И корабль плывёт Мы все работали на школу

Это отдельная, очень интересная тема быта моряков, работавших в 70е - 80е годы сейчас совсем потеряла свою актуальность в нынешное время. Современное поколение моряков совершенно не знает например, что такое "работать на школу", поэтому об этом обязательно надо рассказать.
Прежде всего надо честно признаться, что сама идея поступления в мореходку и мысль связать свою профессию с морем не всегда была мотивированна идеей так называемой "морской романтики". Литература тех лет гордо описывала "плавиков", как ребят, которые с пелёнок мечтали о солёном ветре и качающейся под ногами палубе. Нет, я не совру, действительно, были такие - были. Но истинная причина была совсем другой. Недаром в нашем выпускном альбоме красовалась надпись:"Наш путь тернист, но переспективы светлы!" А что такое "светлы" - Это возможность ЧЕСТНО зарабатывать во много раз больше, чем на берегу.
Я приведу простой пример.
Мой отец, имевший два высших образования и работавший преподователем зарабатывал каких-то 120-130 рублей в месяц. А я уже учась в мореходке вышел в свой первый рейс в "загранку" в должности моториста 2-го класса. Проработав 3 месяца, как того требуют условия нашей летней практики.
Дело в том что в течении 5 лет нашей учёбы мы должны набрать необходимое колличество месяцев морского рабочего плавценза для получения рабочего диплома механика.
В отличии, например от выпускника политехнического института, который после окончания обучения получает один диплом - мы имеем 2.
Один совершенно такой-же, а второй - это что-то типа водительских прав шофёра, который позволяет тебе управлять но не грузовиком а громаднейшим судном с определённым уровнем мощности силовой установки.
Этот диплом,как и водительские права имеет контрольный таллон в котором имеются окошечки разных категорий нарушений, которые пробиваются так-же как и у водителей. И точно так-же при определённом колличестве нарушений может привести к дисквалификации и потере прав на управление транспортным средством - в данном случае - судном.
Так теперь после этого объяснения я опять вернусь к финансовому вопросу темы.
Отработав 3 месяца в "загранке" и получая обычную зарплату моряка в Советских рублях при нахождении судна "за кордоном" мы получали ещё и 25% от этой зарплаты, но уже в конвертируемой валюте. Так вот в этих 25 процентах и заключалась вся "романтика".
Дело в том, что в обнищавшей стране ничего практически небыло.
И моряки были уникальными поставщиками всего того о чём мечтало население. Вы ведь не купите настоящие Американские джинсы в универмаге - нет, никогда! А у моряка можно! Но стоить это будет соответственно степени дифицитности товара. Не буду сйчас углубляться в цены того времени. Просто например скажу что за фирменный "джинсяк" люди были готовы заплатить до 200 рублей - это при Советских-то зарплатах!
Так вот всё это у моряков называлось на своём жаргоне - "школа"
Работать на "школу" - это значит получать огромную суперприбыль при перепродаже в Союзе привезённых остродифицитных товаров купленных на те самые 25%
Так вот после реализации привезённого мной за время 3-х месячной практики я легко подсчитал и с гордостью сообщил отцу, что уже сейчас, только работая  мотористом получаю ровно в 10 раз больше, чем он!!
Так что вся морская романтика заключалась именно в "школе".
Я в детстве мечтал стать химиком, врачём, кем-то там ещё, но у меня до сих пор стоят в ушах слова моей матери:
-"Поступай в мореходку, нечего плодить нищету. Посмотри - отец твоего соученика капитан такой-то приезкжает на родительское собрание на белой 24-й Волге, одетый как заграничный киноартист с золотым "Ролексом" на руке"
К слову в нашей школе было много детей плавиков и, конечно было очень завидно смотреть на всё то, что они имели.
Но рискнуть в будующем выбрать карьеру моряка могли не многие. Слишком сложной и опасной казалась многим эта работа по сравнению со спокойной и размеренной наземной жизнью.
Интересно, что работа "на школу"научила моряков идеально разбираться в маркете. То есть с одной стороны - что имеет максимальный спрос в Союзе, а с другой - в каких странах и портах можно недорого всё это приобрести.
Хочу привести пример,что получалось с некомпитентными людьми. Есть такой тип судов, как "научники".На них и попадали люди, далёкие от суровой морской жизни. Это были разного калибра учёные и научные работники. Моряки называли их "кальмарами". Вот так один раз один такой научник после длительного рейса возвращался домой и зашёл на Лас Пальмас (Канарские острава Испания) Этот порт у моряков считается просто идеальным для "школы"и уступает разве что Сингапуру.
Все, как водится, пошли в увольнение. Пошла и одна "кальмарша". У неё была мечта купить хорошие часы. И вот она возвращается из увольнения с такими-же лохами, как она сама. Но она переполненна гордости, потому-что в её кармане лежат швейцарские часики. По приходу на судно, она хвастается всем своей покупкой, на которую она истратила всю свою валюту.
Но почему-то вместо восторга, она наблюдает совершенно другую реакцию. Все только глупо улыбаются и крутят пальцем у виска.
Почему, она поняла позже, когда увидела возвращающихся из увольнения людей, нагруженных рулонами дорогих ковров, киломметрами отрезов кремплина, шифона, гипюра, пачками цветастого мохера и много, много другого.
С одной стороны - да, она осуществила свою мечту и теперь на её руке красовались небольшие, простенькие, но швейцарские часы. С другой - таки - богатства, которые с трудом волокли на себе моряки.
Один из них обьяснил ей, что часы - никто, никогда не покупают в загран портах, а покупают на Одесском толчке. И после реализации вещей, которые она могла купить на свои деньги, преспокойно можно было бы купить 10 таких часов и намного лучше!
Кстати, об Одесском толчке. Здесь у меня пойдёт перефраз с книгой Конецкого. Там он описывал какие диковинные, порой дикие радиограммы посылают друг другу моряки и их друзья и родственники.Так вот, после закрытия Одесского толчка, на котором сами моряки и их родственники сбывали заграничный дефицит,полетели радиограммы весьма интересного содержания, типа:"Вася , всё пропало! Школа закрыта!"
Дело в том, что самую лучшую цену реализовываемому товару можно было получить только на толчке. "Впулить" какому-нибудь приезжему лоху джинсы на 3 размера больше за громадные деньги и прочее прочее.
Ленивые моряки и их жёны сдавали всё в  в коммисионные магазины, чтоб не иметь головной боли. А там на них лихо наживались продавцы - принимая всё это за копейки и перепродовая потом.
В довершении всего, скажу, что часто у моряка был свой  - определённый стиль покупок, которые он делал с многократным превышением таможенных норм, но не прятал товар,а раздавал частями другим морякам перед таможней, а у них брал то, что у них самих было в избытке.
Фантазия, конечно, работала отменно.
Что касается меня - то я любил фальшивые золотые цепочки, которые брал жгутами а также серьги.
Но особым вниманием у меня пользовался фирменный Турецкий - Французский "Шанель номер 5", который щедро разливался из вёдер в Турции, а потом, как из пушки - вылетал - реализовывался перед 8 Марта.
Мужки, как зачумлённые искали, что подарить своим подругам - а тут...." Шанель номер 5" - Французский и недорого! Вперёд!
Я был несказанно горд сделать многих Советских людей счасливыми так соскучившихся по модным и стильным фирменным вещам!




Продолжение следует


Рецензии