жить поживать. Мы все заложники этого дикого перекоса транспортной системы. При её нынешнем состоянии и господствующим из-за этого менталитетом, который вполне оправдывает существующее положение, стратегическое планирование  дальнейшего развития транспортной системы не претерпит сколько-нибудь серьёзных изменений. Властям такая ситуация только на руку. Не надо особо заботиться о транспортной системе. Ну, дороги поремонтируем абы как, закопав туда со своими ребятами пропасть денег, а пробки, увечья, это пусть толпа сама разбирается, это её проблемы. И все довольны, и всем хорошо в итоге. Только с каждым годом всё невозможней ездить становится. А не нравится, проваливай, никто не держит. Свобода!
Мера, на мой слегка просвещённый взгляд, одна из важнейших категорий диалектики. Что означает сиё глубокомысленное замечание в контексте нашей истории? Автомобиль великая вещь, оказавшая глубокое воздействие на цивилизацию, в том числе и позитивное. Но всё хорошо в меру. Автомобиль занял, если хотите, захватил, оккупировал чужую территорию, ему ни по какому праву не принадлежащую. Тем самым он разрушил и продолжает разрушать какие-то другие, не менее важные аспекты и явления человеческой организации. Мы слегка коснулись в основном негативных воздействий, которые “железная лошадка” оказывает на сегодняшнюю жизнь. Мы не говорили о плюсах, а их тоже много, об этом не надо забывать. Но кувалда, как и автомобиль, такая вещь, что она может и разрушать, и помогать созидать. Как и почти любое явление, впрочем. В случае с автомобилем мера утрачена. И цивилизация пожинает горькие плоды этого дисбаланса даже не понимая по большому счёту из-за чего и для чего. И чем дальше, тем более обильный урожай ей придётся собирать на этой самой автомобильной ниве.
Ну и каков итог всей этой эмоциональной тирады? Да такой, что формы организации жизни людей оставляют желать лучшего, что не соответствуют они требованиям сегодняшней усложнившейся жизни и выросшему количеству населения. И что форма организации должна соответствовать содержанию, то есть уровню организуемых и самоорганизующихся, а уровень этот может быть очень разным, как бы меня не пытались убедить в обратном. И что претерпевает жизнь людей качественные изменения, а ведут к ним изменения количественные, накапливающиеся по многим измерениям. А почему по многим, так это потому, что жизнь есть явление объективной реальности, и как таковое в принципе многофакторное, а факторы эти имеют структуру и взаимосвязаны между собой. Тронь один, и пойдёт оно по цепочке. А ещё из изложенного следует, что если люди не научатся мыслить лучше и правильнее, то жизнь лучше становиться не будет.  (А они точно в ближайшее времени не научатся, да и в долгосрочной перспективе такое развитие событий будет отнюдь не именинами сердца, а явится следствием очень даже интересных явлений, многие из которых будут сильно напоминать катаклизмы.) И это привнесёт определённую нестабильность и определённые перекосы. Жить станет интересней, для тех кто находит интерес в непредсказуемости и быстрых неожиданных изменениях, но труднее. Зато, в полном соответствии с законами диалектики, появится больше разных возможностей. И также усилится броуновское движение, что, безусловно, будет на руку некоторым особям рода человеческого. А транспортная система, это что. Так, один срез жизни. Но срез показательный и во многом даже предсказательный. Не хотелось бы, чтобы написанное как-то омрачило чьё-либо настроение. На самом деле данная статья вполне оптимистична, а сам автор смотрит в будущее с уверенностью и оптимизмом. Он из тех, кому, как говорится, цель ничто, зато они очень приветствуют движение вообще. И движение вселяет в них оптимизм.

2008


Рецензии